ПРОЕКТ Обогащение словаря детей 3-4 лет через использование игр и пособий по развитию мелкой моторики.
проект по развитию речи (младшая группа)
- ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | Обогащение словаря детей 3-4 лет через использование игр и пособий по развитию мелкой моторики. |
Автор проекта | Чаганова Любовь Владимировна |
Команда проекта | Воспитатели МДОУ Д/С №23 «АЛЕНУШКА»; родительский коллектив; воспитанники младшего дошкольного возраста - дети группы. |
Обоснование актуальности проекта | В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности (ФГОС ДО). С каждым годом жизнь предъявляет все белее высокие требования не только к нам взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, необходимо позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря |
Цель и задачи проекта | Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе использование игр и пособий по развитию мелкой моторики. для детей:
Формировать умение действовать с игрушками, предметами ближайшего окружения в соответствии с их особенностями и назначением; подражать игровым действиям взрослого, отображать в игре по подражанию, образцу знакомые жизненные ситуации..
для родителей: 1 - научить родителейприменять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей; 2 - повышать компетентность и знания родителей о значении работы по развитию мелкой моторики рук; 3 - показать родителям взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и речью дошкольника; 4 - привести примеры игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук детей; для педагогов: 1 - создать условия, способствующие эффективному процессу развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста; 2 - способствовать накоплению ребенком навыка ручной умелости: 3 - предоставить родителям и педагогам практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук. |
Краткое содержание проекта | Проект «Обогащение словаря детей 3-4 лет через использование игр и пособий по развитию мелкой моторики» осуществлялся, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию общения детей и взрослых. Интегрированный подход позволяет через тактильный (телесный) контакт расположить к себе детей и тем самым облегчить процесс образования;совершенствовать ловкость и точность движений, улучшать память, внимание, терпеливость; кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. |
Целевая аудитория | Дети младшего дошкольного возраста, педагоги, родители. |
Кадровое обеспечение проекта | Администрация МДОУ, педагогический коллектив МДОУ. |
Ресурсное обеспечение | Учебно – методические: дидактические пособия и игры, наглядный материал. Материально–технические: проекционная система, оргтехника. Интеллектуальные: методические разработки. Нравственно-волевые - инновационная готовность педагогического состава, благоприятный социально-психологический климат, нравственно-волевой заряд участников проекта. Информационные: интернет-порталы;методическая литература; обмен опытом работы (семинары, выставки, консультации и т.д.). |
География проекта | Московская область, г. о. Клин, МДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 23«АЛЕНУШКА» 5 отделение. |
Сроки реализации проекта | Сентябрь 2020г. - Май 2021г. |
Бюджет проекта | Проект реализован на собственные средства. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект обогащение словаря через развитие мелкой моторики | 221.62 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 23 «АЛЕНУШКА»
141613, Московская область, г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2 тел.: 8(49624)2-35-95 fediukina.nadejda2012@yandex.ru |
ПРОЕКТ
Обогащение словаря детей 3-4 лет через использование игр и пособий по развитию мелкой моторики.
Московская область
г.о. Клин, 2020г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПАСПОРТ ПРОЕКТА..………………………………………………………..3
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………….7
2.1. ВВЕДЕНИЕ
3.ПРОЕКТ………………………………………………………………………...16
3.1.ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
3.2.МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
4.ВЫВОДЫ………………………………………………………………………35
5.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………36
6. ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….37
- ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | Обогащение словаря детей 3-4 лет через использование игр и пособий по развитию мелкой моторики. |
Автор проекта | Чаганова Любовь Владимировна |
Команда проекта | Воспитатели МДОУ Д/С №23 «АЛЕНУШКА»; родительский коллектив; воспитанники младшего дошкольного возраста - дети группы. |
Обоснование актуальности проекта | В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности (ФГОС ДО). С каждым годом жизнь предъявляет все белее высокие требования не только к нам взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, необходимо позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря |
Цель и задачи проекта | Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе использование игр и пособий по развитию мелкой моторики. для детей:
Формировать умение действовать с игрушками, предметами ближайшего окружения в соответствии с их особенностями и назначением; подражать игровым действиям взрослого, отображать в игре по подражанию, образцу знакомые жизненные ситуации.. для родителей: 1 - научить родителейприменять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей; 2 - повышать компетентность и знания родителей о значении работы по развитию мелкой моторики рук; 3 - показать родителям взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и речью дошкольника; 4 - привести примеры игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук детей; для педагогов: 1 - создать условия, способствующие эффективному процессу развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста; 2 - способствовать накоплению ребенком навыка ручной умелости: 3 - предоставить родителям и педагогам практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук. |
Краткое содержание проекта | Проект «Обогащение словаря детей 3-4 лет через использование игр и пособий по развитию мелкой моторики» осуществлялся, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию общения детей и взрослых. Интегрированный подход позволяет через тактильный (телесный) контакт расположить к себе детей и тем самым облегчить процесс образования;совершенствовать ловкость и точность движений, улучшать память, внимание, терпеливость; кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. |
Целевая аудитория | Дети младшего дошкольного возраста, педагоги, родители. |
Кадровое обеспечение проекта | Администрация МДОУ, педагогический коллектив МДОУ. |
Ресурсное обеспечение | Учебно – методические: дидактические пособия и игры, наглядный материал. Материально–технические: проекционная система, оргтехника. Интеллектуальные: методические разработки. Нравственно-волевые - инновационная готовность педагогического состава, благоприятный социально-психологический климат, нравственно-волевой заряд участников проекта. Информационные: интернет-порталы;методическая литература; обмен опытом работы (семинары, выставки, консультации и т.д.). |
География проекта | Московская область, г. о. Клин, МДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 23«АЛЕНУШКА» 5 отделение. |
Сроки реализации проекта | Сентябрь 2020г. - Май 2021г. |
Бюджет проекта | Проект реализован на собственные средства. |
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. ВВЕДЕНИЕ
«Развитие речи есть процесс овладения родным языком, умение пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоение опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя, как могучим средством общения и взаимодействия людей».
