Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы 5-7(8) лет комбинированной направленности «Почемучки» Тема: «Снеговик» (образовательная область «Речевое развитие», развитие речи)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Лифанова Татьяна Анатольевна

Дети знают о природных явлениях зимой, отвечают развернутым предложением, сопереживают герою, знают, что такое антонимы.  Внимательно слушают воспитателя, не перебивают товарища.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П. ПАНГОДЫ»)

Технологическая карта

мероприятия непосредственно-образовательной деятельности

с детьми разновозрастной группы 5-7(8) лет комбинированной направленности «Почемучки»

Тема: «Снеговик»

(образовательная область «Речевое развитие», развитие речи)

Автор: воспитатель 1 квалификационной категории

             Лифанова Татьяна Анатольевна

п. Пангоды, 2023 г.

Образовательная область

Речевое развитие

Возраст детей, группа

5-7(8) лет, разновозрастная группа комбинированной направленности

Тип НОД

Тематическое

Тема НОД

Снеговик

Цель

Развивать связную речь путем систематизации знаний о зиме

Задачи                                

Образовательные:

уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязи их с жизнью человека;

формировать умение отвечать на вопросы развернутым предложением;

обогащать активный словарь детей; активизировать в речи слова, относящиеся к темам «Зима», «Забавы»; использовать для описания зимы образные слова и выражения;

формировать умение правильно произносить звук [с], дифференцировать его на слух, подбирать слова с этим звуком;

Развивающие:

развивать фонематическое восприятие, речевое дыхание; развивать длительный плавный выдох, речь, внимание, память, мышление, мелкую моторику рук и воображение.

Воспитательные:

воспитывать навыки речевого общения друг с другом, умение слушать; воспитывать в детях чувство сопереживания, оказать помощь другу; воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.

Материал

ноутбук, мультимедийная установка, снежинки, конверт, картина «Зимние забавы», домики для дыхательной гимнастики, тематические картинки на звук [с], шарики «Су-Джок»

Предполагаемый

результат                                

Дети знают о природных явлениях зимой, отвечают развернутым предложением, сопереживают герою, знают, что такое антонимы.  Внимательно слушают воспитателя, не перебивают товарища.

Этапы технологии «Ситуация»

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанника

Предпосылка учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

1. Введение в игровую ситуацию

- Здравствуйте, дети! Сегодня у нас гости. Поприветствуйте их. (Дети здороваются с педагогами.) Возьмитесь за руки.
(Дети становятся в круг)
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А потом пойдём налево,
В центре круга соберёмся.
И на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём
И занятие начнём.
Ребята, вы слышите чей-то голосок? Кто бы это мог быть? (На экране проявляется снеговик)

Ребята, кто это? (снеговик). Мне кажется, он хочет нам что-то сказать.

Ребята, сегодня я решил зайти к вам в детский сад, чтобы вы помогли мне выполнить некоторые задания, которые дала мне тётушка Метелица, а читать я не умею, и что с ним делать не знаю… У вас здесь очень жарко и я скоро растаю. Помогите мне побыстрее выполнить эти задания, а за правильный ответ вы будете получать снежинки.

Вы готовы помочь снеговику? Сможете выполнить его задания?

В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы

Интерес к образовательной деятельности

Ответы детей

Этапные задачи: создать психологически комфортную атмосферу; мотивировать детей на включение в игровую деятельность

2. Актуализация знаний

Я умаю, чем больше будет снежинок, тем лучше для нашего друга. Но прежде чем выполнять задания, я предлагаю подготовить наши язычки.

Артикуляционная гимнастика.

Раз – окошечко открыли.

Два – мы дудочку купили.

Три – в улыбке наши губки.

На четыре чистим зубки.

Пять – мы моем потолок.

Шесть – лошадка «скок да скок».

Семь – варенье очень любим.

Восемь – горку делать будем.

Девять – дружно мы болтаем.

Десять – ротик закрываем.

Вот наши язычки подготовлены к работе. Давайте вспомним, кому мы с вами помогаем?

Давайте прочитаем первое задание.

Какое сейчас время года? (зима) Назовите признаки зимы и обозначьте их картинками (стало холодно, много снега, деревья голые, покрыты снегом, люди одеваются тепло, реки покрылись льдом, солнце светит, но не греет).

Чем можно заниматься на улице зимой? (кататься с горки, на лыжах, лепить снежную бабу, играть в хоккей, играть в снежки) Молодцы! У вас получилась большая картина о зиме и зимних забавах. С этим заданием вы справились. Получайте по снежинке.

Вот второе задание.

Словесная игра «Скажи ласково». Нужно назвать слова ласково: сугроб, снеговик, снег, санки, снежинка. (дети называют слова в уменьшительно-ласкательной форме)

А на какой звук начинаются все эти слова? (звук «С») Звук «С» в этих словах — это какой звук? (согласный твердый) Молодцы!

Мы с вами уже выполнили несколько заданий, давайте подуем на ладошку, чтобы снежинки летели к нам в группу. Чем больше будет снежинок, тем дольше снеговик не растает.

А сейчас я предлагаю вам отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика Су-джок

Раз, два, три, четыре пять, (катаем мячик по пальцам)

Мы во двор пошли гулять. (катаем мячик по ладошке вперед-назад)

Бабу снежную лепили, птичек крошками кормили. (круговые движения по ладони)

С горки мы потом катались, (движения вперед-назад)

А еще в снегу валялись. (круговые движения)

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли. (закрываем ладошку)

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы.

Называют ласково слова.

Выполняют дыхательную гимнастику

Называют слова в уменьшительно-ласкательной форме

Выполняют пальчиковую гимнастику

Образовывают существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Выполнение заданий

Этапные задачи: уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязи их с жизнью человека; формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, формировать умение правильно произносить звук [с]

3. Затруднение в ситуации

Читаем третье задание.

Снеговик хочет узнать, что такое антонимы. Вы сможете ему рассказать о них? (ответы детей)

Я вам сейчас буду называть слова, а вы подберете к ним антонимы.

Белый, большой, широкий, высокий, холодный

(Возникает затруднение)

Если мы чего-то не знаем, что мы делаем? (спрашиваем у взрослых, смотрим в книгах)

Я думаю, что смогу вам помочь узнать, что такое антонимы – это слова противоположные по смыслу. Например, облака белые, а земля черная, река широкая, а ручеек узкий.

Сталкиваются с затруднением. Пробными вариантами пытаются решить проблему

Целеполагание, планирование, выбор способа действия

Наблюдение в процессе работы

Этапные задачи: создать мотивационную ситуацию для преодоления затруднения; формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины под руководством воспитателя;

4. Открытие нового знания или способа действий

Давайте попробуем поиграть в игру «Скажи наоборот»
Зимой снег чистый, а весной –
Зимой дни холодные, а весной –
Зимой дни короткие, а весной –
Зимой солнце тусклое, а весной –
Зимой ветер холодный, а весной –

Молодцы! Вы получаете еще по одной снежинке. Сдувайте ее с ладошки.

Знакомятся с возможным вариантом преодоления затруднения, учатся употреблять слова с противоположным значением

Усвоение способа действий

Наблюдение за процессом

Этапные задачи: формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия; упражнять детей в умении подбирать слова с противоположными значениями (антонимы)

5. Введение новых знаний в систему знаний

Присаживайтесь за столы. На столах лежат картинки с изображением предметов. Вы должны к своей картинке найти противоположную.

Игра «Антонимы»

Молодцы! Теперь вы можете рассказать Снеговику что такое антонимы. (это слова противоположные по смыслу)

Дети самостоятельно находят картинки с противоположными словами

Выполнение действий

Соблюдение правил в работе

Этапные задачи: закрепить знания детей о словах-антонимах

6. Осмысление (итог)

(На экране появляется Снеговик) А вот и наш Снеговик. Давайте послушаем что он нам скажет. Спасибо за помощь, ребята. Вы помогли мне выполнить все задания. И я возвращаюсь в зимний лес к тетушке Метелице.

Вы сегодня хорошо поработали. Что нового вы узнали? Кому вы сегодня помогали? (ответы детей) С кем поделитесь своими знаниями? Какое задание было самое трудное?

Дети стоят около воспитателя, отвечают на вопросы

самооценка

Ответы детей

Этапные задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.

Комментарии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки » (образовательная область «Речевое развитие»)

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятеьности с детьми старшей группы по теме "Пересказ рассказа Л.Толстого "Пожарные собаки"...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы Тема: «Животные жарких стран» (образовательная область «Речевое развитие»)

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы Тема: «Животные жарких стран» (образовательная область «Речевое р...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы тема: "В поисках потерянных веществ" (образовательная область: познавательное развитие, развитие речи, художественно-эстетическое развитие, физическое

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми  старшей группы тема: "В поисках потерянных веществ" (образовательная область: познавательно...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (3 – 7 лет)

Тема: «В поисках воздуха»(образовательная область «Познавательное развитие» (опытно – экспериментальная деятельность)...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы 4-7(8) лет комбинированной направленности Тема: «Цвета на палитре» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)

Дети учатся получать новый цвет путем смешивания цветов, знают основные цвета, оттенки;Умеют выделять цвет в окружающей среде, сравнивать, называть;Учатся экспериментировать с красками;Учатся давать о...