"Коррекционно-логопедическая работа по развитию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР II уровня"
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)
В современной лингвистике термин «грамматика» употребляется в двух
значениях: во-первых, обозначает грамматическую структуру языка, во-вторых - науку, определенные правила словооизменения и их сочетание в предложениях. Усвоение именно грамматического строя речи является основой развития речи в речевой практике.
Грамматический строй - это система взаимосвязи слов в
словосочетаниях и предложениях. Грамматическая система состоит из
морфологического и синтаксического уровней. Морфологический уровень основывается на умении владеть приемами словообразования и словоизменения, а синтаксический – на умение в соответствии с правилами русского языка сочетать слова в предложениях и составлять предложения.
При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями.
Исходя из моей темы доклада, остановимся более подробно на ОНР II уровня.
II уровень речевого развития характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Общение осуществляется посредством постоянного, хотя всё ещё искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2–3, редко 4 слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, одежды, мебели, профессий. Нередко дети заменяют слова другими близкими по смыслу. Навыками словообразования они практически не владеют. Отмечаются грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций: · смешение падежных форм; · ошибки в употреблении существительных мужского и женского рода; · отсутствие согласования прилагательных и числительных с существительными. Отмечаются ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций: • смешение падежных форм («сидит стул» вместо на стуле); нередко употребление существительных в именительном падеже, а глаголов в инфинитиве или форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени; • в употреблении числа и рода глаголов, при изменении существительных по числам («три кука» — три куклы); • отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными. Много трудностей испытывают дети при пользовании предложными конструкциями: часто предлоги опускаются вообще, а существительное при этом употребляется в исходной форм; возможна и замена предлога. Союзы и частицы употребляются редко. Понимание обращенной речи на втором уровне значительно развивается за счет различения некоторых грамматических форм (в отличие от первого уровня), дети могут ориентироваться на морфологические элементы, которые приобретают для них смыслоразличительное значение. Это относится к различению и пониманию форм единственного и множественного числа существительных и глаголов (особенно с ударными окончаниями), форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени. Затруднения остаются при понимании форм числа и рода прилагательных. Значения предлогов различаются только в хорошо знакомой ситуации. Усвоение грамматических закономерностей в большей степени относится к тем словам, которые рано вошли в активную речь детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Грамматический строй – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Развитие грамматического строя речи у детей с ОНР – одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей.
При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями. II уровень речевого развития характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Общение осуществляется посредством постоянного, хотя всё ещё искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов. Дети пользуются только простыми предложениями состоящими из 2–3, редко 4 слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, одежды, мебели, профессий. Нередко дети заменяют слова другими близкими по смыслу. Навыками словообразования они практически не владеют. Отмечаются грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций: · смешение падежных форм; · ошибки в употреблении существительных мужского и женского рода; · отсутствие согласования прилагательных и числительных с существительными .
В процессе формирования и развития грамматического строя речи у детей необходимо вести работу по следующим направлениям: формирование предложно-падежных конструкций с использованием предлогов В, НА, ПОД, ЗА ; образовывание и употребление имен существительных в форме мн. числа в именительном и родительном падежах; употребление имен существительных в косвенных падежах; образование и употребление формы повелительного наклонения глаголов; согласовывание имен числительных и прилагательных с именами существительными; словообразование приставочным и суффиксальным способами; составление простых распространенные предложений.
Дидактические игры и упражнения, способствующие формированию и развитию грамматического строя речи у детей с речевой патологией
«Покажи, где гусеница?» Цель: формирование навыка понимания предлогов НА, ПОД, ЗА, В. - Покажи, где гусеница находится ЗА грибом?
«Скажи, где гусеница?» Цель: формирование навыка употребление предложно-падежных конструкций с предлогами НА, ПОД, ЗА, В. - Скажи, где гусеница?
« Один - много » Цель : образование и употребление имен существительны х в форме множественного числа в именительном и родительном падежах. -Посмотри и скажи, что несет ежик?
«Что без чего?» Цель: закрепление формы родительного падежа имени существительного . - П осмотр и на картинки . Скажи, без чего шар (дом, машина и т.д.)?
« Кто что ест ?» Цель: закрепление формы дательного падежа имени существительного - Будем кормить животных. Кому дадим морковь? Кому дадим капусту? и т.д. ).
« Кто что ест ?» Цель: закрепление формы винительного падежа имени существительного - Скажи, что любит медведь? Что любит заяц? и т.д.
Цель : закрепление формы творительного падежа имени существительного. -Скажи, чем рисует девочка, чем ест малыш, чем мальчик моет руки? «Кто, чем?»
Цель: закрепление формы предложного падежа имени существительного. - Расскажи, о чем мечтают мальчики? «Мечтатели»
«Что сказала мама?» Цель: у чить употреблять форму повелит. наклонения глаголов. - Мама сказала Вите …
« Посчитай-ка?» Цель: Учить согласовывать числительные с существительными . - Скажи, сколько?
«Гном и великан» Цель:поз накомить детей со словообразованием суффиксальным способом. -У великана большие предметы, а у гнома маленькие. Назови их.
Относительные прилагательные
«Кто что делает?» Цель:поз накомить детей со словообразованием префиксальным способом ? - Посмотри на картинки. Назови, кто что делает.
«Соня рисует» Цель: продолжать учить детей составлению простых распространенных предложений. -Что (кого) нарисовала Соня ?
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игры по развитию грамматического строя речи у дошкольников
игры по развитию грамматического строя речи у дошкольников...
"Интерактивные тесты" Обследование и развитие грамматического строя речи у дошкольников"
Гоженко Екатерина Николаевнаучитель-логопедМДОУ детский сад комбинированного вида №6 "Улыбка" г.ТихвинЛенинградская область Данные тесты предназначены для обследования и д...
основные направления работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников
основные направления работы по формированию грамматического строя речи дошкольника...
1. Консультация «Как правильно организовать работу по формированию грамматического строя речи у дошкольников»
Грамматический строй речи - это умение словоизменять и словообразовывать слова. т. е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами.Св...
Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия.
Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия....
План-конспект коррекционного логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе. Предлог ПОД.
План-конспект коррекционного логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе. Предлог ПОД....
Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия.
Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия....