Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи "Логопедический урок-сказка "Путешествие Ёжика." "
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Перминова Юлия Евгеньевна

Предоставленный материал может служить основой для проведения открытого занятия в группах для детей с ОНР. Занятие в виде сказки повышает эффективность усвоения материала, и конечно интересно и родителям, и детям!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon log.urok-skazka.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по развитию фонетической стороны речи.

Тема: Урок-сказка «Путешествие Ёжика». Гласные и согласные звуки. (Закрепление)

Проводила: логопед МБДОУ д/с №313 Перминова Ю.Е.

Цель: закрепить гласные и согласные звуки.

Задачи:

I. Коррекционно-образовательные:

- обобщить представление детей о гласных и согласных звуках;

- закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой и звонкий.

II. Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух, внимание,

- способствовать развитию навыков звукового анализа-синтеза.

III. Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать выдержку, усидчивость;

- воспитывать умение слушать взрослого.

Оборудование: символы звуков (по Ткаченко Т.А.):

демонстрационные и индивидуальные; пеналы у детей; плоскостное изображение ёжика и леса; массажные мячи по количеству детей; несколько карточек с буквами; магнитная доска и наборное полотно; «домики звуков» (красный и синий); указка.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:
  1. Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости- ваши родители. Давайте покажем им: какие мы с вами стали внимательные, умненькие, старательные, выдержанные.
  2. Логопед раздает детям массажные мячи и проводит самомассаж кистей рук «Ёжик»:

Ёжик, ёжик, шар колючий,

(дети катают мячик между ладонями)

Д чего же ты живучий!

Я качу тебя, качу –

Все раскрыть тебя хочу.

Еж иголки завернул

(обнимают-сжимают мячик ладонью)

И, наверное, заснул.

(перекладывают мячик в другую ладонь, сжимают его)

Положу тебя – поспи,

Сил на зиму накопи!

(собирают мячики в общую коробку или корзинку)

  1. Логопед показывает детям ёжика и сообщает, что сегодня этот герой будет с ними на занятии. Из чудесного мешочка логопед достает несколько карточек с буквами (А, Б, В, Г, Д …):

- Что это? (дети: буквы)

- А это что?  [а], [о], [б], [в], [г], [п]       (дети: звуки!)

- Чем отличаются буквы и звуки?

Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.

2. Объявление темы занятия:

  1. – Сегодня я расскажу вам о том, как ёжик познакомился со звуками в своем лесу. Вы уже знаете много звуков, поэтому будете мне помогать (поднимать руку, если нужно).
  2. Сказка (дети садятся за столы):

- В одном лесу жил ёжик. Он очень любил гулять по лесу. Однажды он шел долго-долго и увидел красный домик. В домике кто-то пел. Ёжик услышал песенку (логопед: а_____, о_____, у_____, ы____, и_____  …)

- Чудесные звуки! Как поют! – подумал ёжик и тихонько постучал в дверь: тук-тук …

Дверь открылась и его встретили «звуки» в красных платьях. (логопед выставляет на магнитную доску изображение домика и звуков)

- Здравствуй,  сказали они, - ты кто?

- Я – обыкновенный ёж, зовут меня Ёжик, а фамилия моя – Лесной. А вы кто?...

- А мы звуки.

- Как же вас зовут?

- Ребята помогите назвать звуки: А-О-У-И-Ы.

- Очень приятно познакомиться! – сказал Ёжик.

- А фамилия у нас у всех одна.

- Да? … Какая же у вас фамилия?

- Все мы … (дети: ГЛАСНЫЕ!)

- Спасибо вам, гласные, за песенку! Вы так хорошо поете. Можно, я еще к вам приду?

- Будем очень рады.

И пошел ёжик дольше.

Вдруг видит – стоит синий дом. Остановился ёжик, стал слушать. Но песенку не услышал.

