Выступление на совещании при заведующем на тему "Этапы обучения дошкольников грамоте"
консультация по развитию речи (средняя группа)
Выступление на совещании при заведущем "Этапы обучения дошкольников грамоте".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 «Теремок»
Выступление на совещании при заведующем на тему:
«Этапы обучения дошкольников грамоте»
Разработала:
Воспитатель Тахирова О.В.
Акбулак, 2024
Этапы обучения дошкольников грамоте
Подготовка к обучению грамоте начинается с трёхлетнего возраста. Какие же задачи решаются в каждой возрастной группе?
Вторая младшая группа
Задачами этого года являются:
- обогащение словаря;
- развитие умения правильно и чётко произносить слова;
- формирование умения различать звуки;
- знакомство с понятиями «слово» и «звук».
Основные формы работы: беседы, чтение, заучивание стихов, игры.
На занятиях, формирующих звукоразличие, малыши знакомятся со звуками окружающего мира и учатся их узнавать, вводится понятие «звук».
Изучение начинается с рассмотрения звуков, сильно различающихся между собой (шелест бумаги — звук колокольчика). Далее переходят к близким звукам (шелест бумаги — шелест листвы, можно использовать разные колокольчики). В итоге дети должны научиться различать естественные шумы (звук шин автомобиля, скрип мела, чириканье воробья).
Используемые игры: «Скажи, что звучит» (используется запись разных шумов), «Где звенит колокольчик?», «Как рычат звери» (дети рассматривают картинки и воспроизводят звуки, издаваемые животными).
На одном из занятий можно использовать наборы предметов из одинаковых материалов: стеклянные, металлические, пластмассовые. Вначале педагог демонстрирует, какой звук получается при ударе по стеклу, о металл. Затем за ширмой ударяет о какой-то предмет. Дети должны определить, из чего он сделан.
Возможна театрализация знакомой сказки. Вспоминаем сказку «Колобок». «Катится, катится Колобок по дорожке. А навстречу ему…». Дети продолжают: «Заяц!». Ребёнок с игрушкой зайца в руках выходит вперёд и становится перед детьми. Так же обыгрываем встречу с остальными героями сказки. Воспитатель по очереди обращается к детям с игрушками, стоящими впереди: «Каким словом называется твоя игрушка? Все вместе скажем это слово». И так для всех персонажей. При выполнении подобных упражнений концентрируется внимание на понятии «слово».
Средняя группа
Задачами этого года являются:
- дальнейшее развитие и увеличение словаря;
- формирование умения воспринимать сюжет повествования, делать пересказ;
- заучивание стихов, пословиц и поговорок;
- закрепление понятий «слово» и «звук», деление слова на слоги;
- формирования умений определять длину слова, выделять первый звук.
Основные формы работы: беседы, чтение, пересказ, заучивание стихов и пословиц, творческие рассказы, игры.
Старшая группа
Можно выделить следующие задачи:
- дальнейшее развитие фонематического слуха: узнавание гласных и согласных звуков, их правильное произношение и артикуляция;
- распознавание слов, содержащих определённый звук;
- расстановка ударения;
- умение охарактеризовать звук (гласный, согласный твёрдый или мягкий);
- деление предложений на слова, выделение интонацией вопросительных и восклицательных предложений.
Малышам нужно научиться правильно определять гласные звуки, не пропуская их в словах. Именно точное произношение гласных звуков определяет красивую речь. Изучение обычно идёт по порядку: [а], [о], [у], [и], [ы], [е], [э].
После изучения гласных звуков идёт изучение согласных.
Опытные педагоги рекомендуют начинать изучение согласных со звуков [м], [н]. В силу своей артикуляционной особенности они лучше всего подходят для усвоения слияние звуков и слогового чтения.
Подготовительная группа
Можно выделить следующие задачи обучения грамоте в этом году:
Образовательные
1. Формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.
2. Ознакомление со слогом, слоговой структурой слова. Формирование умения – делить слова на слоги.
3. Ознакомление с гласными и согласными звуками, усвоение смыслоразличительных функций звука.
Воспитательные
1. Развитие не только лингвистического мышления детей, но и их языковой интуиции, природного чувства слова и интереса к изучению языка.
2. Воспитание бережного отношения к книге, дидактическим материалам.
3. Начальное литературно-эстетическое воспитание детей.
Развивающие
1. Развитие звуковой культуры речи.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Развитие графических навыков и моторики.
4. Развитие звуко-буквенного анализа.
5. Развитие коммуникативных навыков
По итогу к концу периода обучения детей грамоте в дошкольном возрасте они должны уметь:
- различать понятия «звук», «буква»;
- буквы русского алфавита;
- определять наличие и место заданного звука в слове;
- анализировать звуковой состав слова;
- определять количество слогов в слове;
- плавно читать слоги, сознательно читать слова;
- замечать изменения грамматических форм слова, владеть простейшими способами словообразования;
- взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на совещании директоров "Обеспечение безопасности воспитанников МБДОУ "Детский сад №4 "Березка"
Большое внимание в нашем МДОУ «Детский сад №4 «Березка» уделяется безопасности воспитанников и сотрудников.Антитеррористическую безопасность воспитанников и сотрудников МДОУ с 17.01.2010 года и до нас...
презентация опыта работы инновационной площадки на совещании для заведующих
Представлена презентация опыта работы МДОУ в статусе инновационной площадки....
Лучшие практики. Выступление на совещание заместителей заведующих МАДОО
Применяю данную технологию с целью повышения качества образования, создаём условия для развития творческих способностей детей в работе с художественными материалами, удовлетворяем потребности детей в ...

Выступление на совещании заведующих по теме: «Работа МДОУ ДС № 23 «АЛЕНУШКА» по реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере дошкольного образования»
Одной из задач дошкольного образования озвученной в Указе президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» является: создание...