Проект тематической недели «Сказки А.С.Пушкина». Подготовительная к школе группа.
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Прививать любовь к творчеству А.С. Пушкина, показать красочность, образность, эмоциональность Пушкинской лирики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_a.s.pushkina.docx | 55.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок»
Проект тематической недели «Сказки А.С.Пушкина».
Подготовительная к школе группа.
Выполнила: Туголукова Алена Сергеевна
Воспитатель: подготовительной группы
Советский,2024 г.
Проблема:
Недостаточно высокий уровень читательского интереса, читательской культуры;
Отсутствие заинтересованности у большинства родителей чтения произведений детской литературы;
Малое окружение литературным языком современных детей.
Актуальность:
Чтение художественной литературы способствует формированию у детей целостной картины мира, интеллектуальных и личностных качеств, развитию
художественно-творческих способностей. Давно известно, что отточенный язык А.С. Пушкина – лучшее средство для работы над риторикой и культурой речи детей. Благодаря легкости стиха, яркой и понятной образности его творчества доступно дошкольникам. Пушкинские сказки приобщают маленького читателя к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка.
Вид проекта: творческий, краткосрочный. Сроки реализации: 1 неделя
Участники проекта:
Дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
Цель проекта:
Прививать любовь к творчеству А.С. Пушкина, показать красочность, образность, эмоциональность Пушкинской лирики
Задачи:
Дети:
Образовательные:
продолжать знакомить с творчеством А.С.Пушкина,способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения, обогащать и расширять словарный запас детей, формировать умение выразительно читать отрывки из сказок, инсценировать эпизоды сказок.
Развивающие:
развивать артистические способности, развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности, знакомить с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам А.С.Пушкина, формировать навыки сотрудничества, развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях, побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой
Воспитательные:
воспитывать чувства дружбы и коллективизма, воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умение применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний
Родители:
создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
развитие совместного творчества родителей и детей;
развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Предполагаемый результат:
развитие интереса к творчеству А.С. Пушкина;
развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;
развитие эмоциональной отзывчивости;
самостоятельная музыкально-художественная, театральная, изобразительная и познавательная творческая деятельность детей;
гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
Содержание проекта:
№ | Мероприятия | Задачи | Ответственные | |||
1 этап – подготовительный. Формирование устойчивого интереса к тематике проекта. | ||||||
1 | Создание проблемной ситуации для детей | Выяснить, что дети знают об А.С.Пушкине, его сказках, что хотели бы еще узнать; откуда можно узнать. | воспитатели | |||
2 | Оформление родительского уголка «Для вас, родители». Размещение статей, рекомендаций, консультаций по теме проекта. | Просвещение родителей. | воспитатели | |||
3 | Обсуждение и составление плана- схемы оформления книжной выставки; выбор места. Поручения для детей и родителей (полка, рамки, портрет книжки-малышки) | Заинтересовать детей данной работой. Учить аргументировать свое предложение, давать правильную оценку выбору. Создать условия для демонстрации произведений А.С.Пушкина. | воспитатели | |||
II этап – основной. Формирование знаний, умений, навыков, в частности при решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно. | ||||||
4 | Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям и биографии А.С. Пушкина. Беседы. Высказывания и суждения детей. Их предположения о содержании. Консультация для родителей. | Развивать читательский интерес. Активизировать разговорную речь, умение вести диалог и монолог. Показать значимость иллюстраций. Вызвать желание побыстрее прочитать представленные книги. Учить родителей удовлетворять желание детей услышать произведение. | Воспитатели, родители | |||
5 | Совместное оформление выставки книг, посвященных сказкам Пушкина по выбранной вместе схеме. Определение места портрета А.С.Пушкина в группе. | Создать условия для реализации проекта. Создать команду детей и родителей, объединенных общими интересами, общей идеей. Поддерживать интерес к творчеству А.С.Пушкина. Дать возможность детям остаться с книжкой наедине, иметь возможность | Воспитатели, родители, дети | |||
возвращаться к прочитанному. | ||||||
6 | Чтение сказок А.С.Пушкина: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке» (сюрпризный момент утром: зеркальце, наливное яблоко, корона. Откуда могли появиться эти предметы в группе и с каким сказочным сюжетом могут быть связаны. В ходе обсуждения можно использовать прием оживления предметов) | Поддерживать интерес к художественной литературе, в частности к сказкам А.С.Пушкина. Учить понимать идею содержания произведения. Развивать умение оценивать поступки героев, высказывать свое мнение, запоминать понравившиеся места и словосочетания. Вызвать желание дома с родителями прочитать сказку еще раз и вместе поговорить о ней. Добиваться от родителей удовлетворения желания детей прочитать что-то еще раз. | Воспитатели, родители | |||
