Выступление на совещании при заведующем на тему "Этапы обучения дошкольников грамоте"
консультация по развитию речи (средняя группа)

Выступление на совещании при заведущем "Этапы обучения дошкольников грамоте".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_obucheniya_doshkolnikov_gramote.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                «Детский сад №7 «Теремок»

                     Выступление на совещании при заведующем на тему:

                          «Этапы обучения дошкольников грамоте»

                                                                                 

                                                                                                                           Разработала:

                                                                                                                           Воспитатель Тахирова О.В.

                                                               Акбулак, 2024

         

Этапы обучения дошкольников грамоте

Подготовка к обучению грамоте начинается с трёхлетнего возраста. Какие же задачи решаются в каждой возрастной группе?

Вторая младшая группа

Задачами этого года являются:

  • обогащение словаря;
  • развитие умения правильно и чётко произносить слова;
  • формирование умения различать звуки;
  • знакомство с понятиями «слово» и «звук».

Основные формы работы: беседы, чтение, заучивание стихов, игры.

На занятиях, формирующих звукоразличие, малыши знакомятся со звуками окружающего мира и учатся их узнавать, вводится понятие «звук».

Изучение начинается с рассмотрения звуков, сильно различающихся между собой (шелест бумаги — звук колокольчика). Далее переходят к близким звукам (шелест бумаги — шелест листвы, можно использовать разные колокольчики). В итоге дети должны научиться различать естественные шумы (звук шин автомобиля, скрип мела, чириканье воробья).

Используемые игры: «Скажи, что звучит» (используется запись разных шумов), «Где звенит колокольчик?», «Как рычат звери» (дети рассматривают картинки и воспроизводят звуки, издаваемые животными).

На одном из занятий можно использовать наборы предметов из одинаковых материалов: стеклянные, металлические, пластмассовые. Вначале педагог демонстрирует, какой звук получается при ударе по стеклу, о металл. Затем за ширмой ударяет о какой-то предмет. Дети должны определить, из чего он сделан.

Возможна театрализация знакомой сказки. Вспоминаем сказку «Колобок». «Катится, катится Колобок по дорожке. А навстречу ему…». Дети продолжают: «Заяц!». Ребёнок с игрушкой зайца в руках выходит вперёд и становится перед детьми. Так же обыгрываем встречу с остальными героями сказки. Воспитатель по очереди обращается к детям с игрушками, стоящими впереди: «Каким словом называется твоя игрушка? Все вместе скажем это слово». И так для всех персонажей. При выполнении подобных упражнений концентрируется внимание на понятии «слово».

Средняя группа

Задачами этого года являются:

  • дальнейшее развитие и увеличение словаря;
  • формирование умения воспринимать сюжет повествования, делать пересказ;
  • заучивание стихов, пословиц и поговорок;
  • закрепление понятий «слово» и «звук», деление слова на слоги;
  • формирования умений определять длину слова, выделять первый звук.

Основные формы работы: беседы, чтение, пересказ, заучивание стихов и пословиц, творческие рассказы, игры.

Старшая группа

Можно выделить следующие задачи:

  • дальнейшее развитие фонематического слуха: узнавание гласных и согласных звуков, их правильное произношение и артикуляция;
  • распознавание слов, содержащих определённый звук;
  • расстановка ударения;
  • умение охарактеризовать звук (гласный, согласный твёрдый или мягкий);
  • деление предложений на слова, выделение интонацией вопросительных и восклицательных предложений.

Малышам нужно научиться правильно определять гласные звуки, не пропуская их в словах. Именно точное произношение гласных звуков определяет красивую речь. Изучение обычно идёт по порядку: [а], [о], [у], [и], [ы], [е], [э].

После изучения гласных звуков идёт изучение согласных.

Опытные педагоги рекомендуют начинать изучение согласных со звуков [м], [н]. В силу своей артикуляционной особенности они лучше всего подходят для усвоения слияние звуков и слогового чтения.

Подготовительная группа

Можно выделить следующие задачи обучения грамоте в этом году:

Образовательные

1.      Формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.

2.      Ознакомление со слогом, слоговой структурой слова. Формирование умения – делить слова на слоги.

3.      Ознакомление с гласными и согласными  звуками, усвоение смыслоразличительных функций звука.

Воспитательные

1.      Развитие не только лингвистического мышления детей, но и их языковой интуиции, природного чувства слова и интереса к изучению языка.

2.      Воспитание бережного отношения к книге, дидактическим материалам.

3.      Начальное литературно-эстетическое воспитание детей.

Развивающие

1.      Развитие звуковой культуры речи.

2.      Развитие фонематического слуха.

3.      Развитие графических навыков и моторики.

4.      Развитие звуко-буквенного анализа.

5.      Развитие коммуникативных навыков

По итогу к концу периода обучения детей грамоте в дошкольном возрасте они должны уметь:

  • различать понятия «звук», «буква»;
  • буквы русского алфавита;
  • определять наличие и место заданного звука в слове;
  • анализировать звуковой состав слова;
  • определять количество слогов  в слове;
  • плавно читать слоги, сознательно читать слова;
  • замечать изменения грамматических форм слова, владеть простейшими способами словообразования;
  • взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на совещании директоров "Обеспечение безопасности воспитанников МБДОУ "Детский сад №4 "Березка"

Большое внимание в нашем МДОУ «Детский сад №4 «Березка» уделяется безопасности воспитанников и сотрудников.Антитеррористическую безопасность воспитанников и сотрудников МДОУ с 17.01.2010 года и до нас...

презентация опыта работы инновационной площадки на совещании для заведующих

Представлена презентация опыта работы МДОУ в статусе инновационной площадки....

Лучшие практики. Выступление на совещание заместителей заведующих МАДОО

Применяю данную технологию с целью повышения качества образования, создаём условия для развития творческих способностей детей в работе с художественными материалами, удовлетворяем потребности детей в ...

Выступление на совещании заведующих по теме: «Работа МДОУ ДС № 23 «АЛЕНУШКА» по реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере дошкольного образования»

Одной из задач дошкольного образования озвученной в Указе президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» является: создание...

выступление на совещании

Организация развивающей предметно-пространственной среды...