Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Белешева Айару Эркеменовна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seraya_zvyozdochka_teh_karta222.docx54.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Образовательные области: Приобщение к художественной литературе, продуктивная деятельность (рисование), игровая деятельность

Цель занятия: создание альбома с иллюстрациями по сказке Б. В. Заходера «Серая звёздочка» посредством выразительного чтения сказки и дидактической игры.

Задачи занятия:

Образовательная: донести идейное содержание произведения до детей: некрасивый – не значит плохой и бесполезный 
Развивающие: развивать умение анализировать поступки героев, давать характеристику героям

Воспитательные: воспитывать желание читать сказки

Изобразительная: побуждать к проявлению фантазии при иллюстрирование сюжета сказки

Техническая: учить рисовать восковыми карандашами

Дополнительные задачи:

Дидактическая: составить правильную последовательность из сюжетов сказки

Игровая: расставь картинки, что было сначала, а что потом

Словарная работа: мерзкая, тюбетейка.

Планируемый результат занятия: познакомились со сказкой «Серая звёздочка», участвовали в беседе, отвечали на вопросы педагога, приняли активное участие в совместной игре, создали альбом с иллюстрациями по сказке.

Подготовительная работа: создание интерактивной дидактической игры, упражнение «Угадай автора», упражнение «Головные уборы разных народов», разучивание физкультминутки

Материалы и оборудование: Столы, стулья, интерактивная доска; книга Борис Заходер «Сказки и пересказки» (издание ACT пресс, 1994 год издания); иллюстрация автора; бумага, акварель 12 цветов – 2 штуки, кисти белка №5 – 6 штук, восковые карандаши – 12 цветов – 2 упаковки.  

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность

педагога

Метод,формы, приемы

Предполагаемая

Деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Способствовать развитию интереса детей к предстоящей деятельности.

Настроить детей на занятие

Приветствие детей

Словесный:

художественное слово

Здороваются с педагогом, становятся перед педагогом

Проявляют интерес к  предстоящей деятельности, внимательно слушают педагога, эмоциональный настрой на занятие.

2.

Основной этап

2.1

Этап постановки

проблемы

Ввести детей в проблемную ситуацию, создание проблемной ситуации.

Задаю проблемный вопрос

Проблемный вопрос: Не гляди на лицо, гляди на поступки. Ребята, как вы думаете, о чем в этой пословице говорится?

Словесный: задаю детям вопросы

Отвечают на проблемный вопрос педагога

Проявляют интерес к предстоящей деятельности

2.2

Этап ознакомления с материалом

Прочитать совместно с детьми рассказ

Аннотация, предлагаю прослушать сказку, читаю сказку, аналитическая беседа по сказке, физкультминутка

Словесный: выразительное чтение сказки

Вопросы:

1. Вопросы на воспроизведение содержания

2. Вопросы, направленные на выявление основного замысла произведения, его проблемы

3.Вопросы, позволяющие узнать эмоциональное отношение к герою

4. Вопросы, обращающие внимание на мотивы поступков

5. Вопросы на сравнение поведения, характера героя

Выполнение физкультминутки

Дети слушают педагога, отвечают на вопросы по сказке, выполняют физкультминутку

Соблюдают тишину, внимательно слушают  педагога.

2.3

Этап практического

Решения проблемы

Создать альбом с иллюстрациями

Напоминаю правила ТБ, предлагаю нарисовать иллюстрации к сказке

Словесный: задаю детям вопросы

Вспоминают ТБ,  рисуют иллюстрации к сказке

Проявляют интерес к предстоящей деятельности

3.

Заключительный этап

Подведение итогов, анализ деятельности, формировать навыки самооценки детей

Предлагаю поиграть в д/и«Знатоки», напоминаю ТБ, анализирую  занятие  с детьми, провожу рефлексию

Словесный: задаю детям вопросы

Вспоминают ТБ, играют в д/и, высказывают свое мнение о проделанной деятельности, анализируют свои успехи и ошибки.

Проанализирована деятельность на занятии, дети высказывают свое мнение.

Ход занятия

Организационный момент

«Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся».

