Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие в страну книги»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Данный материал предназначен для детей старшей группы с целью ознакомления детей со сказками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raz.rechi_podg.gr_puteshestvie_v_stranu_knigi.docx | 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22 «Журавленок»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Конспект НОД
по образовательной области «Речевое развитие»
в подготовительной к школе группе.
Тема: «Путешествие в страну книги»
Технологии развития связной речи, с использованием мнемотехники,
Ткаченко Т.А., Леушина А.М., Глухов В.П. и др.
Подготовила: Васильева Т.Ю., воспитатель
Новочебоксарск
2024
Программное содержание:
Углублять, расширять и закреплять знания детей о книгах, сказках, активизировать словарный запас; систематизировать знания детей о сказочных персонажах и их атрибутах (с опорой на мнемотаблицы)
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.
- Расширять представления о художниках — иллюстраторах детской книги (И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврина, Е. Чарушин);
- Обучать детей понимать основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением;
Развивающие:
- Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
- Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения;
- Развивать связанную речь;
Воспитательные:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Словарная работа: художник – иллюстратор, знциклопедия, мнемотаблица
Оборудование: книги различных размеров и разного содержания, нарисованные на картинках герои сказок, предметы-атрибуты сказочных героев, цветик – семицветик (из картона), мнемотаблица к русской народной сказке «Гуси-лебеди». портреты художников — иллюстраторов детской книги (И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврина, Е. Чарушин)
Раздаточный материал: разрезанные картинки с изображением сказок, сказочных персонажей, картинки с рисунками, которые не дорисовал художник, цветные карандаши, восковые мелки.
Методические приемы:
1.Вводная часть:
1.Организационный момент(Загадка).
2. Вопросы о книге.
3. Сюрпризный момент.
2.Основная часть:
1. Выполнение заданий Бабы Яги.
2. Физкультминутка:
3.Заключительная часть:
Словесный: Вопросы детям: где побывали, чем занимались, что понравилось и запомнилось?
Ход НОД:
1.Вводная часть.
1. Организационный момент:
Дети, нам пришло письмо от Бабы Яги. Она собирается к нам в гости. Ей нужен один предмет, а какой, мы узнаем, отгадав загадку.
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней – Станешь вчетверо умней. (Книга). Ребята, в течение года мы много с вами говорили про книги. Скажите пожалуйста, какие литературные жанры вы знаете? (ответы детей). Кто сочиняет литературные произведения? (ответы детей). Кто рисует иллюстрации к книгам? (ответы детей). Вы делали очень интересные книги дома с родителями, рассказывали про них друг другу, в группе изготавливали свою собственную книгу.
Ребята, а почему говорят: "Книга – источник знаний"? (Дети отвечают). Воспитатель: Книги как мудрые добрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир - рассказывают об интересном. О чем может рассказывать книга? (Дети отвечают). Ребята, а какие бывают книги? (ответы детей).
Эта книга- сложное слово!
В ней много интересного и нового.
Она расскажет обо всем на свете,
Будут умнее с нею дети! (Энциклопедия, учебник)
Ребята, а из чего состоит книга? (обложка, страницы)
Что пишется на обложке книги? (автор, название, город, год, имя художника)
А кто запомнил, как называются картины в книжке? (иллюстрации)
Воспитатель: с помощью книг мы можем совершить интересные путешествия, читая книги мы узнаем стихи, загадки, пословицы и поговорки.
Сюрпризный момент: Под музыку выходит Баба яга и говорит: «Сидите тут, умненьких из себя строите? Да ничего то вы про сказочки не знаете! Точно не знаете! Это я самая -умная - я все знаю, а вы ничегошеньки не знаете! И книжечки тут понаделали! Зачем? Вам не надо, а вот мне в самый раз! (забирает книги, сделанные детьми и убегает, оставляет цветик - семицветик).
