Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи "Логопедический урок-сказка "Путешествие Ёжика." "
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предоставленный материал может служить основой для проведения открытого занятия в группах для детей с ОНР. Занятие в виде сказки повышает эффективность усвоения материала, и конечно интересно и родителям, и детям!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
log.urok-skazka.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по развитию фонетической стороны речи.
Тема: Урок-сказка «Путешествие Ёжика». Гласные и согласные звуки. (Закрепление)
Проводила: логопед МБДОУ д/с №313 Перминова Ю.Е.
Цель: закрепить гласные и согласные звуки.
Задачи:
I. Коррекционно-образовательные:
- обобщить представление детей о гласных и согласных звуках;
- закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой и звонкий.
II. Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух, внимание,
- способствовать развитию навыков звукового анализа-синтеза.
III. Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать выдержку, усидчивость;
- воспитывать умение слушать взрослого.
Оборудование: символы звуков (по Ткаченко Т.А.):
демонстрационные и индивидуальные; пеналы у детей; плоскостное изображение ёжика и леса; массажные мячи по количеству детей; несколько карточек с буквами; магнитная доска и наборное полотно; «домики звуков» (красный и синий); указка.
Ход занятия:
- Организационный момент:
- Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости- ваши родители. Давайте покажем им: какие мы с вами стали внимательные, умненькие, старательные, выдержанные.
- Логопед раздает детям массажные мячи и проводит самомассаж кистей рук «Ёжик»:
Ёжик, ёжик, шар колючий,
(дети катают мячик между ладонями)
Д чего же ты живучий!
Я качу тебя, качу –
Все раскрыть тебя хочу.
Еж иголки завернул
(обнимают-сжимают мячик ладонью)
И, наверное, заснул.
(перекладывают мячик в другую ладонь, сжимают его)
Положу тебя – поспи,
Сил на зиму накопи!
(собирают мячики в общую коробку или корзинку)
- Логопед показывает детям ёжика и сообщает, что сегодня этот герой будет с ними на занятии. Из чудесного мешочка логопед достает несколько карточек с буквами (А, Б, В, Г, Д …):
- Что это? (дети: буквы)
- А это что? [а], [о], [б], [в], [г], [п] (дети: звуки!)
- Чем отличаются буквы и звуки?
Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.
2. Объявление темы занятия:
- – Сегодня я расскажу вам о том, как ёжик познакомился со звуками в своем лесу. Вы уже знаете много звуков, поэтому будете мне помогать (поднимать руку, если нужно).
- Сказка (дети садятся за столы):
- В одном лесу жил ёжик. Он очень любил гулять по лесу. Однажды он шел долго-долго и увидел красный домик. В домике кто-то пел. Ёжик услышал песенку (логопед: а_____, о_____, у_____, ы____, и_____ …)
- Чудесные звуки! Как поют! – подумал ёжик и тихонько постучал в дверь: тук-тук …
Дверь открылась и его встретили «звуки» в красных платьях. (логопед выставляет на магнитную доску изображение домика и звуков)
- Здравствуй, сказали они, - ты кто?
- Я – обыкновенный ёж, зовут меня Ёжик, а фамилия моя – Лесной. А вы кто?...
- А мы звуки.
- Как же вас зовут?
- Ребята помогите назвать звуки: А-О-У-И-Ы.
- Очень приятно познакомиться! – сказал Ёжик.
- А фамилия у нас у всех одна.
- Да? … Какая же у вас фамилия?
- Все мы … (дети: ГЛАСНЫЕ!)
- Спасибо вам, гласные, за песенку! Вы так хорошо поете. Можно, я еще к вам приду?
- Будем очень рады.
И пошел ёжик дольше.
Вдруг видит – стоит синий дом. Остановился ёжик, стал слушать. Но песенку не услышал.
