Конспект занятия по развитию речи "Викторина по сказкам"
план-конспект занятия по развитию речи

Александра Биркина Алексеевна
Данный материал я разработала самостоятельно. Его разработка послужила в дальнейшем проведением развлекательного занятия по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина по сказкам

«Калейдоскоп сказок»

Цель: Обобщить знания детей о сказках; активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, умение работать в команде.

Задачи:

1. Через загадки, викторины активизировать мыслительную и речевую деятельность детей.

2. Решение логических задач посредством загадок.

3. Привлечь внимание детей к сказкам, загадкам, как жанру народного творчества.

Оборудование: ИКТ, презентация, карточки с заданиями, раскраска со сказочными героями, цветные карандаши, сундучок с загадками.

Подготовительный этап: Заранее формируются две команды детей.

Организационный момент (Звучит музыка песни «В гостях у сказки» СЛАЙД 1).

Учитель: В некотором царстве, в некотором государстве, в некоторой области, в некотором посёлке стоит у дороги теремок – теремок. Он ни низок, ни высок – ни высок. И трудятся в этом теремке замечательные люди – педагоги, и учатся в этом теремке не менее замечательные дети!

– Что сейчас я вам рассказываю?(сказку.)

– Как вы уже поняли, сказки можно рассказывать обо все на свете, используя особый язык, интонации, жесты. Все вы хорошо знакомы со сказками.

– Что в сказках необычного? (В сказках животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои.)

– Ребята, сегодня мы проведём с вами весёлую игру «Калейдоскоп сказок», где вы должны будете вспомнить сказочных героев – как их звали, где они жили и в какие приключения попадали.

– Ну, что проверим ваши знания о сказках? Итак, мы начинаем!

1 конкурс «Разминка» СЛАЙД 2

– Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка?

(Жучка)

– Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)

– Как звали девочку, которая пошла погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)

– У кого избушка была ледяная, и в какой сказке? (Лиса)

– В какой сказке умели говорить: печка, яблонька и речка? (Гуси – лебеди)

– Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)

2 конкурс «Загадочный» СЛАЙД 3

– Необходимо отгадать названия сказок, найти картинку и название сказки на парте, и прикрепить на доску. (Учитель по очереди загадывает загадки каждой команде).

#1057;идит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой. (Маша и Медведь)

#1059;дивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи! (По-щучьему велению)

#1042;нучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)

#1050;то работать не хотел,
А играл и песни пел?
К брату третьему потом
Прибежали в новый дом. (Три поросёнка)

#1044;евочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает.
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот. (Дюймовочка)

6. Посадил дед в огороде

Чудо - овощ для еды,

Вот и лето уж проходит,

Дед идет смотреть труды.

Стал тянуть он – не выходит,

Не обойтись здесь без семьи.

Только с помощью норушки

Овощ вытянуть смогли. (Репка)

7. Лисичка – сестричка

Очень хитрая была.

Зайчика – трусишку

Из избушки прогнала.

Петух лишь сумел

За лису постоять,

Взял острую косу

И сумел лису прогнать. (Заюшкина избушка)

8. «Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей

Сделался милой, красивой, пригожей» (Царевна Лягушка)

9. Домик этот уж не мал,

Стольких гостей он собрал.

Каждый место здесь нашел,

Каждый друга здесь обрёл.

Но медведь приковылял,

Этот домик разломал. (Теремок)

3 конкурс «Угадай из сказки предмет?» СЛАЙД 4

– Хочу проверить, хорошо ли вы знаете сказки. Посмотрите на экран и объясните, в чём волшебная сила данного сказочного предмета. Назовите сказку, в которой присутствует этот предмет. (На экране появляются предметы)


Печь говорящая («Гуси-лебеди»)
Ключ золотой («Приключения Буратино»)

Камень указательный («Илья Муромец»)

Зеркало правды («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

Ведра самоходячие («По щучьему велению»)

Карета тыквенная («Золушка»)

Молодцы, ребята! Я не знала, что вы так хорошо знаете сказки.

4 конкурс «Исправь ошибку в названии сказок» СЛАЙД 5

– Сейчас я вам раздам конверты, в них произошла путаница. Вам нужно сделать «Работу над ошибками», кто быстрее выполнит это задание, тот и победит в этом конкурсе

«Суп из топора»,
«По-заячьему велению»,
«Зелёная шапочка»,
«Кот в туфлях»,
«Два поросёнка»,
«Волк и пятеро щенят»,

«Сестрица Танюшка и братец Иванушка»,

«Петушок Ряба»

«Утки – лебеди»

«Заюшкин домик»

«Царевна Индюшка»

«Мальчик с кулачок»

Какие вы замечательные участники! Всё знаете!

5 конкурс «Угадай мелодию» СЛАЙД 6

– Сейчас вы услышите песенки героев сказок или мультфильмов. Вспомните названия этих сказок. (Звучит аудио запись песен из сказок «Приключения поросенка Фунтика», «Приключения Буратино», ««Приключения кота Леопольда», «Вини-Пух и все-все-все», «Крошка Енот», «Бременские музыканты», «Красная шапочка». За каждый правильный ответ команда получат 1 балл.

