Картотека пальчиковых игр для детей старшей группы по тематическим неделям
картотека по развитию речи (старшая группа)
Картотека пальчиковых игр для детей старшей группы
по тематическим неделям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_palchikovoy_gimnastiki.docx | 65.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковых игр для детей старшей группы
по тематическим неделям
Темы
Сентябрь
- День знаний
- Детский сад
- Мои друзья
- Уроки вежливости и этикета
- Труд взрослых. Профессии детского сада
Октябрь
- Дары осени
- Откуда хлеб пришел
- Золотая осень
- Осень в лесу
Ноябрь
- Наша Родина-Россия
- Мой дом, город, край родной
- Мир предметов и техники
- Семья и семейные традиции
- Труд взрослых. Профессии.
Декабрь
- Зимушка зима
- Зима в лесу
- Готовимся к Новому году
- Зимние чудеса
Январь
- Зимние забавы. Каникулы
- Зимние забавы. Каникулы
- Животные жарких и холодных стран
Февраль
- Дорожная азбука
- Транспорт
- Друзья спорта
- День защитника Отечества
Март
- Международный женский день
- Народная культура и традиции
- Весна пришла
- Перелетные птицы
- Неделя книги
Апрель
- Неделя здоровья
- Путешествие в космос
- Морские обитатели
- Неделя пожарной безопасности
Май
- День победы
- Братья наши меньшие
- Опыты и эксперименты
- Экологическая тропа
День знаний
«В школу»
В школу осенью пойду. («Шагают» пальчиками по столу)
Там друзей себе найду,
Научусь писать, читать, (Загибают пальчики на обеих руках)
Быстро, правильно считать.
Я таким ученым буду!
Но свой садик не забуду. (Грозят указательным пальчиком правой руки)
«Карандаш»
Всё нарисует карандаш, (Держат в руке «карандаш»)
Когда ему работу дашь. (Стучат пальцами по столу)
Но сам без дела не сиди: (Сжимают и разжимают пальцы)
Карандашом руководи. (Пишут «карандашом» по столу)
Семь вещей у нас в портфеле: (сжимают и разжимают пальцы)
Промокашка и тетрадь, (загибают поочередно пальцы)
Ручка есть, чтобы писать
И резинка, чтобы пятна
Убирала аккуратно
И пенал, и карандаш,
И букварь – приятель наш.
«Детский сад»
«Детки»
Раз, два, три, четыре, пять, (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)
Тише, тише, тише,
Не шумите!
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)
«Этот пальчик хочет спать» (поочередно загибать пальцы к ладошке
Этот пальчик – прыг в кровать! начиная с мизинца. Затем большим пальцем
Этот пальчик прикорнул. Касаться всех остальных - «будить»);
Этот пальчик уж заснул.
Тише, тише не шуми,
Пальчики не разбуди.
Встали пальчики. Ура! (с восклицанием «Ура!» - кулачки разжать,
В детский сад идти пора. широко расставив пальцы.)
Мои друзья
«Дружба»
Дружат в нашей группе (хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на другой руке.)
Мы закончили считать.
«Дружные пальчики»
- Пальчик, пальчик, где ты был? (пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются)
- С этим пальцем в лес ходил.
- С этим пальцем щи варил.
- С этим пальцем кашу ел.
- С этим пальцем песни пел.
(на каждую строчку загибается один пальчик)
Уроки вежливости и этикета
«Вежливые слова»
Раз-два, раз-два |
(Соединить пальцы в замок) |
«Дружные пальчики»
Эти пальчики щипают,
Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).
Эти пальчики гуляют,
Указательный и средний "идут" по другой руке.
Эти - любят поболтать,
Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).
Эти - тихо подремать,
Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться.
Крутим большим пальцем вокруг мизинца.
Труд взрослых. Профессии детского сада
Повар готовил обед (Ребром ладони дети стучат по столу)
А тут отключили свет.
Повар леща берет (Загибают большие пальцы)
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья, (Загибают средние пальцы)
Угли бьет поварёшкой. (Загибают безымянные пальцы)
Сахар сыплет в бульон. (Загибают мизинец)
И очень доволен он. (Разводят руками)
Профессии
Много есть профессий знатных,
(Соединять пальцы правой руки с большим.)
И полезных, и приятных.
(Соединять пальцы левой руки с большим.)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
(Последовательно соединять
пальцы обеих рук с большим.)
Сразу всех не называю,
(Сжимать и разжимать кулачки.)
Вам продолжить предлагаю.
(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх)
Дары осени
«За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)
В лес идём мы погулять. (Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу)
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдём
И братишке отнесём. (Загибают пальчики, начиная с большого)
«Однажды хозяйка с базара пришла»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла (шагают пальчиками по столу)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свёклу. (Загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)
Ох! (хлопок)
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле. (Попеременные удары кулачками и ладонями)
Картошка? Капуста? Морковка?
Горох? Петрушка иль свёкла? (загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)
Ох! (хлопок)
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала (стучат ребром каждой ладони по столу)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свёклу. (Загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)
Ох! (хлопок)
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке (ладони складывают крест-накрест на столе)
Картошка, капуста, морковка,
Горох, петрушка и свёкла. (загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)
Ох! (хлопок)
И суп овощной оказался неплох! (показывают, как едят суп)
Откуда хлеб пришел
«Хлеб».
Рос сперва на воле в поле, Дети слегка покачивают руками,
Летом цвел и колосился, поднятыми вверх.
А потом обмолотили, Постукивают кулаками друг о друга.
Он в зерно вдруг превратился. Выполняют упражнение «Пальчики здороваются»
Из зерна – в муку и тесто, Сжимают и разжимают кулаки.
В магазине занял место. Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Вырос он под синим небом, Поднимают руки вверх.
А пришел на стол к нам – хлебом. Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх.
«Плюшки»
Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)
А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)
Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук,
начиная с мизинца)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)
Очень вкусно! (Гладят живот)
Золотая осень
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины, (загибают пальчики, начиная с большого)
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («Шагают» по столу средними и указательными пальчиками)
«Вышел дождик погулять»
Раз, два, три, четыре, пять, (удары по столу пальчиками обеих рук,
левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца)
Вышел дождик погулять. (Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)
Шёл неспешно, по привычке,
А куда ему спешить? («шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)
Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить!» (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)
Дождь вздохнул тихонько:
(часто и ритмично бьют в ладоши)
Ох! (один хлопок)
И ушёл. Газон засох. (Ритмичные хлопки по столу)
Осень в лесу
«Животные зимой»
Спят зимой барсук и ежик, (загибают пальцы на руке, перечисляя животных и насекомых, впадающих зимой в спячку.)
И медведь зимой спит тоже.
Спят пчела и муравей,
Ждут весенних теплых дней.
«У кого какая шубка»
Шуба серая у волка, (поочередно загибают пальцы, перечисляя диких животных и цвета их «шуб»).
Шуба ежика в иголках,
Шуба рыжая лисы –
Удивительной красы.
Шуба белая у зайца,
У медведя – бурая.
Не страшны ему дожди (качают головой из стороны в сторону).
И погода хмурая.
Наша Родина-Россия
«Край родной»
Здравствуй, солнце золотое! (Потянуться, растопырив пальцы)
Здравствуй, небо голубое! (Помахать «небу»)
Здравствуй, вольный ветерок! (Волнообразные движения кистей рук)
Здравствуй, маленький дубок! (Показать «дубок»- растет от маленького расточка вверх)
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую! («Обнимашки»)
«Моя страна»
Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони)
Вот российская земля. (По очереди соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди)
Мой дом, город, край родной
«Дом»
На горе мы видим дом, (Кистями рук изобразить домик)
Много зелени кругом, (Волнообразные движения кистями рук)
Вот деревья, вот кусты, (Руками «показать» деревья, кусты)
Вот душистые цветы. (Пальцами «показать» бутон)
Окружает всё забор, (Пальцами «показать» забор)
За забором - чистый двор. (Погладить ладонями стол)
Мы ворота открываем, («Открываем» кистями ворота)
К дому быстро подбегаем, (Пальцами пробежаться по столу)
В дверь стучимся: «Тук-тук-тук!» (Постучать кулаком по столу)
Кто-то к нам идёт на стук. (Ладонь приложить к правому уху, прислушаться)
В гости к другу мы пришли (Вытянуть руки вперёд, как будто преподнося что – то)
И подарки принесли.
«Люблю по городу гулять»
Люблю по городу гулять,
Люблю смотреть, люблю считать. («Шагают» пальчиками обеих рук по столу)
НЕВСКИЙ – раз, ЗИМНИЙ – два,
Три – красавица НЕВА,
А четыре – мост ДВОРЦОВЫЙ,
Пять – гуляю по САДОВОЙ,
Шесть – к ИСААКИЮ схожу
И на купол погляжу.
Семь – конечно, ЛЕТНИЙ САД.
Как красив его наряд!
Восемь – КРЕПОСТЬ у Невы,
Были там, наверно, вы.
Девять – повстречался мне
МЕДНЫЙ ВСАДНИК на коне.
Десять – из-за поворота
Вижу НАРВСКИЕ ВОРОТА. (На каждое название загибают по одному пальцу)
Мир предметов и техники
«Помощники»
Раз, два, три, четыре, (удар кулачками друг о друга)
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой по кругу)
Только чашку мы разбили,
Ковшик5 тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали, (загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Так мы маме помогали. (Удар кулачками друг о друга)
«Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)
Много мебели в квартире (сжимают и разжимают кулачки)
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом, (загибают пальчики на каждое название мебели)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире. (Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)
Семья и семейные традиции
«Моя семья»
Пальцы - дружная семья.
Друг без друга им нельзя.
(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их).
Вот большой! А это - средний.
Безымяный и последний - наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)
Будем их соединять и движенья выполнять...
(Каждый палец руки соединяем поочередно к большому).
«Семья»
Раз, два, три, четыре! (хлопают в ладоши)
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять! (хлопают в ладоши)
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,
два котенка, мой щегол, сверчок и я
(поочередное поглаживание-массаж всех десяти пальцев).
Вот и вся моя семья!
Труд взрослых. Профессии
«Строитель»
Строитель строит дом. (Постукивают кулачками один о другой)
Он увлечен своим трудом:
Из камня дом он строит. («домик» - соединить подушечки пальцев под углом)
Сердитый ветер налетел, (покачивают руками над головой)
Шел град, но дом остался цел. (стучат пальцами одной руки по ладони другой)
Лил дождь, был гром –Не рухнул дом! («домик»)
«Доктор»
«Доктор, доктор, как нам быть?»
Доктор, доктор, как нам быть?
Уши мыть или не мыть? (Дети показывают уши.)
Отвечает доктор гневно: (Дети выполняют имитационные движения)
–Уши моем ежедневно! (моют уши.)
Зимушка зима
«Снежок»
Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили (лепить, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий. (Показывают круг, гладят ладони друг о друга)
Раз – подбросим, («подбросить», посмотреть вверх)
Два – поймаем. («Ловят», приседают)
Три – уроним (встают, «роняют»)
И … сломаем! (топают)
«Зима»
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять (указательным и средними пальчиками «идем» по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками «комок»)
Птичек крошками кормили («кормим птичек «)
С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели («едим суп»),
спать легли (ладошки под щечку).
Зима в лесу
«Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки. (Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)
Лисичке-сестричке,
Мишке толстопятому,
Воробью, синичке,
Заиньке усатому. (Загибают по одному пальчику, начиная с большого)
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку. (Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)
«Хитрая лисичка»
Разминаем пальчики: раз, два, три! ( Сжимать и разжимать пальчики. «Бегут» по столу)
Разминаем пальчики, ну-ка посмотри! (Выражение лица очень хитрое)
Вот бежит лисичка, раз, два, три!
Хитрая лисичка, ну-ка посмотри!
Лепим, лепим личико, раз, два, три! (Движения по тексту)
Что же получилось? Ну-ка посмотри!
Хитрая лисичка-вот она!
Рыжая сестричка хороша!
Вот лисичка злая, ой-ой-ой! (Движения по тексту)
От нее скорее убегу домой.
У лисички нашей грустный вид,
Сидит одна лисичка и грустит.
Улыбнись лисичка, погляди на нас,
Тебя мы не оставим ни на час!
Готовимся к Новому году
«Ёлочка»
Перед нами ёлочка (пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка «ёлочки»)
Шишечки, иголочки. (Кулачки; указательные пальчики выставлены)
Шарики, фонарики, («шарики» из пальцев вверх, вниз)
Зайчики и свечки, («ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)
Звёзды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе)
«Новогодний праздник»
Ждали праздника мы долго. (Трём ладошку о ладошку)
Наконец пришла зима. (Сжать кулаки, прижать их друг к другу)
Наконец пришла зима (Пальцы «идут» по столу, по коленкам)
В гости ёлку привела. (Пальцы показывают Ёлочку, указательные пальцы сцепляются)
К ёлке все мы подошли,
Хороводы завели. (Круговые движения кистями рук)
Покружились, поплясали, (Кисти рук опустить, расслабить)
Даже чуточку устали.
Дед Мороз скорей приди, (Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперёд)
Нам подарки принеси.
Зимние чудеса
«Подарки»
Дед Мороз принёс подарки: (шагают пальчиками по столу)
Буквари, альбомы, марки,
Кукол, мишек и машины,
Попугая и пингвина,
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка! (на каждое название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке)
«На ёлке»
Мы на ёлке веселились, (ритмичные хлопки в ладоши)
И плясали и резвились. (ритмичные удары кулачками)
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнёс. (Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу)
Дал большущие пакеты, («рисуют» руками большой круг)
В них же – вкусные предметы: (ритмичные хлопки в ладоши)
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша,
Яблоко, один
Золотистый мандарин.
(загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого)
Зимние забавы
«Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идут» по столу указательными и средними пальчиками)
Бабу снежную лепили, («лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, («крошат хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки)
Съели суп, и спать легли. (Движения воображаемой ложкой; руки под щёку)
«Зимние забавы»
Лепим мы из снега ком, (Дети сжимают и разжимают кисти рук)
Из комочков слепим дом. (Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)
Звери будут в доме жить, (Хлопают в ладоши)
Веселиться и дружить.
Зимние забавы
«Снежок»
Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с большого
Мы с тобой снежок слепили. «Лепят», меняя положение ладоней
Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони Вместе, гладят одной ладонью другую
И совсем – совсем не сладкий. Грозят пальчиком
Раз – подбросим. Смотрят вверх, подбрасывают
воображаемый снежок
Два – поймаем. Приседают, ловят воображаемый снежок
Три – уроним Встают, роняют воображаемый снежок
И… сломаем. Топают
«Снежинки»
Ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Туча по небу плыла.
Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча).
Вдруг из тучи над землёй
Полетел снежинок рой.
Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).
Ветер дунул, загудел –
Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).
Рой снежинок вверх взлетел.
Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).
Ветер с ними кружится,
Может быть подружится.
Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.
Животные жарких и холодных стран
«Белые медведи»
Белые медведи мороза не боятся, (Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы правой руки в стороны и соединять)
Нравится им в море ледяном купаться. (Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы левой руки в стороны и соединять)
Не страшны им в Арктике
Клыкастые моржи, (Поднимать пальцы правой руки по одному, начиная с большого)
На рыбу и тюленей охотятся они. (Поднимать пальцы левой руки по одному, начиная с большого)
«Обезьяны»
Там, где с деревьев свисают лианы, (пальцы раздвигают в стороны)
Разные в джунглях живут обезьяны: (сжимают и разжимают пальцы)
Лазают там шимпанзе, павианы, (загибают поочередно пальцы)
Есть и гориллы, и орангутаны.
Дорожная безопасность
«Постовой»
Постовой стоит упрямый (пальчики «шагают» по ладошке)
Людям машет: Не ходи! («грозят» пальчиками)
Здесь машины едут прямо (руки перед собой, изображают руль)
Пешеход, ты погоди! («грозят» пальчиками)
Посмотрите: улыбнулся (хлопают в ладоши)
Приглашает нас идти (пальчики «шагают» по ладошке)
Вы, машины, не спешите (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)
«Дорожные правила»
Дорожных правил очень много. («грозят» пальчиками)
Раз - Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать (хлопки руками)
И всегда их выполнять. (показывают «класс!» большим пальцем)
Транспорт
«Транспорт»
Автобус, троллейбус, (загибают пальцы по одному)
Машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай. (сжимают и разжимают пальцы)
В морях – корабли, ледоколы, суда, (загибают по одному пальцу)
Они очень редко заходят сюда. (сжимают и разжимают пальцы)
Шуршат по дорогам (гладят руками по столу)
Веселые шины, (хлопают в ладоши)
Спешат по дорогам (крутят воображаемый руль)
Машины, машины…
А в кузове важные, (сжимают и разжимают пальцы)
Срочные грузы –
Цемент и железо, (загибают по одному пальцу)
Изюм и арбузы.
«Есть игрушки у меня»
Есть игрушки у меня: (попеременно хлопают в ладоши и ударяют кулачками)
Паровоз и два коня, (загибают пальцы по очереди на обеих руках)
Серебристый самолет,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъемный кран –
Настоящий великан.
Сколько вместе? – (попеременно хлопают и ударяют кулаками друг о друга)
Как узнать?
Помогите сосчитать!
Друзья спорта
«Спортсмены»
Чтоб болезней не бояться (Поднимают руки к плечам, плечам, в стороны)
Надо спортом занимать (Сжимаем и разжимаем кулаки)
Играет в теннис теннисист (Сгибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца)
Он спортсмен, а не артист
В футбол играет футболист
В хоккей играет хоккеист,
В волейбол — волейболист,
В баскетбол — баскетболист.
«Лыжники»
Мы бежим с тобой на лыжах (Дети «скользят» шагают пальцами по столу «на лыжах»)
Снег холодный лыжи лижет («Скользят», делая поочередно движения пальцами)
А потом – на коньках, («бегут» на коньках)
Но упали мы. Ах!
А потом снежки лепили, (Показывают, как лепят снежки сверху то одна рука, то другая)
А потом снежки катили, (катят воображаемый комок)
А потом без сил упали («кидают друг в друга»)
И домой побежали
День защитника Отечества
«23 февраля»
Февраль, февраль, зима и солнце! (хлопают в ладоши)
И первых птичек переклик! (перекрещивают большие пальцы, остальными машут – «птица»)
Сегодня выглянул в оконце: (закрывают лицо ладонями, затем выглядывают, раздвигая их)
Застыл, к стеклу лицом приник.
Мои друзья – вчера мальчишки – (сжимают и разжимают пальцы)
Сегодня выросли и вдруг
Все, как один, забросив книжки, (хлопают в ладоши)
За руки взялись, встали в круг.
И обещали мамам, сестрам (сжимают и разжимают пальцы)
Границы радости беречь.
Беречь весь мир: и птиц, и солнце, (загибают пальцы на одной руке)
Меня в окошке уберечь!
«Вертолет»
(пальцы обеих рук, кроме указательных и больших, «сплетают», указательные выдвигают вперед и соединяют их подушечки – хвост вертолета, большими пальцами выполняют совместные круговые движения – лопасти вертолета)
Быстро лопасти крути!
Вертолет, лети, лети!