Зато в домике кто-то… (дети вместе с логопедом показывают жестовые символы и произносят звуки – согласные):

мычал: М

плакал: Н

выл, как ветер: В

шумел, как фонтан: Ф

звонил, как колокол: Б

пыхтел, как паровоз: П

бил, как барабан: Д

стучал молоточком: Т

гоготал, как гусь: Г

стучал каблучками: К

грел замерзшие руки: Х

свистел, как насос: С

звенел, как комарик: З

и говорил: Ц____, как будто спит малыш.

Вдруг дверь открылась и выбежали звуки:

- Привет, ты кто?

- Я ёжик…. А вы кто?

- Мы звуки (логопед выставляет на наборное полотно символы согласных)

- Ой, как много звуков в нашем лесу! Я вас всех и не запомню сразу!

- Это ничего! Запомни наши фамилии.

И тут же все звуки разбежались в разные стороны и построились в 2 колонны. Тут Ёжик увидел, что одни прибежали в колокольчику, а другие – где колокольчика не было.

Звуки с колокольчиком хором сказали:

- Наша фамилия (дети: ЗВОНКИЕ! Еще раз произносят с рукой на горле)

Звуки без колокольчика сказали – очень тихо:

- А наша фамилия: ГЛУХИЕ!

- А зовут нас….

И тут поднялся страшный шум, потому что они все вместе назвали свои имена (дети хором произносят по 1 согласному звуку).

- Все! Все! Тихо! – закричал Ёжик.

Но звуки шумели.

- Тихо! Я что-то придумал. Звуки замолчали, а потом спросили?

- Что?

Вам нужна еще 1 фамилия, чтобы сразу было понятно, что вы умеете шуметь!

- Вы согласны?

- Согласны, согласны!

- Стоп! Если вы согласны, значит вы СОГЛАСНЫЕ!

- Ура!!! Мы согласные! Мы согласные!

- Вы будете ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ, потому что у вас громкий голос, а вы ГЛУХИЕ – потому что у вас нет голоса.

- Хорошо! Какая длинная фамилия получилась!

- ой-ой! – закричал Ёжик. – Как же вы шумите! Пойду-ка я в другой домик. Там живут ГЛАСНЫЕ – они песни поют, а вы только шумите!

- А мы тоже хотим петь, но не умеем, - сказали согласные грустно. Может быть ты что-нибудь придумаешь?

- Я придумал! Вам надо подружиться с гласными и петь вместе.

- Но мы же не умеем!

- И не надо. Вы будете помогать – произносить свои звуки, а гласные будут петь свои песенки. Вместе получаться слоги и слова. А слоги и слова можно и произносить, и петь, и даже читать. Пойдем к гласным в гости!

И они пошли. По дороге Ёжик учил имена звуков и старался запомнить, кто же Звонкий, а кто Глухой.

- А вы ребята, помните? (дети называют)

(Игра на ковре с мячом: «назови не ошибись»)

3. Физкультурная минутка

По сухой лесной дорожке – топ-топ-топ-топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик…

(Имитация движений в такт стихотворению)

4. Закрепление.

- Так давайте и мы с вами потренируемся и подружим согласные и гласные:

Дети (один у доски) составляют слова:

ВОТ

СОМ

НОС

КОЗЫ

УСЫ

МУХА

УМНИЦА!

5. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте "Звук и буква Ч"

занятие по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте...

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Звук Т"

Представленный конспект занятия проводится в старшей логопедической группе с использованием мультимедийного проектора....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи Тема: Знакомство со звуками [р], [рь]

Цель: закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [р], [рь] в слогах, словах.Задачи:закрепить умение делить слово на слоги, определять место звука в слове;закрепить навык образования сло...

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК О »

Конспект занятия по подготвки к обучению граммоте детей старшего возраста с ОНР ....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи с использованием социоигровых приемов Тема: «Поспешим на помощь…» Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (дети 6-7лет)

Задачи:ü  учить давать характеристику звукам [С], [Ш] в сравнительном плане;ü  закрепить умение делить слова на слоги, определять место звука в слове, дифференцировать звуки [С],[Ш];ü  ...

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».

Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....