А.А. Люблянски
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Одним из целевых ориентиров образования в младшем дошкольном возрасте является владение ребенком активной речью, включенной в общение; обращение с вопросами и просьбами, понимание речи взрослых; знание названий окружающих предметов и игрушек.
Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте является одной из важнейших задач. В наше время доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. «Рука – это инструмент всех инструментов», - сказал ещё Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант.
Родителей и педагогов всегда волновал вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Одним из аспектов этой проблемы является развитие мелкой моторики и координации тонких движений рук.
Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Пояснительная записка.
В период дошкольного детства важное значение для психического развития приобретает становление речи и обогащение словаря ребенка. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, обогащения словаря в возрасте от 3 до 4 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сенситивен к ее усвоению.
В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью.
Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Понимание значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят ребёнка от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.
Развитие движений пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Так на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые области активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, активизируются и соседние зоны, отвечающие за речь.
Актуальность.
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности (ФГОС ДО).
С каждым годом жизнь предъявляет все белее высокие требования не только к нам взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, необходимо позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Для достижения желаемого результата предполагается работа по трем блокам:
1 блок. Специально организованная НОД. Включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми в строгой последовательности специальных заданий, которые отвечают логике развития (сенсорных, мыслительных и мелкой моторики).
2 блок. Совместная деятельность воспитателей с детьми. Сюда входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, сюжетно- ролевые игры). Создается микроклимат, основой которого является уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком. Здесь нет специально организованной НОД.
3 блок. Свободная, самостоятельная деятельность детей. Обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.
Важно, что в каждом из 3 блоков происходитобогащение и активизация словаря ребёнка.
Отличительные особенности.
Данный проект направлен на всестороннее развитие ребёнка. Методика проекта позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Проект отличается комплексным подходом к обогащению словаря детей 3-4 лет и развитие мелкой моторике. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Отличительная состоит в использовании нетрадиционных техник для развития ручной умелости и обогащения словаря.
Одним из важных направлений является работа с родителями. Основной задачей на начальном этапе является - формирование у родителей мотивации к работе с детьми.
После проведения диагностики для того, чтобы определить уровень развития мелкой моторики и уровень развития речевых функций, проводятся индивидуальные беседы с родителями. Цель бесед – налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребенка взрослым, сообщения о диагностических данных.
В качестве эффективного средства знакомства родителей с особенностями обогащения словаря детей 3-4 лет через использование мелкой моторики предлагается их участие на занятиях, где они могут познакомиться с методами и приемами работы. Таким образом, из зрителей родители превращаются в активных участников.
Цель:Обогащение словаря детей младшего дошкольного возрастав процессе использования игр и пособий по развитию мелкой моторики.
Задачи:
для детей:
- Формировать умения понимать слова, обозначающие названия предметов, действия.
- Расширять и активизировать словарь (переход слов из пассивного словаря в активный).
- Формировать умение выражать словами, а затем короткими предложениями свои потребности и желания, отвечать на вопросы взрослого.
- Обогащать, расширять словарь разными частями речи.
- Формировать умение действовать с игрушками, предметами ближайшего окружения в соответствии с их особенностями и назначением; подражать игровым действиям взрослого, отображать в игре по подражанию, образцу знакомые жизненные ситуации.
5 - формировать мыслительные навыки;
для родителей:
1 - научить родителейприменять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей;
2 - повышать компетентность и знания родителей о значении работы по развитию мелкой моторики рук;
3 - показать родителям взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и речью дошкольника;
4 - привести примеры игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук детей;
для педагогов:
1 - создать условия, способствующие эффективному процессу развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста;
2 – способствовать накоплению ребенком навыка ручной умелости:
3 - предоставить родителям и педагогам практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
Направленность.
Проект«Обогащение словаря детей 3-4 лет через использование игр и пособий по развитию мелкой моторики» включает в себя следующие разделы:
- массаж рук;
- пальчиковая гимнастика;
- пальчиковый театр;
- пальчиковые игрысо стихами;
- игры с песком;
- творческая художественная деятельность(лепка, рисование, конструирование);
- речевые игры и игры с предметами.
Вид проекта: образовательный, игровой, долгосрочный.
Участники проекта:
- дети; - педагоги; - родители.
