Отчет по самообразованию по теме " Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой деятельности у детей 2-3 лет"
материал по развитию речи (младшая группа)
Русское народное творчество не перестаёт удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой.Родная речь,звучащая в сказках,выразительные интонации русской песни,с которой встречается ребенок с малых лет. Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, песни красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечетления, которые получает ребенок отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu_ranniy_vozrast.docx | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию по теме
«Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».
Воспитатель:
Чурбакова Н. И
Цель :самообразования: изучить и опытно-экспериментальным путем проверить влияние малых форм фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Я решила выбрать эту тему в связи с тем, что в наше время наблюдается процесс упрощения, оскудения богатого русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей.
Фольклор - одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Интересно исследование Л. Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Отмечается, что фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей.
Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.
К малым формам фольклора относятся:
- колыбельные песни, пестушки, потешки, поскакушки, прибаутки, жеребьевки, заклички, проговорки, считалки, молчанки, загадки, пословицы, поговорки и др. Их влияние на развитие речи детей неоспоримо.
С помощью малых форм фольклора решаются практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников, необходимо использовать этот богатейший материал словесного творчества народа в развитии речи детей дошкольного возраста.
Когда малыш приходит в детский сад, он уже понимает речь, узнает близких, поэтому я забавляла его песенками и короткими стишками-пестушками. Их назначение - вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.
У меня был небольшой опыт работы с детьми старшей группы по изучению фольклора. Большое внимание я уделяла изучению народной сказки, пословицам, поговоркам, закличкам. Также, наряду с этим материалом, использовала такую форму работы, как беседа. Дело в том, что давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки,
пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. А ведь так важно дать дошкольнику эти знания для дальнейшего формирования его личности и приобщения к русской культуре.
Моя работа по самообразованию была нацелена на то, чтобы дети ещё с дошкольного возраста приучались к народной культуре, красоте русского слова. Ведь, как сказал великий классик М. Горький: «Начало искусства слова – в фольклоре». Для меня очень важно донести до ребенка красоту русского народного слова, уважительное отношение к старинным праздникам и традициям, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Сейчас я работаю в группе раннего возраста детского сада с детьми 2- 3 года Первое знакомство ребенка с народной поэзией я начинаю с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства.
При исполнении народного произведения я старалась обеспечить понимание смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраски речи, изменению тембра голоса. Таким образом, мною устанавливается речевое взаимодействие с ребенком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление.
Отбирая произведения фольклора для занятий с детьми, я старалась учитывать, чтобы они отражали все стороны жизни человека.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Здесь мне очень помогают такие малые формы фольклора как потешки. Я подбираю и выразительно рассказываю потешку, которая помогает установить контакт с ребенком, вызывает у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - воспитателю.
Вместе с потешками мы причесываемся, одеваемся на прогулку, кушаем и играем. Делаем гимнастику с малышами, приговаривая потешки, - так веселее!
Я использую потешки и в пальчиковых играх с детьми. Давно известно, что пальчиковые игры, которые придумали нянюшки в прошлые века, развивают одновременно координацию движений и речь, так как центры мозга, отвечающие за эти виды деятельности, связаны между собой. Дети, которые регулярно играют в пальчиковые игры, в среднем начинают говорить раньше, чем те малыши, которые в эти игры не играют.
С помощью потешек дети легче и лучше запоминают животных, их повадки, внешний вид. При этом хорошо тренируется память.
Народный фольклор имеет множество потешек, чтобы приготовить ребенка ко сну, успокоить его, если он перевозбужден. Я произношу их речитативом или напеваю.
Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывания ее спать. Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя
сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.
Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора.
Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.
Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.
На основе фольклорных произведений составила комплекс закаливающей гимнастики после дневного сна для детей младшего дошкольного возраста, который применяется каждый день для укрепления и сохранения здоровья детей, поддержания интереса к занятиям физическими упражнениям.
Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. В соответствии с этим разработала цикл развлечений художественно-эстетического цикла.
Подготовила консультации по данной тематике для родителей и педагогов, отражающие актуальные вопросы развития речи ребенка в ДОУ и семье.
Изготовила настольные театры: «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок» и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба».
Составила картотеку по русским народным играм: «Огуречик-огуречик», «Жаворонок», «Морская фигура», «Утка и селезень», «У медведя во бору», «Мосток», «В воробья», «Гуси-гуси», «Пчелы и ласточка», «Молчанка», «Золотые ворота», «Птички», «Куры-курченяточки», «Крута гора», «Змейка»,»Каравай»,»Летят-не летят», «Утка и волк»..
Совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских народных сказок.
В раннем возрасте очень важно ускорить "рождение" первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов мне помогают малые формы фольклора, в которых привлекается внимание детей к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает их, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Я старалась подобрать соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогали бы детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.
В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью я обыгрываю малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты.
Многие стариные русские традиции в наше время начинают угасать, забываться. А ведь так важно знать о том, как жили наши предки, ведь без знания своего прошлого
нельзя постичь настоящее. Вот почему нужно закладывать в маленьких детях любовь к наследию своих предков с самого раннего возраста.
Результатом моей работы явилось то, что улучшилась память детей, расширился кругозор, увеличился словарный запас, они с большой охотой приходят в детский сад, легче прошли адаптационный период, неговорящие дети стали разговаривать. Следует сказать и о том, что вводя в свою работу потешки, пестушки, прибаутки я знакомлю детей с творчеством русского народа, что, в свою очередь, воспитывает и патриотические чувства ребенка.
В работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста ведущее значение имеет не только формирование фонетической и грамматической сторон речи, но и формирование лексического запаса ребенка, на основе которого проводиться работа по развитию правильной устной речи.
Значение пословиц и поговорок как средств народной педагогики усиливает его форма - краткая яркая и своеобразная, т.е. доступная для понимания и запоминания ребенком.
В пословицах и поговорках, так же как и в устном народном творчестве любого народа, затрагиваются все события жизни людей: семьи и воспитания детей, любви и дружбы, труда, родины и народа, взаимодействие человека с природой, также развития речи детей.
Таким образом, пословицы и поговорки могут эффективно использоваться в любой жизненной, воспитательной ситуации, и в занятиях по развитию речи детей.
Главным воспитателем ребенка является семья и детский сад. Они воспитывают на тех ценностях, которые являются общепризнанными в данном обществе и в данное время особенно востребованными. Идеал и воспитания личности, складывается: из следующих нравственных категорий: любовь к родине, к родной природе, уважение к старшим, прежде всего родителям, скромность, трудолюбие, терпеливости и т.д. Наиболее общим и важным в развитии речи детей является не только произношение пословиц и поговорок, но и воспитательное значение.
В ходе самообразования была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме использования художественных произведений для развития речи дошкольников.
Было практически апробировано использование художественных произведений, сказок, пословиц, поговорок, потешек и других форм фольклора для развития речи детей на занятиях и в повседневной жизни.
Проводились занятия с использованием художественных произведений для развития речи детей дошкольного возраста.
Анализируя полученные результаты следует сделать вывод о эффективности проделанной мною работы по самообразованию.
Есть положительные результаты, недостатками можно назвать малое количество времени, отведенное на индивидуальные занятия, невозможность контролировать выполнение дома предложенных рекомендаций. Но, несмотря на данные недостатки, у детей выделены положительные тенденции. Предполагаю, что дальнейшая работа по использованию средств фольклора, способствующих формированию речи способствующих формированию речи у дошкольников даст более четкие положительные результаты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя 1 младшей группы «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».
Активизация речевой деятельности детей раннего возраста с помощью произведений русского фольклора, развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей малышей на основе устного нар...
Самообразование: «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».
Самообразование: «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет»....
План самообразования воспитателя 1 младшей группы «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».
quot; Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет"...
План самообразования воспитателя «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия лите...
План самообразования «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 1,5-3 лет».
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повыша...