Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Учимся создавать лимерики»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
На этом занятии дети знакомятся с моделью составления лимерика и упражняются в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_zanyatie_limeriki.docx | 275.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Учимся создавать лимерики»
Цель: Обучение дошкольников созданию лимериков.
Задачи:
– образовательные: упражнять детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются; упражнять детей самостоятельно подбирать рифмованные слова; закреплять умение детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию; формировать умение создавать варианты рифмованных текстов.
– развивающие: развивать монологическую речь; умение подбирать рифму; обогащать словарный запас, логическое мышление;
– воспитательные: воспитывать способность чувствительность художественную выразительность слова, его точность, образность; воспитывать любовь к родному языку.
Словарная работа: активизация словаря; закрепление понятия «рифма»; подбор существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
Формы работы: Дидактические игры: «Складные картинки», «Склад-несклад», «Отгадывание загадок», «Чистоговорки» «Придумай рифмованные сточки», «Составь рифму», «Чужое слово», «Дразнилка», игры - загадки, игровые проблемные ситуации...
Ход занятия:
Воспитатель сообщает детям, что пришло письмо от Незнайки. «Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Незнайка. Прошу вас о помощи. Мне задал задание Знайка, написать лимерик о кошке, но что это я не знаю, пожалуйста помогите мне. Ваш Незнайка.»
Воспитатель - Ребята поможем Незнайке?
Тогда ответьте на вопрос : «Кто пишет стихи?»
«А без чего нельзя написать стихотворение?» (без рифмы, ритма)
Правильно без рифмы нельзя написать стихи. Вспомните пожалуйста, как Цветик объяснил, что такое рифма «Рифма - это когда слова в конце стихотворных строчек заканчиваются одинаково»
Ребята сейчас мы посмотрим умеете ли вы находить слова в рифму.
Дид. игра «Складные картинки»
(К игре подбираются парные картинки, названия которых рифмуются. Дети должны собрать все пары.)
«Хорошо, а сможете ли вы найти рифму к словам на слух». Воспитатель называет слово и бросает мяч ребенку, он отвечает рифмой и передает мяч другому ребенку.
Слова – кошка - ладошка, картошка, брошка, и т. д.
бежали – звали, лежали
пшеничный -яичный
широко -далеко
А сейчас, мы попробуем составить рифмованные предложения сравнения Дети подходят к кольцам Луллия, выбирают объект о котором будут рассказывать, находят слово в рифму и картинку обозначающую признак предмета (используются ранее при мнемотехнике)
Жила -была печка горячая, как свечка
Жила -была печка тяжелая, как свечка. (несколько сравнений)
Ребята у нас получаются очень смешно, мы придумали то, что на самом деле быть не может - нелепицу. А стихи написанные в жанре нелепицы это и есть лимерик
Такие рифмованные тексты начали сочинять два века назад в Ирландском городе Лимерик. Непревзойденным мастером этого жанра можно считать поэта и художника Эдварда Лира
Сегодня мы тоже попробуем сочинить стихотворение, давайте пройдем к нашему домику «Рифмы», (около домика висит схема составления лимерика.
Жил-был объект
Какой?
Что делал?
С кем общался?
Вывод)
Помните, что первая и вторая строчка рифмуются лимерик состоит из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом:
Первые две строчки рифмуются между собой.
Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.
Пятая содержит вывод и не рифмуется.
Посмотрите в домике на самом верхнем этаже №1 живет объект о котором мы будем рассказывать. (это первая строчка стих.)
На втором этаже стоят знаки которые говорят о том какой этот герой, его признаки, на, что или кого похож он. (вторая строчка
На третьем этаже стоят знаки, где он жил, что делал. (третья строчка стих)
На четвертом этаже с кем общался наш герой. (четвертая строчка стих)
А теперь рифмуются третья и четвертая строчка
А почему здесь нет пятой строчки (правильно - это домик рифмы, а пятая строчка не рифмуются, это вывод из стих.)
Дети подбирают соответствующие картинки, придумывают стихи о кошке Воспитатель напоминает, что стихотворение нужно начинать с слов «Жила - была»
Жила - была рыжая кошка
Мокрая, как ладошка.
В поле за мышкой бежала,
А потом с щенком играла.
Вот какая озорная кошка.
Ребята а еще можно изменить стих. Если мы изменим его начало «Жила - была» на «Если бы...., но не...":
Если бы была рыжая кошка
Была мокрая, как ладошка.
В поле за мышкой она не бежала,
А потом с щенком не играла.
Должна высохнуть рыжая кошка
А теперь попробуем изменить начало стих на «Что было бы, если бы.»
Что было бы, если бы рыжая кошка
Была Мокрая, как ладошка.
В поле за мышкой она не бежала,
А потом с щенком не играла.
Пусть всегда будет сухая кошка
Ребята, мы можем написать ответ незнайке? Что такое лимерик? Как его нужно сочинять? Без чего не может быть стихотворения?
Дети отправляют письмо Незнайке
Примеры лимериков
1 строчка | Жил(а)-был(а) предмет: объект или субъект |
2 строчка | Свойства предмета, сравнение предмета с кем-то или с чем-то |
3 строчка | Необычные действия предмета, обычные действия предмета |
4 строчка | Взаимодействия с другими предметами |
5 строчка | Вывод (утверждение или мораль) |
Жил-был мужчина
Красивый как пружина.
Он в Африке гулял,
И клоуна гонял.
Вот какой необычный мужчина! Жил-был рот Голодный как крот,
Кашу уплетал,
Крота не замечал.
Вот какой голодный рот!
Жила была бабушка,
Зеленая как жабушка
По лесу скакала,
Ступу потеряла.
Вот какая прыгучая бабушка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.
У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста являетс...
План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»
План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора ЛЕГО. Детям любого возраста нравится строить....
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Мой веселый звонкий мяч"
Занятие с использованием словенского оборудования ENSIKO, СОСТАВЛЕНО С СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЕМ ФГТ...
«Где живет вода?» Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Материал нацелен на знакомство детей со свойствами воды, на необходимость бережного ее использования, привития навыка экологически грамотного поведения в быту....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Учимся играть в шахматы – игровые ситуации для дошкольников"
Конспект ООД "Учимся играть в шахматы-игровые ситуации для дошкольников"...
Конспект мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста "Учим вежливые слова"
Мероприятие с деми старшего дошкольного возраста...