Формы работы по проекту:
- занятия;
- игры;
- совместные мероприятия педагогов, детей и родителей;
- практикум для родителей.
3.ПРОЕКТ
3.1.ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
Этапы | Мероприятия | Прогнозируемый результат | Сроки выполнения |
Подгото- вительный |
|
Теоретическая подготовка к последующей деятельности с детьми. |
Сентябрь-октябрь |
Основной |
Методические рекомендации для воспитателей по теме «Развитие мелкой моторики – путь к успешному овладению речью».
|
Развитие мелкой моторики рук. |
В течение года
Октябрь
Ноябрь
Декабрь |
Заключи- тельный | Проведение контрольного диагностического обследования. Итоговое занятие | Проведение мониторинга результатов развития мелкой моторики рук. |
Май |
Ожидаемые результаты.
Дети:
- развитие мелкой моторики у детей;
- формирование речевых навыков;
- активизация словаря и его обогащение;
- интеллектуальное развитие детей.
Родители:
- вовлечение во взаимодействие с педагогами по вопросу, как связаны мелкая моторика и развитие речи;
- повышение компетентности в вопросе развития речи и обогащения словаря детей и применения различных методов и приёмов, направленных на развитие мелкой моторики и активизацию словаря.
Педагоги:
- повышение теоретического уровня и профессионализма;
- внедрение современных методов и технологий по развитию мелкой моторики,активизации и обогащения словаря;
- самореализация.
3.2. Мониторинг обследования речи и развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет
Начиная работу в группе детей младшего возраста, обратила внимание на то, что не у всех детей в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация, сенсорика, ловкость. Движения детей отличались неловкостью, плохой координацией движения, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Большинство детей испытывали затруднения в овладении навыками самообслуживания.
Также дети испытывали сложности в продуктивной деятельности: в работе с пластилином. Рисунки выполнялись нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета. Недостаточное развитие мелкой моторики проявлялось в походке, ручной деятельности, развитии речи. Исходя из актуальности выбранной темы, мною определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики.
Пальчиковые упражнения являются эффективным средством развития мелкой моторики кисти руки у детей младшего дошкольного возраста.
Мною было проведено диагностическое исследование в МДОУ детский сад № 23 «Алёнушка» в период с 01.09.2020 по 28.05.2021 г.г. Количество испытуемых –12 человек в возрасте 3-4 лет (вторая младшая группа). Диагностика проходила в 3 этапа.
-Первый этап (констатирующий).
- Второй этап (формирующий).
-Третий этап (контрольный).
Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук у детей 3-4 лет.
Особенности проведения: все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка, бальная система исключена.
Использовались 3 методики.
- Методика №1 ("Перебор пальцев" Е.И. Рогов).
- Методика №2 (тестовой диагностики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной "Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-4 года") .
- Методика №3 ("Одновременное и поочередное сжимание кистей" – Е.И. Рогов).
Критерии определялись по следующим показаниям:
- развитие координации и синхронизации движений мелких мышц обеих рук;
- смены движений кистей рук по образцу и без;
- точность движений с ускорением при повторениях.
На 1 этапе было проведено диагностическое обследование каждого ребёнка, выявление исходного уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Применена методика "Перебор пальцев": в ходе игры "Ловкие пальчики" нужно было поочередно прикоснуться большим пальцем ко 2-му, 3му, 4-му и 5-му пальцам пять раз подряд (сделать 5 серий движений). Сначала – одновременно обеими руками в медленном темпе (показ и 2-3 серии движений). А потом – в максимально быстром темпе (5-7 серий движений).
Дети испытывали трудности в сгибании и передвижении пальцев поочередно кдруг другу. Не у всех детей получалось выполнить движения в многократном повторении. Много раз ошибались, путались пальчики.
По наблюдениям не сформированный уровень навыка оценивался у тех детей, у кого мелкая моторика отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу.
Уровень навыка на стадии формирования – у детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков.
Сформированный уровень навыка – у детей общая и мелкая моторика сформирована хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
На первом этапе сформированный уровень навыка был выявлен только у 2 детей.
Затем была проведена следующая методика тестовой диагностики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-4лет».
Здесь выявлялось развитие координации движений мелкой моторики рук и синхронизации движений мелких мышц обеих рук.
Выполнялись простые упражнения: покажи "Козу рогатую" (указательный палец и мизинец вытянуты вперед, остальные сжаты), поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе; покажи "Ушки зайчика" (указательный и средний палец вытянуты вверх, остальные сжаты в кулак), поочередно каждой рукой, а затем двумя руками вместе; покажи "Очки" (одновременно "колечки" двумя руками); потом "Игра на пианино".
В процессе нескольких заданий дети выполняли движения с удовольствием, старались запомнить, какие движения при определенном задании нужно сделать. В принципе, успешность во второй диагностике есть, но темп выполнения задания пока еще средний, т.к. наблюдалась общая скованность и замедленность выполнения движений, нескоординированность движений, замедленность процесса освоения.
По результатам третьей методики ("Одновременное и поочередное сжимание кистей") обнаружилась недостаточность таких двигательных качеств, как точность, координация, ловкость, сила, гибкость. Можно отметить общую моторную неловкость, мышечное напряжение или снижение мышечного тонуса, нарушение ручной моторики, общую скованность и замедленность выполнения движений, нескоординированность движений, замедленность процесса освоения новых движений.
Таким образом, было выявлено, что у детей второй младшей группы дошкольников не достаточно сформированы навыки мелкой моторики.
По итогам начальной диагностики вторая младшей группы составлена таблица, где представлены результаты 3-х методик.
Результаты диагностики по 3 методикам во второй младшей группе 2020-2021гг- начало года .
Результаты диагностики в начале учебного года были следующими: 30% детей имело – не сформированный навык, 60% находились на стадии формирования, 40%- детей имели сформированный навык.
По методики «Обследование мелкой моторики»: 40% детей имели не сформированный навык, 60% находились на стадии формирования, 10% детей имели сформированный навык.
По методики «Сжимание кистей рук» 10% детей имели- низкий уровень, 80% -средний уровень, 0% детей имели- высокий уровень.
По тестовой методике «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-4лет».
Этот факт указывает на необходимость проведения 2 этапа работы по формированию и развитию мелкой моторики у дошкольников. В группе была создана необходимая предметно-развивающая среда. Она представлена следующими компонентами:
пальчиковые бассейны с различными наполнителями;
игры-шнуровки;
контейнеры с разнообразным материалом: трубочки для коктейля, бусины, прищепки, шнурки с узелками;
мозаика;
мелкий конструктор;
разрезные картинки;
дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями;
пирамидки, вкладыши различного типа,
изготовлены информационные стенды для родителей.
Имеющийся материал расположен таким образом, что дети могут свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, но и проявлять свое творчество, а так же заканчивать начатую игру, работу, реализовывать свои замыслы. Работа с детьми организуется как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в вечернее время. Для достижения поставленных задач используются различные формы работы:
- в совместную деятельность воспитателя с детьми включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей;
- в индивидуальную работу с детьми – задачи по развитию социальных навыков, освоения разных видов деятельности.
Создавался микроклимат, в основе которого лежало уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребенком и взрослым.
Свободная самостоятельная деятельность детей обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. В своей работе по развитию мелкой моторики рук мною были использованы традиционные и нетрадиционные технологии.
Традиционные:
самомассаж кистей и пальцев рук;
пальчиковые игры и упражнения;
пальчиковая гимнастика;
игры с предметами(мозаика, пазлы, пирамиды, шнуровка);
продуктивная деятельность.
Нетрадиционные:
самомассаж кистей и пальцев рук с использованием природных и подручных материалов.
Одним из основных методов работы являются пальчиковые игры со стихами. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Очень увлекательны игры с речевым сопровождением. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, обогащению и активизации речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.
Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость.
Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода.
Игры с прищепками, пуговицами - развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.
Вкладыши, пирамидки - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание и тогда дети не теряют к ним интереса.
«Мозаика», «Конструктор» - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.
Еще один из приемов, который используются мной в работе, это игры с мелкими предметами (с пуговицами, бусинками, горохом, фасолью, каштанами и др.). Например, перебирание предметов, нанизывания на верёвочку бусинки с дырочками разного диаметра, самомассаж этими предметами, определение предмета на ощупь, счет предметов на ощупь». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Делается это в формемассажа (поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью) и упражнения (сгибание и разгибание каждого пальца по отдельности).
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Также детям предлагается нетрадиционные виды массажа: - с использованием природного материала (шишек, грецких орехов) - с использованием подручных материалов(карандашей, массажных щеток, пробок от пластиковых бутылок).
Если мы посмотрим на нашу кисть, то большой палец - это голова, мизинец и указательные пальцы - это кисти, а средний и безымянный – это стопы. Процесс очень прост, через нервные окончания мелкой моторики, нервные импульсы поступают в головной мозг, тем самым активизируются отделы мозга. Важно знать, что массаж не имеет вредных и побочных действий, не имеет противопоказаний, проста настолько, что понятна каждому, всегда вызывает улыбку уже на первых минутах использования.
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.д.). В нашей группе все эти виды деятельности также нашли широкое применение. Мы организовали специальную полочку по изодеятельности. Она оборудована таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять необходимые материалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.
Не менее интересным и полезным занятием является игры с бумагой. Она увлекает детей, способствует развитию воображения, любознательности. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки, разминание, разглаживание являются хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.
Особое внимание уделяетсярисованию, раскрашиванию рисунков. Для этого используются альбомы для раскрашивания или заготовки. Также детям нравится обводить рисунки по контуру.
Большой интерес для детей представляет конструирование (на базе конструктора ЛЕГО). Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность. Еще одним из интересных занятий - это собирание пазлов, нанизывание бисера на леску.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. В начале года провела с родителями анкетирование, родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста», ознакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей младшего возраста, предложила осуществлять работу в трех направлениях:
специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев; обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.
Дляповторного проведения обследования была использована та же диагностика, что и в начале учебного года.
Результаты диагностики по 3 методикам во второй младшей группы 2020-2021 гг. –конец года.
В процессе проведения повторной диагностики на конец года прослеживается положительная динамика в обогащении словаря и развитии мелкой моторики рук детей: на стадии формирования и сформированным.