Зато в домике кто-то… (дети вместе с логопедом показывают жестовые символы и произносят звуки – согласные):
мычал: М
плакал: Н
выл, как ветер: В
шумел, как фонтан: Ф
звонил, как колокол: Б
пыхтел, как паровоз: П
бил, как барабан: Д
стучал молоточком: Т
гоготал, как гусь: Г
стучал каблучками: К
грел замерзшие руки: Х
свистел, как насос: С
звенел, как комарик: З
и говорил: Ц____, как будто спит малыш.
Вдруг дверь открылась и выбежали звуки:
- Привет, ты кто?
- Я ёжик…. А вы кто?
- Мы звуки (логопед выставляет на наборное полотно символы согласных)
- Ой, как много звуков в нашем лесу! Я вас всех и не запомню сразу!
- Это ничего! Запомни наши фамилии.
И тут же все звуки разбежались в разные стороны и построились в 2 колонны. Тут Ёжик увидел, что одни прибежали в колокольчику, а другие – где колокольчика не было.
Звуки с колокольчиком хором сказали:
- Наша фамилия (дети: ЗВОНКИЕ! Еще раз произносят с рукой на горле)
Звуки без колокольчика сказали – очень тихо:
- А наша фамилия: ГЛУХИЕ!
- А зовут нас….
И тут поднялся страшный шум, потому что они все вместе назвали свои имена (дети хором произносят по 1 согласному звуку).
- Все! Все! Тихо! – закричал Ёжик.
Но звуки шумели.
- Тихо! Я что-то придумал. Звуки замолчали, а потом спросили?
- Что?
Вам нужна еще 1 фамилия, чтобы сразу было понятно, что вы умеете шуметь!
- Вы согласны?
- Согласны, согласны!
- Стоп! Если вы согласны, значит вы СОГЛАСНЫЕ!
- Ура!!! Мы согласные! Мы согласные!
- Вы будете ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ, потому что у вас громкий голос, а вы ГЛУХИЕ – потому что у вас нет голоса.
- Хорошо! Какая длинная фамилия получилась!
- ой-ой! – закричал Ёжик. – Как же вы шумите! Пойду-ка я в другой домик. Там живут ГЛАСНЫЕ – они песни поют, а вы только шумите!
- А мы тоже хотим петь, но не умеем, - сказали согласные грустно. Может быть ты что-нибудь придумаешь?
- Я придумал! Вам надо подружиться с гласными и петь вместе.
- Но мы же не умеем!
- И не надо. Вы будете помогать – произносить свои звуки, а гласные будут петь свои песенки. Вместе получаться слоги и слова. А слоги и слова можно и произносить, и петь, и даже читать. Пойдем к гласным в гости!
И они пошли. По дороге Ёжик учил имена звуков и старался запомнить, кто же Звонкий, а кто Глухой.
- А вы ребята, помните? (дети называют)
(Игра на ковре с мячом: «назови не ошибись»)
3. Физкультурная минутка
По сухой лесной дорожке – топ-топ-топ-топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ёжик…
(Имитация движений в такт стихотворению)
4. Закрепление.
- Так давайте и мы с вами потренируемся и подружим согласные и гласные:
Дети (один у доски) составляют слова:
ВОТ
СОМ
НОС
КОЗЫ
УСЫ
МУХА
УМНИЦА!
5. Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в средней группе для детей с ОНР на тему: «Путешествие в сказку «Теремок» (закрепление гласных звуков)».
Конспект логопедического занятия....
Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте "Звук и буква Ч"
занятие по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте...
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Звук Т"
Представленный конспект занятия проводится в старшей логопедической группе с использованием мультимедийного проектора....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи Тема: Знакомство со звуками [р], [рь]
Цель: закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [р], [рь] в слогах, словах.Задачи:закрепить умение делить слово на слоги, определять место звука в слове;закрепить навык образования сло...
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК О »
Конспект занятия по подготвки к обучению граммоте детей старшего возраста с ОНР ....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи с использованием социоигровых приемов Тема: «Поспешим на помощь…» Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (дети 6-7лет)
Задачи:ü учить давать характеристику звукам [С], [Ш] в сравнительном плане;ü закрепить умение делить слова на слоги, определять место звука в слове, дифференцировать звуки [С],[Ш];ü ...
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».
Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....