Конспект группового логопедического занятия.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сухинина Александра Сергеевна

Расширение и активизация словаря по темам: «Зима. Дикие животные. Перелетные и зимующие птицы»;

совершенствование грамматического строя речи;

закрепление умения составлять предложения по мнемотаблице;

образование относительных и притяжательных прилагательных;

закреплять умение определять первый звук в слове, составлять слова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР: «Путешествие в осенний лес».

Задачи:

•        Коррекционно-образовательные: уточнение, расширение и активизация словаря по темам: «Осень. Дикие животные. Перелетные и зимующие птицы»; совершенствование грамматического строя речи; закрепление умения составлять предложения по мнемотаблице; образование относительных и притяжательных прилагательных; закреплять умение определять первый звук в слове, составлять слова.

•        Коррекционно-развивающие: развитие длительного плавного выдоха; зрительного и слухового внимания, мышления, связной речи; тонкой и общей моторики, координации речи с движением; развитие тактильных ощущений, творческого воображения;  Создание условий для снятия психоэмоционального напряжения;

•        Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

•        Оборудование: мультимедийное оборудование, аудиозапись «Звуки леса»;  презентация с изображением осеннего леса, магнитофон, разноцветные листочки из бумаги; картинки с изображением частей тел животных; карточки с изображением птиц; синий и зеленый карандаши; кленовый лист; коврик-пазл с буквами.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

- Здравствуйте ребята! Давайте с вами встанем в круг и возьмемся дружно все за руки. По дороге в детский сад я нашла вот этот осенний кленовый листочек, он не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы с вами будем передавать его правой рукой, обращаясь, друг к другу по имени и желая доброго утра.

Дети здороваются друг с другом.

- Вы любите путешествия? Я предлагаю вам совершить путешествие в сказочный мир природы, где нас ждут удивительные приключения.

2. Основная часть.

Звучит аудиозапись «Звуки леса».

- Ребята, послушайте, внимательно. Что вы услышали? Как вы думаете, куда мы сегодня совершим прогулку?

Дети. Мы совершим путешествие в лес.

- Правильно, мы совершим путешествие в осенний лес. Скажите,  на чем же мы можем отправиться в путешествие? (ответы детей).

- Я предлагаю отправиться в путь на ковре самолете, вы согласны? Но у нас случилась беда, наш ковер прохудился от времени. Нам нужно с вами его заштопать. Но это будет сделать не просто. На полу вы видите пазлы с буквами, из которых мы и будем его собирать. А задание будет таким: я буду называть вам слова, а вы должны определить первый звук в слове и найти пазл с нужной буквой и таким образом мы с вами соберем наш ковер самолет.

(Логопед называет слова (дом, кран, школа, арбуз, лось, сова, мост), дети находят пазл с нужной буквой и собирают ковер самолет).

- Вот наш ковер самолет и готов. Присаживаемся на него и в путь!

(Дети закрывают глаза, звучит музыка).

- Вот мы и оказались в сказочном лесу.

На доске слайд с изображением осеннего леса.

- Посмотрите,  как кругом красиво. Какой свежий, чистый, лёгкий воздух.

Гимнастика для глаз   «Вот стоит осенний лес»

Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес!

Слева – сосна, справа – дуб.

Дятел сверху, тук да тук.

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!

- В какой лес мы с вами пришли? (осенний, красивый, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный...)

- Что происходит в природе осенью? (солнце меньше греет, желтеют и опадают листья, дуют прохладные ветры, чаще идут дожди)

- Ребята, а чем пахнет в лесу? Давайте с вами глубоко подышим и почувствуем запах осеннего леса.

Дыхательная гимнастика.

Ах, как пахнет в лесу! Это запах осенних листочков

Придать лицу выражение радости и удивления

Сделать глубокий вдох носом и выдох ртом.

Летом был ветерок теплым

и ласковым.

Всех вокруг обогревал, радовал.

Вот какой..

Поднести ладонь к губам, губы «рупором»,

длительно произносим звук ШШШ.

Осенью ветер стал холодный,

неласковый. Вот такой...

Поднести ладонь к губам и, широко улыбнуться, произнести звук ССС.

- Посмотрите, ребята, как много разноцветных листьев вокруг. Хотите поиграть с листочками? Я вам буду показывать лист и называть дерево, а вы должны будите называть, какой это лист?

                Игра «Какой лист».

Лист с клена – кленовый

Лист с рябины – рябиновый

Лист с дуба – дубовый

Лист с березы– березовый

Лист с каштана – каштановый

Лист с осины – осиновый

Лист с тополя – тополиный.

