Использование массажного мячика для развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме
Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи ребенка происходит одновременно. В раннем и младшем дошкольном возрасте особенно эфективно использование специальных упраженений и комплексов игр с массажным мячом, способствующих активизации речевой деятельности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met_razrabotka_isp_mas_myachika_dlya_razvitiya_rechi.docx | 28.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Использование массажного мячика для развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста
Хорошая речь является важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее протекает процесс его психического развития. Ученые и практики отмечают, что речевые способности ребенка зависят не только от артикуляционного аппарата, но и от движения рук. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. От степени сформированности мелкой моторики пальцев рук зависит речевое развитие ребёнка. Так И.П. Павлов сказал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». В.А.Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка находиться на кончиках его пальцев».
Пальчиковые игры развивают творческие способности, скорость реакции детей, малыши лучше усваивают такие понятия, как «выше», «ниже», «лево», «право», разучивают счет, да и просто играют, получая удовольствие.
Известный исследователь детской речи М.М. Кольцов писал: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи».
На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, который способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: помогающий непосредственному речевому развитию ребенка, и опосредованный, к которому относятся традиционные здоровье сберегающие технологии. Для развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка можно использовать самые разнообразные традиционные технологии и средства развития.
Одной из традиционных технологий является массаж ладошек. На кистях рук и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела.
Приёмы работы с детьми:
- удерживать колючий мячик на расправленной ладошке каждой руки;
- удерживать мячик расправленной ладошке левой руки, прижатый сверху правой ладошкой и наоборот;
- сжимать и разжимать мячик в кулачок каждой рукой;
- каждым пальчиком надавливать на иголочки мячика каждой руки;
- удерживать колючий мячик тремя пальчиками каждой руки (большой, указательный, средний);
- захватывать колючий мячик тремя пальчиками и передвигаться им по дорожкам разной конфигурации;
- прокатывать колючий мячик по ладошке правой и левой руки круговыми движениями в разные стороны;
- прокатывать колючий мячик вдоль расправленных ладошек вверх-вниз.
При выполнении упражнений с массажными мячиками важно соблюдать ряд требований:
- чередовать медленный и быстрый темп выполнения движений;
- соблюдать принцип «от простого к сложному» (сначала ребёнок учиться работать ведущей рукой, затем не ведущей, и наконец, обеими руками одновременно);
- перед выполнением упражнения показывать движения, сопровождая их словесной инструкцией;
- каждое упражнение давать в игровой форме.
Знакомство с мячиком проводиться в 3 этапа:
- Знакомство с массажным мячиком и правилами его использования,
- Закрепление приёмов работы в играх и упражнениях по развитию речи,
- Самостоятельное использование мячика в игре.
Форма организации: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.
Упражнения с использованием мячика обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма ребенка. Пальчиковая гимнастика с применением массажного мячика - уникальное средство для развития речи детей. Она сопровождается чтением стихотворения. Дети повторяют слова и выполняют действия с мячиком в соответствии с текстом.
В результате использования массажного мячика:
-осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
-стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
-развивается координация движений и мелкая моторика;
-развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.
Использование специальных комплексов разнообразных игр и упражнений наиболее способствует активизации речевой деятельности. Их можно рекомендовать для использования логопедам, воспитателям, педагогам и родителям.
Игровые упражнения для детей с массажным мячиком:
Массаж пальцев мячиком «Вышли пальцы погулять»
(ребенок поочередно катает мячик из центра ладошки к каждому пальчику, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).
Раз - два - три - четыре - пять, (разгибает пальцы по одному и кладет мячик в центр ладошки)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
«Орех»
Движения соответствуют тексту
Я катаю свой орех
По ладоням снизу вверх.
А потом обратно,
Чтоб стало мне приятно.
Я катаю свой орех,
Чтобы стал круглее всех
«Волшебный шарик».