-  Здравствуйте мои дорогие, проходите, присаживайтесь поудобнее. У меня есть «клубочек добрых пожеланий, который мы будем передавать по кругу. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т. д. Пожелайте своим друзьям интересного и доброго занятия.

- Не гляди на лицо, гляди на поступки. Ребята, как вы думаете, о чем в этой пословице говорится?

- Правильно, не нужно смотреть красивый человек или нет, главное какие он совершает поступки хорошие или нет.

- Ребята, сегодня я для вас принесла свою любимую сказку детства. Я ее очень люблю, и мне всегда нравилось слушать и читать эту сказку.

А у вас есть любимые сказки? Почему вы их любите?

- Сейчас я вам предлагаю познакомиться с интересной сказкой, которая называется «Серая звездочка», который написал Борис Владимирович Заходер. В сказке рассказывается познавательная история про жабу превращается в поучительную притчу о том, что неважно, что о тебе скажут твои недруги, чужие люди, важно то, кто ты есть для себя и своих близких. 

-Когда я в первый раз читала эту сказку, то мне стало очень интересно, почему цветы назвали жабу Серой звездочкой. И мне очень по душе эта сказка, ведь она поучительная.

Писатель написал много сказок о животных. Эти сказки рассказывают сами звери, и рассказывают их людям. Звери ведь очень уважают людей, считают, что они сильнее и умнее всех на свете. И хотят, чтобы люди относились к ним хорошо. Чтобы они были к ним добрее. И они надеются, что, когда люди их лучше узнают, они станут к ним добрее. Звери рассказывают о своей жизни, о своих радостях и печалях, о своих веселых приключениях. Рассказывают-то не сказки, а чистую правду. Но в их жизни столько тайн и чудес, что многим людям эти правдивые истории могут показаться сказками. И «Серая Звездочка», сказка про маленькую жабу, одна из таких сказок.

- Наша Маша болеет, я предлагаю вам после прочтения сказки, нарисовать иллюстрации и создать альбом, который мы передадим Маше, чтобы она тоже смогла познакомиться с данной сказкой.

- Предлагаю вам отправиться в путешествие по сказке Б. Заходера «Серая звездочка». Для этого нужно закрыть глаза и сказать:

«Тили - тили - тили - бом,

Открывайся сказки дом!»

Основной этап

- В сказке вам встретятся незнакомые слова, сейчас я вам их объясню.

Ме́рзкий,

1. Вызывающий отвращение; гадкий. 

2. Очень плохой, крайне неприятный.

Тюбете́йка — мужской и женский головной убор народов Поволжья, Урала, Средней Азии, Кавказа, Крыма, Западной Сибири; в русском языке под словом «тюбетейка», которое произошло от тюркского слова «тюбетей», обычно понимают маленькую шапочку без полей.

Чтение сказки.

-Ребята, а сейчас мы свами побеседуем и узнаем внимательно ли вы слушали рассказ.

Вопросы:

Кто рассказывает эту сказку и кому? (Рассказывает сказку папа-ежик сыну своему ежонку)

Кого называли Серой Звездочкой? (Жабу)

Как она выглядела на самом деле? (неуклюжая, некрасивая, от нее пахло чесноком, а вместо колючек у нее были бородавки)

Кто назвал жабу Серой Звездочкой? (Ученый скворец)

Какие имена предлагали ей дать цветы? (Анюта, Ванечка-Манечка, Маргарита, Динь-Динь, Астра)

Кто помог цветам сделать выбор? (Ученый скворец)

Почему, за что любили Серую Звездочку цветы? (Она спасала их от вредителей)

Почему у нее были лучистые глаза? (потому, что у нее чистая совесть - ведь она делает полезное дело)

Были ли у Серой Звездочки враги? Кого из них вы запомнили? (слизняки, прожорливые жуки и гусеницы)

Почему птицы не защищали цветы? (Цветы были слишком низко для птиц)

Кто придумал, как спасти жуков и слизняков от Серой Звездочки? (Бабочка Крапивница)

Почему Глупый мальчишка кидал камни в Серую звездочку? (Потому что он думал, что она ядовитая.)