Анализ результатов показал, что дети быстрее справляются с заданием. Действия рук стали более согласованны. Движения целенаправленны и точны. По мере того как развивается рука ребенка, наблюдается положительное изменение в развитии речи детей, координации речи. Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, уменьшилась скованность движений.
Подавляющее большинство детей достигло сформированной стадии освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания.
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты моей работы вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
Изучив проблемы у детей по развитию мелкой моторики и развитию речи во второй младшей группе, продолжаю работу - 3 этап работы.
Для этого использовала с детьми игры с помощью пальчикового театра. Изготовлены куклы для пальчикового театра к разным русским народным сказкам: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка.»
Основной формой проведения стала игровая деятельность в свободное от занятий время. Серия состояла из 15 пальчиковых игр и 3 пальчиковых театров по мотивам известных сказок, таких как: "Колобок", "Репка", "Теремок". Игры проводились в течение дня. Длительность проведения – 5-10 минут ежедневно.
Для подготовки к совместной деятельности по пальчиковому театру было проведено 15 пальчиковых игр.
Анализ проведенного пальчиковых игр:
11.09.2020. Пальчиковая игра: Детки.
Не у всех детей получалось удержать большим пальчиком безымянный и мизинчик в кулаке. Трудности испытывали даже после неоднократного проигрывания.
18.09.2020.Пальчиковая игра: Зайчики.
Если движение "прыжками" больших пальцев по столу не вызвало затруднений у детей, то уже при смене на ритмичные движения по столу указательными пальцами большинство детей испытывали затруднения. 25.09.2020.Пальчиковая игра: Муха – Цокотуха.
Самую большую сложность у детей вызывала смена мизинца на безымянный пальчик. Большинству детей с трудом удавалось не сбиваться при смене рук после каждой строчки.
09.10.2020.Пальчиковая игра: Пальчики кивают. Пальчики здороваются.
Ритмичное "кивание" каждого пальца правой и левой рук поочередно от мизинца к большому пальцу оказалось не таким простым для детей, как мы предполагали изначально. Сначала мы делали движения в воздухе, без опоры на что-либо, дети в основном, путались, сбивались. Детям стало легче выполнять движения, когда палец одной руки касался подушечки одноименного пальца другой руки, хотя это требовало большей точности и аккуратности при выполнении. После неоднократного проведения дети с игрой хорошо справлялись.
16.10.2020.Пальчиковая игра: Колечки.
Более точные движения получались ведущей рукой. После многократного повторения игры дети стали не только "надевать колечко", но и подставлять каждый пальчик для более точного попадания в него. Путались, меняя пальцы не по очередности, лишь входя в азарт, балуясь.
После разучивания новой игры дети с удовольствием повторили уже знакомые им предыдущие 4 игры ("Детки", "Зайчики", "Муха-цокотуха", "Пальчики кивают", "Пальчики здороваются").
23.10. 2020.Пальчиковая игра: Тюльпаны.
Дети без усилий и затруднений соединяли ладони в форме тюльпана, медленно раскрывали и производили плавные покачивания кистями рук, затем медленно закрывали, придавая форму цветка, производили покачивания головкой цветка.
06.11.2020.Пальчиковая игра: Гости.
В медленном темпе, когда каждый палец загибался на строку стихотворения, выполняли все дети без ошибок. Когда стали загибать пальцы чуть поживее (2 пальца на 1 строку, а затем и 1 палец на 1 слог) началась путаница с пальчиками, с которой, замедляя темп, дети в основном справлялись. 13.11.2020.Пальчиковая игра: Дружба.
Соединять пальцы обеих рук в замок ритмично получалось в медленном темпе у всех детей, затруднения возникли при увеличении темпа движений. Ритмичные касания пальцев обеих рук не вызывали трудностей. А вот, когда началось поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца, появились сбои, ошибки, путаница пальцев.
20.11.2020.Пальчиковая игра: В гости.
В ходе восьмой игры всем детям плохо удавалось управление безымянным пальчиком, некоторым он совсем не поддавался. Некоторые дети путали названия пальцев и сами пальцы (безымянный и мизинец). Ритмично сжимать и разжимать кулачки нравилось всем и получалось также у всех испытуемых.
27.11.2020.Пальчиковая игра: Сорока.
Дети эту игру выполнили без особых усложнений, не считая маленьких путаниц с названиями пальцев, но дети уже с третьей попытки запомнили слова этой игры.
04.12.2020.Пальчиковая игра: На лужок.
Дети следовали ритмике потешки, сжимали руки в кулачок и разгибали пальчики в названиях животных. Немного путались, но быстро усвоили игру. 11.12.2020.Пальчиковая игра: Кошка.
Вызвало затруднение в выполнении задания, сбивались с ритма и путались в названиях пальцев. Не сразу усвоили игру.
18.12.2020.Пальчиковая игра: Мышка.
Затруднение вызвало в выполнении задания: указательный и мизинец согнуть в дугу и прижать к среднему и указательному пальцам. Пальчиковая игра: Собака Последняя игра вызвала у детей затруднения в выполнении задания, часто сбивались. Но быстро усвоили эту игру.