7 | Беседа о творчестве композитора М.Глинки. Слушание музыки из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила» Обогащение предметной среды группы и музыкального зала. Консультация музыкального | Ознакомление детей с жизнью и творчеством М.И.Глинки. Познакомить со сказкой А.С.Пушкина «Руслан и Людмила, ее особенностями и музыкой М.И.Глинки. Учить понимать характер персонажей, их переживания, эмоциональные состояния, мотивы поступков, особенности взаимоотношений; Познакомить детей с языковыми изобразительными средствами и средствами выразительности, используемыми в поэме и опере. Обратить внимание на красоту | Воспитатели, музыкальный руководитель | |||
руководителя для родителей. | языка поэмы и изобразительный строй музыки к опере, на то, как А.С.Пушкин и М.И.Глинка передали образы героев, на многообразие и индивидуальность этих образов | |||||
8 | Дидактические игры по произведениям А.С. Пушкина «Какой сказочный герой лишний?», «Найди предметы из сказок Пушкина», «Собери сказку» Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку» | Закреплять знания о героях сказок А.С. Пушкина, развивать память, внимание, фантазию, воспитывать умение доказывать и отстаивать свое мнение | воспитатели | |||
9 | ОО «Познание». « Что за чудо – эти сказки» (знакомство с жизнью и творчеством А.С. Пушкина) | Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А.С. Пушкина. Воспитывать любовь и интерес к русской литературе. Побуждать детей рассуждать, творчески мыслить. | воспитатели | |||
10 | Лепка сюжетная коллективная «У лукоморья дуб зеленый…» | Закреплять умение детей создавать коллективную композицию (на материале произведения А.С. Пушкина); закреплять навыки работы с пластилином, полученные; учить детей планировать и распределять работу между собой. | воспитатели | |||
11 | Создание композиции «Сказка о рыбаке и рыбке»: | |||||
а) Рисование «Буря на море» | Учить детей изображать бурю на море, обратив внимание на цвет штормового моря, подбирать нужные тона акварели для изображения; | воспитатели | ||||
закреплять навыки смешивания красок для получения нужного оттенка. Учить детей с помощью поролона и гуаши изображать движение волны, порывы штормового ветра. Развивать чувство композиции. При проведении занятия используется музыкальный фрагмент «Буря» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко». | ||||||
б) Конструирование из бумаги в технике оригами «Золотая рыбка» | Научить выполнять поделку из бумаги в технике «оригами». Отрабатывать базовую форму «Двойной треугольник». Украсить рыбку блестящей короной. | воспитатели | ||||
в) заключительный этап. Оформление композиции в один сюжет. | Создание иллюстрации к литературному произведению. Совершенствовать знания о композиции: формирование чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Возможность применения различных художественных материалов и техник: оригами, рисование крупой, красками, вырезывание фигуры старика, сети из тюли. | воспитатели | ||||
12 | Рисование «Украсим наряд Царевны- Лебеди» нетрадиционная техника рисования (манная крупа + гуашь) | Развивать интерес к нетрадиционной технике рисования с помощью манной крупы. Совершенствовать умение детей работать с гуашью, развивать творческое воображение, мышление, фантазию, воспитывать интерес к творчеству А.С, Пушкина. | воспитатели | |||
13 | Восприятие художественной литературы. Заучивание пролога к поэме «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зеленый…» | Формирование интереса к чтению и изучению художественных произведений. Развивать выразительность речи. Способствовать развитию памяти, сообразительности, внимания, усидчивости. | воспитатели | |||
14 | Литературная викторина «Умники и умницы» | Выявить уровень усвоения детьми ранее полученных знаний о Пушкине, знание его произведений, умение узнавать их по отрывкам. Активизировать речь. | воспитатели | |||
III этап – заключительный. Самореализация всех участников проекта. | ||||||
15 | Выставка детских рисунков, поделок | Развивать навыки совместного творчества. Учить радоваться положительным результатам творчества. | Дети, воспитатели | |||
16 | Презентация книжного уголка оформленного по теме недели | Создание условий для повышения интереса и развития творческого потенциала детей и их родителей. Повысить у детей интерес к сказкам Пушкина. Воспитывать любовь и бережное отношение к книге, получать удовольствие от умения делиться книжкой сделанной своими руками. | Дети, родители, воспитатели | |||
17 | Создание этюда «У Лукоморья» | Создание композиции из лепки к литературному произведению. Учить рассказывать выразительно пролог к поэме «Руслан и | Дети, воспитатели | |||
Людмила». Смонтировать материал в этюд «У Лукоморья» |
Приложение
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром « Что за чудо
– эти сказки» (знакомство с жизнью и творчеством А.С. Пушкина)
Цель:
Формировать интерес к творчеству А.С. Пушкина. Задачи:
Углублять и расширять знания детей о жизни и творчестве А. С. Пушкина;
Учить детей узнавать сказки А.С. Пушкина по прочитанному отрывку и по обложкам книг;
Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок;
Воспитывать любовь и интерес к русской литературе. Побуждать детей рассуждать, творчески мыслить
Предварительная работа:
1. Чтение детям сказок А. С. Пушкина.
2. Рассматривание иллюстраций из жизни А. С. Пушкина.
3. Разучивание стихотворений А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»,
«Зимний вечер», «Няне»
4. Просмотр сказок со «Сказкой о мёртвой царевне и семи богатырях» и «Сказкой о рыбаке и рыбке»
5. Рисование детей по сказкам А. С. Пушкина.
6. Оформление выставки книжек – малышек по сказкам А.С. Пушкина.
Материал к занятию:
Портрет А.С. Пушкина; выставка сказок А. С. Пушкина и иллюстрации к ним; аудиокассеты со сказками А. С. Пушкина и музыкальными иллюстрациями к повести А.С. Пушкина «Метель».
Ход занятия:
Звучит вальс Георгия Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель». Дети входят в зал и рассаживаются на стульчики.
Воспитатель: Ребята, не случайно наше занятие началось с музыки, которую написал композитор Свиридов к повести Пушкина «Метель». Вы уже догадались, что сегодня мы с вами будем говорить о творчестве Александра Сергеевича Пушкина.
А. С. Пушкин – величайший русский поэт. Много лет прошло уже со дня рождения А. С. Пушкина, а мы по-прежнему помним и любим его. Он живёт и будет вечно жить в нашей памяти.
Почти в каждом городе, есть улица, названная в его честь. В городах, где он побывал, ему поставлены памятники. У подножия памятнику в Москве всегда можно увидеть живые цветы, которые приносят сюда почитатели его таланта.
В каком городе родился поэт? (Ответы детей: в Москве). Он рос вместе со старшей сестрой Ольгой и младшим братом Лёвушкой. За детьми ухаживала крепостная нянька Арина Родионовна, которую Пушкин очень любил. Она была добрая, ласковая; укладывая детей спать, всегда рассказывала сказки.
Как-то раз маленький Саша лёг спать и долго не засыпал.
«Что ты, Саша, не спишь?»- спросили его. А он ответил: «Сочиняю стихи»
Отец Пушкина был знаком со многими русскими писателями. Они часто бывали у него в доме, говорили о литературе, читали свои сочинения. А маленький Саша смирно сидел где-нибудь в углу и внимательно слушал.
У Пушкина была особая страсть к поэзии, он, казалось, и думал стихами. Начнёт писать стихи, уйдёт куда-нибудь подальше от товарищей, насупит брови, надует губы, грызёт перо и лицо его то хмурится, то проясняется улыбкой. Товарищи знали, что в это время его лучше не трогать – вспыльчив он был ужасно. А кончит писать, примется бегать, прыгать через стулья.
Пушкин любил природу с самого раннего детства. В стихах о природе можно найти все четыре времени года. Послушайте, как о чудесном морозном дне написал в своём стихотворении Пушкин:
«Под голубыми небесами Великолепными шатрами
Блестя на солнце снег лежит. Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит»
Красива богатая снегом зима, но и она не вечна. Совсем скоро растопит солнце сугробы и побегут ручьи и наступит… Какое время года? (Ответы детей: Весна). Затем? (Ответы детей : Лето) И за летом идёт? (Ответы детей: Осень)
Скажите, какое время года Пушкин любил больше всех времен? (Ответы детей: Осень). Правильно.
Пушкин написал чудесные стихи об осени. Кто из вас может прочитать? Дети читают стихотворения А.С. Пушкина об осени.
Няня, как её звали, ребята, напомните мне (Арина Родионовна) знала много сказок и замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил эти длинные и певучие сказки и мог слушать их часами. Он часто просил няню ещё и ещё раз повторять их. Садился у её ног на маленькую скамеечку. Арина Родионовна брала в руки вязание и начинались сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено и сказочный народ оживал в мыслях Саши. Кто из вас может рассказать стихи о няне?
Дети читают стихи «Няне», «Зимний вечер»
Со слов няни А.С. Пушкин записал семь сказок и несколько песен. Первым откликом на эти записи явился «Пролог» к «Руслану и Людмиле» -
«У лукоморья дуб зеленый…»
(дети вместе с воспитателем рассматривают иллюстрации нескольких книг).
- Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь в «Прологе»? (ответы детей)
- Каких героев «Пролога» вы можете назвать? (ответы детей)
- А где встречаются все эти герои? (в русских сказках)
- Да, вы правы. Послушайте, я вам прочитаю, как обо всех этих героях сказок рассказал Александр Сергеевич (читает наизусть, выразительно
«Пролог»)
Небольшая пауза.
Понравилось вам стихотворение? (ответы детей)
Чем понравилось? (ответы детей)
Да, оно звучит, как песня. Напевное, мелодичное, завораживающее, словно сон. Поэт нарисовал чудесное сказочное русское царство, которое где находится? (ответы детей)
Да, там, в заветном Лукоморье. А кто знает, что означает слово
«лукоморье»? (ответы детей)
Лукоморье – это морской залив у изогнутой как лук богатыря земли. Значит где царство находится?. (ответы детей) Да, вы правы: на берегу моря… Там русский дух…Там Русью пахнет!
А какие еще герои сказок живут в чудесном сказочном царстве? (ответы детей)
Какими словами заканчивается «Пролог», вы запомнили? (ответы детей) Кто может прочитать, как заканчивается «Пролог»?
И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел и кот ученый Свои мне сказки говорил.
Эти слова вам что-нибудь напоминают? (ответы детей)
Русские сказки часто заканчиваются словами: «По усам текло, а в рот не попало». Что хотел сказать поэт, как вы думаете? (ответы детей)
Концовкой своего «Пролога» поэт хотел сказать, что упивался сладчайшим медом русской сказки, одной из которых хочет поделиться с нами.
Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? (Ответы детей: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде»)
Чем сказки Пушкина отличаются от сказок других авторов (Ответы: Они написаны в стихах)
Чем они похожи на другие сказки? (Ответы: в них добро всегда побеждает зло, в них прославляются добрые, смелые люди, а высмеиваются жадные, злые, трусливые люди).
А сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете сказки Пушкина (Дети называют сказки по прочитанным отрывкам).
А теперь мы с вами поиграем. Игра называется « Посмотри, узнай и назови». Перед вами выставка сказок А.С. Пушкина и иллюстраций к ним.
Воспитатель вместе с детьми подходит к выставке и проверяет знания детей.
Воспитатель обращает внимание детей на стол, на котором лежат различные предметы: зеркальце, кораблик, яблоко, рыбка, корыто, золотой петушок. Предлагает детям выбрать предметы, которые встречаются в сказках Пушкина и сказать из какой именно сказки тот или иной предмет.
Дети узнают предметы и говорят, из какой они сказки.
Воспитатель : И с этим заданием вы справились, молодцы! Вы показали хорошее знание стихов и сказок А.С. Пушкина.
А сейчас мы с вами превратимся в художников и нарисуем иллюстрации к сказкам Пушкина.
Лепка сюжетная коллективная «У лукоморья дуб зеленый…»
Цели:
Образовательные: закреплять умение детей создавать коллективную
композицию (на материале произведения А.С. Пушкина); закреплять навыки работы с пластилином; побуждать детей к использованию разнообразных приемов и способов лепки для более точной передачи образов героев; учить детей планировать и распределять работу между собой.
Развивающие: развивать у детей мышление, воображение, речь (в том числе за счет обогащения словарного запаса), мелкую моторику, коммуникативные навыки, сотрудничество в творческом процессе.
Воспитательные: воспитывать любовь к русской литературе, творчеству А.С. Пушкина; воспитывать товарищество, ответственность, трудолюбие, усидчивость, чувство радости и удовлетворения от результатов совместного творчества.
Материалы, инструменты, оборудование: цветной пластилин разного вида (простой, перламутровый, с блестками, восковой), стеки, дощечки, салфетки, леска (для усов ученого кота), мешочек из ткани, бумажки с названиями героев; проектор, экран, компьютер.
Наглядные материалы: портрет А.С. Пушкина (художник О.А.
Кипренский), книга сказок А.С. Пушкина, иллюстрации сказочного дуба, выполненные разными художниками, мультфильм «У лукоморья…» (вступление к мультфильму «Сказка о рыбаке и рыбке» - Союзмультфильм 1950г.), этимологический словарь русского языка Фасмера.
Предварительная работа: «погружение» детей в лексическую тему:
«Жизнь и творчество А.С. Пушкина» в рамках Пушкинского дня России. Чтение детям сказок Пушкина.
Перед занятием по лепке воспитатель выразительно читает детям произведение А.С. Пушкина «У лукоморья…». Затем детям задаются вопросы: «Что обозначает слово «лукоморье»? (Лукомо́рье (устар. и поэт. лукоморие; морская лука) — морской залив, бухта, изгиб морского
берега). Также педагог поясняет значение устаревших поэтических слов
«златая», «песнь» и др.
Воспитатель просит детей перечислить героев из стихотворения «У
лукоморья…» (кот ученый, леший, русалка, витязи, королевич, грозный царь, колдун, богатырь, царевна, волк, баба-яга, царь-кощей). Воспитатель просит детей представить в своем воображении сказочную картину, нарисованную поэтом. Затем педагог предлагает детям просмотреть в книгах иллюстрации сказочного дуба, выполненные разными художниками, и интересуется, какая иллюстрация и почему понравилась им больше. После этого воспитатель предлагает детям посмотреть на экране мультфильм «У лукоморья…».
Обсуждение мультфильма.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям создать всем вместе красивую композицию
«Лукоморье» при помощи пластилина и украсить этой композицией группу.
Дети вместе с воспитателем обсуждают, как будет выглядеть композиция, какие материалы им понадобятся для творчества. Дети приходят к выводу, что необходимо разбиться на группы и распределить обязанности.
Чтобы соблюсти справедливость, воспитатель предлагает устроить
жеребьевку. На полосках бумаги написаны названия героев и сказочных предметов из «Лукоморья». Бумажки помещаются в тканевый мешочек. Затем дети по очереди подходят к воспитателю и тянут «своего героя». По обоюдному согласию дети могут поменяться героями.
Учитывая объем работы, дуб лепят 3 человека; златую цепь, кота, лешего, русалку, королевича, колдуна, богатыря, царевну, бурого волка дети лепят индивидуально; ступу с бабой-ягой лепят 2 человека; витязей и Черномора лепят 5 детей; избушку на курьих ножках лепят 2 человека.
Распределив героев, дети сами застилают столы клеенкой, берут дощечки и стеки, самостоятельно выбирают себе материалы для создания своих героев и садятся так, чтобы можно было лепить индивидуально, парами или
тройками в сотворчестве.
На картоне желтого цвета простым карандашом дети рисуют контур сказочного дуба. Дальше с помощью пластилина и стеки делают его
фактурным. Детьми тщательно вылепляются листочки, желуди, разломы на коре.
