Конспект открытого группового занятия по НОД "Речевое развитие" по теме "Зимующие птицы" для детей старшей компенсирующей группы
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Цель: активизация и расширение словаря по теме «Зимующие птицы» с использованием метода сенсорной интеграции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект открытого группового занятия по НОД "Речевое развитие" по теме "Зимующие птицы" | 31.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24»
Конспект
открытого группового занятия по ОО «Речевое развитие»
«Зимующие птицы»
для детей старшей компенсирующей группы
Составили
Воспитатель
Пыжикова О.Г.
учитель- логопед
Бочарова О.В.
Ачинск 2020
Цель: активизация и расширение словаря по теме «Зимующие птицы» с использованием метода сенсорной интеграции.
Задачи:
1.Коррекционно - образовательные:
- Закрепление представлений о зимующих птицах;
- Закрепление навыков словообразования и словоизменения;
- Развитие умения давать полные ответы на поставленные вопросы.
2. Коррекционно- развивающие:
- Развитие зрительного и слухового восприятия, тактильных ощущений;
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие логического мышления, внимания, памяти.
3. Коррекционно - воспитательные:
- воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру;
- воспитание вежливости, чувства взаимопомощи, самостоятельности, активности, самоконтроля.
Возраст детей: 5- 6 лет.
Образовательная область: речевое развитие (коррекция речи).
Тип занятия: занятие по закреплению знаний, умений.
Методы и приемы: беседа, показ, объяснение, наблюдение, упражнения, игры, анализ, синтез.
Форма проведения: совместная деятельность воспитателя, учителя- логопеда с детьми, самостоятельная деятельность детей.
Оборудование и материалы: картинки птиц, разрезные картинки птиц, семена, ёмкости под семена, новогоднее украшение «Дождик», поролоновые губки, аудиозапись голосов птиц, ёлки, снежинки, магнитная доска, маркер, «волшебная» палочка, корзинка с конфетами (яйцами).
Предварительная работа: знакомство и расширение знаний детей о зимующих птицах.
Ход занятия
- Организационный момент.
(Дети входят в группу под звуки зимнего леса и становятся на ковре в круг, воспитатель проводит кинезиологическую гимнастику).
Воспитатель: Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику.
• Сначала натянем "умную шапку" (указательным и большим пальцами оттягивают мочки ушей вниз и имитируют завязывание узелка под подбородком).
• Теперь позеваем (открывают широко рот и нажимают указательными пальцами на середину щек).
• Покажем "умную сову" (правую руку кладут на левое плечо и слегка надавливают, медленно поворачивают голову влево назад, затем вправо назад, меняют руку и повторяют движение головы).
Совушка-сова, Большая голова. На суку сидит, На всех глядит.
(Дети вместе с воспитателем выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)
• Гимнастика для глаз "Найди названную птицу" (на стене размещены картинки зимующих птиц , дети находят глазами по заданию воспитателя названную птицу (в четырех направлениях – слева, справа, вверху, внизу), не поворачивая головы).
Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.
Логопед: Ребята, посмотрите за окно. Какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Логопед: Ух, ты, зимушка- зима, Закружила , замела,
Все дорожки и пути, Не проехать , не пройти.
Мы на лыжи дружно встали, Друг за другом побежали.
(все «встают» на лыжи, «берут» в руки палки и «едут» к следующему пункту «Зимний лес»)
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Как вы думаете, почему так тихо в зимнем лесу?
Дети: Птицы не поют.
Логопед: Почему не поют птицы?
Дети: Улетели в тёплые края, потому что наступила зима.
Логопед: Наступила зима, холода, посмотрите, кажется, это волшебница- Зима пробралась и к нам в группу и запорошила своим волшебным снежком наш стол. А под снежком что-то спрятала Зима от нас. (На столе перед детьми предметные картинки с изображением птиц, прикрытые новогодним “дождиком”)
Развитие ротового выдоха.
Сейчас мы сделаем губы трубочкой, вдох через нос и плавно подуем через рот на снег. Потренируемся?! Щеки не надувать! А теперь подуем так же на снежок.
(дети дуют на «дождик»)
Логопед: Что же там?
Дети: Картинки птиц.
Логопед: Теперь каждый из вас возьмет по картинке и скажет название птицы.
Дети: Ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел, сова.
Логопед: А какие это птицы?
Дети: Зимующие
Логопед: Почему их так называют?
Дети: Потому что они не улетают на юг, как перелетные, а остаются зимовать с нами, они не боятся холодов.
Логопед: Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?
Дети: О зимующих птицах.
(Включается фонограмма со звучанием птичьих голосов поочередно).
Игра «Птичий концерт» (аудиозаписи голосов птиц)
Логопед: Ребята, кажется, к нам с Вами кто- то прилетел, слышите? Чей же это голос?
Дети: Снегирь.
Логопед: Как он голос подает? Он свистит и шипит.
(Аналогично проводится беседа по другим видам птиц).
Сова – ухает, ворона – каркает, сорока – стрекочет, синица - тенькает, воробей -чирикает, голубь - воркует.
Логопед: Молодцы ребята, я довольна вашими ответами. Я приглашаю вас присесть .
Логопед: Я прошу вас подумать и сказать: « Чем похожи все птицы?»
Дети: У них есть крылья, лапы, тело, голова, клюв, перья (параллельно ответам детей логопед схематично изображает на доске птицу из названных частей)
Логопед: Каких частей по две?
Дети: Два крыла, две лапы.
(Прием дермолексии – рисование на спине)
Логопед: Замечательные ответы! Вот вам «волшебная» палочка в награду. А с ней игра «Угадай, что я нарисовала».
Сейчас я приглашу одного из вас подойти ко мне и повернуться спиной, а я «волшебной» палочкой нарисую какую-то часть тела птицы, вы же должны угадать и назвать мне эту часть тела. Готовы?
