Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)
Тема: «Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.»
Цель: Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими. В современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.
Задачи:
I. Задачи (по работе с детьми)
1..Приучать детей внимательно слушать произведение.
2. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы;
3. Формировать умение запоминать и читать наизусть произведение.
4. Способствовать развитию умения рассматривать иллюстрации в книгах, формировать эстетический вкус у детей.
5. Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.
6. Вызывать эмоциональный отклик у детей на малые произведения.
7. Обеспечить эмоциональное положительное общение с каждым ребенком.
8. Воспитывать нравственные качества детей: доброжелательность, трудолюбие,
отзывчивость, заботливое отношение к близким людям.
II. Задачи (по работе с родителями)
1. Способствовать развитию заинтересованности родителей воспитанников в проводимой работе.
2. Создать условия для привлечения родителей к взаимосотрудничеству по данной
теме.
Методы и приемы, формы организации работы:
Наглядные методы | Если объект недоступен для непосредственного наблюдения, то знакомлю с ними детей опосредованным путем показ картин, например «Кошка с котятами», «Мама купает ребенка», др. Опосредованные наглядные методы использую и для вторичного ознакомления с объектом. С этой целью использую такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек, описание картинок и игрушек. Конечно, предполагается слово педагога, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое. Источником, определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей, являются наглядные приемы или явления.
|
Словесные методы | Возрастные особенности детей раннего возраста требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяю или наглядные приемы обучения (показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций), или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки предмета и т.д.)
|
Практические методы | Цель этих методов - обучить детей в практике применять полученные знания, помочь усваивать, совершенствовать речевые умения и навыки. С детьми раннего возраста практические методы носят игровой характер. Дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная) - универсальный метод закрепления знаний и умений. Работу со знакомым литературным текстом провожу с помощью настольной инсценировки, игры- драматизации. К практическим методам следует отнести и наглядные игры-занятия, игры- инсценировки этического характера. Основная задача их - воспитание культуры поведения детей, они важны для развития речи, т.к. обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи. Например, на занятие «Кукла Таня у нас в гостях» дети не только наблюдают действия с куклой, но и сами садятся вокруг накрытых к чаю столов, учатся поддерживать общий разговор во время еды, проявлять внимание к гостю и друг другу, воспитывать культуру еды за столом. |
Прием - это элемент метода. Их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности ,на словесные, наглядные и игровые. В своей практике с детьми раннего возраста я использую следующие словесные приемы: - речевой образец - правильная речевая деятельность воспитателя. Образец должен - повторение - преднамеренное, неоднократное использование одного и того же - словесное упражнение - многократное выполнение детьми определенных вопрос детям. - словесное обращение, требующее ответа, задание ребенку, - словесное поощрение. - наглядные приемы: показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения. Дети очень любят, когда появляется игровой персонаж (Петрушка, мишка, и др.). - действие по выбору («Вспомни сказку, потешку, которая тебе нравится»). - обыгрывание различных предметов, игрушек, рисунков, предметов ленки,
|
План по самообразованию
Сентябрь
№ | Тема | Задачи |
1 | Петушок - золотой гребешок | Познакомить детей с обитателем избы - Петушком; рассказать о его роли в жизни русского народа; развивать память, активную речь детей. |
2 | Как у нашего кота | Познакомить детей с обитателем "избы" - котом Васькой; заучить потешку "Как у нашего кота:"; воспитывать заботливое, ласковое отношение к животным. |
Октябрь
Тема | Тема | Задачи |
1. | Чтение потешек "Кисонька-мурысонька", "Пошёл котик на торжок" | Познакомить детей с содержанием потешек, вызвать соответствующее эмоциональное отношение к персонажам; воспитывать умение слушать текст произведения; учить воспроизводить слова текста интонационно выразительно: ласково в обращении к котику и укоризненно в словах "Не ешь одна" при обращении к кисоньке; воспитывать нравственные чувства по отношению к другим. |
2 | Семья Петушка | Закреплять полученные ранее знания о внешнем виде петуха (большой, у него на голове гребешок, бородка; у него пышный хвост с ярким оперением), курицы (большая, но хвост и гребешок меньше, чем у петуха) и цыплят (маленькие, жёлтые, пушистые, всегда бегают за мамой-курочкой); учить детей отгадывать простые описательные загадки, договаривая в рифму отгадки к ним; развивать интерес к лепке, закреплять знания цвета, учить находить сходства с реальными предметами, аккуратно пользоваться пластилином. |
Ноябрь
№ | Тема | Задачи |
1 | "Котя, котик, коток" | Знакомить детей с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность, приобщая малышей к народной культуре. |