2.Основная часть:
Воспитатель: Ну вот, прилетела, сказала, что мы ничего про сказки не знаем, книжки наши забрала, а мы так старались! Цветочек оставила, а что это за цветок? Тоже наверное из сказки украла. Что же делать? Давайте докажем бабушке яге что мы все знаем и про книги и про сказки и про сказочных героев, а цветик - семицветик нам поможет!
Давайте возьмемся за руки, оторвем первый лепесток и скажем:
Дети говорят:
Лети, лети лепесток-
Лишь коснешься ты земли быть по - нашему вели!
Вели чтобы мы справились с первым заданием!
1 задание.
Воспитатель: Нужно вспомнить пословицы про книги, я буду начинать, а вы продолжать:
Будешь книжки читать – будешь все знать.
Береги книгу – она поможет тебе жить.
Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь.
Золото добывает из земли, а знания - из книги.
Книга твой друг, без неё как без рук.
Хорошая книга – лучший друг.
Дети говорят:
Лети, лети лепесток-
Лишь коснешься ты земли быть по - нашему вели!
Вели чтобы мы справились со вторым заданием!
2 задание.
Воспитатель: Смотрите, у меня есть мнемотаблица с картинками из очень известной сказки. Давайте вспомним сказку по картинкам и расскажем ее.
Дети говорят название сказки. По очереди описывают сказку с опорой на мнемотаблицу по русской народной сказке «Гуси-лебеди». (См. Приложение №1.)
Воспитатель: Вот и справились со вторым заданием! Сказки вспомнили! А третье?
Дети говорят:
Лети, лети лепесток-
Лишь коснешься ты земли быть по - нашему вели!
Вели чтобы мы справились с третьим заданием!
3 задание.
Воспитатель: А теперь вспомним героев сказок! Подумайте ребята, кто мог так про себя говорить?
1. Был в гостях, застрял, вылезти не могу. (Винни – Пух.)
2. Не могу сдвинуться с места. Хвост примерз. (Волк.)
3. Осталась у разбитого корыта. (Старуха из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке.)
4. Помни, все исчезнет после двенадцати часов. (Фея из сказки Ш. Перро «Золушка».)
5. Обязуюсь впредь мыть посуду. (Федора.)
6. Не люблю грязь, не мытых детей, сразу высылаю армию моющих и чистящих средств (Мойдодыр)
7. Купил семена, посадил, урожай вырастил огромный не справляюсь, приезжайте собирать. (Дед из сказки «Репка».)
8. Построила домик, а он растаял, ничего, пойду поживу у зайца! (Лиса)
9. Никто от меня такого не ожидал, а я съел людоеда, подружился с королем и помог хозяину удачно жениться! (Кот в сапогах)
Воспитатель: Какие вы молодцы - сказочных героев знаете!
Дети говорят:
Лети, лети лепесток-
Лишь коснешься ты земли быть по - нашему вели!
Вели чтобы мы справились с четвертым заданием!
4 задание.
А теперь сделаем зарядку.
Физкультминутка:
В тёмном лесу есть избушка (шагают)
Стоит задом наперёд. (Поворачиваются)
В той избушке есть старушка. (Рывки руками с поворотом)
Бабушка Яга живёт. (Рывки руками с поворотом)
Нос крючком, (наклоны)
Глаза большие, (показывают)
Словно угольки горят. («Фонарики»).
Дети говорят:
Дети говорят:
Лети, лети лепесток-
Лишь коснешься ты земли быть по - нашему вели!
Вели чтобы мы справились с пятым заданием!
5 задание.
Воспитатель:
А какие герои бывают? (добрые и злые)
Давайте мальчики опишите героя – Сказочного богатыря- Алешу Поповича какой он? (сильный, мужественный, высокого роста, добрый, справедливый)
Девочки, а вы опишите мне золушку? Какая она? (добрая, нежная, тихая, красивая, трудолюбивая)
Воспитатель:
Дети говорят:
Лети, лети лепесток-
Лишь коснешься ты земли быть по - нашему вели!
Вели чтобы мы справились с шестым заданием!
