Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
Образовательные области: Приобщение к художественной литературе, продуктивная деятельность (рисование), игровая деятельность
Цель занятия: создание альбома с иллюстрациями по сказке Б. В. Заходера «Серая звёздочка» посредством выразительного чтения сказки и дидактической игры.
Задачи занятия:
Образовательная: донести идейное содержание произведения до детей: некрасивый – не значит плохой и бесполезный
Развивающие: развивать умение анализировать поступки героев, давать характеристику героям
Воспитательные: воспитывать желание читать сказки
Изобразительная: побуждать к проявлению фантазии при иллюстрирование сюжета сказки
Техническая: учить рисовать восковыми карандашами
Дополнительные задачи:
Дидактическая: составить правильную последовательность из сюжетов сказки
Игровая: расставь картинки, что было сначала, а что потом
Словарная работа: мерзкая, тюбетейка.
Планируемый результат занятия: познакомились со сказкой «Серая звёздочка», участвовали в беседе, отвечали на вопросы педагога, приняли активное участие в совместной игре, создали альбом с иллюстрациями по сказке.
Подготовительная работа: создание интерактивной дидактической игры, упражнение «Угадай автора», упражнение «Головные уборы разных народов», разучивание физкультминутки
Материалы и оборудование: Столы, стулья, интерактивная доска; книга Борис Заходер «Сказки и пересказки» (издание ACT пресс, 1994 год издания); иллюстрация автора; бумага, акварель 12 цветов – 2 штуки, кисти белка №5 – 6 штук, восковые карандаши – 12 цветов – 2 упаковки.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Метод,формы, приемы | Предполагаемая Деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно – мотивационный этап | Способствовать развитию интереса детей к предстоящей деятельности. Настроить детей на занятие | Приветствие детей | Словесный: художественное слово | Здороваются с педагогом, становятся перед педагогом | Проявляют интерес к предстоящей деятельности, внимательно слушают педагога, эмоциональный настрой на занятие. |
2. | Основной этап | |||||
2.1 | Этап постановки проблемы | Ввести детей в проблемную ситуацию, создание проблемной ситуации. | Задаю проблемный вопрос Проблемный вопрос: Не гляди на лицо, гляди на поступки. Ребята, как вы думаете, о чем в этой пословице говорится? | Словесный: задаю детям вопросы | Отвечают на проблемный вопрос педагога | Проявляют интерес к предстоящей деятельности |
2.2 | Этап ознакомления с материалом | Прочитать совместно с детьми рассказ | Аннотация, предлагаю прослушать сказку, читаю сказку, аналитическая беседа по сказке, физкультминутка | Словесный: выразительное чтение сказки Вопросы: 1. Вопросы на воспроизведение содержания 2. Вопросы, направленные на выявление основного замысла произведения, его проблемы 3.Вопросы, позволяющие узнать эмоциональное отношение к герою 4. Вопросы, обращающие внимание на мотивы поступков 5. Вопросы на сравнение поведения, характера героя Выполнение физкультминутки | Дети слушают педагога, отвечают на вопросы по сказке, выполняют физкультминутку | Соблюдают тишину, внимательно слушают педагога. |
2.3 | Этап практического Решения проблемы | Создать альбом с иллюстрациями | Напоминаю правила ТБ, предлагаю нарисовать иллюстрации к сказке | Словесный: задаю детям вопросы | Вспоминают ТБ, рисуют иллюстрации к сказке | Проявляют интерес к предстоящей деятельности |
3. | Заключительный этап | Подведение итогов, анализ деятельности, формировать навыки самооценки детей | Предлагаю поиграть в д/и«Знатоки», напоминаю ТБ, анализирую занятие с детьми, провожу рефлексию | Словесный: задаю детям вопросы | Вспоминают ТБ, играют в д/и, высказывают свое мнение о проделанной деятельности, анализируют свои успехи и ошибки. | Проанализирована деятельность на занятии, дети высказывают свое мнение. |
Ход занятия
Организационный момент
«Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».
