Конспект занятия по речевому развитию на тему: «Зимующие птицы».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Обучение детей составлять связные рассказы о птицах посредством мнемосхемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyat_zim_ptitsy.docx | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по речевому развитию на тему:
«Зимующие птицы» в старшей группе
Цель: учить детей составлять связные рассказы о птицах посредством мнемосхемы.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей рассматривать предметы или явления окружающей действительности;
- закреплять навыки детей отвечать на вопрос воспитателя полным распространенным ответом;
- учить образовывать сложные прилагательные; существительные множественного числа; притяжательные прилагательные;
- закреплять навыки употребления сложноподчинённых предложений.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память и внимание;
- развивать слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать рассказы других детей;
- воспитывать заботливое отношение к птицам.
Оборудование: картинки с изображением воробья, синицы, снегиря, сороки, дятла; кормушка, бумажные фигурки зимующих птиц, корм для птиц.
Ход занятия
- Игра «Каких вы знаете птиц».
Вставайте в круг, а поможет нам в этой игре Волшебный клубок. У кого в руках Клубок, тот называет любую птицу и передает Клубок следующему игроку, а нитку продолжает держать. Дети называют птиц. Воспитатель: Молодцы, ребята, много вы знаете птиц. А теперь садитесь на свои места, устраивайтесь по удобней, глазки смотрят на меня. Напоминаю, что отвечать необходимо полным ответом и отвечает только тот, кого я спрошу. Я убедилась, что вы знаете много птиц. А скажите, что общего есть у всех птиц? Чем они похожи?
- Молодцы, ребята, вы все правильно ответили. Теперь мы знаем строение птиц и общие признаки наших пернатых друзей. Среди множества птиц есть птицы, которые улетают в теплые страны, а есть такие, кто остается зимовать. Кто такие зимующие птицы? (Те птицы, что остаются зимовать). - Правильно, мы сегодня будем с вами разговаривать о зимующих птицах. Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробей, снегирь, сорока, синица, дятел). - У каждой птицы есть свои особенности.
2.Игра «Кто, какой?».
Воробей (какой?) Если у воробья короткий клюв, значит, воробей (какой?) – (короткоклювый). Если у воробья короткие лапки, значит, воробей (какой?) ). Если у воробья короткий хвост, значит, воробей (какой?) – (короткохвостый). Как подает голос воробей? Что делает воробей? Где живет воробей? Вот какой замечательный воробей.
- Посмотрите на снегиря. Если у снегиря толстый клюв, значит, снегирь (какой?) Если у снегиря красная грудь, значит, снегирь (какой?) Если у снегиря черная голова, значит, снегирь (какой?) Как подает голос снегирь? Что делает снегирь? Где живет снегирь? – (в лесу, когда холодно и голодно, прилетает ближе к человеку). Вот какой красивый снегирь.
- Посмотрите внимательно на синицу. Если у синицы жёлтая грудь, значит, синица (какая?) –(желтогрудая). Если у синицы голова черная, значит, синица (какая?) – (черноголовая). Как подает голос синица? – (тинь-тинь). Что делает синица? – (тинькает). Где живет синица? – (в лесу, когда холодно и голодно, прилетает ближе к человеку). Какая замечательная синичка.
- Посмотрите внимательно на сороку. Сорока (какая?) – (ловкая, суетливая). Если у сороки белые бока, значит, (какая?) сорока? – (белобокая). Если у сороки длинный хвост, значит, (какая?) сорока? –(длиннохвостая). Как подает голос сорока? – (тр-тр). Что делает сорока? – (трещит). Где живет сорока? – (в лесах, неподалеку от человека).
- Какая еще зимующая птица изображена на картинке? – (дятел). Дятел (какой?) – (трудолюбивый, шумный). Если у дятла длинный клюв, значит, (какой?) дятел? – (длинноклювый). Если у дятла красная голова, значит, (какой?) дятел? – (красноголовый). Если у дятла белая грудь, значит, (какой?) дятел – (белогрудый). Как подает голос дятел? – (кик-кик). Что делает дятел – (стучит). Где живет дятел? – (в лесу).
- Вот какие замечательные зимующие птицы, красивые и у каждой свои особенности. Молодцы, мне понравились ваши ответы, а вам понравилось игры?
3. Игра «Один – много».
