Приобщение детей к художественной литертуре
консультация по развитию речи (старшая группа)

Наталия Викторовна Пятак

Консультация для родителей : как приобщить детей к художесвенной литературе. Как вызвать у ребёнка интерес к чтению книг? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                                     «Детский сад №16»

  1. КОНСУЛЬТАЦИЯ
  2.  для родителей детей старшего дошкольного возраста на тему             «Приобщение детей к художественной литературе и фольклору в условиях семьи»

                                                                                  «Чтение-это окошко, через                

которое дети видят и познают мир и самих себя»

                                                                                                           Сухомлинский В.А.

        Значение художественной литературы и фольклора в развитии личности ребенка весьма велико. Прежде всего, это воспитательное, познавательное и эстетическое. Художественные произведения закладывают основу детского мировоззрения. На важность приобщения ребенка к детской литературе и красоте художественного слова указывали многие психологи и педагоги, такие как К.Д. Ушинский,  Л.С. Выготский,  А.А. Леонтьев и другие. На современном этапе развития дошкольного образования воспитатели продолжают работу по данному направлению. Образовательный  процесс ведётся в  соответствии условий реализации ФГОС ДО. Восприятие художественной литературы и фольклора является одним из видов детской деятельности и относится к  художественно-эстетическому развитию. Дошкольное образование предполагает формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства,  мира природы; формирование восприятия художественной литературы и фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественного произведения.  В условиях семьи  родителям также необходимо приобщать детей к словесному искусству. С этой целью, прежде всего, нужно организовать небольшой книжный уголок, приобрести детскую литературу, соответствующую возрасту ребёнка. Если родители затрудняются или сомневаются, в этом случае можно обратиться к воспитателю группы, которую посещает ваш ребёнок. При подборе художественной литературы нужно учитывать принцип «от простого к сложному », кроме того, необходимо обратить внимание на художественное оформление иллюстраций, на познавательно-нравственную сторону детского произведения.

В условиях семьи родители должны создать детям комфортную обстановку, способствующую проявлению живого интереса к книге. Чтение художественной литературы часто вызывает у детей сильные чувства, переживания, помогают родителям «докопаться до родника живой воды, что таится на дне детской души». Ребёнок дошкольного возраста любит играть,  использование настольного  театра способствует формированию интереса к художественной литературе. Появление ярких настольных фигурок позволяет привлечь внимание детей.

 Умелое проигрывание художественного произведения позволяет создать радостное настроение, установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать речевое общение, организовать ненавязчивое воспитательное воздействие, способствует пополнению запаса знаний и сведений об окружающем.  С помощью вопросов необходимо  вызвать эмоциональный отклик на содержание произведения: « Как называется? Что понравилось?  Кто главный герой? Хорошо поступил или плохо?».

Дети 5-6 лет должны уметь самостоятельно проигрывать русские народные сказки. Фольклор - наиболее любимый детьми вид народного творчества. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны, необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны.

    Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное воспитательное значение, помогает формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям. Фольклор, как проявление творчества народа, близок по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Устное народное творчество позволяет ребенку приобщаться к культурным ценностям.

Родители должны:  

- продолжать приучать ребёнка внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения;

- помогать ребёнку правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его       героям;

- зачитывать по просьбе ребёнка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению;

-  продолжать работу по формированию интереса к книге, к слову;

- предлагать вниманию ребёнка иллюстрированные издания знакомых произведений;

- объяснить, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации;

- познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачёвым,  Е. Чарушиным.  

При рассматривании иллюстраций, у детей формируется потребность постоянного общения с художественной литературой, постепенно развивается эстетический вкус, формируется самовосприятие прекрасного. Иллюстрации помогают ребенку глубже понять конкретное литературное произведение, прояснить авторскую мысль, а также влияют на нравственное воспитание детей. Родители в условиях семьи обязаны приучить ребёнка  более бережно относиться к книге, подвести к пониманию, что нельзя рвать  страницы, закрашивать иллюстрации, но если всё-таки это происходит,  то ни в коем случае нельзя оставлять без внимания такой факт, нужно поговорить с ребёнком и объяснить ему, что он поступил очень плохо.

Нельзя оставлять без внимания произведения поэтов и писателей России: Е. Баратынский «Весна, весна!»; И. Бунин «Листопад»; С. Есенин « Поёт зима, аукает…»;  А. Фет « Мама! глянь-ка из окошка…» и другие.  Литературные сказки  К. И. Чуковского «Федорино горе», «Тараканище», «Телефон»;  Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича»; М. Горький «Воробьишко»; В. Бианки «Первая охота»; Э. Мошковская «Вежливое слово» и другие.

Кроме того,  детей 5-6 лет необходимо знакомить с произведениями поэтов и писателей разных стран: Ю. Тувим «Про пана Трулялинского»; Л. Берг «Пит и воробей»; Х. К. Андерсен «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик»; «Гадкий утёнок» и другие.

Очень большое значение имеет пересказывание детьми художественного произведения, а так же заучивание наизусть небольших по объёму стихотворений. Систематическая и целенаправленная работа непременно приведёт к положительным результатам, к 6-7 годам ребёнок вполне самостоятельно сможет:

- высказать желание послушать определённое литературное произведение;

- с интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг;

- назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение;

- с помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки;      

- осмысленно отвечать на вопросы: «Понравилось ли произведение? Кто главный герой? Какой отрывок прочесть ещё раз?» и так далее.

 Одним из важных аспектов является тесный, хорошо налаженный контакт родителей с воспитателем группы, которую посещает ребёнок. Мамы и папы должны не только приводить и вовремя забирать ребёнка, а также принимать активное участие в подготовке и проведении открытых мероприятий, обязательно посещать родительские собрания, прислушиваться к рекомендациям педагога, только благодаря совместным усилиям можно добиться положительных результатов.

Таким образом, формирование родителями в условиях семьи восприятия художественной литературы и фольклора, имеет огромное значение,  является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса.        

Для этого мы проводим: беседы и консультации, родительские собрания на тему: «Организация семейного чтения и уголка книги», «Обучение ребенка пересказу», «Книги- семейные реликвии», проводим анкетирование «Есть ли у вашего ребенка любимые сказки?» «Любимый сказочный персонаж?» «Читаете ли вы ребенку сказки? Какие?», приглашаем на просмотр открытых мероприятий, а также оформляем стенды, книжки-раскладушки, помещаем в уголок список художественной литературы для детей .

        Таким образом, могу с уверенностью сказать, что в ходе организации восприятия художественной литературы и фольклора нам удалось достичь положительных результатов:  дети стали более внимательно слушать художественные произведения, понимать содержание, отвечать на вопросы, самостоятельно рассказывать стихи, потешки и небольшие сказки, принимать участие в драматизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей"

Привлечь родителей делать игрушки с ребенком из бросового материала своими руками. Дети оценят эту игрушку лучше чем из магазина....

«Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей"

“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобрет...

Консультация для воспитателей: «Приобщение детей к художественному творчеству. Значимость художественного слова в развитии дошкольников»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида  № 18 муниципального района Учалинсий район Республики Башкортостан(МАДОУ Детский сад №18 МР Учали...

Проект для детей раннего возраста "Книжка - игрушка как средство приобщения детей к художественной литературе"

Проект для детей раннего возраста.Цель проекта приобщить детей с раннего возраста к художественной литературе, используя книжки -игрушки...