Конспект логопедического занятия «На помощь ёжику Шустрику»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Перфильева Евгения Юрьевна

Конспект ОД в рамках конкурса "Мой лучший урок" и дистанционного конкурса. Данный материал получил высокую оценку экспертов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия для детей  

подготовительной группы комбинированной направленности.

Тема: «На помощь ёжику Шустрику»

Цель: закрепить правильное произношение звука Ш в словах.

Задачи.

Образовательные: закреплять умение находить наличие или отсутствие звука в слове, определять место звука в слове; упражнять в образование слов с противоположным значением, в согласовании числительных с существительными.

Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную и мелкую моторику, слуховое внимание, фонематическое восприятие, координацию речи с движением; развивать память, внимание и мышление.

Воспитательные: воспитывать интерес к занятию, умение слышать друг друга и педагога; желание говорить правильно и красиво.

Оборудование: игрушка ёжика, корзинки, ёлочка, предметные картинки, домик, аудиозапись звуков леса, мольберт, грибы, листья, мячики су-джок, картинки осени, пенька, норы и следов.

Ход занятия

  1. Эмоциональный настрой

Логопед. Ребята, вставайте в круг, давайте с вами поздороваемся

                           «Собрались все дети в круг,

                            Я твой друг и ты мой друг.

                            Вместе за руки возьмемся

                            И друг другу улыбнемся!»

  1. Введение в тему

Логопед. Ребята, сегодня к нам в гости пришел лесной житель, а кто, вы узнаете, если отгадаете загадку: «Он живёт в норе под ёлкой,

                                                        Носит колкие иголки.

                                                        Если вдруг клубком свернётся-

                                                        Хищный зверь ни с чем вернётся.

                                                        В зубы, лапы не возьмёшь

                                                        Как его прозвали?...»

Дети. Ёж.

Логопед. Да правильно, это ёж. Вот познакомьтесь ёжик Шустрик (показ игрушки). Он просит нас о помощи. Шустрик готовится к зиме, заготавливая себе корм, но пока он бегал по лесу, он растерял собранные им грибы, только один остался. Поможем ему?

Дети. Да!

Логопед. Ребята, а чтобы нам очутиться в лесу, надо закрыть глаза и сказать волшебные слова. «1, 2, 3 улыбнись и в лесу очутись» (звучит аудиозапись звуков леса). Открывайте глаза. Вот мы и в лесу! Но прежде чем отправится в наше путешествие, надо размять наши губы и язык, чтобы они помогали нам  правильно произносить все звуки.

  1. Артикуляционная гимнастика

Дети сидя на стульчиках выполняют артикуляционные упражнения под счет: «Улыбка», «Трубочка», «Лопатка», «Иголочка», «Часики», «Качели» (до губ), «Чашечка», «Лошадка», «Грибок».

Логопед. Ну всё мы готовы к нашему путешествию, отправляемся в путь! Ребята, а как вы думаете, как мы можем отыскать грибы?

Дети. По его следам.

Логопед. Тогда смотрим внимательно, где есть следы ёжика.

Логопед. Ребята, смотрите, вот следы ёжика. Куда они нас привели, что это?

Дети. Это нора.

Логопед. Да. И в норе есть гриб ёжика, который мы получим, если выполним задание.

  1. Игра «Будь внимательным»

Логопед. Ребята, я вам сейчас буду говорить слова, если вы в слове услышите звук Ш, то хлопните, если нет - тишина. Готовы, начали!

Слова: мишка, заяц, шишка, лиса, шило, душ, жук, сова, шапка, машина, лист, шмель.

Логопед. Молодцы, вы справились с этим заданием и получаем первый  гриб.

Логопед. Отправляемся дальше. Ребята, смотрите, куда привели нас следы ежа, что это в корзинке (показ корзинки с шариками су-джок)? Давайте ими сделаем массаж нашим пальчикам и ладошкам.

  1. Массаж шариками су-джок

Дети повторяют слова и выполняют действия с мячиками в соответствии с текстом.

«Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю,

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк,

Мяч летает между рук».

Логопед. Сделали массаж, кладите шарики в корзинку. Ой, ребята, а тут под платочком спрятался ещё гриб (показ). 

Логопед. Куда дальше ведут нас следы? Что это?

Дети. Пенёк.

  1. Игра «Подумай и распредели»

Логопед. А за пеньком тоже есть гриб, да не один. Но чтобы их достать надо выполнить следующее задание: вот картинки, вам нужно отобрать те, в названии которых есть звук Ш (дети по очереди подходят к столу и выбирают себе нужную картинку).

Логопед. А теперь, выбранные вами картинки нужно распределить в этот дом (показ) по подъездам: в 1-й подъезд - если звук Ш  стоит в начале слова, во 2-й - в середине и в 3-й - в конце (дети распределяют картинки по подъездам).

Логопед. Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание (вместе проверяют).

Логопед. Молодцы и за это вы получаете два гриба!

Логопед. А сейчас давайте отдохнём.

  1. Физминутка «Осенние листья»

Детям раздаются разноцветные листья, с которыми они выполняют движения.

«Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся на носочках)

  Листья нам под ноги тихо ложатся (дети приседают)

  И под ногами шуршат, шелестят (волнообразные движения руками вниз)

  Будто опять закружиться хотят (поднимаются на носочки, кружатся)».

Логопед. Отдохнули и пойдемте дальше по следам, что там впереди?

Дети. Ёлочка.

Логопед. Да и около неё есть гриб, который мы получим, если выполним задание.