- Здравствуйте мои дорогие, проходите, присаживайтесь поудобнее. У меня есть «клубочек добрых пожеланий, который мы будем передавать по кругу. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т. д. Пожелайте своим друзьям интересного и доброго занятия.
- Не гляди на лицо, гляди на поступки. Ребята, как вы думаете, о чем в этой пословице говорится?
- Правильно, не нужно смотреть красивый человек или нет, главное какие он совершает поступки хорошие или нет.
- Ребята, сегодня я для вас принесла свою любимую сказку детства. Я ее очень люблю, и мне всегда нравилось слушать и читать эту сказку.
А у вас есть любимые сказки? Почему вы их любите?
- Сейчас я вам предлагаю познакомиться с интересной сказкой, которая называется «Серая звездочка», который написал Борис Владимирович Заходер. В сказке рассказывается познавательная история про жабу превращается в поучительную притчу о том, что неважно, что о тебе скажут твои недруги, чужие люди, важно то, кто ты есть для себя и своих близких.
-Когда я в первый раз читала эту сказку, то мне стало очень интересно, почему цветы назвали жабу Серой звездочкой. И мне очень по душе эта сказка, ведь она поучительная.
Писатель написал много сказок о животных. Эти сказки рассказывают сами звери, и рассказывают их людям. Звери ведь очень уважают людей, считают, что они сильнее и умнее всех на свете. И хотят, чтобы люди относились к ним хорошо. Чтобы они были к ним добрее. И они надеются, что, когда люди их лучше узнают, они станут к ним добрее. Звери рассказывают о своей жизни, о своих радостях и печалях, о своих веселых приключениях. Рассказывают-то не сказки, а чистую правду. Но в их жизни столько тайн и чудес, что многим людям эти правдивые истории могут показаться сказками. И «Серая Звездочка», сказка про маленькую жабу, одна из таких сказок.
- Наша Маша болеет, я предлагаю вам после прочтения сказки, нарисовать иллюстрации и создать альбом, который мы передадим Маше, чтобы она тоже смогла познакомиться с данной сказкой.
- Предлагаю вам отправиться в путешествие по сказке Б. Заходера «Серая звездочка». Для этого нужно закрыть глаза и сказать:
«Тили - тили - тили - бом,
Открывайся сказки дом!»
Основной этап
- В сказке вам встретятся незнакомые слова, сейчас я вам их объясню.
Ме́рзкий,
1. Вызывающий отвращение; гадкий.
2. Очень плохой, крайне неприятный.
Тюбете́йка — мужской и женский головной убор народов Поволжья, Урала, Средней Азии, Кавказа, Крыма, Западной Сибири; в русском языке под словом «тюбетейка», которое произошло от тюркского слова «тюбетей», обычно понимают маленькую шапочку без полей.
Чтение сказки.
-Ребята, а сейчас мы свами побеседуем и узнаем внимательно ли вы слушали рассказ.
Вопросы:
Кто рассказывает эту сказку и кому? (Рассказывает сказку папа-ежик сыну своему ежонку)
Кого называли Серой Звездочкой? (Жабу)
Как она выглядела на самом деле? (неуклюжая, некрасивая, от нее пахло чесноком, а вместо колючек у нее были бородавки)
Кто назвал жабу Серой Звездочкой? (Ученый скворец)
Какие имена предлагали ей дать цветы? (Анюта, Ванечка-Манечка, Маргарита, Динь-Динь, Астра)
Кто помог цветам сделать выбор? (Ученый скворец)
Почему, за что любили Серую Звездочку цветы? (Она спасала их от вредителей)
Почему у нее были лучистые глаза? (потому, что у нее чистая совесть - ведь она делает полезное дело)
Были ли у Серой Звездочки враги? Кого из них вы запомнили? (слизняки, прожорливые жуки и гусеницы)
Почему птицы не защищали цветы? (Цветы были слишком низко для птиц)
Кто придумал, как спасти жуков и слизняков от Серой Звездочки? (Бабочка Крапивница)
Почему Глупый мальчишка кидал камни в Серую звездочку? (Потому что он думал, что она ядовитая.)
