Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки б, б’, буква Б»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 г. Туймазы Муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конспект занятия
Образовательная область «Развитие речи»
Раздел «Обучение грамоте»
Тема: «Звуки б, б’, буква Б»
Возрастная группа: старшая
Выполнил:
Фархутдинова Г.Р.
Тема: Звуки б, бь и буква Б.
Цель: Знакомство со звуками б, б’, буквой Б
Образовательные задачи.
Формирование понятий о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных звуков. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой.
Развивающие задачи.
Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза слов, мышления, общей и тонкой моторики, координации речи с движением. Воспитательные задачи.
Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Средства реализации: картинки на звуки б, б’ ; гномы Бом и Бим, карточки со слогами: ба, бо, би, бу, сигнальные фишки, звуковые дорожки.
Ход занятия.
Встанем в круг! Потрите ладони, почувствуйте тепло! А теперь возьмитесь за руки, поделимся теплом друг с другом. У нас получилась «цепочка дружбы»! Глубоко вдохните носиком всю доброту и красоту, нежность
Выдохните через рот все обиды и огорчения.
1. На места садятся дети, чье имя начинается на звук ……. (перечисляю звуки)
Сегодня у нас в гостях веселые гномы Бом и Бим. Выставляю фигурки гномов. Гномы вышли поиграть, но заблудились. И не могут найти дорогу к своим домикам. Надо им помочь. Для этого нам предстоит выполнить задания. Готовы?
Дети: да
Повтор пройденного материала.
Воспитатель: нашим гномам интересно, знаете ли вы гласные звуки? Повторяем гласные звуки. Как мы произносим гласные звуки?
Дети: гласные звуки мы можем петь.
Воспитатель: а какие согласные звуки мы уже знаем?
Дети перечисляют.
Воспитатель: согласные звуки мы можем петь?
Дети: нет
Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»
Воспитатель: напомните мне, как зовут наших гномов?
Дети: гномов зовут Бом и Бим.
Воспитатель: какой первый звук мы слышим в имени Бом? Повторяю еще раз.
Дети: звук б
Воспитатель: произнесите звук б несколько раз (б – б – б)
Дети произносят звук.
Воспитатель: получается у нас его петь? Дети: петь не можем.
Воспитатель: Верно. Его нельзя петь. Во рту есть преграда. Какая преграда?
Дети: это губы.
Воспитатель: правильно, когда мы произносим звук б, губы смыкаются и мешают воздуху выходить свободно. Этот звук нельзя спеть. Значит этот звук согласный. Как мы его произносили, твердо или мягко?
Дети: мы его произносили твердо.
Воспитатель: а какой первый звук мы слышим в имени Бим? Повторяю Бим. Дети: мы слышим мягкий звук б’
Воспитатель: у твердого звука б есть пара – согласный мягкий звук б’
Воспитатель: приложите ладошку к горлышку и произнесите звуки б и б‘. мы чувствуем вибрацию, значит звук Б – согласный, звонкий. Может быть твердым, может быть мягким.
Игра «Поймай звук»
Воспитатель: гномы предлагают вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги. Когда услышите слог, в котором есть звук б, хлопните в ладоши.
на, ба, ма, то, бо, му, ба, но, по, бу, ту, пу….
Игра «Где живет звук?»
Воспитатель: приготовьте звуковые дорожки и сигнальные фишки синего и зеленого цвета. Я буду произносить слова, а вы должны определить, где находится звук б или б’ (в начале или в середине слова)
Баран, арбуз, белка, бегемот, бусы.
Звуковой анализ слов Бом и Бим
Воспитатель: что-то загрустили наши гномы. Я предлагаю вам сделать звуковую анализ слов. Прочитайте, то здесь написано.
Дети читают имена гномов.
Воспитатель: разберем сначала имя Бом. Какой первый звук в слове Бом? Дети выкладывают на звуковой дорожке. И т.д.
Физминутка «Дни недели»
Чтение слогов (слов) со звуком б.
Выставляю слоги на доску, дети читают слоги, затем слова.
Игра с гномами. Выставляю на доску картинки со звуками б и б’
Воспитатель: Бом и Бим хотят с вами поиграть, вам надо рассмотреть картинки и правильно поделить между гномами. Если мы слышем в слове твердый звук б, то картинку подарим ….. (Бому) и аналогично со вторым гномом.
Произношение звука б в связной речи.
Воспитатель: повторите за мной чистоговорку.
Ба-ба-ба, ба-ба-ба
- Мама, мама! Вон труба!
Бу-бу-бу, бу-бу-бу
- Ты и мне купи трубу,
Би-би-би, би-би-би
- Ты на этой потруби.
Бу-бу-бу, бу-бу-бу
- Дядя, дайте мне трубу,
Ба-ба-ба, ба-ба-ба
- Не нужна уже труба.
Знакомство с буквой «Б».
Воспитатель: с какими звуками нас познакомили Бом и Бим?
Дети: со звуками б и б’
Воспитатель: звуки б и б’ обозначаются буквой Б
Воспитатель: давайте вспомним правило. Что мы слышим, произносим? Дети: звуки.
Воспитатель: что мы видим и пишем?
Дети: буквы
Воспитатель: давайте все вместе повторим правило: Звук я слышу, произношу, Букву вижу и пишу. Звуки б, б’ обозначаются на письме буквой Б.
Воспитатель: буква Б состоит из длинной и короткой палочки, полукруга.
Буква эта с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Пальчиковая гимнастика с карандашом.
Воспитатель: возьмите лист с заданием, расположите перед собой. Каким цветом мы закрасим букву Б.
Дети: синим и зеленым цветом.
Итог.
Вот и справились мы со всеми заданиями. Как вы думаете теперь наши гномы найдут свои домики?
Дети: да
Выставляю домики на доску.
Воспитатель: в какой домик отправится Бом?
Дети: в синий.
Воспитатель: почему вы так думаете?
Дети: потому что в слове Бом, звук б согласный, твердый.
Воспитатель: а теперь произнесите имя Бим. Какой это звук?
Дети: согласный, мягкий.
Воспитатель: в какой домик отправится Бим?
Дети: в зеленый.
Воспитатель: гномы вас благодарят. Им тоже понравилось с вами играть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [ф], [ф\']. Буква Ф"
Задачи:· Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф'].· Продолжать учить выделять ...
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Фф»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Фф»...
Конспект занятия по обучению грамоте. Звуки Л, ЛЬ. Буква Л. Лексическая тема "Защитники Отечества"
конспект занятия по обучению грамоте....
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» в подготовительной группе
Цель: Познакомить со звуком [о], буквами «О», «о». Развивать навыки фонематического анализа (умение выделять заданный звук в слове в разных позициях и находить его среди других...
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» в подготовительной группе
Цель: Познакомить со звуком [о], буквами «О», «о». Развивать навыки фонематического анализа (умение выделять заданный звук в слове в разных позициях и находить его среди других...
Конспект занятия по обучению грамоте "Звук Щ и буква Щ"
Конспект занятия по обучению грамоте звук и буква Щ...
Конспект занятия по обучению грамоте "Звук Ч и буква Ч"
Конспект занятия по обучению грамоте звук и буква Ч...