  1. Игра «Назови наоборот»

Логопед. Я буду называть слова и бросать мячик вам, а вы должны называть слова с противоположным значением. Понятно правило игры?

Слова: пасмурная-…, ветреная-…, день-…, светло-…, короткий-…, чистый-…, сухой-…, ранняя-…, тепло-…, одетый-…, грустный-…

Логопед. Ребята, вы и с этим справились, молодцы. Вот и ещё один гриб.

Логопед. Ой, ребята, что-то я больше не вижу следов ёжика. Наверное мы собрали все грибы. Где корзинка с грибами, давайте посчитаем, сколько их?

Дети считают: один гриб, два гриба, три гриба, четыре гриба, пять грибов, шесть грибов.

Логопед. Ребята, мы собрали все грибы, пора нам возвращаться в детский сад. Проходим на полянку, присаживаемся и закрываем глаза.

  1.  Итог

Логопед. Молодцы ребята, вы нашли все грибы ёжика и справились с заданиями. Топа говорит вам большое спасибо и прощается с вами. А за вашу помощь он дарит вам сладкое угощение.

Логопед. Ну, а нам с вами пора возвращаться в детский сад. Закрываем глаза: «1, 2, 3 улыбнись и в детском саду очутись», открываем глаза. Наше занятие подошло к концу.

  1.  Рефлексия.

Логопед. Скажите, ребята, какое из заданий было самым трудным? Самым интересным? Самым легким?

- Ребята, а вы обратили внимание, какой звук сегодня на занятии звучал чаще других?

Дети. Звук Ш.

Логопед. А в имени ёжика был этот звук? Где он стоял?



Предварительный просмотр:

Самоанализ занятия учителя-логопеда МБДОУ №36 Перфильевой Е.Ю.

На занятии присутствовали дети комбинированной группы (6), со схожими речевыми нарушениями и находящиеся на одной ступени коррекционной работы над звуком Ш. Занятие соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы.

Занятие было построено в виде путешествия по осеннему лесу. Использовались технологии развивающего, личностно-ориентированного подхода и здоровьесберегающие технологии.

В занятии были реализованы следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.

На занятии была поставлена цель: закрепление правильного произношения звука Ш в словах, которая достигалась путём решения следующих задач:

- образовательные: закреплять умение находить наличие или отсутствие звука в слове, определять место звука в слове; упражнять в образовании слов с противоположным значением, в согласовании числительных с существительными;

- коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную и мелкую моторику, слуховое внимание, фонематическое восприятие, координацию речи с движением; развивать память, внимание и мышление;

- воспитательные: воспитывать интерес к занятию, умение слышать друг друга и педагога; желание говорить правильно и красиво.

Цель занятия была понятна детям и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей. Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством советов, применение дополнительных наглядных опор (картинок), использование вопросов разного типа.   Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.

С целью развития артикуляционной моторики и подготовки речевого аппарата детей к занятию были использованы артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Трубочка», «Лопатка», «Иголочка», «Часики», «Качели» и др. Для развития мелкой моторики и координации речи с движением использовала мячики су-джок. Для развития фонематического восприятия была предложена игра «Будь внимательным». Для  закрепления умения образовывать слова с противоположным значением - игра «Назови наоборот». Для закрепления умение находить наличие или отсутствие звука Ш в слове, определять его место использовала игру «Подумай и распредели». В занятие, также была включена динамическая пауза - физминутка «Осенние листья».

На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему способствовала динамика занятия, сюрпризный момент – появление лесного жителя ёжика Шустрика. Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций.

На протяжении всего занятия сохранялся положительный эмоциональный настрой у детей, применялась словесная система поощрения. В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи детей.  Создавала ситуацию успеха каждому ребенку и всей группе в целом, как в личной оценке, так и со стороны третьего лица.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности, использовали имеющие знания и умения. Они были заинтересованы и внимательны. Речь детей была правильной и эмоциональной.

Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья. Считаю, что занятие было результативным. Задачи выполнены в полном объёме и цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие "На помощь гномам" подготовительная группа

Логопедическое занятие "На помощь гномам" по совершенствованию лексико-грамматических категорий в  подготовительной группе детского сада...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ « НА ПОМОЩЬ ФЕЯМ ВИНКС»

Игровой конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации и дифференциации звуков Л и Р   на тему  популярного мультфильма " Феи Винкс"...

Образование названий детенышей животных при помощи суффиксов -ОНОК, -ЁНОК. Конспект логопедического занятия.

Тема ОД: Образование существительных (названий детёнышей)  при помощи  суффиксов –онок, -ёнок. (старшая группа, первый год обучения, I период)Цель: Формирование навыков словообраз...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Р с помощью игровых технологий "Морское путешествие" в соответствии с ФГОС.

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Р с помощью игровых технологий "Морское путешествие" в соответствии с ФГОС....

Индивидуальное логопедическое занятие. "Поиграем с ёжиком. Звук Ж"

Индивидуальное логопедическое занятие. "Поиграем с ёжиком. Звук Ж"...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по развитию связной речи. Тема: Составление описательного рассказа с помощью мнемотаблицы «Космос».

Конспект логопедического занятия в старшей группе по развитию связной речи. Тема: Составление описательного рассказа с помощью мнемотаблицы «Космос». Цель: развитие связной речи ...

Конспект логопедического занятия для детей 2-3 лет с задержкой речевого развития (Служба ранней помощи)

Конспект логопедического занятия для детей 2-3 лет с задержкой речевого развития (Служба ранней помощи) по сказке "Колобок" - второе занятие из циклаЦель: вызывание ответной двигательной и з...