Подарите мне фуражку, (ритмичное касание одинаковых пальцев обеих рук)
Сапоги и автомат. (разводить пальцы обеих рук, начиная с больших)
Стану воином отважным, (интенсивное сжимание рук в кулаки)
Защищать вас буду рад. (пальцы сцепить в «замок»)
Сегодня праздник всех отцов, (сжимают и разжимают пальцы)
Всех сыновей, всех, кто готов, (хлопают в ладоши)
Свой дом и маму защитить, (из ладошек делают «домик»)
Всех нас от бед отгородить! (сжимают и разжимают пальцы)
Международный женский день
«Мамин день»
Первые подснежники (подушечки пальцев обеих рук сомкнуты, ладони округлены)
Я в руках несу. (сжать обе руки в кулак)
Нежные цветочки (пальцы лодочкой, запястья прижаты друг к другу)
Маме подарю. (вытянуть руки вперед, не меняя положения кистей)
Будь всегда красивой, (развести руки в стороны)
Нежной, как цветы! (пальцы лодочкой)
Хорошо, что рядом (соединить ладони, прижать)
Есть со мною ты! (вытянуть руки вперед ладонями)
«Маму я свою люблю»
Маму я свою люблю, я всегда ей помогу (сжать руки на груди)
Я стираю, (потереть кулачок о кулачок)
Полоскаю, (кулачки сжимать-разжимать)
Воду с ручек отряхаю, (стряхиваем воду с пальчиков)
Пол я чисто подмету (погладить одну ладошку другой)
И дрова ей наколю. (Постучать кулачком по ладони свободной руки)
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать. (Сложить ладошки вместе и положить под щечку)
Я на цыпочках хожу, (указательный и средний пальцы ходят по ладони свободной руки)
И ни разу, и ни разу я словечка не скажу. (Указательный палец к губам)
Народная культура и традиции
«Мы веселые матрешки»
Мы веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки, (Указательным и средним пальцами идут по полу)
В сарафанах наших пестрых (Соединяют ладошки вместе)
Мы похожи словно сестры. (Руки в замок)
«Матрешки»
Мы - веселые матрешки -
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи, словно сестры,
Ладушки, ладушки.
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки.
Хороши у нас одежки,
Ладушки, ладушки.
Кружимся мы и танцуем,
Ладушки, ладушки.
Хоровод водить мы будем,
Ладушки, ладушки.
(Дети выполняют движения по тексту)
Весна пришла
«Веселые льдинки»
Под самым карнизом, (сжимают и разжимают пальцы)
Над самым оконцем
Забралось в сосульки (стучат пальцами по столу)
Весеннее солнце. (поднимают руки и делают «солнышко»)
Сверкая, бегут (сжимают и разжимают пальцы)
По сосулькам слезинки…
И тают сосульки – (стучат пальцами по столу)
Веселые льдинки.
«Весна»
Раз – весна, (согнуть мизинец правой руки)
Два – капель, (согнуть безымянный палец)
Три – сосульки тают. (согнуть средний палец)
Март прошел, идет апрель, (согнуть указательный палец)
Птицы прилетают. (ладони скрестить, большие пальцы переплести – «птица»)
Перелетные птицы
«Птицы прилетают»
С наступлением весны, (Пальцы расставлены, ладони перекрещены)
Птицы прилетают. (Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями)
Возвращаются скворцы,
Работяги и певцы. (Пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются)
А грачи у лужицы (Ладони раскрыты, соединены чашечкой)
Шумной стайкой кружатся. (Круговые движения кистями рук)
Журавли летят торопятся, (Пальцы расставлены, ладони перекрещены)
А малиновка и дрозд, (Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями)
Занялись устройством гнезд. (Пальцы рук в замок ладони открыты)
«Птичий щебет»
Птицы к дому подлетели
Птицы к дому подлетели (Два больших пальца обхватывают друг друга)
(Остальные делают взмахи, как птица крыльями)
На кормушку птички сели (Держим одну ладонь параллельно груди)
Стали зернышки клевать (Другой рукой, большим и указательным пальчиками,
соединенными вместе, ударяем по ладони)
И головками кивать (Соединяем пальчики вместе, изображая голову
птицы и делаем наклоны кистями ру)
Неделя книг
«Любимые сказки»
Будем пальчики считать, (Хлопают в ладоши)
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок, (Поочередно загибают пальчики на левой руке)
