Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Тема: «Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.»

Цель: Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими. В современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Задачи:

I. Задачи (по работе с детьми)

1..Приучать детей внимательно слушать произведение.

2.  Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы;

3.  Формировать умение запоминать и читать наизусть произведение.

4.  Способствовать    развитию    умения    рассматривать    иллюстрации    в книгах, формировать эстетический вкус у детей.

5.  Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.

6.  Вызывать эмоциональный отклик у детей на малые произведения.

7.  Обеспечить эмоциональное положительное общение с каждым ребенком.

8. Воспитывать нравственные  качества детей:  доброжелательность,  трудолюбие,
отзывчивость, заботливое отношение к близким людям.

II. Задачи (по работе с родителями)

1.  Способствовать   развитию   заинтересованности   родителей   воспитанников                      в проводимой работе.

2. Создать условия для привлечения родителей к взаимосотрудничеству по данной
теме.

 

Методы и приемы, формы организации работы:

 

Наглядные методы

Если объект недоступен для непосредственного наблюдения, то знакомлю с ними детей опосредованным путем показ картин, например «Кошка с котятами», «Мама купает ребенка», др. Опосредованные наглядные методы использую и для вторичного ознакомления                               с объектом. С этой целью использую такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек, описание картинок и игрушек. Конечно, предполагается слово педагога, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое. Источником, определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей, являются наглядные приемы или явления.

 

Словесные методы

Возрастные особенности детей раннего возраста требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяю или наглядные приемы обучения (показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций), или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки предмета и т.д.)

 

Практические методы

Цель этих методов - обучить детей в практике применять полученные знания, помочь усваивать, совершенствовать речевые умения и навыки. С детьми раннего возраста практические методы носят игровой характер.

Дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная) - универсальный метод закрепления знаний и умений.                                 Работу со знакомым литературным текстом провожу с помощью настольной инсценировки, игры- драматизации. К практическим методам следует отнести и наглядные игры-занятия, игры- инсценировки этического характера.   Основная задача их - воспитание культуры поведения детей, они важны для развития речи, т.к. обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи.  Например, на занятие «Кукла Таня у нас в гостях» дети не только наблюдают действия с куклой, но и сами садятся вокруг накрытых к чаю столов, учатся поддерживать общий разговор во время еды, проявлять внимание к гостю и друг другу, воспитывать культуру еды за столом.

Прием - это элемент метода. Их можно разделить по роли наглядности                                                 и эмоциональности ,на словесные, наглядные и игровые. В своей практике с детьми раннего возраста я использую следующие словесные приемы:

-   речевой образец - правильная речевая деятельность воспитателя. Образец должен
быть доступен для повторения, подражания. Во время занятия, деятельности он может использоваться неоднократно, по мере необходимости, речевой образец преподношу
детям четко, громко, неторопливо. Пояснения, указания необходимы для осознанного восприятия детьми образца, увеличения роли детской самостоятельности,

-   повторение - преднамеренное, неоднократное использование одного и того же
речевого элемента ( звука, слова, фразы) с целью его запоминания.  

 -  словесное   упражнение  -  многократное  выполнение  детьми   определенных
речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков.

вопрос детям.

 - словесное обращение, требующее ответа,  задание ребенку,
предполагающее использование имеющихся знаний.

-    словесное поощрение.

-  наглядные приемы: показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения. Дети очень любят, когда появляется игровой персонаж (Петрушка, мишка, и др.).

-  действие по выбору («Вспомни сказку, потешку, которая тебе нравится»).

- обыгрывание   различных   предметов,   игрушек,   рисунков,   предметов  ленки,
например, детям понятен образ петушка, его внешний вид, действия                                                          (гуляет,  ищет зерна,  разгребает землю)  При  этом  дети  по  слову  педагога или по
подражанию делают определенные действия с игрушкой.)Во время обыгрывания дети учатся играть, воображать, фантазировать.

 

 

 

 

 

 

                                                         

 

 

 

 

План по самообразованию

Сентябрь

 

Тема

Задачи

1

Петушок - золотой гребешок

Познакомить детей с обитателем избы - Петушком; рассказать о его роли в жизни русского народа; развивать память, активную речь детей.

2

Как у нашего кота

Познакомить детей с обитателем "избы" - котом Васькой; заучить потешку "Как у нашего кота:"; воспитывать заботливое, ласковое отношение к животным.

Октябрь

Тема

Тема

Задачи

1.

Чтение потешек "Кисонька-мурысонька", "Пошёл котик на торжок"

Познакомить детей с содержанием потешек, вызвать соответствующее эмоциональное отношение к персонажам; воспитывать умение слушать текст произведения; учить воспроизводить слова текста интонационно выразительно: ласково в обращении к котику и укоризненно в словах "Не ешь одна" при обращении к кисоньке; воспитывать нравственные чувства по отношению к другим.

2

Семья Петушка

Закреплять полученные ранее знания о внешнем виде петуха (большой, у него на голове гребешок, бородка; у него пышный хвост с ярким оперением), курицы (большая, но хвост и гребешок меньше, чем у петуха) и цыплят (маленькие, жёлтые, пушистые, всегда бегают за мамой-курочкой); учить детей отгадывать простые описательные загадки, договаривая в рифму отгадки к ним; развивать интерес к лепке, закреплять знания цвета, учить находить сходства с реальными предметами, аккуратно пользоваться пластилином.

 

Ноябрь

 

Тема

Задачи

1

"Котя, котик, коток"

Знакомить детей с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность, приобщая малышей к народной культуре.

2.

Водичка, водичка, умой моё личико

Познакомить детей с умывальником, рассказать, как правильно им пользоваться; учить выразительно рассказывать потешку "Водичка, водичка:"; воспитывать навыки самообслуживания, любовь к чистоте, опрятности.

 

Декабрь

Тема

Задачи

1.

Девочка и лиса

Познакомить детей со сказкой "Снегурушка и лиса"; подготовка к инсценированию фрагментов сказки; познакомить детей с игрой "Кто позвал?"; развивать слуховое внимание.

2.

Уж ты, зимушка-зима

Обогащать словарь детей: "шуба", "рукавицы", "валенки"; познакомить с особенностями русской зимней одежды; развивать память.

 

Январь

Тема

Задачи

1.

«Хвост узорами, сапоги со шпорами»

Способствовать формированию знаний у детей о домашней птице – петушке: его развитии, строении, повадках.

2.

Хозяйкины помощницы

Познакомить детей с предметами обихода: метла, вёдрами, утюгом; рассказать об их предназначении.

 

Февраль

Тема

Задачи

1.

Масленица годовая - наша гостьюшка дорогая

Познакомить детей с праздником Масленица; развивать речевую активность детей.

2.

Идёт коза рогатая

Познакомить детей с новым обитателем "избы" - козой Машкой; повторение знакомой потешки с инсценированием; рассказать о пользе козы для человека.

 

Март

Тема

Задачи

1.

Приди, весна, с радостью

Повторить приметы весны; разучить с детьми заклички "Ласточка, ласточка:", "Грачи-киричи"; познакомить детей                с традицией печь "жаворонков".

2.

В гости к бабушке Загадушке

Закреплять названия домашних животных (кошка, собака, коза, корова, и т.д.); активизировать мыслительную деятельность в процессе игры; упражнять в выразительной интонации при звукоподражании; воспитывать любовь                       и бережное отношение к животным.

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель

Тема

Задачи

1.

Сорока-белобока кашу варила

Познакомить детей с новым предметом русского обихода - глиняным горшком; повторить названия и предназначение ранее изученной домашней утвари; учить выразительно рассказывать знакомую потешку.

2.

Курочка Ряба

Познакомить детей с оригинальным текстом сказки; развивать память, речевую активность детей.

 

Май

Тема

Задачи

1.

Солнышко, нарядись, красное, покажись

Учить детей создавать изображение солнца пятном, линейным контуром, с последующим закрашиванием; развивать активную речь детей; воспитывать любовь к родной природе.

2.

Кто в тереме живёт

Напомнить детям содержание сказки; учить отгадывать загадки о животных; развивать память, творческое воображение.

 

Работа с родителями.

 Ознакомление детей с малыми произведениями и их использовании в  разных видах деятельности  в тесном сотрудничестве с родителями.

Для достижения цели планируется использование  разнообразных форм работы               с родителями.

Проведение родительского собрания:

- « Роль речевого развития в воспитании детей». 

Консультацию на тему:

- «Значение книги в жизни малыша.

Список, рекомендованный   родителям   по   ознакомлению   детей                                                                               1,6-2   лет   с   произведениями  художественной литературы»  

  

Индивидуальные беседы с родителями:

- «Как выбрать полезную сказку для малыша», др.

 

Этапы работы:

I. Теоретический этап:

- выявление затруднений при решении поставленных задач;

- анализ состояния воспитательно - образовательной работы;

- диагностика детей;

- изучение теоретических вопросов по теме;

- предварительная работа по теме, сбор материала;

- написание перспективного плана, конспектов занятий;

 

II. Практический этап:

оформление методических пособий;

организация предметно-развивающей среды в группе;

работа с родителями по данной теме;

-        развитие речи в различных видах деятельности: игровой,
образовательной, в процессе прогулок, утренней гимнастики, труда, режимных моментах.

III.  Заключительный этап:

- диагностика по результатам работы;

- обобщение опыта работы по теме;

- выступление с докладом на педагогическом совете,

на  тему: «Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к консультации для воспитателей по теме"Устное народное творчество в развитии речи детей раннего и младшего дошкольного возраста."

В презентации отражены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание педагогам при  подготовке по данной теме....

Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры.

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чем же причины задержки? Итак, уровень р...

Консультация для родителей на тему: "Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры"

Развивая речь детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Кроме того, пальчиковые игры помога...

Тема: «Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством фольклорного слова»

Опыт работы  раскрывает особенности работы педагога по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством фольклорного слова через различные виды детской деятельности....

Комплекс занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Комплекс занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста (3-4 года)· ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ. ЛАСТОЧКА, СКВОРЕЦAктивный словарь: ласточка, скворец, клюв, хвост, лапка, грудь, бр...

Использование массажного мячика для развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста

Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи ребенка происходит одновременно. В раннем и младшем дошкольном возрасте особенно эфективно использование специальных упражен...