Взаимодействие логопеда и воспитателя в работе по формированию грамматического строя речи у дошкольников
статья по логопедии
Нарушение речи в последнее время стало все более распространенным явлением среди детей дошкольного возраста. Своевременное формирование всех компонентов речевой системы, в том числе и грамматического строя речи – это необходимое условие полноценной подготовки детей к школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимодействие логопеда и воспитателя в работе по формированию грамматического строя речи у дошкольников
Нарушение речи в последнее время стало все более распространенным явлением среди детей дошкольного возраста. Своевременное формирование всех компонентов речевой системы, в том числе и грамматического строя речи – это необходимое условие полноценной подготовки детей к школе. Любые, даже незначительные недостатки в развитии речи детей, могут повлиять на психическое развитие в целом, отразиться на его учебной деятельности, сказаться на его успеваемости в школе. В настоящее время проблема формирования грамматического строя речи является особенно актуальной в связи с увеличением общего числа детей с речевыми нарушениями. Это диктует необходимость осуществлять целенаправленную и систематическую работу по формированию грамматического строя речи.
Деятельность учителя-логопеда предусматривает много этапов:
1. Диагностика уровня речевого развития детей, определение направлений работы
2. Kоррекция звукопроизношения
3. Pазвитие фонематического слуха
4. Усвоение новых лексико-грамматических категорий
5. Oбучение связной речи
6. Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи
7. Коррекция слоговой структуры слова
8. Развитие просодической стороной речи
9. Предупреждение нарушений письма и чтения
10. Обучение грамоте
11. Совершенствование общей и мелкой моторики
12. Развитие мышления, памяти, внимания
Перед воспитателями стоят следующие задачи:
- наблюдение за детьми во всех видах деятельности и выявление
соответствия или несоответствия речевого развития возрастной норме;
- организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО, а также работа с детьми по заданию логопеда в вечернее время;
- создание в группе условий, способствующих активизации речи детей;
- систематический контроль за речью детей не только во время занятий, но и в режимные моменты;
- беседы и консультации для родителей по рекомендации логопеда
для закрепления пройденного материала во время домашних занятий.
Cовершенно очевидно, что решение такого комплекса задач возможно только при тесном взаимодействии логопеда и воспитателя.
B основе слаженной работы логопеда и воспитателя лежат следующие принципы:
-комплексный подход к организации коррекционно-педагогического процесса;
-единство диагностики и непосредственно коррекционно-педагогического процесса;
- сотрудничества между воспитателями и логопедом, воспитателями и детьми;
- учет интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса;
- дифференцированный подход к воспитанию правильной речи.
Работа начинается с обследования и анализа состояния речи детей в начале учебного года. После проведения этого заполняется документация, в речевые карты вносятся результаты обследования, составляется перспективный план работы.
Мы работаем по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а также используем методические пособия: А.М. Бородич «Методика развития речи», О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной «Методика развития речи», А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Н.В.Нищева «Система коррекционной работы».
Формирование грамматического строя речи в системе воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС проводится через интеграцию образовательных областей с другими образовательными областями.
На занятиях по развитию речи, и в повседневной жизни воспитатель стремиться создать базу для целенаправленной работы по овладению моделями словоизменения и словообразования. Например, специального внимания требует работа по усвоению детьми словосочетаний с числительными, лексики, связанной с понятиями о величине, а также с пространственными и временными понятиями. Знакомство с данным материалом происходит на занятиях по развитию элементарных математических представлений и в процессе общения. Так, при обучении количественному счету и простейшим счетным операциям происходит практическое усвоение детьми форм именительного, родительного и дательного падежа количественных числительных (например, пять картинок, от двух яблок, к трем флажкам и т. п.). Логопед получает возможность закрепить навык употребления формы родительного падежа множественного числа существительных (пять карандашей, бабочек, флажков и т. п.), углубить знакомство детей с категорией одушевленности (вижу один куст, но одного волка; вижу две скамейки, но двух девочек). Итак, воспитатель в ходе работы по усвоению программы либо закрепляет с детьми речевой материал, отрабатываемый логопедом, либо подготавливает его усвоение.
Работу с речевым материалом, требующим специального отбора, всегда начинает логопед.
Это наиболее сложная лексика, отвечающая не только общедидактическим признакам
(доступность, наглядность, актуальность и др.), но и специфически речевым: учитывается
звуковой и морфологический состав слов, их слоговая структура, грамматическое значение,
ударность отдельных морфем, синтаксические модели. Это относится к таким темам, как
употребление слов с определенными морфемами (сахарница, сухарница, молочник и т. п.),
знакомство с той или иной моделью словоизменения, почти вся работа над пониманием
устной речи. (Например, игра « Чаепитие»)
Большую роль по формированию у детей грамматической стороны речи отводится речевым
дидактическим играм, которые позволяют ненавязчиво, в ведущем для детей виде
деятельности – игре, развить речевые возможности детей, восполнить имеющиеся пробелы и
проблемы в речевом развитии, предупредить возможные, характерные для определенного
дошкольного возраста, ошибки в речи. Дидактические игры могут проводиться как
с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных
игр, построенных на словах и действиях играющих. В каждой дидактической игре четко
определяется программное содержание. Например, в игре «Кто ушел и кто пришел»
закрепляется правильное употребление наименований животных и их детенышей
в именительном падеже единственного и множественного числа. В соответствии
с дидактической задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, c которыми
можно легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму.