(ребёнок выполняет движения в соответствии с текстом)
Этот мячик непростой, | (любуемся шариком на левой ладошке) |
Он колючий, вот какой. | (накрываем правой ладонью) |
Будем с мячиком играть | (катаем шарик горизонтально) |
Раз катаем, два катаем | (катаем шарик вертикально) |
Раз катаем, два катаем | (катаем шарик горизонтально) |
Катаем, катаем, катаем | (катаем шарик вертикально) |
Как колобок мы покатаем, | (катаем шарик в центре ладошки) |
«Иголки»
Ребенок катает мяч между ладонями, по запястью, ножкам и т.д. сначала медленно, а потом ускоряя темп.
У сосны, у пихты, ёлки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
«Еж и кошка»
Ежика возьмем в ладошки (берем массажный мячик)
И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)
Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)
Помассируем бока. (катаем между ладошек)
Ежика в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)
Поиграть я с ним хочу.
Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)
Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)
«Семья».
Ребенок поочередно надавливает мячиком на каждый палец, начиная с большого, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой руке.
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик - папенька.
Этот пальчик – маменька.
Этот пальчик – Ванечка.
«Черепаха».
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой руке.
Шла большая черепаха.
И кусала всех от страха, (дети катают мячик между ладоней)
Кусь, кусь, кусь, кусь. (надавливают ритмично на мячик, перекладывая из руки в руку).
Никого я не боюсь. ( дети катают мячик между ладоней).
«Мальчик–пальчик не зевай, мячик ты скорей поймай».
Дети катают мячик поочередно пальчиками одной руки к ладошке другой руки, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Раз – два – три – четыре – пять,
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
«Шарик-колючка»
Этот шарик не простой (Движения выполняются по тексту)
Весь колючий, вот такой.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу
Перекидывать друг другу.
1, 2, 3, 4, 5 –
Всем пора нам отдыхать!
Ещё можно использовать массажный мячик для развития памяти и внимания у детей.
Ребёнок должен выполнить инструкцию:
- возьми мячик ладошкой правой руки,
- возьми мячик в правую руку, и спрячь за спину,
- возьми мяч в левую руку, и спрячь под стол и т.д.
Использование массажного мячика при автоматизации звуков.
Например: звук Ш. (ребенок поочередно надавливает на массажный мячик каждым пальчиком, одновременно проговаривая стихотворение).
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою, друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
Игры для развития фонематического слуха и восприятия:
«Телеграф».
«Мячик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»
«Какой звук?»
«Сосчитай, не ошибись» (для детей постарше)
Простучи мячиком заданный ритмический рисунок.
Стукни ладошкой по мячику, когда услышишь заданный звук
Покажи соответствующий заданному звуку (слогу) мячик,
(синий — твердый звук, зеленый – мягкий), услышав слог или слово с ним
Спрячь мячик в ладошке, если звука там нет.
Возьми столько мячиков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов, слов с этим звуком.
Сказка «Ежик на прогулке».
Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать мячик в ладошке).
Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать мячик) и увидел солнышко.
Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать мячик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга).
Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать мячик между ладошками).
Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками мячика к кончику пальца и делать глубокий вдох).
Вдруг набежали тучки (зажать мячик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам мячика).
Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать мячик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).
Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом мячика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать мячик).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к консультации для воспитателей по теме"Устное народное творчество в развитии речи детей раннего и младшего дошкольного возраста."
В презентации отражены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание педагогам при подготовке по данной теме....
Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры.
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чем же причины задержки? Итак, уровень р...
Консультация для родителей на тему: "Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры"
Развивая речь детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Кроме того, пальчиковые игры помога...
Тема: «Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством фольклорного слова»
Опыт работы раскрывает особенности работы педагога по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством фольклорного слова через различные виды детской деятельности....
Комплекс занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Комплекс занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста (3-4 года)· ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ. ЛАСТОЧКА, СКВОРЕЦAктивный словарь: ласточка, скворец, клюв, хвост, лапка, грудь, бр...
Опыт работы "Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста"
Опыт работы.Планирование....
Презентация "Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста"
Презентация "Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста"...