6 задание.
Воспитатель: смотрите на столе есть вещи, которые принадлежат сказочным героям, давайте определим, что это за вещи, какому герою принадлежат и из какой сказки!
Дети по очереди берут предмет и отгадывают (платок Маши, бутерброд- подскочил и прямо в рот, крылья, которые подарили Дюймовочке эльфы, хрустальная туфелька, клубок, по которому Иван царевич искал путь к Кощею бессмертному, стрела Царевны лягушки, пенек, на котором сидел медведь и отдыхал, волшебная палочка феи, шляпа кота в сапогах, корона, капуста, градусник).
Воспитатель: Молодцы! Вроде все угадали, а у нас остался один лепесток и последнее задание.
Дети говорят:
Лети, лети лепесток-
Лишь коснешься ты земли быть по - нашему вели!
Вели, чтобы мы справились с седьмым заданием!
7 задание.
Воспитатель: Давайте сядем за столы. Я вас познакомлю с художниками — иллюстраторами детской книги (И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврина, Е. Чарушин). Они рисуют иллюстрации к детским книгам.( Дети рассматривают их портреты).
Смотрите перед вами картинки, которые художник не успел дорисовать. Давайте поможем ему дорисовать то, чего на картине не хватает!
Дети дорисовывают.
Стук в дверь. Дети с воспитателем идут смотреть кто пришел? Стоит корзина с книгами и письмо от Бабы Яги!
Садимся на коврик читаем письмо:
«Дорогие дети группы «Теремок», я была не права! Оказывается, вы всё знаете: сказки, книжки, героев сказочных! Я летала на своей метле вокруг детского сада и подглядывала за вами в окошко, все видела! Обещаю больше ничего не воровать, особенно книжки!
Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Ваша любимая бабушка Яга!
И подарки я вам приготовила! Раскраски со сказочными героями!
3.Заключительная часть:
Ребята что мы сегодня вспоминали?
А какие задания вам понравились больше всего?
А для чего все-таки нужны книжки?
А что больше всего любят читать дети?
А из какой сказки приходила Баба Яга?
Молодцы! А теперь если хотите, будем раскрашивать раскраски-подарки Бабушки –Яги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД образовательной области " Речевое развитие" ( итоговое) в первой младшей группе. Тема: " Путешествие в мир игрушек по стихотворениям А. Барто"
Задачи: Закрепить умение разгадывать загадки; осмысливать, что такое хорошо, что такое плохо, описывать предметы (игрушки), повторить и закрепить ранее изученные стихотворения А.Барто; развивать речь,...
конспект образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе тема: «Скоро в школу»
конспект поможет педагогам дошкольного образования при подготовке к итоговому занятию по развитию речи...
Конспект по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе Тема: Игра-путешествие «Сказочный, загадочный подводный мир…»
Способствовать активизации познавательной, исследовательской деятельности, логического мышления через интеграцию образовательных областей.Закреплять представления детей об обитателях подводного мира, ...
Конспект ООД образовательной области "Речевое развитие" в подготовительной к школе группе на тему "Дружба и друзья"
Конспект ООД образовательной области "Речевое развитие" в подготовительной к школе группе на тему "Дружба и друзья"...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с нарушениями зрения "Путешествие в страну Знаний"
laquo;Путешествие в Страну Знаний» Цель: формирование предпосылок учебной деятельности Задачи:Продолжать учить детей разгадывать ребусы;Закреплять умения детей задавать вопросы , сужающие ...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «речевое развитие» в подготовительной к школе группе тема: «Дом для Домовенка Кузи»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «речевое развитие» в подготовительной к школе группетема: «Дом для Домовенка Кузи»...
Конспект НОД по образовательной области «речевое развитие» в подготовительной к школе группе Тема: «Автоматизация звука [ш] по сказке Маша и Медведь»
Конспект НОД по образовательной области «речевое развитие» в подготовительной к школе группеТема: «Автоматизация звука [ш] по сказке Маша и Медведь»...