Воспитание звуковой культуры речи
консультация по развитию речи

Козлова Кристина Юрьевна

Воспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе работы по обучению детей родному языку. Это особая речевая задача и она должна быть полностью решена в дошкольном возрасте.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_zvukovoy_kultury_rechi.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе работы по обучению детей родному языку. Это особая речевая задача и она должна быть полностью решена в дошкольном возрасте.

Основная цель при этом состоит в том, чтобы научить ребенка к пяти годам правильно произносить все звуки родного языка, уметь пользоваться голосовым аппаратом, говорить выразительно, не торопясь.

Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух. Речевой слух - это умение различать, слышать фонологические средства языка. Немалое значение здесь имеют такие характеристики речи, как ритм, темп, дыхание, голос, интонированная выразительность.

Таким образом, работа по воспитанию звуковой культуры речи включает:

- формирование правильного звукопроизношения

- развитие речевого и фонематического слуха

- развитие подвижности органов артикуляционного аппарата

- речевого дыхания

- голосового аппарата

- выработку нормального темпа и ритма речи

- развитие интонационной выразительности речи

Работа по формированию правильного звукопроизношения (уточнению) – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка. Эта сторона звуковой культуры речи является основной.

При формировании звукопроизношения (так же как и при исправлении) работа состоит из трех этапов: подготовительного, этапа появления звука и этапа усвоения звука в речи.

На подготовительном этапе воспитатель в игровой форме уточняет с детьми определенные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков (рассказ о звуке, включенный в «Сказку веселого язычка»)

На этапе появления звука воспитатель использует способность ребенка к подражанию (подбирает звуковые образызвукоподражания, соответствующие данному звуку, закрепляет произношение звука с теми детьми, у которых он есть, и вызывает по подражанию у тех детей, которые его еще не произносят. (з-песня комара,ж- жука, л-самолета, р-мотора, с-водички)

На этапе усвоения звука – звук уточняется в словах, фразах, потешках, стихотворениях.

Одновременно с решением задач по формированию правильного произношения, специфичных для каждой возрастной группы, проводится работа по всем разделам произносительной стороны речи.

Развитию речевого дыхания способствуют:

- упражнения на длительное произношение изолированного звука (при уточнении или вызывании звука) Например«Надуем шарик»«Кто дольше пропоет»«Дятел»Д-Д-Д, «Корова» МУ-МУ, «Осы» З-З-З)

- упражнения на выработку силы, плавности, направленности и продолжительности выдоха. Например«Пускание мыльных пузырей»«Задуй свечку»«Живые зверушки»«Ветерок»«Ветерок дует вдоль дорожки»«Снегопад»«Не урони»«Волшебный колпачок».

Развитие силы и высоты голоса осуществляется в процессе уточнения произношения гласных, сонорных и звонких согласных звуковИгры«Громко-тихо»«Повтори как я»

Работа по развитию подвижности речевого аппарата реализуется на подготовительном этапе во время уточнения звукопроизношения, проведения артикуляционной гимнастики.

Работа над темпом и ритмом речи, интонационной выразительности реализуется в процессе заучивания и проговаривания чистоговорок, скороговорок, потешек, стихотворений, рассказов.

Развитие фонематического слуха осуществляется во время последовательной отработки и дифференциации звуков.

Последовательность отработки звуков взаимосвязана с закономерностью появления их у ребенка.

Отработку звуков начинают с гласных звуков - А,У,О,И,Э,Ы. Обычно эти звуки не нарушаются, но артикуляция их не всегда бывает точной. Отрабатывая гласные звук, готовим четкую артикуляцию согласных. Далее отрабатываются те звуки, которые появляются в речи детей раньше и наиболее просты по месту и способу образования – губно-губные М,Б,П; зубно-губные – В,Ф; переднеязычные – Т,Д,Н; заднеязычные – К,Г,Х. следующими берутся звуки, которые наиболее часто нарушаются у дошкольников – С, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ж, Л, Ль, Р, Рь.

Одновременно с обучением детей правильному произношению простых в артикуляционном отношении звуков отрабатывается и дикция. Например; произношение звука А с открытым ртом.

В соответствии с этим во 2-й младшей группе отрабатываются звуки – А,И,О,У,Э,Ы,М,Б,П,В,Ф. Развивается умение правильно длительно произносить изолированный звук, четко выделять его голосом в слове, говорить в нормальном темпе фразы с этим звуком.

В средней группе – Т,Д,Н,К,Г,Х,С,Сь,З,Зь,Ц. Отработка чистоговорок, стихов с этими звуками.

Задачи воспитания звуковой стороны речи у детей старшего возраста и подготовительной к школе группы значительно усложняется. Их можно сформулировать следующим образом:

1. Работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи.

2. Формирование представлений детей о линейных звуковых единицахзвук-слог-слово-предложение-текст.

3. Различение звуков по их качественной характеристике: гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие.

4. Обучение звуковому анализу. Выделение звука в словах, определение позиции звука в слове.

5. Развитие умения анализировать слова различной слоговой структуры: с одним двумя, тремя слогами, определение количества слогов.

Приемы работы по формированию звукопроизношения:

1. Сочетание хорового повторения с индивидуальным

2. Д/и типа «Заводные игрушки»«Волшебный кубик»

3. Исполнение длинных и коротких песенок, с различной силой голоса и тональностью

4. Использование звукоподражаний (д/у «Чей это голос?»«Кто как кричит?»

5. Использование звуковых образов («Сказка веселого язычка»)

Для закрепления звука в словах и фразовой речи используются:

1. Проговаривание шуток-чистоговорок (цы-цы-цы - мы едим огурцы)

2. Показ игр-инсценировок (подбор речевого материала согласно возрасту)

3. Проговаривание детьми в игровой ситуации отрывков программных произведений с данным звуком

4. Д/и типа «Узнай и назови» (В мешочке игрушки или картинки с изучаемым звуком)

5. Д/и с заданиями типа: узнай знакомый звук стихах, загадках; повтори слово так, чтобы был слышен нужный звук; найди картинку или предмет, в названии которого есть тот или иной звук.

Таким образом, четко построенная и систематическая работа по формированию звуковой культуры речи помогает решить следующие задачи:

- Добиться четкого произношения всех звуков родного языка

- Выработать четкую дикцию и выразительную речь

- Способствовать развитию фонематического слуха

- Способствовать быстрейшему и лучшему развитию навыков звукового анализа и синтеза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативно - методическая работа с педагогами " Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста ".

Консультация для педагогов " Воспитание звуковой  культуры  речи  у детей  дошкольного возраста  ". Основные этапы и направления работы по развитию речи дошкольников....

Консультация "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста".

Консультация будет полезна как для педагогов, так и для родителей. Даны различия таких понятий как "фонематический слух" и "фонематическое восприятие" Представлены возрастные нормы развития фонематиче...

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...

Консультации для родителей по развитию речи; артикуляционная гимнастика; воспитание звуковой культуры речи у дошкольников

1.Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллек...

Проект по развитию речи на тему: «Воспитание звуковой культуры речи с помощью современных методов и приемов обучения» в старшей группе

Цели:•       Формирование умения правильно произносить звуки, производить звуковой анализ слова.•       Развитие речевого дыхания, тем...

Консультация для родителей по развитию речи детей 2-3 лет. "Воспитание звуковой культуры речи".

Консультация для родителей по развитию речи детей 2-3 лет."Воспитание звуковой культуры речи"....

Конспект открытого занятия по развитию речи «Воспитание звуковой культуры речи и грамматически правильной речи в сюжетно – ролевой игре» с детьми седьмого года жизни. Тема: «На приеме у логопеда»

Цель: Упражнять детей в различении на слух и дифференциации знакомых звуков С – З. Задачи: Развивать фонематический слух и восприятие; Учить дифференцировать звуки С-З и упражнять в от...