Выступление на совещании "Социально-педагогическая работа в ДОУ"
занимательные факты
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 16 г.Туймазы муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Выступление на тему:
«Социально – педагогическая работа в ДОУ»
Выполнил:
старший воспитатель
МАДОУ детский сад № 16 г.Туймазы
Иващенко Н.М.
Имеющаяся категория: первая
Стаж работы: 9 лет
Туймазы, 2019
Дошкольный возраст — это период формирования внутренней жизни ребёнка и его личности. Понимая, что это возраст активного взросления ребёнка и его социально–личностного развития, педагоги детского сада уделяют много внимания данному направлению. Социально–педагогическая деятельность в условиях ДОУ — это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребёнку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решение возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.
Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.
Для качественного развития процесса социализации выделяются следующие направления:
- работа с детьми;
- взаимодействие ДОУ с родителями;
- работа с педагогами.
При этом в работе с детьми особое внимание надо обратить на следующие аспекты:
- адаптация детей раннего возраста;
- совместные игры, направленные на понимание эмоций (чувств) в старшем дошкольном возрасте;
- выявление структуры и коррекция межличностных отношений в подготовительных группах.
Основные направления социально-личностного развития ребенка-дошкольника:
- заботиться об эмоциональном благополучии ребенка;
- способствовать развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод;
- способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям: воспитывать уважение и терпимость независимо от -социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия.
- создавать возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге.
- способствовать развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело.
- способствовать развитию у детей социальных навыков: помогать осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты
- помогать детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих – радость, горе, страх.
К основным принципам организации процесса социального воспитания относятся:
- индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций;
- воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
- развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с
ним;
- становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
Процесс социально - личностного развития дошкольников в детском образовательном учреждении включает различные виды деятельности:
- Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
- Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
- Изобразительная деятельность - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
- Предметная деятельность – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
- Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
- Коммуникативная деятельность (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
- Проектная деятельность – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
- Конструктивная деятельность – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-личностного развития дошкольников.
Каждому педагогу необходимо выработать уважительное отношение к традициям семейного воспитания детей и признать приоритет родительского права в вопросах воспитания ребенка.
Работа с родителями должна включать как индивидуальное взаимодействие, так и массовое их привлечение к сотрудничеству с ДОУ.
Для улучшения взаимодействия с родителями используют как традиционные, так и нетрадиционные формы, такие как:
- Фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников;
- Групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных;
- Организация «Дня открытых дверей» (родители могут сами увидеть, как проводится воспитательно-образовательная работа в ДОУ);
- Целевые и спонтанные беседы - встречи с членами семей воспитанников;
- Театрализованные представления для детей с участием родителей;
- Сезонные благотворительные ярмарки;
- Педагогическое просвещение родителей (Эта работа проводится по всем направлениям воспитательной и образовательной работы с детьми);
- Родительские собрания тематические и традиционные, с показом презентаций.
- Удовлетворение индивидуальных запросов родителей - творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе.
- Различные конкурсы, выставки;
- Презентация группы на сайте ДОУ;
- Создание газеты «Страна детства»; (в 2015 году мы решили внедрить в практику новую форму работы с родителями, в этих газетах вниманию родителей предлагается познавательный материал, посвященный жизни детского сада, а также консультации по интересующим их вопросам. Сейчас все пользуются ИКТ и нами была создана страница в Контакте для того, чтобы продолжать знакомить родителей с жизнью детского сада. На странице есть различные темы для обсуждения, а также обратная связь, чтобы родители могли задавать интересующие их вопросы).
Социальное развитие представляет собой многоаспектный процесс, в результате которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному».
- дошкольный возраст является сенситивным периодом в социальном развитии человека.
- социально-личностное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.
Формирование социально-личностного развития дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
- Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
- Обучение умению слушать и слышать другого;
- Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
- Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
- Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
- Формирование чувства симпатии между участниками общения;
- Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
- Обучение умению детей владеть собой;
- Развитие умения анализировать ситуацию;
- Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.
Для реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь процесс социального воспитания ребёнка в ДОУ требует от педагога освоения специальных профессиональных установок и понимания своеобразия авторских программ дошкольного образования
Для работы по социально-личностному развитию детей можно использовать парциальные программы.
По данному направлению к ним можно отнести программы:
"Открой себя" (Е.В.Рылеева),
"Я - человек" (С.А.Козлова),
"Основы безопасности детей дошкольного возраста" (Р.Б.Стеркина,
О.Л.Князева, Н.Н.Авдеева),
"Я, ты, мы" (О.А.Князева, Р.Б.Стеркина),
"Дошкольник и экономика" (А.Д.Шатова),
"Родник" (О.П.Гаврилушкина, Л.Б.Баряева и др.),
"Моральное воспитание" (С.Якобсон и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление для молодых специалистов "Работа с родителями"
работа с родителями...
Выступление на педсовете: Результативность работы по методу проектов в ДОУ.
В выступлении отмечается роль метода проектов для развития интегративных качеств воспитанников, повышение педагогического мастерства педагогов через участие в творческой группе "Метод проектов в ДОУ"....
Выступление на родительском собрании:Работа над чистоговорками
Консультация для родителей о автоматизации звуков с помощью чистоговорок....
Выступление на семинаре "Система работы по экологическому воспитанию"
Система работы по экологическому воспитанию в ДОУ...
Тема: «Тема безопасности» Выступление из педагогического опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии в детском саду, как самому улучшить зрение»
Ребенок значительную часть времени проводит в детском саду, который призван растить здоровое поколение. Необходимо делать все от нас зависящее, чтобы обеспечить физическое развитие и психическое здоро...
Выступление на итоговом педсовете «Работа с детьми II младшей группы по духовно-нравственному воспитанию»
Выступление на итоговом педсовете«Работа с детьми II младшей группы по духовно-нравственному воспитанию»(из опыта работы)Уважаемые коллеги, мы с вами живем во время высоких технологий в различных обла...
Выступление на педсовете. Тема:"Работа с детьми младшей группы по духовно-нравственному воспитанию" (из опыта работы)
Уважаемые коллеги, мы с вами живем во время высоких технологий в различных областях: медицине, науке, технике и т.д., когда, к сожалению, утрачиваются духовные, нравственные ценности человека, на перв...