Анализ проведенного пальчикового театра:
15.01.2021. Пальчиковый театр: "Репка."
Дети перед пальчиковым театром читали эту сказку. Во время пальчикового театра дети легко вспомнили героев сказки, ход событий в произведении, старательно отвечали на поставленные вопросы. Потом уже сами в свободное время от деятельности играли без помощи воспитателя.
12.02.2021. Пальчиковый театр: "Теремок."
Дети это произведение знают по чтению книг от мам и бабушек, поэтому пальчиковый театр вызвал у них восторг, узнав героев сказки. Во время пальчикового театра попытались выступить каждый со своей ролью.
Пальчиковый театр: "Колобок".
С большим удовольствием дети смотрели сказку "Колобок" и даже вспомнили песенки по этой сказке: "Я колобок, колобок, по амбару метён…." спев вместе с воспитателем. После пальчикового театра, дети во время игровой деятельности сделали успешную попытку разыграть эту сказку. 19.03.2021.Пальчиковый театр: "Курочка Ряба".
Пальчиковый театр по данной сказке вызвал интерес детей, вспомнив моменты из сказки и попытались ответить на поставленные воспитателем вопросы. После чтения сказки с помощью пальчикового театра, дети в игровой деятельности без помощи воспитателя сами разыгрывали "Курочку Рябу".
16.04.2021.Пальчиковый театр: "Маша и медведь."
Дети с удовольствием слушали сказку "Маша и медведь", и попытались повторить слова из сказки, сказанные Машей медведю: "Не садись на пенёк, не ешь пирожок!" вместе с воспитателем. В игровой деятельности дети сами играли в эту сказу.
14.05.2021. Пальчиковый театр: "Заюшкина избушка" "Заюшкина избушка" не была им знакома ранее, поэтому ее восприняли с большим интересом, слушали сказку внимательно, а после попытались без помощи воспитателя, сами повторить пальчиковый театр.
Во время проведения пальчиковых театров было заметно, что дети с удовольствием включались в работу заданную воспитателем: повторяли песенки, слова из произведений, легко узнавали персонажей из сказок, пытались и сами проигрывать сказки с помощью пальчикового театра. Пальчиковый театр проводился как во время занятий по плану воспитателя, так и в свободное от занятий и режимных моментов время. В особенности, пальчиковый театр мной проводился как способ игровой деятельности детей. В пальчиковых театрализованных играх принимали участие все дети группы. Длительность проведения – 15 минут два раза в неделю.
Результаты диагностики.
Диагностическая таблица.
Имя ребен-ка | Уровень развития мелкой моторики | Уровень развития сжимания кисти рук | Уровень развития речевых функций | |||||||||||||
Развитие точности движений | Развитие ритмичности движений | Развитие ловкости пальцев | Развитие тактильных ощущений рук | Развитие зрительного контроля движений | Развитие силы кисти и выносливости пальцев | Умение соотносить движения со словами текста, проговаривая слова | Развитие понимания устной речи | |||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |
Таня | - | + | - | + | - | + | - | + | - | - | - | - | - | + | - | + |
Лиза | - | + | + | + | + | + | + | + | - | + | - | + | - | + | - | + |
Даша | - | + | - | + | - | + | - | + | - | + | - | + | - | + | - | + |
Лера | 0 | - | 0 | - | 0 | - | 0 | + | 0 | - | 0 | - | 0 | + | 0 | - |
Вика | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Миша | - | + | - | + | - | + | - | + | - | + | - | - | - | + | - | + |
Елисей | - | + | - | + | - | + | - | + | - | - | + | + | - | + | - | + |
Ренат | 0 | + | - | + | 0 | - | + | + | - | + | - | + | 0 | + | - | + |
Настя | - | + | - | + | - | + | - | + | - | + | - | + | - | + | - | + |
Сергей | 0 | - | 0 | - | 0 | - | 0 | - | 0 | - | 0 | - | 0 | 0 | 0 | - |
Даня | - | + | + | + | - | + | + | + | - | + | + | + | + | + | - | + |
Олег | - | + | - | + | - | - | - | + | - | + | - | - | - | + | - | + |
На контрольном этапе проведена оценка результативности работы. Использование в деятельности нетрадиционных материалов, техник и индивидуального дифференцированного подхода позволило мне изменить динамику развития у детей мелкой моторики рук и обогатить словарь детей, развитие точности движений на 39% (с 6% до 33%); развитие ритмичности движений на 28% (с 26% до 54%); развитие ловкости пальцев на 50% (с 13% до 63%); развитие силы кисти и выносливости пальцев на 35% (с 6% до 41%); развитие зрительного контроля движений на 27% (с 26% до 53%),умение соотносить движения со словами текста, проговаривая слова на 35%(с 21%до56%);развитие понимания устной речина 48% (с 34% на 82%),
что свидетельствует о том, что применение многих техник способствуют повышению уровня развития мелкой моторике и коррекции речи у воспитанников.
Проведенный мониторинг в конце года показал, что процент детей группы слабо владеющих навыками развития мелкой моторики снизился, а также выявлена положительная динамика в речевом развитии детей. Работая над развитием мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, мне удалось добиться определённых результатов.
По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, совершенствовалась общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
В результате проделанной работы пришла к выводу, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов.
4.ВЫВОДЫ
Развитие словаря детей происходит в процессе общения с окружающими в разных видах деятельности. Большое значение для обогащения и активизации словаря имеет бытовая деятельность. Дети осваивают жизненно необходимый обиходный словарь. В связи с воспитанием культурно-гигиенических навыков, формированием навыков самообслуживания ребенок осваивает слова, обозначающие предметы одежды, мебели, постельные и умывальные принадлежности, а также их качества, действия с ними. Естественность ситуаций общения в быту, связь с чувственным восприятием, собственная деятельность приводят к тому, что ребенок быстро запоминает слова, осваивает стоящие за словами обобщения, основанные на существенных признаках.
Словарная работа проводится на всех занятиях по всем разделам программы.
Таким образом, развитие словаря осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные приемы словарной работы с учетом особенностей каждого вида деятельности.
Очень важно, чтобы работа над словарем, начатая в одном виде деятельности, продолжалась в другом виде, усложняясь и видоизменяясь, с учетом закономерностей овладения словом.
Активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты работы вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
Поэтому стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.
В результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по обогащению словаря и развитию мелкой моторики рук у детей 3-4 летнего возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
В дальнейшем планирую продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать обогащению словаря и развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
5.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. –Москва, 2019.
- Алексеева М.М. Яшина В.И. «Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников»: Учеб. Пособие. –М, Издательский центр «Академия», 2017г.
- Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей» Москва: Мозаика – синтез 2017г.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: «Просвещение», 2019.
- Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов/ - Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп. – СПб.: «Детство – ПРЕСС», 2018.
- Мы нужны друг другу «Игровые сеансы с детьми раннего возраста». Из опыта работы Центра игровой поддержки ребенка (Осень, зима, весна). – М.: АРКТИ, 2018.
- Павлова Л., Рычагова Е. Развитие речи детей третьего года жизни// Дошкольное воспитание. 2018, №5.
- Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. –СПб. «Детство-ПРЕСС», 2017.
- Электронный ресурс:
- Бабенко А. Изучение уровней развития словаря у детей дошкольного возраста. –http://scienceforum.ru
- Рашкинене Н.В. Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте. –http://doshkolnik.ru>razvitierechi/10836-razvitie.html
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
г.о. Клин, 2020-2021 уч. год
Перспективный план по обогащению словаря и развитию мелкой моторики
во второй младшей группе.
Сентябрь. Октябрь.
Дидактическая игра «Стержни и кольца».
Цель: учить детей нанизывать кольца на стержни.
Задачи: развивать глазомер. Знакомить с цветом.
Дидактическая игра "Цветные вкладыши".
Учить детей вкладывать одну форму в другую, соизмеряя величину предмета.
Развивать сообразительность. Знакомить с цветом, величиной предмета.
Пальчиковая гимнастика "Пальчики, здравствуйте!"
Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.
Ноябрь.
Дидактическая игра "Чудесный мешочек".
Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения.
Развивать речь ребенка.
Пальчиковая гимнастика "Овощи".
Учить детей делать руками "корзиночку" и сгибать пальчики, начиная с большого.
Декабрь.
Перекладывание из одной ёмкости в другую.
Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль.
Развивать гибкость пальцев.
Дидактическая игра "Сухой бассейн."
Развивать мелкую моторику рук.
Пальчиковая гимнастика "Фрукты."
Продолжать учить детей делать "корзиночку" ладошками и сгибать пальчики, начиная с мизинца.
Январь.
Дидактическая игра "Мозаика."
Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.
Упражнение "Елочка."
Учить детей показывать рукой круг.
Развивать общую моторику ребенка.
Пальчиковая гимнастика "Новогодние игрушки."
Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе.
Развивать переключаемость общих и мелких движений.
Февраль.
Разбор красной и белой фасоли.
Учить детей раскладывать фасоль разного цвета и размера по разным емкостям.
Пальчиковая гимнастика "Помощник"
Учить детей выполнять имитирующие движения, разгибать пальчики из кулачка, начиная с мизинца.
Март.
Выкладывание "8 Марта"
Обогащать сенсорный опыт детей, продолжать знакомить с новым материалом (пшено), развивать исследовательские умения, мелкую моторику.
Формировать умение действовать по показу взрослого.
Пальчиковая гимнастика "Наши мамы."
Учить детей поочередно сгибать пальчики, начиная с мизинца сначала одной, потом другой руки. Сжимать обе ладошки в "замочек."
Апрель.
Выкладывание из палочек геометрических фигур.
Развивать координацию пальцев рук. Развивать внимание, воображение.
Пальчиковая гимнастика "Домашние птицы."
Учить детей касаться поочередно пальчиками, начиная с большого пальца.
Май.
Дидактическая игра "Чудесный мешочек."
Учить детей на ощупь выбирать нужную игрушку-погремушку.
Развивать тактильные ощущения.
Выкладывание "Узор из белой и красной фасоли."
Учить детей действовать по указанию педагога.Учить детей чередовать красную и белую фасоль.
Развивать гибкость пальцев. Брать большим и указательным пальцем фасоль.
Пальчиковая гимнастика "Наша армия."