Игры-драматизации отличаются тем, что в них разыгрываются сценки (мини-спектакли)
с игрушками. Вначале режиссером бывает сам воспитатель, позднее режиссером становится
ребенок. Игры такого рода предоставляют возможность для воспроизведения определенных
жизненных ситуаций, в которых дети упражняются в употреблении предлогов, изменении
глаголов, согласовании существительных с прилагательными. Примером может служить игра-
драматизация «День рождения куклы». В современных методических и учебных пособиях
предлагаются грамматические упражнения для всех возрастных групп (А.К.Бондаренко
«Дидактические игры в детском саду», О.С. Ушакова и Е.М. Струнина «Методика развития
речи»).
Лексическая темы, которые отрабатывает на своих занятиях логопед, находит продолжение на занятиях воспитателя и при организации в группе разнообразной деятельности детей вне занятий. Лексические темы подбираются и сочетаются таким образом, чтобы материал, усвоенный при изучении одних тем, обобщался и расширялся при изучении других. Например, темы «Фрукты и овощи», «Грибы и ягоды» находят свое отражение и продолжение в теме «Осень», а темы «Зимующие птицы» и «Дикие животные зимой» - в теме «Зима». Либо они согласуются таким образом, чтобы пройденный материал повторялся, закреплялся в следующей теме. Например, тема «Моя семья» закрепляется при изучении темы «Мой дом», а на занятиях по теме «Одежда» закрепляются знания по теме «Мебель».
При прохождении темы "Одежда" воспитателем в словаре детей закрепляются, уточняются названия предметов одежды, а логопедом параллельно эти названия одежды включаются в словосочетания, составляются с ними предложения. И наоборот, когда дети усвоили грамматические формы названий предметов одежды на логопедических занятиях, воспитатели закрепляют их в игре во время режимных процессов.
На своем занятии логопед учит детей переосмысливать слова-действия (глаголы с приставками) в сравнении, в сопоставлении, а воспитатель закрепляет эти понятия в жизненных ситуациях при выполнении действий (надеть, одеть, снять, повесить, выгладить, просушить и т. п.).
Итак, воспитатель закрепляет навыки правильной речи, формированием которых занят, прежде всего, логопед. Воспитатель же начинает работу по уточнению и расширению словаря детей и продолжает её совместно с логопедом, тем самым, обеспечивая необходимую базу для эффективной логопедической работы.
Для плодотворной работы в группе создаются определенные условия для развития речи детей:
- подобрана соответствующая познавательная и художественная литература,
словесно-логические игры, игры по развитию связной речи,
- лексико-грамматические игры,
- предметные и сюжетные картинки,
- атласы, альбомы, справочники, детские энциклопедии.
Логопед отслеживает соответствие развивающей среды по возрастным потребностям детей, дает рекомендации воспитателям. Наглядный материал обновляется по мере прохождения учебного материала.
При взаимодействии логопеда с воспитателем немаловажную роль играет работа с родителями. Задача воспитателя донести до родителей рекомендации логопеда по закреплению изученного материала. В уголке для родителей поместили картотеку игр и упражнений для развития грамматического строя речи, буклеты и памятки. В вечернее время проводятся индивидуальные консультации.
Таким образом, только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление у детей проблем в развитии речи.
Литература:
- Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.
- Гербова В.В. Развитие речи. 2-4 лет. Учебно-наглядное пособие для педагогов ДОУ. – М., 2005.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа. ФГОС. – М., 2014.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. ФГОС. – М., 2014.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2077.
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М., 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
основные направления работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников
основные направления работы по формированию грамматического строя речи дошкольника...
Практический материал для работы по формированию грамматического строя речи и словаря у дошкольников
Ежегодно проводимые обследования речи детей выявляют грамматические категории, в которых дети допускают наибольшее колличество ошибок. Практический материал, представленный в виде карточек с упражнени...
Методическая разработка «Формирование грамматического строя речи у дошкольников» (семинар для воспитателей)
Методическая разработка«Формирование грамматического строя речи у дошкольников» (семинар для воспитателей)Подготовила: учителя-логопеды Граник Н.А.IГрамматика, по словам К.Д.Ушинского, - э...
1. Консультация «Как правильно организовать работу по формированию грамматического строя речи у дошкольников»
Грамматический строй речи - это умение словоизменять и словообразовывать слова. т. е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами.Св...
Презентация "Особенности усвоения детьми грамматических категорий. Приемы и методы работы по формированию грамматического строя речи".
В презентации представлен материал о направлениях в изучении грамматического строя речи, развитии грамматического строя речи у детей в онтогенезе, возможные нарушения в речи детей при его становлении....
Семинар -практикум для воспитателей "Использование игр для формирования грамматического строя речи дошкольников"
В содержании семинара -практикума раскрыты задачи формирования грамматического строя речи дошкольников по всем возрастам, а также игры и упражнения, используемые для решения данных задач....
Консультация для воспитателей "Методы и приемы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня"
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения...