Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. «Как лесные звери готовятся к зиме»
план-конспект занятия по развитию речи
Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон.
«Как лесные звери готовятся к зиме»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_lesnye_zveri_gotovyatsya_k_zime.docx | 52.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон.
«Как лесные звери готовятся к зиме»
Образовательная область: познавательное развитие
Возрастная группа: 6-7 лет
Образовательные задачи:
-формировать представления детей о жизни зверей в лесу, их приспособленности к зимнему периоду;
- развивать интерес к закономерностям в живой природе;
- развивать речь, логическое мышление, память;
- развивать универсальные умения: фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причину, ставить цель, выбирать способы преодоления затруднения, задавать вопросы;
- воспитывать бережное отношение к зверям своей местности в осенний период;
- воспитывать коммуникативные способности детей.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: игрушечный зайчик; картинки
«Лесные жители»; ноутбук; модель маскировки (силуэт белочки, зайчика).
Раздаточный: карточки с игровым заданием «Кто где спрятался?»; для проведения опыта: листы белой бумаги, желтый карандаш, красный прозрачный пластик.
Ход образовательной ситуации.
- Введение в ситуацию
Дидактические задачи:
- мотивировать детей на включение в познавательную деятельность;
- развивать эмоциональную отзывчивость.
Беседа «Магазин игрушек»
Логопед собирает детей около себя.
- Любите ли вы ходить в магазин?
- Какой магазин вам нравиться?
Какие игрушки Логопед сообщает детям, что он тоже любит заходить в магазин игрушек. И вот что произошло (рассказывает): - Я вчера была в магазине, и мне понравился вот этот зайчик. И знаете, что он мне рассказал? Зайке стало скучно жить в магазине на полке и он решил уйти жить в настоящий лес. Но приближается зима и он не знает, как готовятся звери к зиме. И просит нас помочь ему.
- Хотите помочь зайчику?
- вы видели?
- Сможете?
Актуализация знаний
Дидактические задачи:
- уточнить и актуализировать знания детей о жизни зверей в лесу в период подготовки к зиме, об особенностях их внешнего вида, условиях их жизни;
- развивать описательную речь, развивать умение отвечать на вопросы.
Дети располагаются на стульчиках у экрана. Беседа логопеда с детьми сопровождается показом слайдов презентации на тему:
«Лесные жители».
- Давайте заглянем в осенний лес и посмотрим, чем там занимается лесной «народ». Ребята, оказывается осенью надо ходить по лесу осторожно, тихо, чтобы не разбудить уже заснувших зверей.
- Отгадайте загадку: Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной, Иголок очень много,
А нитки не одной? (Ежик).
Логопед спрашивает детей:
- Кто хочет рассказать о том, как ежик готовиться к зиме.
- Где устраивает свое жилище на зиму? (Свое жилище ежик приготовил под кучей листьев и хвороста. Он выслал его травой и листьями.)
- Как приспосабливается к зиме? (с наступлением заморозков еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.)
- Ребята, а каких вы еще знаете животных, которые впадают в зимнюю спячку? (Барсук, медведь.)
- Правильно, ребята. Барсук за осень так отъедается.
Становится такой жирный, что еле-еле передвигается. Но норку строит
усердно, таскает листья, сухие веточки, мох. Постелька должна быть мягкой – ведь до весны спать несколько месяцев.
- Отгадайте загадку: Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной, А когда придет весна,
Просыпается ото сна. (Медведь.
- Как готовится к зиме медведь? (Готовит себе уютную берлогу.)
- Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, утепляет берлогу. Своими острыми когтями медведь отрывает с сосны и ели полоски коры и перемешивает их со мхом. И такую мягкую постель делает себе в яме. А елочки, что по краям той ямы росли, подгрыз – они наклонились и в шатер пушистый превратились. Надумает медведь спать укладываться, раздвинет лапами в хвое оконце. Свернется калачиком и уснет до весны.
- Ребята, послушайте загадку:
Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе Орешки я грызу. (Белочка.)
- Кто хочет рассказать о том, как белочка готовиться к зиме.
- Какие запасы делает белочка на зиму? (Сушит грибы, собирает шишки, орешки, желуди.)
- Где устраивает свое гнездо? (в дупле.)
- Что защищает от холода? (Теплая шубка.)
- Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям?
- Но совсем по-другому готовятся осенью к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов.
- Какие это звери? (Волк, лиса, заяц, лось, кабан и др.)
- Молодцы, ребята! А кто хочет рассказать о лосе.
- Какой корм добывает лось в зимнее время?
- Что ему в этом помогает?
- Как лось защищается от врагов?
- Вот еще загадка: кто зимой холодной бродит в лесу злой, голодный?
(Волк.)
- Кто расскажет нам о волке?
- Чем питается волк?
- Какой это зверь? (Хищник.)
- Как называется жилище волка? (Волчье логово.)
- Послушайте загадку: Хвост пушистый,
Мех золотистый, В лесу живет
В деревне кур крадет? (Лиса.)