- Ребята, а кого мы можем увидеть в осеннем лесу? (животных) Отгадайте загадки и тогда вы узнайте каких животных мы увидим.

Бережлива и игрива.                                                Всё время по лесу рыщет.

Егоза. Ловка на диво.                                              Он в кустах кого-то ищет.

Классно может вскачь бежать                               Он из кустов зубами щёлк.

И орехи разгрызать. (белка)                                   Кто скажите это… (волк)

Зверь ушастый, летом серый.                               Летом, осенью, зимой

А зимою снежно-белый.                                        Идёт по тропочке лесной.

Я его не испугался,                                                След хвосточком заметает.

Целый час за ним гонялся. (заяц)                         Как зовут её? Кто знает?(лиса)

 Он других не обижает.                                         На суку таится кошка,

Ест траву, в лесу гуляет.                                       Но она совсем не крошка,

Но ветвистыми рогами                                             И нельзя сказать ей: «Брысь!»,

Может справиться с волками. (олень)                 Потому что это… (рысь)

- А давайте теперь поиграем с этими животными. Я вам раздам карточки, на которых нарисованы отдельно голова и хвостик, а вы должны будете догадаться, чьи это голова и хвост и собрать правильно пару, чтобы у вас получилось какое-то животное. А потом, назвать, чья у вас голова и чей хвостик.

                Игра «Найди пару»

- Это беличья голова, это беличий хвост

- Это лисья голова, это лисий хвост…

Физминутка. Массаж спины «Дятел»

Дятел на дубу сидит                (Положить ладони на спинку.)

И стучит, стучит, стучит,        (Постукивать указательными пальцами.)

Ищет под корой жучков                (Слегка пощипать.)

и съедобных червячков.

Ну а если грянет гром,                (На слово «гром» хлопнуть по спинке.)

И польётся дождь потом,        (Побарабанить пальцами.)

Дятел спрячется в дупло,        (Круговые движения ладонями.)

В нем и сухо и тепло.                (Сунуть руки в подмышки.)

- Ребята, а кого ещё можно встретить в осеннем лесу? (Птиц ). Давайте мы с вами присядем. Посмотрите, у каждого из вас есть листочки с изображением птиц и два цветных карандаша – синий и зеленый.  Обведите синим цветом тех птиц, которых мы можем встретить поздней осенью, а зеленым – тех птиц, которые улетают в теплые края.

- Каких птиц вы обвели синим цветом?

- Как называют этих птиц? (Зимующие) Почему?

- А как называю тех птиц, которых вы выделили зеленым цветом? (Перелётные)

- Почему?

 Релаксация «Листочки»

Представьте, что наступила осень. Каждый из вас превратился в красивый, разноцветный листочек. Начинается листопад, листочки кружатся, сначала медленно, потом быстрее, быстрее. Ветер стихает, листопад прекращается, листочки медленно опускаются на землю (показать). Ветер опять подул, начинается листопад. Повторить 2—3 раза.

- Ребята, нам пора возвращаться в наш детский сад. Давайте сядем в наш ковер-самолет и отправимся в путь.

Звучит музыка, дети закрывают глаза.

3. Итог

- Вот мы и вернулись в детский сад.

- Вам понравилось путешествовать?

- Давайте сейчас вспомним, что мы делали во время нашего путешествия, в этом нам поможет мнемотаблица.

Работа с мнемотаблицей.

        

- Ребята, а я предлагаю вам выбрать на память о нашем путешествии себе листочек. Если вам всё понравилось и у вас всё получилось, то выберите себе цветной листочек. Ну а если у вас были какие-то трудности во время путешествия, то выберите белый листочек. Может позже вам захочется сделать его цветным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового логопедического занятия по теме "Звуки (с) - (ш)"

В создании организационного момента использовалось пальчиковая гимнастика. А также в ходе заняти применялась игра "Чудесный мешочек" , которая помогла детям закрепить названия цвета, формы и способств...

Конспект группового логопедического занятия по лексической теме "Мебель"

Конспект группового логопедического занятия. Лекситическая тема "Мебель". Тема занятия: образование относительных прилагательных в занчении соотнесенности к материалу изготовления; практическое усвоен...

Автоматизация звука [Р]. Конспект группового логопедического занятия

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Р] для детей подготовительной группы с ФФНР. Материал занятия может быть использован для индивидуальной работы с ребёнком дома, в совместной де...

Конспект группового логопедического занятия

Формирования первичных речевых умений и навыков. Дифференциация звуков [З - Зь]...

Конспект группового логопедического занятия

Формирование первичных речевых умений и навыков. Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах....