Консультации для родителей по развитию речи; артикуляционная гимнастика; воспитание звуковой культуры речи у дошкольников
материал по логопедии (средняя группа) на тему

 

1.Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

Психологические исследования показывают, что дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5-ти годам:

• приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное выражение своих мыслей) ;

• расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова, которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл) ;

• речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов) .

2.Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. 


Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. 

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки. 

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 

3. Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает формирование правильного звукопроизношения, умений пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности, развитие фонематического восприятия, голосового ппарата, речевого дыхания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников.

Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников....

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников

семинар  «ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ» Выступление на тему:  «Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников»...

«Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников старшей и подготовительной к школе групп»

Недостатки речевого развития становятся одной из причин школьной неуспеваемости.  Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все ст...

Проект по развитию речи на тему: «Воспитание звуковой культуры речи с помощью современных методов и приемов обучения» в старшей группе

Цели:•       Формирование умения правильно произносить звуки, производить звуковой анализ слова.•       Развитие речевого дыхания, тем...

Консультация “Технология воспитания звуковой культуры речи у дошкольников”

Речь — это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка....

Консультация на тему: «Чистоговорки и скороговорки как средство воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников».

Автором представлен материал на тему "Чистоговорки как средство воспитания ЗКР старших дошкольников" в помощь педагогам....