Правильно поступал Глупый мальчишка? (Нет.)
А Серая звездочка, по-вашему, выполняла хорошее дело? (Да, защищала растения от врагов.)
Вам понравилось это произведение? (Да.)
Кто из героев этой сказки вам понравился больше других и почему?
А чему оно учит? (Тому, что нельзя смотреть только на внешние признаки, нужно видеть суть.)
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать!
Наклонился правый бок. Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку,
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку,
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли
И немного подержали.
Головою покачали
И все дружно вместе встали.
- Отлично ребята, вы очень внимательные. Прочитав сказку мы поняли смысл пословицы о которой говорили вначале занятия. А теперь предложите какой отрывок сказки вам понравился и запомнился больше всего, и мы прочтем его еще раз.
- А сейчас мы с вами будем рисовать иллюстрации к сказке. Будите рисовать самый запоминающийся вам сюжет сказки. Да не обычными карандашами, а восковыми. садитесь за стол. Контролируем осанку, вспоминаем технику безопасности. На чистый лист бумаги наносим рисунок восковым карандашом. Он есть, но его не видно. Затем мы закрасим фон и посмотрим, что получилось. Кто хочет рассказать о своем рисунке? Я думаю, эти новые рисунки очень порадуют ваших родителей!
Заключительная часть
- Предлагаю поиграть в игру «Знатоки», для этого вам нужно вспомнить сказку и правильно составить последовательность сюжетов сказки.
- Каждый ребенок подходит к доске и составляет последовательность.
-У доски стоим на расстоянии вытянутой руки, руки должны быть чистыми, сухими.
-Правила игры: поставить картинки в нужной последовательности.
А теперь дайте сделаем гимнастику для глаз
Гимнастика для глаз:
Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Закружилась голова,
Кружится в глазах листва, (выполняют круговые движения глазами)
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю лег. (закрывают глаза)
- Ну что, дети, понравилось вам наше путешествие?
- Что было трудного?
- Что самое интересное?
- Кому вы расскажете о нашем путешествии?
- Что еще бы хотели прочитать?
-Ребята, вы активно отвечали на вопросы, были внимательны, особенно Ника, Максим, Саша, потому что, когда я читала, они не отвлекались и очень внимательно меня слушали.
– Мы с вами сделали доброе дело, мы порадуем Машу нашей очень интересной книгой.
Выход из сказки. Возьмите друг друга за руки и пожелайте своим друзьям всего самого интересного и доброго.
- А теперь нам пора собираться на прогулку!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе.
Занятие напрвленно на развитие всех компонентов устной речи детей в старшей группе: грамматического строя речи, связной речи-диалогической, монологической форм; формирование словаря, воспитание звуков...
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе
Тема: «Все профессии важны, все профессии нужны. Инструменты».Цели:Познавательные: формировать познавательную сферу, расширять и укреплять знания о различных профессиях, их значимости, про...
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе по теме: «Приключения в осеннем лесу»
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе по теме: «Приключения в осеннем лесу» Цель: формирование связной речи посредством составления рассказов по карт...
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе
Уважаемые коллеги!В данном разделе Вы можете ознакомиться с разработками конспектов интегрированных занятий по развитию речи.Надеюсь, эта информация будет для Вас интересной!...
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе
Создание обложки для книги в процессе познавательной беседы и дидактической игры «Найди 8 отличий»,по русской народной сказке «Крылатый,мохнатый да масленный»...
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе "Не гляди на лицо, гляди на поступки"
Развитие речи...
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе/ Путешествие с яблочным колобком.
Тема:Путешествие с яблочным колобком.Цель:Развитие связной речи детей посредством использования различных игровых приемов.Задачи:Образовательные:-расширять представления о признаках осени, об овощах; ...