Конспект группового логопедического занятия
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Формирования первичных речевых умений и навыков. Дифференциация звуков [З - Зь]
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_gruppovogo_logopedicheskogo_zanyatiya.docx | 17.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект группового логопедического занятия
Этап: Формирования первичных речевых умений и навыков. Дифференциация звуков [З - Зь]
Тема: Звуки [З - Зь], буква З.
Цель: Создание условий для формирования умений различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Задачи:
- Коррекционные: Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, память, логическое мышление.
- Обучающие: Познакомить с оппозиционными по твердости-мягкости звуками [з-зь], учить различать их, закреплять умение характеризовать звуки, продолжать учить выполнять звуко - слоговой анализ слова, познакомить с буквой З.
- Воспитательные: Воспитывать умение действовать слаженно в подгруппе, уважать, слушать товарищей, педагога.
Предварительная работа: повторение сказки «Золушка».
Оборудование: кукла Золушка, шкатулки с картинками, символы звуков, буква З, д/и «Укрась платье», карандаши, картина «Зима», схемы звукового анализа слов, буквы, мяч, д/и «Зашифрованное слово».
Ход занятия:
- Организационный момент
Логопед загадывает детям загадку: «Догадайтесь, из какой сказки наша гостья? Ей надо было вернуться домой ровно в 12 часов, а еще, она потеряла хрустальный башмачок?» (Педагог показывает детям игрушку – Золушку в платье с заплатами).
- Психогимнастика
Логопед предлагает детям вспомнить сказку и показать, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал, изобразить злую мачеху и ее дочек, показать, какое доброе лицо было у Волшебницы. Затем, просит детей помочь Золушке выполнить задания, которые приготовила для нее злая мачеха, чтобы и она смогла побывать на балу.
- Определение темы занятия
Логопед показывает детям две шкатулки и сообщает, что там находятся картинки, которые необходимо назвать и постараться определить одинаковый звук в словах. Сначала дети называют картинки из первой шкатулки: зонт, зубр, замок, заяц. Определяют, что одинаковый во всех словах - звук [з]. Далее называют картинки из второй шкатулки: зима, зебра, корзина, газета. Дети определяют, что одинаковый в словах звук [зь]. Логопед спрашивает у детей, с какими звуками на занятии они будут знакомиться и какие звуки будут помогать выполнять задания злой мачехи? (Звуки [з, зь]).
- Характеристика звуков
Логопед сообщает следующее задание злой мачехи и просит произнести звук [з] и посмотреть на свою артикуляцию (работа с зеркалами). По наводящим вопросам педагога дети дают полную характеристику звуков [з, зь]. Ребята рассказывают о том, что делают губы, какое положение принимают зубы, язык. Сообщают о том, как звучит звук [з]. (Твердо). Каким цветом будет обозначаться звук [з]. (Синим) Какая мягкая пара у звука [з]? Каким цветом обозначается звук [зь]? (Зеленым). Почему?
- Знакомство с буквой
Педагог знакомит детей с буквой «З». Читает четверостишие:
На эту букву посмотри
она совсем, как цифра… три.
На что еще похожа буква «З»? Нарисуйте ее в воздухе, на ковре, изобразите с помощью пальцев.
- Физминутка. Игра «Наоборот»
Чтобы работалось весело и быстро, педагог предлагает поиграть в игру «Наоборот». Если учитель называет твердый слог, дети, наоборот, мягкий, если он называет мягкий, дети – твердый. Например «за – зя».
- Д/и «Укрась платья»
Логопед сообщает детям о том, что необходимо украсить платья сестер узорами, подбирая фигуры с картинками для каждого платья. Логопед спрашивает детей, какой звук должен слышаться в названии картинок на платье сестры Злюки? ([з]). А на платье сестры Разини? ([зь]). Для того чтобы выполнить быстрее следующее задание злой мачехи, дети делятся на две команды. После выполнения задания проводится взаимопроверка.
- Работа по индивидуальным карточкам
Следующее задание злой мачехи заключается в том, что каждому ребенку надо рассмотреть свою картинку, определить, где в слове слышится звук [з] или [з'] (в начале, середине или в конце слова), и закрасить нужным цветом нужную клеточку в схеме слова. Детям предъявляются картинки: зонт, заяц, зебра, ваза, роза, газета. После выполнения задания дети проводят взаимопроверку.
- Звуковой анализ слов
Логопед просит посмотреть на картину (зима) и догадаться, что это за слово? Подсказка – в этом слове слышится один из звуков, с которыми сегодня познакомились ребята. Дети делят слово на слоги, называют первый, второй слоги, выполняют звуковой анализ слова ЗИМА. Один ребенок работает у доски и дает полную характеристику звуков в слове.
- Д/и «Разгадай слово»
Педагог предъявляет следующее задание. На карточке зашифровано слово - ЛЕЗАРКО. Каждая буква разного цвета. Чтобы получилось слово необходимо ориентироваться на подсказку в виде цветных вертикальных полос, которые стоят в том порядке, в котором надо поставить буквы. Дети разгадывают слово ЗЕРКАЛО. Логопед достает небольшое зеркало и сообщает, что теперь Золушка может привести себя в порядок, чтобы отправиться на бал, а ребятам надо выполнить последнее задание злой мачехи.
- Д/и «Зашифрованные слова»
Задание заключается в том, что каждый из ребят получает карточку с зашифрованным словом, которое должен разгадать и напечатать его в своей тетрадке (на карточках слова, где каждая буква разного цвета, слово зашифровано цветными палочками, каждая из которых соответствует какой-то букве и стоит в необходимом порядке). Слова: БУЗ (зуб), ЗОКА (коза), ТОНЗ (зонт), АЗАВ (ваза), ЗАРО (роза), БРУЗ (зубр).
- Итог занятия, рефлексия:
Золушка появляется в красивом платье, благодарит ребят за то, что они помогли ей, и она может отправляться на бал. Логопед просит детей показать, какое настроение у Золушки сейчас. Спрашивает о том, какие звуки помогли справиться с заданиями злой мачехи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект группового логопедического занятия по теме "Звуки (с) - (ш)"
В создании организационного момента использовалось пальчиковая гимнастика. А также в ходе заняти применялась игра "Чудесный мешочек" , которая помогла детям закрепить названия цвета, формы и способств...
Конспект группового логопедического занятия по лексической теме "Мебель"
Конспект группового логопедического занятия. Лекситическая тема "Мебель". Тема занятия: образование относительных прилагательных в занчении соотнесенности к материалу изготовления; практическое усвоен...
Конспект группового логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующего детского сада
Конспект группового логопедического занятия...
Тема: "Звук "С" на материале лексической темы "Зима" (конспект группового логопедического занятия)
Конспект группового логопедического занятия....
Автоматизация звука [Р]. Конспект группового логопедического занятия
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Р] для детей подготовительной группы с ФФНР. Материал занятия может быть использован для индивидуальной работы с ребёнком дома, в совместной де...
Конспект группового логопедического занятия
Формирование первичных речевых умений и навыков. Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах....
Конспект группового логопедического занятия в средней группе на тему: «Как звери к зиме готовятся»
Данное занятие предназначено для фронтального логопедического занятия для детей 4-5 лет....