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку, (Поочередно загибают пальчики на правой руке)
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят. (Сжимают кулачки)
Этим сказкам каждый рад. (Хлопают в ладоши)
«Репка»
Тянут, тянут бабка с дедкой, (Дети вытягивают большие пальцы)
Из земли большую репку. (Указательные)
К ним пришла тут внучка, (Средние)
Подбежала Жучка, (Безымянные)
Кошка тоже потянула. (Мизинцы)
Хоть держалась крепко, (Берут репку)
Вытянута репка! (Поднимают руки вместе с репкой)
Неделя здоровья
«Десять крепеньких ребят» (сжать пальцы в кулак)
Эти два - всему указки (показать два указательных пальца,
Все покажут без подсказки (придержать их большими пальцами)
Пальцы - два середнячка (показать два средних пальца,
Два здоровых бодрячка (придерживать их большими пальцами)
Ну, а эти безымянны молчуны, (Показать безымянные пальцы
всегда упрямы. остальные придерживать большими пальцами)
Два мизинца-коротышки (показать мизинцы, остальные придерживать)
Пальцы главные средь них (показать два больших пальца, остальные в кулаки,
Два больших и удалых.
«Спортсмены»
Чтоб болезней не бояться (Поднимают руки к плечам, плечам, в стороны)
Надо спортом занимать (Сжимаем и разжимаем кулаки)
Играет в теннис теннисист (Сгибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца)
Он спортсмен, а не артист
В футбол играет футболист
В хоккей играет хоккеист,
В волейбол — волейболист,
В баскетбол — баскетболист.
Путешествие в космос
«Начинаем мы взлетать»
Раз, два, три, четыре, пять, (по очереди сгибают пальцы на обеих руках)
Начинаем мы взлетать. (по очереди выпрямляют пальцы на обеих руках)
На ракете улетим (соединяют пальцы рук, поднять руки вверх)
И всю Землю облетим. (руки развести в стороны, сделать круг)
На Луне мы «прилунимся» (сжать пальцы в кулак)
И на Землю возвратимся. (соединить одинаковые пальцы обеих рук, округлив ладони)
«Космонавт»
В темном небе звезды светят, (сжимают и разжимают пальцы)
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит (изображают рукой полет ракеты)
И на землю вниз глядит. (опускают медленно руку вниз)
Морские обитатели
«Морские животные»
Жил да был один дельфин, (перед грудью, плавные движения влево – вправо)
Два конька дружили с ним. (Ладони развернуты вертикально, поочередные движения вверх – вниз)
Приплывали к ним киты, (руки сложены накрест, взмахи ладонями)
И акула и моржи.
Те учили их считать: (сжимаем и разжимаем кулачки. Загибаем пальчики, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять. (Ладони сложены)
«Маленькие рыбки»
Пять маленьких рыбок играли в реке (волнообразные движения в воздухе)
Лежало большое бревно на воде (ладони прижаты друг к другу, повороты с боку на бок).
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» (выполняем ныряющее движение)
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!» (качаем сомкнутыми ладонями- отрицательный жест)
А третья сказала: « Мне хочется спать» (ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит).
Четвертая стала чуть – чуть замерзать (быстро качаем ладонями – дрожь)
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!» ( ладони раскрываются и соединяются - рот)
Плывите скорей, чтоб он вас не схватил. ( волнообразные движения сомкнутыми ладонями – рыбки уплывают).
«Неделя пожарной безопасности»
«Мы – пожарные»
На машине ярко – красной (Двумя руками имитируем езду на машине «крутим руль»)
Мчимся мы вперёд. (Ритмично щёлкаем пальцами рук)
Труд тяжёлый и опасный (Энергично потираем ладонь о ладонь вертикально)
Нас, пожарных, ждёт. (Скрещивают руки на груди и ритмично похлопываем по плечам скрещенными руками)
Вой пронзительный сирены (Ритмично покачивают головой)
Может оглушить (Указательные пальцы обеих рук подносим к ушам, ритмично постукиваем)
Будем и водой, и пеной (Ритмично «выбрасываем» пальцы из сжатого кулака).
Мы пожар тушить. (Ритмично постукивают кулачками друг о друг)
И в беду попавшим людям (Ритмично потирают ладони)
Сможем мы помочь (Ритмично похлопывают руками по бокам)
С пламенем бороться будем, (Ритмично потопывают)
Мы и день и ночь! (Ритмично хлопают в ладош)
«Мы пожарные»
С огнем бороться мы должны,
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? Пожарные
(Поочередное соединение всех пальчиков, начиная с мизинчика и заканчивая большими пальчиками, затем сжать пальчики в кулачок и выпрямить пальчики)
День победы
«Солдаты»
Мы солдаты, мы солдаты, бодрым шагом мы идем.
(Пальцы бодро «Маршируют» по столу.)
В нашу армию, ребята, просто так не попадешь.
(Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх и покачивается влево-вправо.)
Нужно быть умелыми, сильными и смелыми,
(Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются.)
«Солдатики»
Аты — баты, аты — баты! на войну идут солдаты.
Указательный и средний пальцы обеих рук «маршируют на столе», изображая солдат (остальные пальцы прижаты к ладони).
Знамя красное несут,
Руки поднять вверх, пальцы выпрямить, прижать друг к другу, затем согнуть руки в локтях (знамя).
Пушки грозные везут.
Кулаки обеих рук лежат на столе. Выпрямленные указательные пальцы изображают стволы пушек.
Братья наши меньшие
«Котёнок»
Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка! (Хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать! (Двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)
«Щенята»
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу)
У нашей собачке есть десять щенят. (Покачиваем ладошками, не разъединяя их)
Сейчас все щенята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга, от большого к мизинцу)
Опыты и эксперименты
«Я рисую лето»
Я рисую лето: (рисуют пальчиком по столу)
Красной краской – солнце, (рисуют в воздухе солнце)
На газонах розы, (сжимают и разжимают пальцы)
На лугах покосы,
Синей краской – небо (рисуют в воздухе облака)
И ручей певучей. (На столе рисуют «ручей»)
«Лето по полю гуляло»
Лето по полю гуляло. («Шагают» пальцы по столу)
Лето шило-вышивало (загибают пальцы по одному)
Луг – цветами,
Лес – листами,
День – лучами,
Ночь – звездами.
Экологическая тропа
«Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне,
(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить).
Утром весенним раскрыл лепестки. (Развести пальцы рук).
Всем лепесткам красоту и питанье (Ритмично двигать пальцами вместе-врозь).
Дружно дают под землей корешки.
(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).
«Насекомые»
Раз, два, три, четыре, пять (Сжимать - разжимать пальцы в кулак)
Насекомых надо знать: (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими)
Муха, бабочка, пчела,
Муравей, комар, оса,
Шмель, кузнечик и сверчок… (Поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки)
И у каждого шесть ног! (Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр для детей старшей группы
Картотека пальчиковых игр для детей старшей группы....
Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей старшей группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.
Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития речи, улучшения прои...
Картотека пальчиковой гимнастики для детей старшей группы по темам
Наиболее продуктивной формой тренировки мелкой моторики у детей 5–6 лет является пальчиковая гимнастика. Она является неотъемлемым элементом развития мелкой моторики рук. Это упражнения в игрово...
КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам предназначена для детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Она поможе учителям-логопедам организовать образовательную деятельность с детьми в соответст...
Картотека пальчиковых игр для детей старшей группы
Развиваем речь ребенка...
Картотека пальчиковых игр для детей старшей группы
Развитие речи детей старшего возраста...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность (рисование)) для детей старшей группы «Теремок». Тематическая неделя «Дом и его части».
Конспект расчитан на детей старшего дошкольного возраста. На занятии ребята повторяют элементы зданий, а также повторяют геометрические фигуры. Данный конспект будет интересен педагогам, работающим с ...