Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки б, б’, буква Б»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Фархутдинова Гузалия Раиловна

предназначен для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_b.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение           детский сад №16 г. Туймазы Муниципального района                                                  Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект занятия

Образовательная область «Развитие речи»

Раздел «Обучение грамоте»

Тема: «Звуки б, б’, буква Б»

Возрастная группа: старшая

Выполнил:

Фархутдинова Г.Р.

Тема: Звуки б, бь и буква Б.

Цель: Знакомство со звуками б, б’, буквой Б

Образовательные задачи.

Формирование понятий о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных звуков. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой.

Развивающие задачи.

Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза слов, мышления, общей и тонкой моторики, координации речи с движением. Воспитательные задачи.

Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Средства реализации: картинки на  звуки б, б’ ;  гномы Бом и Бим, карточки со слогами: ба, бо, би, бу, сигнальные фишки, звуковые дорожки.

Ход занятия.

Встанем в круг! Потрите ладони, почувствуйте тепло! А теперь возьмитесь за руки, поделимся теплом друг с другом. У нас получилась «цепочка дружбы»! Глубоко вдохните носиком всю доброту и красоту, нежность

Выдохните через рот все обиды и огорчения.

1. На места садятся дети, чье имя начинается на звук ……. (перечисляю звуки)

Сегодня у нас в гостях веселые гномы Бом и Бим. Выставляю фигурки гномов. Гномы вышли поиграть, но заблудились. И не могут найти дорогу к своим домикам. Надо им помочь. Для этого нам предстоит выполнить задания. Готовы?

Дети: да

Повтор пройденного материала.

Воспитатель: нашим гномам интересно, знаете ли вы гласные звуки? Повторяем гласные звуки. Как мы произносим гласные звуки?

Дети: гласные звуки мы можем петь.

Воспитатель: а какие согласные звуки мы уже знаем?

Дети перечисляют.

Воспитатель: согласные звуки мы можем петь?

Дети: нет

Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»

Воспитатель: напомните мне, как зовут наших гномов?

Дети: гномов зовут Бом и Бим.

Воспитатель: какой первый звук мы слышим в имени Бом? Повторяю еще раз.

Дети: звук б

Воспитатель: произнесите звук б несколько раз (б – б – б)

Дети произносят звук.

Воспитатель: получается у нас его петь? Дети: петь не можем.

Воспитатель: Верно. Его нельзя петь. Во рту есть преграда. Какая преграда?

Дети: это губы.

Воспитатель: правильно, когда мы произносим звук б, губы смыкаются и мешают воздуху выходить свободно. Этот звук нельзя спеть. Значит этот звук согласный. Как мы его произносили, твердо или мягко?

Дети: мы его произносили твердо.

Воспитатель: а какой первый звук мы слышим в имени Бим? Повторяю Бим. Дети: мы слышим мягкий звук б’

Воспитатель: у твердого звука б есть пара – согласный мягкий звук б’

Воспитатель: приложите ладошку к горлышку и произнесите звуки б и  б‘. мы чувствуем вибрацию, значит звук Б – согласный, звонкий. Может быть твердым, может быть мягким.

Игра «Поймай звук»

Воспитатель: гномы предлагают вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги. Когда услышите слог, в котором есть звук  б, хлопните в ладоши.

на,  ба,  ма,  то,  бо,  му,  ба,  но,  по,  бу,  ту,   пу….

Игра «Где живет звук?»

Воспитатель: приготовьте звуковые дорожки и сигнальные фишки синего и зеленого цвета. Я буду произносить слова, а вы должны определить, где находится звук б или б’ (в начале или в середине слова)

Баран, арбуз, белка, бегемот, бусы.

Звуковой анализ слов Бом и Бим

Воспитатель: что-то загрустили наши гномы. Я предлагаю вам сделать звуковую анализ слов. Прочитайте, то здесь написано.

Дети читают имена гномов.

Воспитатель: разберем сначала имя Бом. Какой первый звук в слове Бом? Дети выкладывают на звуковой дорожке. И т.д.

Физминутка «Дни недели»

Чтение слогов (слов) со звуком б.

Выставляю слоги на доску, дети читают слоги, затем слова.

Игра с гномами. Выставляю на доску картинки со звуками б и б’

Воспитатель: Бом и Бим хотят с вами поиграть, вам надо рассмотреть картинки и правильно поделить между гномами. Если мы слышем в слове твердый звук б, то картинку подарим ….. (Бому) и аналогично со вторым гномом.

Произношение звука   б  в связной речи.

Воспитатель: повторите за мной чистоговорку.

Ба-ба-ба, ба-ба-ба

- Мама, мама! Вон труба!

Бу-бу-бу, бу-бу-бу

- Ты и мне купи трубу,

Би-би-би, би-би-би

- Ты на этой потруби.

Бу-бу-бу, бу-бу-бу

-  Дядя, дайте мне трубу,

Ба-ба-ба, ба-ба-ба

- Не нужна уже труба.

Знакомство с буквой «Б».

Воспитатель: с какими звуками нас познакомили Бом и Бим?

Дети: со звуками б и б’

Воспитатель: звуки б и б’ обозначаются буквой Б

Воспитатель: давайте вспомним правило. Что мы слышим, произносим? Дети: звуки.

Воспитатель: что мы видим и пишем?

Дети: буквы

Воспитатель: давайте все вместе повторим правило: Звук я слышу, произношу, Букву вижу и пишу. Звуки б, б’ обозначаются на письме буквой Б.

Воспитатель: буква Б состоит из длинной и короткой палочки, полукруга.

Буква эта с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

Пальчиковая гимнастика с карандашом.

Воспитатель: возьмите лист с заданием, расположите перед собой. Каким цветом мы закрасим букву Б.

Дети: синим и зеленым цветом.

Итог.

Вот и справились мы со всеми заданиями.  Как вы думаете теперь наши гномы найдут свои домики?

Дети: да

Выставляю домики на доску.

Воспитатель: в какой домик отправится Бом?

Дети: в синий.

Воспитатель: почему вы так думаете?

Дети: потому что в слове Бом, звук б согласный, твердый.

Воспитатель: а теперь произнесите имя Бим. Какой это звук?

Дети: согласный, мягкий.

Воспитатель: в какой домик отправится Бим?

Дети: в зеленый.

Воспитатель: гномы вас благодарят. Им тоже понравилось с вами играть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [ф], [ф\']. Буква Ф"

Задачи:·         Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф'].·         Продолжать учить выделять ...

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Фф»

Конспект занятия по обучению  грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Фф»...

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» в подготовительной группе

Цель: Познакомить со звуком [о], буквами «О», «о». Развивать навыки фонематического анализа (умение выделять заданный звук в слове в разных позициях и находить его среди других...

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» в подготовительной группе

Цель: Познакомить со звуком [о], буквами «О», «о». Развивать навыки фонематического анализа (умение выделять заданный звук в слове в разных позициях и находить его среди других...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук Щ и буква Щ"

Конспект занятия по обучению грамоте звук и буква Щ...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук Ч и буква Ч"

Конспект занятия по обучению грамоте звук и буква Ч...