Конспект занятия по развитию речи "Лесной урок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема занятия по развитию речи «Лесной урок»
(по лексической теме «Дикие животные»)
Цели:
1. Закрепить умение детей составлять описательный рассказ;
2. Активизация глагольного словаря и словаря признаков;
3. Активизация в речи детей притяжательных прилагательных;
4. Развитие общей и мелкой моторики;
5. Развитие неречевого дыхания и вкусовых ощущений;
6. Развитие психических процессов (мышления, воображения, внимания).
Пособия:
1. Модели для составления описательного рассказа;
2. Картинки из пяти частей и предметные картинки по теме;
3. Сундук и шапочки животных;
4. Костюм гномика;
5. Музыкальные записи по теме;
6. Корзинка с шишками;
7. Музыкальная игрушка;
8. Атрибуты для сюжета «Лес»;
9. Мелкие игрушки для сюрпризного момента.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети входят, здороваются с гостями.
Логопед:
- Дети, все собрались?
Вдруг слышится стук в дверь. Заходит Гномик и здоровается с детьми.
Логопед:
- Милый Гномик, почему ты такой грустный?
Гномик:
- Мне в школе поставили двойку, потому, что я ничего не знаю про диких животных.
Логопед:
- Ребята тебе помогут и расскажут о диких животных. Правда, дети?
Дети (хором):
- Поможем!
Гномик:
- Ой, спасибо, дети. Давайте скорее!
2. Сообщение темы занятия.
Логопед:
- чтобы рассказ о диких животных получился реалистичным, надо для этого отправиться в лес.
Логопед предлагает закрыть глаза, и после произнесения «волшебных слов» дети «попадают в лес» (звучит музыка).
3. Зрительная гимнастика «Солнечные лучи».
Текст:
Солнце с неба нам светило,
И лучи свои дарило.
Первый лучик в правый глаз,
(дети зажмуривают правый глаз)
Второй лучик в левый глаз,
(зажмуривают левый глаз)
Третий лучик в оба глаза.
(зажмуривают оба глаза сильно – сильно).
4. Активизация имеющихся знаний детей по теме.
Логопед:
- Кого мы можем встретить в лесу? Каких животных? Почему они так называются? Что у них общего? Ой, посмотрите-ка, животные оставили нам свои портреты. Но кто-то их порвал. Давайте их соберем.
5. Развитие зрительно-конструктивного праксиса.
Дети собирают картинки. Логопед уточняет, кого они увидели на своей картинке.
6. Активизация словаря признаков, притяжательных прилагательных :
Логопед:
- Чей портрет ты собрала? Что тебе это подсказало? Какой твой зайчик по характеру? Какая твоя белочка?
7. Развитие общей моторики. Развитие воображения. Элементы логоритмики.
Дети изображают животных в лесу. Затем по заданию логопеда изображают волка (сытого и голодного) в соответствии с характером музыки (быстро, медленно).
8. Активизация глагольного словаря. Развитие мелкой моторики.
«Игра с шишкой»
Тот ребенок, которому логопед дает шишку, говорит, как передвигается его животное, что оно делает.
Логопед задает наводящие вопросы, например:
- Как передвигается твоя лиса?
Игра пальчиковая «Пальчики в лесу»
Пальчик толстый и большой в лес за шишками пошел.
Указательный с порога указал ему дорогу.
Средний пальчик самый меткий, он сбивает шишки с ветки.
Безымянный подбирает.
А мизинчик-господинчик все орешки собирает.
(После произнесения каждой строчки ребенок показывает соответствующий пальчик.)
9. Развитие неречевого дыхания, вкусовых ощущений. Активизация в речи детей притяжательных прилагательных.
Дети вместе с логопедом находят корзинку с лакомствами животных. Логопед предлагает на вкус определить, что в корзинке. Логопед задает наводящие вопросы.
После выполнения этого задания, путешествие по Волшебному лесу продолжается. Дети находят в домике сундук. Дети открывают сундук, достают листочки с загадками о животных. Отгадывают их.
После этого логопед достает маски животных. Дети надевают маски.
10. Закрепление умения детей составлять описательный рассказ о диких животных по моделям.
Логопед обобщает то, что было сказано на занятии (какое животное по характеру, по повадкам, как передвигается, что делает и что ест) и напоминает схему рассказа.
Дети составляют рассказ по предлагаемым моделям.
Логопед выслушивает детей и дает оценку их рассказам.
11. Пожелания животных друг другу.
Дети в масках животных говорят свои добрые пожелания друг другу в соответствии с образом, например:
Ребенок «белочка» желает ребенку «зайчику», чтобы он быстро бегал от волка.
12. Итог занятия.
Логопед подводит итого занятия, давая оценку деятельности каждого ребенка.
Гномик:
- Спасибо, ребята, я теперь так много узнал о диких животных и умею составлять о них рассказ. Теперь я точно получу пятерку.
Он раздает детям игрушки (сюрпризный момент).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи "уроки вежливости"
конспект занятия по развитию речи Уроки вежливости...
Конспект занятия по развитию речи в 1-й младшей группе Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"
Стратегическая цель: воспитание заботливого отношения к домашним животнымЗадачи:Учить называть домашних животных и их детёнышейРазличать понятия один - многоФормировать н...
Конспект занятия по развитию речи "Урок дружбы"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Детского сада "Урок дружбы" М. Пляцковский....
Конспект занятия по развитию речи "Уроки доброты"
Доброта нужна всем людям.Доброта,-она,от века.Пусть побольше добра будет.Украшение человека!...
Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи "Логопедический урок-сказка "Путешествие Ёжика." "
Предоставленный материал может служить основой для проведения открытого занятия в группах для детей с ОНР. Занятие в виде сказки повышает эффективность усвоения материала, и конечно интересно и родите...
Конспект занятия по развитию речи «Урок вежливости».
Цель: формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим; развивать способность оценивать свое отношение к позитивным поступкам сверстников.Активизация словаря: хвастливый, грубый,...