Учитывая возраст (6-7 лет) и подготовку детей, педагог не дает им
пошаговых инструкций, предоставляя детям проявить полученные ими в детском саду умения и свою фантазию.
Воспитатель в процессе работы подходит ко всем детям, помогает советами, наводящими вопросами, напоминает приемы лепки тем, кто испытывает затруднения.
Дети, которые быстро справляются со своим заданием, могут помочь своим друзьям или просто понаблюдать за их работой.
Незадолго до окончания занятия дети переносят своих сказочных героев к месту расположения композиции и размещают в соответствии с сюжетом произведения.
После занятия. Завершается оформление коллективной композиции.
Совместное рассматривание и обсуждение композиции. Воспитатель обращает внимание детей на то, композиция удалась благодаря дружной совместной работе и старанию каждого из них. Педагог предлагает детям сделать презентацию композиции «Лукоморье», на которую пригласить родителей и детей из другой группы.
Конспект по заучиванию стихотворения А. С. Пушкина «У лукоморья» по героям лепки
Цель: Формирование интереса к чтению и изучению художественных произведений.
Задачи:
Понимать образное содержание и идею стихотворения, передавать структуру стихотворения с помощью героев лепки.
Развивать выразительность речи.
Способствовать развитию памяти, сообразительности, внимания, усидчивости, составлять изображение по образцу.
Развивать наглядно-образное мышление
Развивать общение и взаимодействие с взрослым и сверстниками.
Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения.
Формировать потребность вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.
Развивать восприятие художественной литературы.
Словарная работа: лукоморье, неведомые дорожки, невиданные звери. Демонстративный материал и оборудование: мольберт, плакаты с иллюстрациями сказок, шерстяной клубок.
Планируемые результаты:
Передают содержание произведения с помощью героев лепки.
Проявляют чуткость к художественному слову, чувствуют ритм и мелодику поэтического текста.
Ход занятия:
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые иллюстрации к сказкам. Поиграем в игру «Узнай героя и назови, из какой он сказки? »
Воспитатель: «Чуть опасность, где видна, Верный сторож как со сна,
Шевельнётся, встрепенётся, К той сторонке обернётся, И кричит: “Кири-ку-ку.
Царствуй, лёжа на боку! ”»
Дети: Петушок, из «Сказки о золотом петушке».
Воспитатель: «Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь".
Дети: Рыбка, из «Сказки о рыбаке и рыбке».
оспитатель: «Свет мой, зеркальце! скажи, Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? »
Дети: Зеркальце, из «Сказки о мертвой царевне».
Воспитатель: «Белка там живёт ручная, Да затейница какая!
Белка песенки поёт,
Да орешки всё грызёт. »
Дети: Белочка, из «Сказки о царе Салтане».
Воспитатель: Всех героев узнали, сказки назвали молодцы. Все сказки написал Александр Сергеевич Пушкин.
Воспитатель: Вспомните, что вы знаете об Александре Сергеевиче Пушкине? Дети: А. С. Пушкин великий русский поэт, писатель, сказочник. Александр Сергеевич очень любил слушать сказки своей няни, она рассказывала ему в детстве о русалках, о царе Кощее, о бабе Яге, и о богатырях. Пушкин писал не только сказки, но и стихи, и рассказы.
Построение проблемной ситуации:
Воспитатель: Как вы думаете, почему мы сегодня говорим о творчестве А. С. Пушкина?
Дети отвечают: Мы познакомимся с новым произведением. Воспитатель: Зачем нужно читать сказки и стихи?
Дети отвечают: Мы расскажем о них своим родственникам и друзьям.
А. С. Пушкин написал еще одну интересную поэму «Руслан и Людмила», начало которой мы сегодня услышим «У лукоморья … ».
Аудиозапись (в исполнении актера)
Воспитатель: В стихотворении прозвучали новые, очень интересные слова. Ребята, как вы понимаете Лукоморье?
Лукоморье – это изгиб морского берега, похожий на изгиб лука.
Воспитатель: Как вы понимаете «там, на неведомых дорожках… »? Воспитатель: О каких чудесах и сказочных героях вы узнали?
Дети: Там леший бродит, русалка на ветвях сидит, там, на неведомых
дорожках, следы невиданных зверей, избушка там, на курьих ножках.
Воспитатель: Каким поэт изобразил лукоморье? Дети: Сказочным, таинственным.
Воспитатель: Игра «Назови действие» Что делает кот ученый? Леший? Русалка, что делает? Избушка, что делает?
Физкультминутка
Мы глазами миг-миг-миг; Мы плечами чик-чик - чик; Мы руками хлоп-хлоп - хлоп; Мы ногами топ-топ-топ;
Раз – туда, два – сюда, А потом – вокруг себя
Надо низко поклониться, Чтобы в сказке очутиться.
Воспитатель: Мы с вами постараемся выучить это стихотворение, и вы подарите его маме. Чтобы нам было интереснее заучивать, нам помогут герои нашей лепки.
Повторное чтение отрывка воспитателем с показом героев. У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный, Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит;
Там, на неведомых дорожках Следы невиданных зверей;
Избушка там, на курьих ножках, Стоит без окон, без дверей;
Воспитатель: Поиграем в игру «Я начинаю, ты продолжаешь », молодцы.