Правильно поступал Глупый мальчишка? (Нет.)

А Серая звездочка, по-вашему, выполняла хорошее дело? (Да, защищала растения от врагов.)

Вам понравилось это произведение? (Да.)

Кто из героев этой сказки вам понравился больше других и почему?

А чему оно учит? (Тому, что нельзя смотреть только на внешние признаки, нужно видеть суть.)

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять! 
Будем прыгать и скакать!
Наклонился правый бок. Раз, два, три. 
Наклонился левый бок. 
Раз, два, три. 
А сейчас поднимем ручки

И дотянемся до тучки. 
Сядем на дорожку,
Разомнем мы ножки. 
Согнем правую ножку,

Раз, два, три! 
Согнем левую ножку, 
Раз, два, три. 
Ноги высоко подняли
И немного подержали. 
Головою покачали
И все дружно вместе встали.

- Отлично ребята, вы очень внимательные. Прочитав сказку мы поняли смысл пословицы о которой говорили вначале занятия. А теперь предложите какой отрывок сказки вам понравился и запомнился больше всего, и мы прочтем его еще раз.

- А сейчас мы с вами будем рисовать иллюстрации к сказке. Будите рисовать самый запоминающийся вам сюжет сказки. Да не обычными карандашами, а восковыми. садитесь за стол. Контролируем осанку, вспоминаем технику безопасности. На чистый лист бумаги наносим рисунок восковым карандашом. Он есть, но его не видно. Затем мы закрасим фон и посмотрим, что получилось. Кто хочет рассказать о своем рисунке? Я думаю, эти новые рисунки очень порадуют ваших родителей!

Заключительная часть

- Предлагаю поиграть в игру «Знатоки», для этого вам нужно вспомнить сказку и правильно составить последовательность сюжетов сказки.

- Каждый ребенок подходит к доске и составляет последовательность.

-У доски стоим на расстоянии вытянутой руки, руки должны быть чистыми, сухими.

-Правила игры: поставить картинки в нужной последовательности.

А теперь дайте сделаем гимнастику для глаз

Гимнастика для глаз:

Ослик ходит, выбирает,

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева – свекла, справа – брюква,

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава,

Сверху – сочная ботва.

Закружилась голова,

Кружится в глазах листва, (выполняют круговые движения глазами)

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю лег. (закрывают глаза)

- Ну что, дети, понравилось вам наше путешествие?

-  Что было трудного?

- Что самое интересное?

- Кому вы расскажете о нашем путешествии?

- Что еще бы хотели прочитать?

-Ребята, вы активно отвечали на вопросы, были внимательны, особенно Ника, Максим, Саша, потому что, когда я читала, они не отвлекались и очень внимательно меня слушали.

– Мы с вами сделали доброе дело, мы порадуем Машу нашей очень интересной книгой.

Выход из сказки. Возьмите друг друга за руки и пожелайте своим друзьям всего самого интересного и доброго.

- А теперь нам пора собираться на прогулку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе.

Занятие напрвленно на развитие всех компонентов устной речи детей в старшей группе: грамматического строя речи, связной речи-диалогической, монологической форм; формирование словаря, воспитание звуков...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе

Тема: «Все профессии важны, все профессии нужны. Инструменты».Цели:Познавательные: формировать познавательную сферу, расширять и укреплять знания о различных профессиях, их значимости, про...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе по теме: «Приключения в осеннем лесу»

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе по теме: «Приключения в осеннем лесу» Цель: формирование связной речи посредством составления рассказов по карт...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе

Уважаемые коллеги!В данном разделе Вы можете ознакомиться с разработками конспектов  интегрированных занятий по развитию речи.Надеюсь, эта информация будет для Вас интересной!...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе

Создание обложки для книги в процессе познавательной беседы и дидактической игры «Найди 8 отличий»,по русской народной сказке «Крылатый,мохнатый да масленный»...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе/ Путешествие с яблочным колобком.

Тема:Путешествие с яблочным колобком.Цель:Развитие связной речи детей посредством использования различных игровых приемов.Задачи:Образовательные:-расширять представления о признаках осени, об овощах; ...