Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)
Консультация для родителей по развитию речи старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.docx | 17.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали.
К 5-6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события правильно, произносить все звуки и сложные слова.
Основные виды развития связной речи в старшем дошкольном возрасте – монологическая и диалогическая.
Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и поправить собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать свое мнение.
Совершенствуя диалогическую форму речи, необходимо много общаться со своим ребенком, обсуждать события его жизни и семьи. Родителям следует знать, что овладение диалогической речью – является необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт, как с взрослыми, так и со сверстниками.
Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания.
Родители, сочиняйте со своим ребенком сказки и рассказы, придерживаясь структуры текста: начало, середина и концовка.
Дети дошкольного возраста очень тянутся к общению с взрослыми и охотно идут на него.
И это нужно всячески использовать.
Родители имеют большие возможности развивать связную речь ребенка.
Основные виды - это рассказ и пересказ.
При пересказе ребенок опирается на готовый речевой образец: дана композиция текста, речевой материал грамматически правильно оформлен, представлена необходимая лексика. Задача ребенка - запомнить и воспроизвести текст, не нарушая готового построения.
Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком.
Самостоятельный рассказ - высший вид речи. Во время связного изложения своих мыслей ребенок должен соблюдать нормы словоупотребления, словоизменения, произношения звуков, а также правильно строить высказывание с точки зрения логики событий. Рассказывание может опираться на разные психические процессы: по памяти, по восприятию, по воображению
Оба вида речи развиваются параллельно: пересказ текста вырастает из разговора-беседы по содержанию, а самостоятельный рассказ - из диалога по поводу событий из личного опыта.
Не все дети испытывают потребность подолгу и связно говорить.
Со стороны взрослого должна прослеживаться огромная заинтересованность и желание осваивать вместе с ребенком все этапы
развития связной речи.
Основные задачи для развития связной речи ребенка, которые необходимо решать в семье:
1.Формировать интерес ребенка к художественной литературе. Учите связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
2.Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо закреплять в семье.
а) составление рассказов по семейным фотографиям (летний отдых, поход за грибами и т.п.);
б) рассказы по сериям картинок с последовательно развивающимся действием (от 4-х и более);
в) составление рассказа по сюжетной картине, о предмете, о событиях из личного опыта.
г) составлять небольшие рассказы творческого характера на предложенную тему; придумывать свои концовки к сказкам.
Игры и упражнения для развития связной речи детей могут быть интересны и полезны всем членам семьи. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. «Вспомним случай», «Рассказы по картинкам», «Чем закончилось?»,
«Лучший друг», «Репортаж», «Бюро путешествий», «Изменение ситуации в знакомых сказках», «Закончи сказку», «Если вдруг».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Эффективность опыта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт позволит повысить интерес ре...
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).
Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.
В данной статье раскрываются методы, приёмы коррекционно-развивающей работы, системный подход к развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР). Осо...
опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Для ребенка с проблемами речевого развития важно не столько обучение, сколько образование. Процесс образования подразумевает умение воспринимать, интерпретировать и создавать образы. Дети с общи...
Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста...
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Св
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смыслов...