У меня есть волшебный клубочек. Поиграем в игру «Смотаем стихотворение в клубочек». Ритмично «наматываем» строчку, за строчкой. А теперь
рассказываем снова, и разматываем.
Воспитатель: Коту ученому понравилось, как вы читаете стихотворение «У лукоморья … » А. С. Пушкина
Молодцы, ребята, помогли коту ученому, он благодарит вас. Рефлексия:
Мы с вами говорили сегодня о творчестве А. С. Пушкина. Постарались выучить стихотворение «У лукоморья… .»
Что интересного вы узнали сегодня? О чем расскажете родителям?
Конспект занятия нетрадиционная техника рисования
«Царевна - Лебедь»
Цель: Развивать интерес к нетрадиционной технике рисования с помощью манной крупы.
Задачи: Совершенствовать умение детей работать с гуашью, развивать творческое воображение, мышление, фантазию, воспитывать интерес к творчеству А.С, Пушкина. Учить
координировать движения руки, анализировать результат своего труда.
Материалы для работы
Подставки для клея, кисти для клея и для рисования толстая и тонкая, манка, салфетки, набросок Царевны – Лебедя, лак для волос
Ход занятия:
Сюрпризный момент – накрытый платком стол.
Воспитатель: «Однажды собрались на столе вроде бы ничем не связанные между собой предметы: «Работяги дружные. Эти вещи нужные!»
Все они лежали, с интересом разглядывая друг друга, но вдруг послышался тоненький шелестящий голосок, который был чем – то недоволен – это
была Манная крупа. Она все больше начинала ворчать и возмущаться:
Вот вы, все такие нужные и важные вещи! Вы людям помогаете выполнять серьёзную работу!
А я! Я только крупа, нужна для каши, меня съедят и тут же забудут! Как это обидно и досадно!
Как вы думаете, что мне оставалось делать? Я, конечно же, вмешалась в этот разговор и постаралась объяснить Манной крупе, как она хороша и полезна не только в манной каше.
Ты не поверишь, Манная крупа, но с помощью тебя можно рисовать яркие и незабываемые рисунки! Смотри!
Прежде, чем мы начнем, отгадайте про героя, какой сказки так говорят:
В свете есть такие ль дива? Вот идет молва правдива: За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть; Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит. А сама-то величава,
Выплывает, будто пава; А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит. Молвить можно справедливо, Это диво, так уж диво“.
Правильно, Царевна – Лебедь из «Сказки о царе Салтане»…
Рассмотрите ее образ внимательно и скажите, какая она по характеру? (добрая, скромная благодарная, чуткая, внимательная)
1 этап
Для начала нужно нанести клей ПВА на небольшой участок рисунка. Пока клей не высох, насыпаем сверху густой слой манной крупы равномерным
слоем, прижимаем рукой. Высохший лист нужно легко встряхнуть, чтобы не приклеенные крупинки осыпались. Теперь лист готов к покраске.
2 этап
После этого подготовьте краски и можно приступать к рисованию. Из-за неровной фактуры поверхности рисунок получится с эффектом - рисования по мокрому листу. Для начала мы прокрашиваем более крупные детали:
кокошник, сарафан, затем тоненькой кисточкой более мелкие: звезда на лбу, горловина и кайма сарафана
3 этап
После выполнения работы, когда она совсем высохнет, картину нужно покрыть лаком, чтобы крупа держалась.
Создать выставку рисунков, порадоваться интересным и аккуратным работам.
Довольная осталась Манная крупа, заулыбалась! Поняла она свою важность и нужность, обещала больше никогда не ворчать и не жаловаться! Вот на такой доброй ноте хотелось бы закончить свою удивительную историю!
Конспект занятия в подготовительной группе Тема: « Морские фантазии».
Программное содержание:
Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о море разными изобразительно – выразительными
средствами.
Развивать творческое воображение, фантазию.
Упражнять детей в различении цветов и оттенков, использовать в своей работе и в речи цвета и оттенки бледно-голубая, голубая, темно- голубая, синяя, темно – синяя, сине- зеленая.
Продолжать знакомить с нетрадиционными технологиями рисования: губкой и кистью на стекле; крупой.
Учить координировать движения руки, анализировать результат своего труда.
Воспитывать познавательный интерес.
Оборудование: крупы(манка, гречка, пшено, рис), кисти, салфетки, гуашь, лист альбомный белой бумаги на каждого ребенка, полоски разного цвета: бледно-голубая, голубая, темно- голубая, синяя, темно – синяя, сине- зеленая).
Методы и приемы: Словесные (объяснение, беседа, разъяснение, поощрение, указания), наглядные (показ образца), практические
(дидактическая игра «Рисуем море», самостоятельное рисование), сюрпризный момент.
Предварительная работа: просмотр картин известных художников: И.Айвазовского «Девятый вал», Г.Курбе «Волна», Чтение произведений художественной литературы: А.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (отрывки), Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывок), М, рассматривание иллюстраций разных художников о море в книгах «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка а царе Салтане» , рисование морской тематики (на занятиях).
Ход занятия:
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие, а отправимся мы в «Сказку о рыбаке и рыбке».
-Закройте, пожалуйста глаза . (звучит музыка «шум прибоя»)
- Глаза открываем, сказку начинаем. В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди.
И рыбка золотая
В гости к нам приди!
- Вот мы и в морском царстве, у золотой рыбки.
Воспитатель:- У рыбки есть для вас задание, чтобы его выполнить , нам нужно пройти за столы.
Ребята, сколько раз ходил старик к морю? (6 раз)
Всегда ли море встречало его в одинаковом состоянии? Почему оно меняло цвет? (Ответы детей)
Море меняло цвет от желаний старухи, но на самом деле море меняет цвет воды в зависимости от погоды и на дне моря вода всегда темнее.
Поиграем в игру «Рисуем море».
Воспитатель проводит дидактическую игру «Рисуем море»
(дети садятся за стол, на столе альбомный лист белой бумаги на каждого ребенка, полоски разного цвета: бледно-голубая, голубая, темно- голубая,
синяя, темно – синяя, сине- зеленая, дети должны начиная сверху выложить полоски)
Ребята, слушайте задание внимательно, полоски с угаданным цветом нужно раскладывать сверху вниз:
1. Если море тихое, спокойное, светит солнце, то у берега море какого цвета? (бледно- голубое),
2. «Вот пошел он к синему морю; Видит, — море слегка разыгралось».
- Подул ветер, и море чуть- чуть изменилось в цвете, каким оно стало? (голубое). (Дети находят нужную полоску)
3. «Вот пошел он к синему морю, (Помутилося синее море)».
Ветер усилился, по небу побежали облака, пытаясь закрыть солнышко. Какую полоску нужно взять цветом? (темно – голубую)
4. «Пошел старик к синему морю; (Не спокойно синее море). Стал он кликать золотую рыбку».
Облака превратились в тучи и закрыли солнышко и море стало каким? (синего цвета)
5. «Старичок отправился к морю, (Почернело синее море). Стал он кликать золотую рыбку»
Из туч полил дождь, ветер стал дуть сильнее, и море поменяло свой цвет. Каким оно стало? (темно–синим)
6.«Вот идет он к синему морю, Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны, Так и ходят, так воем и воют».
Дождь и ветер усиливался, начался шторм, поднялись водоросли. Небо стало темным – темным, а море стало каким? (сине- зеленым) (дети выполняют задание)
Воспитатель: - А сейчас предлагаю посмотреть на образец и сравнить правильно ли решили задание. (Показывает образец)
Основная часть.
Воспитатель: - Ребята, а сейчас вас превращаю в рыбок, для этого сложите ладошки вместе: (пальчиковая гимнастика «Рыбка»).
Вот мы и рыбки
Рыбка плавает в водице, дети изображают сложенными вместе Рыбке весело играть. ладонями, как плывет рыбка.
Рыбка, рыбка, озорница, грозят пальчиком. Медленно сближают Мы хотим тебя поймать. ладони. Снова изображает, как плывет Рыбка спинку изогнула, рыбка.
Крошку хлебную взяла. Делает хватательное движение обеими руками Рыбка хвостиком махнула, снова «плывут».
Рыбка быстро уплыла.
М.Клокова.
Воспитатель: - Я предлагаю нарисовать море то, которое было, когда старик поймал неводом рыбку. Как вы думаете, какого цвета было оно? (синее,
пенное, потому что старик долго ловил)
Воспитатель: Сегодня мы будем рисовать необычными материалами. У нас нет кистей для рисования, но вместо них есть 2 вида поролона (мелко и
крупноячеистые). Море мы будем наносить полукруглыми мазками
мелкоячеистым поролоном, когда высохнет, сверху наносим взбитую пену белой краски крупноячеистым поролоном, просто прикладываем его к
бумаге, не размазываем. Песком у нас будет смесь круп (манка, рис, пшено, ячка). Наносим клей ПВА небольшими участками и посыпаем густо крупой, прижимаем салфеткой. По окончании работы стряхиваем остатки крупы в лоток. Сбрызгиваем лаком для волос для фиксации крупы.
(Дети выбирают изо материал и приступают к самостоятельной работе).
(Звучит музыка « Шум прибоя»)
Заключительная часть.
В конце занятия дети рассказывают, что нарисовали, обсуждают результат полученного. Воспитатель благодарит детей. Дети возвращаются из морского путешествия. Дети берут друг друга за руки, закрывают глаза. ( шум прибоя) Воспитатель: - Открывайте глаза. Вот мы и дома. - Вам понравилось наше путешествие? (высказывание детей)
Викторина «В гостях у сказок А. С. Пушкина»
Цель: уточнить и закрепить знания детей о сказках А. С. Пушкина.
Задачи:
Развитие коммуникативных способностей, творческого мышления, познавательного интереса.
Воспитание бережного и уважительного отношения к книге как к источнику знания.
У Лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том,
И днём, и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом…
Ребята, скажите, кто автор этих строк? (А. С. Пушкин)
Мы сегодня отправляемся в увлекательное путешествие по сказкам А. С. Пушкина. А тот, кто больше всех преодолеет препятствий на пути и ответит на вопросы, заработает больше всех рыбок, получит вот этот приз – книгу
«Сказки» А. С. Пушкина.
задание: Назовите сказочных героев из стихотворения «У Лукоморья дуб зелёный» (Леший, Русалка и т. д.)
задание. «Назови сказку правильно»
«Сказка о рыбаке и … » (рыбке) ;
«Сказка о попе… » (и работнике его Балде) ;
«Сказка о золотом… » (петушке) ;
«Сказка о мертвой… » (царевне и семи богатырях) ;
Подсчет правильных ответов и выдача рыбок.
задание: Прослушивание песенки белочки из «Сказки о царе Салтане и сыне его славном и могучем Гвидоне». Назовите персонажа: кто поёт и из какой сказки.
4 задание:
Как начинается пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке»:
А – «Жили-были старик со старухой… » Б – «Жил старик со своею старухой… » В – «Жили-были дед да баба… »
Где жил старик со своею старухой из «Сказки о рыбаке и рыбке»:
А – в землянке; Б – в избушке; В – в шалаше.
Что было разбито у старухи?
А – тарелки; Б – зеркальце; В – корыто.
4 Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик?
А – удочкой; Б – сачком; В – неводом.
5)Кто исполнял капризы старухи?
А – щука; Б – рыбка; В – русалочка.
6)За что в «Сказке о рыбаке и рыбке» была наказана старуха?
А – за жадность; Б – за лень;
В – за плохое ведение домашнего хозяйства. Молодцы! Подсчет результатов и выдача рыбок.
Следующая всеми любимая сказка, по которой я продолжу задавать вопросы, называется «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
7)В тереме у скольких богатырей гостила царевна – героиня сказки А. С. Пушкина?
А – у 3-х; Б – у 7-ми; В – у 12.
8)Кто из «Сказки о мертвой царевне и 7 богатырях» помогал Елисею найти невесту?
А – ветер; Б – солнце; В – звёзды.
9)Какое слово отсутствовало в обращении царицы к зеркальцу «Я ль на свете всех… »
А – стройнее; Б – милее; В – белее.
10) У семи богатырей из сказки А. С. Пушкина была собака. Какая у нее кличка?
А – Орлик; Б – Соколко; В – Журавка. Следующая сказка и вопросы к ней:
11) Что делали три девицы поздно вечерком в «Сказке о царе Салтане и о сыне его славном и могучем Гвидоне»?
А – ткали; Б – пряли; В – гадали.
12) Где выстроил свой дворец Гвидон, сын царя Салтана?
А – у Лукоморья; Б – на острове; В – в дремучем лесу.
13)Что представляли собой ядрышки орехов которые грызла белочка из сказки?
А – рубины; Б – жемчужины; В – изумруды.
14) В какого насекомого не превращался Гвидон в пушкинской сказке?
А – комар; Б – шмель; В – пчела.
15) Кто в сказке А. С. Пушкина вышел из моря вместе с 33-мя богатырями?
А – Черномор; Б – Водяной; В – Беломор.
16) Что «под косой блестит» у пушкинской царевны-Лебедь?
А – солнечный луч; Б – звезда; В – месяц.
Подсчёт рыбок и награждение главным призом победителя. Вручение утешительных призов – медалей за активное участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы на тематическую неделю "Я росту здоровым" в подготовительной к школе группе с детьми с ОВЗ.
Представляю план на неделю разработанный в нашем комплексе для ДО. Данную структуру плана используем каждую тематическую неделю....
Проект по проведению тематической недели сказки А. С. Пушкина «Чудесный мир волшебных сказок» для детей подготовительной группы.
Цель: знакомство детей дошкольного возраста с творчеством великого русского поэта А.С. Пушкина.Задачи:· Углублять и расширять знания детей о творчестве А. С. ...
Примерный конспект занятия по знакомству детей с иллюстрациями В.М.Конашевича к сказкам А.С.Пушкина. (подготовительная к школе группа)
Примерный конспект занятия по знакомству детей с иллюстрациями В.М.Конашевича к сказкам А.С.Пушкина.(подготовительная к школе группа)Практические рекомендации для педагогов ДО...
Литературная викторина «Сказки А.С. Пушкина». (подготовительная к школе группа)
Цель: Систематизировать знания детей о творчестве А.С. Пушкина посредством викторины; Прививать интерес детей к литературному чтению. Задачи:Закрепить знания детей о сказках А. С. Пушкина;Способс...
Разработка содержания воспитательно-образовательной работы с детьми старшей группы по тематической неделе "Сказки А.С. Пушкина"
В публикации представлено календарно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми старшей группы....
Тематическая неделя «День защитника Отечества!» в подготовительной к школе группе «Колокольчик»
Традиционно отмечаемый в России праздник 23 февраля уже давно воспринимается как день мужского населения, день защитника!Мероприятия, посвященные этому празднику-хороший повод для воспитания у дошколь...
«Методическая разработка по проведению патриотического мероприятия с обучающимися» «НОД по теме «Журавли победы» в рамках тематической недели, посвященной Дню Победы» в подготовительной к школе группе
ВведениеОдной из важнейших задач воспитания является развитие у детей высоких нравственных качеств, в том числе патриотизма. С самого раннего детства надо прививать уважение к истории своего Отечества...