Дети: Да.
(дети подходят по одному, логопед «рисует» на спине ребенка туловище (большой овал), голову (большой круг), клюв (маленький треугольник), лапку (длинная палочка и три коротких), хвост (большой треугольник)
Логопед: Ребята, у вас на столах лежат разрезные картинки с изображением птиц, я хочу, чтобы вы подошли к столам и собрали из частей птиц
(на столах разрезанные на 6 частей картинки, дети в парах собирают и называют птицу)
Воспитатель: Друзья мои, вы, наверное, утомились? Идите ко мне, мы с вами немного разомнемся.
Физминутка:
Вот летали птички,
птички-невелички.
Все летали, все летали
крыльями махали.
Все летали, все летали
крыльями махали.
(Дети бегают по кругу и машут ручками, как крылышками)
На дорожку сели,
зернышек поели
Клю-клю-клю-клю,
как я зернышки люблю.
Клю-клю-клю-клю,
как я зернышки люблю.
(Присаживаются на корточки и стучат пальчиком по полу).
Перышки почистим,
чтобы были чище,
Вот так и вот так,
чтобы были чище!
Вот так и вот так,
чтобы были чище!
(Обеими руками справа и слева отряхиваются.)
Прыгаем по веткам,
Чтоб сильней быть деткам.
Прыг-скок, прыг-скок
Прыгаем по веткам.
Прыг-скок, прыг-скок
Прыгаем по веткам.
(Прыгают, размахивая руками).
Воспитатель: Как птицы переносят зимнее время?
Дети: Им голодно и холодно, они прилетают близко к жилью человека.
Воспитатель: Ребята, почему птицы в холодное время года прилетают поближе к жилью человека?
Дети: Чтобы согреться и найти пищу.
Воспитатель: А чем любят питаться птицы?
Дети: Семечками, пшеном, орехами, хлебными крошками, синички несоленым салом.
Д/и «Кого чем угостим?»
(Детям демонстрируются две одинаковые картинки с множеством птиц).
Воспитатель: Посмотрите, как много прилетело птиц, их надо покормить!
А чтобы они не ссорились разделим семена из общей тарелки в разные. Семечки подсолнуха- в одну тарелку, а семечки тыквы- в другую. И сделаем мы это на скорость, и определим, какая из команд справится быстро и дружно. Разделимся на команды.
(на столе вниз лицевой стороной лежат картинки с изображением синицы и воробья, дети делятся на две команды путем выбора наугад данных картинок)
Воспитатель: Как быстро вы справились с заданием! Наелись птицы! Рассмотрите их внимательно. Обратите внимание на то, какие они все разные.
Д/и «Скажи какая? Какой?»
- Если у сороки белый бок, она какая?
Белобокая
- Если у синички жёлтая грудка, она какая?
Желтогрудая
- Если у снегиря красная грудка, он какой?
Красногрудый
- Если у дятла длинный клюв, он какой?
Длинноклювый
- Если у сороки длинный хвост, она какая?
Длиннохвостая
Воспитатель: Ребята, сравним птиц.
Воробей маленький, ворона … большая.
Сова большая, а синица … маленькая.
Птиц мы сравнили. А теперь сравним слова- названия птиц, в каких словах больше частей – слогов. На каждый слог мы будем сжимать губку.
(Дети выполняют задание воспитателя, отделяя слоги в словах сжатием поролоновых губок)
Итог:
Логопед: Ребята, сегодня на занятии мы побывали в гостях у зимы, видели много зимующих птиц. Повторили их названия, строение. Что вам больше всего понравилось на занятии? С чем было справиться трудно? (ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, что за корзинка под ёлочкой? Это зимующие птицы отправили вам угощение, за то что, вы давали правильные ответы.
(Всех ребят воспитатель и логопед угощают конфетами в виде маленького яйца)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого комплексного мероприятия совместной организованной образовательной деятельности воспитателя и детей старшей – подготовительной группы с нарушениями зрения. Тема: «В семье согласно, так и дело идёт прекрасно».
Цель: Закреплять знания о родословной своей семьи. Задачи:Образовательные:1. Формировать у детей понятие о семье, как о людях, живущих вместе, любящих друг друга, за...
Конспект открытого интегрированного занятия с применением ИКТ «Моя семья» для детей второй младшей группы
Цель:1. Помочь детям понять родственные отношения в семье.2. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям.Программное содержание:Формировать правильное представление о семье, как о людях...
Конспект открытого комплексного занятия по правовому воспитанию из опыта работы в старшей разновозрастной группе на тему: «Имя каждому дано, уважаемо оно»
Конспект открытого комплексного занятия по правовому воспитанию из опыта работы в старшей разновозрастной группе на тему: «Имя каждому дано, уважаемо оно»...
Конспект открытого подгруппового занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности.
Конспект открытого подгруппового занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности. Название: «В поиске солнечных лучиков» Форма: Игра-путешествиеТема: «Весн...
Конспект открытого интегрированного занятия (по математике, развитию речи и грамоте) в старшей логопедической группе Тема: «В поисках сюрприза»
Конспектоткрытого интегрированного занятия(по математике, развитию речи и грамоте)в старшей логопедической группе Тема: «В поисках сюрприза»...
Конспект открытого группового занятия с педагогом-психологом в подготовительной группе "Развитие внутренних отношений детей подготовительной группы"
Цель: формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива.Участники: дети старшего дошкольного возраста в количестве 8-10 человек, продолжительность занятия 40 мин...
Занятие «Путь доверия» с элементами логоритмики. Для детей старшей компенсирующей группы
Вашему вниманию предоставляю занятие по логоритмике «Путь доверия»...