6 конкурс «Вопрос-ответ» СЛАЙД 7.

– Сейчас командам нужно ответить на мои вопросы, за каждый правильный ответ команда будет получать 1 балл:


1. Как звали невесту Пьеро? ( Мальвина)
2. Кому подошла по размеру хрустальная туфелька? (Золушке)
3. Кто родился в чашечке цветка? (Дюймовочка)
4. Кто взял спички и поджёг синее море? ( Лисички)
5. Кто сварил кашу из топора? (Солдат)
6. Кто снёс золотое яичко? (Курочка Ряба)
7. Как звали девочку из сказки «Снежная королева»? ( Герда)
8. Как называлась деревня, где жил почтальон Печкин? (Простоквашино)
9. Кто лечил больных зверей? (Айболит)
10. Назовите героя, который живёт на крыше? (Карлсон)
11. Кто из героев ездил по улице на печке? (Емеля)
12. Что купила муха на базаре, когда нашла денежку? (Самовар)
13. Чем ловил рыбу волк в сказке «Волк и лиса»? (Хвостом)

7 конкурс «Сундук со сказками» СЛАЙД 8.

Дети вытаскивают из сундучка задания. Отвечают на вопрос «Кому принадлежат эти слова?»

Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано (Корова)

Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная (Морозко)

Не пей братец, козленочком станешь (Аленушка)

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам (Лиса)

Вижу, вижу, не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. (Маша)

Битый не битого везет,

Битый не битого везет (Лиса)

Молочная река, кисельные берега, куда гуси – лебеди полетели (Аленушка)

Слышим, слышим – не матушкин голосок! Наша матушка поет тонким голоском (Козлята)

8 конкурс «Сказочные задачки» (Конкурс капитанов)

Каждому капитану команды нужно внимательно послушать задания и решить сказочные задачки.

#1057;колько зверей встретил в лесу Колобок? ( 4 - заяц, волк, лиса, медведь)
#1057;колько лепестков у Цветика-семицветика? ( 7 )
#1043;ерои сказки «Три поросёнка» пришли в гости к героям сказки «Три медведя». #1057;колько их стало всех вместе? (8 – волк и 3 поросенка, Маша и 3 медведя)
#1050;акой по счёту стояла кошка в сказке «Репка»? ( 5 – дедка, бабка, внучка, жучка. Кошка, мышка)
#1053;азовите пять сказок, героем которых была лиса.
#1057;колько героев в сказке «Зимовье зверей»? (
Волк и медведь, бык, баран, гусь, петух и свинья.)

– Молодцы, капитаны! Подведём итоги. (Считаются баллы) Вот и подошла к концу наша викторина «Калейдоскоп сказок». Хочу поблагодарить обе команды за активное участие в игре. Вы доказали, что вы самые настоящие знатоки сказок.

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

4 конкурс «Исправь ошибку в названии сказок»

«Суп из топора» __________________________________________________________________________

«По-заячьему велению» __________________________________________________________________________

«Зелёная шапочка» __________________________________________________________________________

«Кот в туфлях» __________________________________________________________________________

«Два поросёнка» __________________________________________________________________________

«Волк и пятеро щенят» __________________________________________________________________________

«Сестрица Танюшка и братец Иванушка» __________________________________________________________________________

«Петушок Ряба» __________________________________________________________________________

«Утки – лебеди» __________________________________________________________________________

«Заюшкин домик» __________________________________________________________________________

«Царевна Индюшка» __________________________________________________________________________

«Мальчик с кулачок» __________________________________________________________________________

7 конкурс «Сундук со сказками»

Дети вытаскивают из сундучка задания. Отвечают на вопрос «Кому принадлежат эти слова?»

Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано

Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная

Не пей братец, козленочком станешь

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам

Вижу, вижу, не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке.

Битый не битого везет,

Битый не битого везет

Молочная река, кисельные берега, куда гуси – лебеди полетели

Слышим, слышим – не матушкин голосок! Наша матушка поет тонким голоском


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Пересказ сказки "Лиса и Журавль"

Цель:     1. Учить детей выразительно рассказывать сказку               2.Закреплять умение детей пересказыват...

Конспект занятия по развитию речи Любимые сказки

Конспект занятия по развитию речи Любимые сказки...

Конспект занятия по развитию речи "Мудрые сказки"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе, его цель: формировать понятие о том, как не нужно поступать с людьми, на примере знакомых детям сказок....

Конспект занятия по развитию речи "Изучение сказки "Заюшкина избушка"

Изучение сказки "Заюшкина избушка". Беседа с детьми о лисе....

Конспект занятия по развитию речи. Чтение сказки «Лиса и Журавель».

Разработка занятия по развитию речи в старшей группе ( дети 5-6 лет) " Лиса и жураваль" . Часть 1...

Конспект занятия по развитию речи. Чтение сказки «Лиса и Журавель».

Разработка занятия по развитию речи в старшей группе ( дети 5-6 лет) " Лиса и журавель" ч.2...