Воспитатель:1 воробей - много воробьев, стая (какая?) - воробьиная. 1 снегирь - много снегирей, стая (какая?) .1 синица - много синиц, стая (какая?) – синичья. 1 сорока - много сорок, стая (какая?) - сорочья. 1 дятел - много дятлов, стая (какая?) - стая дятлов.
- Холодно и голодно птицам зимой. А кто заботится о них в холодное время года? (В холодное время года о птицах заботятся люди). Как заботятся люди о птицах? (Люди для птиц делают кормушки, подкармливают птиц). А чем можно угостить наших пернатых друзей? – (семечками, зерном, семенами, ягодами). А какой корм больше всего любит воробей? – (семечки). А какое любимое блюдо у снегиря?- (ягоды рябины). А чем бы полакомилась синичка? – (салом сырым несоленым). А что больше всего любит сорока? – (зерно). А чем можно угостить дятла? – (семенами, ягодами). Видите, ребята, насколько удивительны зимующие птицы: у каждой есть свое любимое блюдо, лакомство. И человек, подкармливая птиц, помогает им благополучно перезимовать.
Физкультминутка «Столовая для птиц».
Ребята, выходите на ковер, вставайте в рассыпную. Представьте, что вы птицы. Я вам дам картинки с изображением зимующих птиц, прочитаю стихотворение. Та птица, которая услышит о себе «прилетает» на эту кормушку и ставит свою птичку к кормушке.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три сороки были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
а в четверг со всех краёв
Стая серых воробьев.
В пятницу в столовой нашей дятел лакомился кашей
А в субботу, воскресенье было общее веселье.
- Молодцы, птички. Все собрались возле кормушки полакомиться семечками, ягодами. А теперь садитесь на свои места. Сейчас вы будете рассказывать о своей птичке, а поможет рассказать вам вот эта мнемосхема. Остальные ребята должны внимательно слушать рассказ своего товарища.
3. Игра «Один – много».
Воспитатель:1 воробей - много воробьев, стая (какая?) - воробьиная. 1 снегирь - много снегирей, стая (какая?) .1 синица - много синиц, стая (какая?) – синичья. 1 сорока - много сорок, стая (какая?) - сорочья. 1 дятел - много дятлов, стая (какая?) - стая дятлов.
- Холодно и голодно птицам зимой. А кто заботится о них в холодное время года? (В холодное время года о птицах заботятся люди). Как заботятся люди о птицах? (Люди для птиц делают кормушки, подкармливают птиц). А чем можно угостить наших пернатых друзей? – (семечками, зерном, семенами, ягодами). А какой корм больше всего любит воробей? – (семечки). А какое любимое блюдо у снегиря?- (ягоды рябины). А чем бы полакомилась синичка? – (салом сырым несоленым). А что больше всего любит сорока? – (зерно). А чем можно угостить дятла? – (семенами, ягодами). Видите, ребята, насколько удивительны зимующие птицы: у каждой есть свое любимое блюдо, лакомство. И человек, подкармливая птиц, помогает им благополучно перезимовать.
4. Составление рассказа о птице.
Воспитатель: Молодцы, ребята, интересные рассказы вы составили о своих пернатых друзьях.
Итог занятия:
-О каких птицах мы сегодня составляли рассказ?
-Как можно помогать птицам зимой?
-Мы сегодня рассказали о воробье, снегире, синице, сороке, дятле. Но зимующих птиц гораздо больше, и мы будем о них говорить на следующих занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию по теме «Зимующие птицы» с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе.
Цель: Развитие связной речи, расширение и активизация словаря детей по теме....
Конспект занятия по речевому развитию на тему: "Зимующие птицы"
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему: "Зимующие птицы"...
конспект занятия по познавательному развитию на тему " Зимующие птицы" во второй младшей группе
Цели: формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи: развивающие:• вырабатывать навыки осознанного и уместного употреблен...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Зимующие птицы» в старшей группе для детей с нарушениями речи
Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, роли человека в жизни зимующих птиц....
Конспект открытого группового занятия по НОД "Речевое развитие" по теме "Зимующие птицы" для детей старшей компенсирующей группы
Цель: активизация и расширение словаря по теме «Зимующие птицы» с использованием метода сенсорной интеграции....
Конспект занятия по познавательному развитию на тему: "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать".
Конспект разработан для детей второй младшей группы. Цель: расширение представления детей о зимующих птицах.Задачи:-формировать у детей представление о зимующих птицах, о сезонных изменения...