Учить детей поочередно "шагать" указательным и средним пальчиками правой и левой руки.
Перспективный план по играм с песком
во второй младшей группе.
Сентябрь.
«Сыпем, лепим»
Цель: формировать знания о свойствах сухого и влажного песка.
Задачи: учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони). Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений. Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности.
Октябрь.
«Отпечатки наших рук».
Закрепить знания детей о свойстве влажного песка сохранять форму предмета.
Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони. Развивать фантазию, творческие способности. Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей.
Ноябрь.
«В гости к мышке»
Закрепить знания детей о свойствах воды и песка.
Формировать умение узнавать и называть основные цвета. Развивать общую и мелкую моторику. Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности
Мышки по количеству детей, цветные коробочки, косточки абрикоса, зёрна белой и красной фасоли, горох, семечки, маленькие тарелочки.
Декабрь.
«Речка и ручеёк»
Закрепить знания детей о свойстве песка удерживать воду.
Формировать понятия «широкий», «узкий», «большой», «маленький». Развивать фантазию, творческие способности. Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.
Песок, узкий и широкий совок, мерные стаканчики, ведро с водой, большие и маленький бумажные кораблики.
Январь.
«Норки для ежат»
Закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка.
Формировать представление о количестве (один много), размере (большой-маленький).
Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов ( н а , п од ) местонахождение предметов. Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения. Воспитывать заботливое отношение к животным.
Игрушка-ёж, пластилиновые ежата по количеству детей, сосновые иголки в тарелочках. Центр «Вода - песок».
Февраль.
«Горки для козлят»
Учить детей выкладывать форму из влажного песка
Формировать знания о высоте предмета высокий, низкий. Развивать общую моторику рук, координацию движений. Воспитывать доброжелательность, желание помочь.
Песок, набор деревянного театра « Волк и семеро козлят», ведёрки большие и маленькие.
Март.
«Лисичка в гостях у ребят»
Закрепить умение определять свойства сухого ( сыпется) и мокрого (держит форму) песка.
Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить умение пользоваться ситом. Развивать общую и мелкую моторику. Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.
Игрушка-Лисичка, шнур, крупные бусины 15шт., песок в прозрачных стаканах (по количеству детей), сита ( по количеству детей), формочки, подносы, лейка с водой.
Апрель.
«День рожденья куклы Маши»
Продолжать учить детей выкладывать формы из влажного песка.
Приучать детей договаривать слова знакомой сказки.
Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.
Песок, кукла – большая, настольный театр «Колобок», формочки, подносы, совки, большой строительный материал.
Май.
«Мы ходили в огород»
Закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка.
Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке овощи. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность. Умение инсценировать знакомую сказку. Воспитывать положительное отношение персонажу.
Песок, кукла - дед, овощи- муляжи (лук, чеснок, свекла, морковь, репа), шапочки персонажей сказки «Репка», корзинка, формочки, разносы, совки (по кол-ву детей), лейка с водой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Мониторинг реализации проекта
«Обогащение словаря детей 3-4 лет через использование игр и пособий по развитию мелкой моторики»
Критерии:
- уровень развития речевых функций;
- уровень развитияпониманию устной речи;
- уровень развития мелкой моторики пальцев рук.
Результат на начало и на конец проекта.
Продукт проекта: пополнения центров: сенсорики, речевого развития; театрализации, конструирования; экспериментирования;создания картотек игр по развитию мелкой моторики; пальчикового театра; пальчиковых игр со стихами для детей младшего дошкольного возраста.
Выводы и рекомендации:входе реализации проекта мы пришли к выводу, что определение уровня мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрасталучше происходит в игровой деятельности. Выявлено, чтоиспользование в деятельности нетрадиционных материалов, техник и индивидуального дифференцированного подхода способствовало обогащению словаря и развитию у детей мелкой моторики рук;развитие мелкая моторика у детей является идеальным средством для развития речи и подготовки к обучению письму, не только в детском саду, но и в дома.
Чем больше времени уделяют родители своему ребёнку, тем лучше между ними взаимоотношения. Общие интересы сближают их, создают в семье дружескую атмосферу.
Рекомендую продолжать, закреплять полученные знания дома с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самореализация « Активизация и обогащение словаря детей 3-4 лет через
*« Активизация и обогащение словаря детей 3-4 лет через...
Проект "Очумелые ручки" (Использование нетрадиционной техники рисования для развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья).
Проект разработан для равития моторики рук у детей сОВЗ.Использование этой техники отлично развивает творческие способности детей,наглядно- образное мышление и воображение....
Использование традиционных, инновационных и авторских дидактических игр и пособий для развития мелкой моторики детей с ОНР
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких точных движений кистями и пал...
Мастер- класс «Использование дидактических пособий для развития мелкой моторики детей раннего возраста»
Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой моторикой пальцев рук....
Проект- презентация "Обогащение словаря детей 3-4 лет через использование игр и упражнений по развитию мелкой моторики».
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повыша...
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДВИГАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.Статья
в данном материале представлен опыт педагога по обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста через двигательную деятельность...
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДВИГАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.Статья статья (младшая группа)
в данном материале представлен опыт педагога по обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста через двигательную деятельность...