- Что вы знаете о лисе, расскажите .
- К какой группе животных относиться лиса? (Хищница.)
- Как называется жилище лисы?
- Чем питается лиса?
- Вот еще загадка: Через поле напрямик,
Скачет белый воротник.
- Кто хочет рассказать о том, как живет заяц в лесу.
- Чем питается заяц зимой?
- Что помогает ему выдержать холода?
- Как он спасается от врагов?
- Молодцы, ребята! Вы так много знаете о жизни лесных зверей, много рассказали нашему зайчику.
Логопед обращается к игрушечному зайчику: - Ты, зайка, теперь знаешь, как в лесу жить непросто. Все звери леса приспособлены к трудным зимним условиям, готовятся они к зиме заранее.
- Ребята, а что надо иметь зайцу, чтобы выжить в лесу зимой? (Зайцу надо иметь острые зубы, быстрые ноги, шерсть белой окраски).
- Для чего ему нужна зимой шубка белой окраски? (Чтобы его не было видно на белом снегу).
Логопед обращается к игрушечному зайчику: - Вот видишь, зайчик, ты совсем не такой. Шерстка у тебя серая, ты не сможешь замаскироваться от волка и лисы. Наверно, тебе не стоит идти в лес. Оставайся лучше жить у наших детей. Они будут играть с тобой и заботиться о тебе.
Проводиться физкультминутка.
Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
- создать мотивационную ситуацию для знакомства детей с понятием «маскировка»;
- сформировать опыт под руководством логопеда фиксации затруднения и понимания его причины.
- Ребята, а зайчик спрашивает - как это замаскироваться?
- Кто-нибудь знает, что значит замаскироваться? (Ответы детей).
- Замаскироваться это значит спрятаться так, чтобы никто тебя не увидел. А как нам показать маскировку, чтоб зайчик понял? (Ответы детей).
- Вы можете показать? (Нет).
- Почему? (Не знаем).
- А как можно узнать? (Спросить у того, кто знает).
Открытие нового знания
Дидактические задачи:
1) познакомить детей с понятием «маскировка»;
2) закрепить умение преодолевать затруднения способом
«спросить у того, кто знает»;
3) сформировать опыт эмоционального переживания радости открытия.
Логопед предлагает подойти детей к столу. Логопед демонстрирует модель маскировки, ставя по очереди условные фигурки белки, зайца. Прикладывает силуэты зверей то на пестрой, то на белой части модели.
Подводит детей к выводу: маскировочная окраска зверька делает его незаметным, если он находится на фоне, который по цвету совпадает с его окраской. При этом зверек должен быть неподвижен (замереть на месте).
Логопед предлагает детям нарисовать птичку на белой бумаге желтым карандашом. Дети накрывают картинку красным пластиком.
- Что мы видим? (птичка исчезла).
- Почему? Логопед объясняет: как желтая птичка, так и красный пластик отражает цвет, который затем попадает нам в глаза. Красный цвет не чистый, он содержит в себе желтый. Этот желтый цвет сливается с желтым на картинке, и глаз не в состоянии отделить один цвет от другого.
Животные часто меняют окраску, сливаясь с цветом окружающего пейзажа, что помогает им защититься от хищников. Глаза хищника не могут отличить цвет его возможной жертвы от цвета листвы или травы.
Логопед просит детей назвать примеры маскировочной окрас- ки животных (зайчик на снегу, белочка в ветвях дерева, лось среди деревьев).
- Включение нового знания в систему знаний детей.
- Дидактические задачи:
- закрепить понятие «маскировка»;
- развивать логическое мышление, память, внимание.
- Логопед предлагает игру-лабиринт «Кто где спрятался?» (работа детей с карточками). Игрушечный зайчик остается в группе.
Осмысление.
Дидактические задачи:
- восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.
Логопед собирает около себя детей:
- Кто у нас был в гостях?
- Что полезного сделали?
- Что нового вы узнали? (Мы узнали, что такое «маскировка», как звери маскируются в лесу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности в младшей группе Тема «Как звери готовятся к зиме»
Конспект образовательной деятельности в младшей группе Тема "Как звери готовятся к зиме"...
«Как лесные звери готовятся к зиме». Конспект занятия по экологии для детей старшей группы
конспект занятия по экологии...
Конспект занятия по речевому развитию для детей 6-7 лет на тему : "Как лесные звери готовятся к зиме."
Данный конспект разработан с целью расширения и обогащения знаний детей о том, как лесные звери готовятся к зиме, активизировать словарь, связно излагать свои мысли, познак5омить детей с нетрадиционны...
конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Как лесные звери готовятся к зиме"
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Как лесные звери готовятся к зиме"...
«Как лесные звери готовятся к зиме». Конспект открытого занятия старшей группы «Снегурочка»
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие...
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Как лесные звери готовятся к зиме" для детей второй младшей группы
Как лесные звери готовятся к зиме...
Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. «Как лесные звери готовятся к зиме»
Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. «Как лесные звери готовятся к зиме»Образовательная область: познавательное разви...