2. | Водичка, водичка, умой моё личико | Познакомить детей с умывальником, рассказать, как правильно им пользоваться; учить выразительно рассказывать потешку "Водичка, водичка:"; воспитывать навыки самообслуживания, любовь к чистоте, опрятности. |
Декабрь
№ | Тема | Задачи |
1. | Девочка и лиса | Познакомить детей со сказкой "Снегурушка и лиса"; подготовка к инсценированию фрагментов сказки; познакомить детей с игрой "Кто позвал?"; развивать слуховое внимание. |
2. | Уж ты, зимушка-зима | Обогащать словарь детей: "шуба", "рукавицы", "валенки"; познакомить с особенностями русской зимней одежды; развивать память. |
Январь
№ | Тема | Задачи |
1. | «Хвост узорами, сапоги со шпорами» | Способствовать формированию знаний у детей о домашней птице – петушке: его развитии, строении, повадках. |
2. | Хозяйкины помощницы | Познакомить детей с предметами обихода: метла, вёдрами, утюгом; рассказать об их предназначении. |
Февраль
№ | Тема | Задачи |
1. | Масленица годовая - наша гостьюшка дорогая | Познакомить детей с праздником Масленица; развивать речевую активность детей. |
2. | Идёт коза рогатая | Познакомить детей с новым обитателем "избы" - козой Машкой; повторение знакомой потешки с инсценированием; рассказать о пользе козы для человека. |
Март
№ | Тема | Задачи |
1. | Приди, весна, с радостью | Повторить приметы весны; разучить с детьми заклички "Ласточка, ласточка:", "Грачи-киричи"; познакомить детей с традицией печь "жаворонков". |
2. | В гости к бабушке Загадушке | Закреплять названия домашних животных (кошка, собака, коза, корова, и т.д.); активизировать мыслительную деятельность в процессе игры; упражнять в выразительной интонации при звукоподражании; воспитывать любовь и бережное отношение к животным. |
Апрель
№ | Тема | Задачи |
1. | Сорока-белобока кашу варила | Познакомить детей с новым предметом русского обихода - глиняным горшком; повторить названия и предназначение ранее изученной домашней утвари; учить выразительно рассказывать знакомую потешку. |
2. | Курочка Ряба | Познакомить детей с оригинальным текстом сказки; развивать память, речевую активность детей. |
Май
№ | Тема | Задачи |
1. | Солнышко, нарядись, красное, покажись | Учить детей создавать изображение солнца пятном, линейным контуром, с последующим закрашиванием; развивать активную речь детей; воспитывать любовь к родной природе. |
2. | Кто в тереме живёт | Напомнить детям содержание сказки; учить отгадывать загадки о животных; развивать память, творческое воображение. |
Работа с родителями.
Ознакомление детей с малыми произведениями и их использовании в разных видах деятельности в тесном сотрудничестве с родителями.
Для достижения цели планируется использование разнообразных форм работы с родителями.
Проведение родительского собрания:
- « Роль речевого развития в воспитании детей».
Консультацию на тему:
- «Значение книги в жизни малыша.
Список, рекомендованный родителям по ознакомлению детей 1,6-2 лет с произведениями художественной литературы»
Индивидуальные беседы с родителями:
- «Как выбрать полезную сказку для малыша», др.
Этапы работы:
I. Теоретический этап:
- выявление затруднений при решении поставленных задач;
- анализ состояния воспитательно - образовательной работы;
- диагностика детей;
- изучение теоретических вопросов по теме;
- предварительная работа по теме, сбор материала;
- написание перспективного плана, конспектов занятий;
II. Практический этап:
оформление методических пособий;
организация предметно-развивающей среды в группе;
работа с родителями по данной теме;
- развитие речи в различных видах деятельности: игровой,
образовательной, в процессе прогулок, утренней гимнастики, труда, режимных моментах.
III. Заключительный этап:
- диагностика по результатам работы;
- обобщение опыта работы по теме;
- выступление с докладом на педагогическом совете,
на тему: «Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к консультации для воспитателей по теме"Устное народное творчество в развитии речи детей раннего и младшего дошкольного возраста."
В презентации отражены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание педагогам при подготовке по данной теме....
Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры.
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чем же причины задержки? Итак, уровень р...
Консультация для родителей на тему: "Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры"
Развивая речь детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Кроме того, пальчиковые игры помога...
Тема: «Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством фольклорного слова»
Опыт работы раскрывает особенности работы педагога по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством фольклорного слова через различные виды детской деятельности....
Комплекс занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Комплекс занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста (3-4 года)· ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ. ЛАСТОЧКА, СКВОРЕЦAктивный словарь: ласточка, скворец, клюв, хвост, лапка, грудь, бр...
Использование массажного мячика для развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста
Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи ребенка происходит одновременно. В раннем и младшем дошкольном возрасте особенно эфективно использование специальных упражен...
Опыт работы "Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста"
Опыт работы.Планирование....