Выступление на совещании "Социально-педагогическая работа в ДОУ"
занимательные факты

Иващенко Надежда Михайловна

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 16.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 г.Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Выступление на тему:

«Социально – педагогическая работа в ДОУ»

Выполнил:

старший воспитатель

МАДОУ детский сад № 16 г.Туймазы

Иващенко Н.М.

Имеющаяся категория: первая

Стаж работы: 9 лет

Туймазы, 2019

Дошкольный возраст — это период формирования внутренней жизни ребёнка и его личности. Понимая, что это возраст активного взросления ребёнка и его социально–личностного развития, педагоги детского сада уделяют много внимания данному направлению. Социально–педагогическая деятельность в условиях ДОУ — это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребёнку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решение возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя.  Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов.  Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

Для качественного развития процесса социализации выделяются следующие направления:

-        работа с детьми;

-        взаимодействие ДОУ с родителями;

-        работа с педагогами.

При этом в работе с детьми особое внимание надо обратить на следующие аспекты:

- адаптация детей раннего возраста;

- совместные игры, направленные на понимание эмоций (чувств) в старшем дошкольном возрасте;

- выявление структуры и коррекция межличностных отношений в подготовительных группах.

Основные направления социально-личностного развития ребенка-дошкольника:

- заботиться об эмоциональном благополучии ребенка;

-  способствовать развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод;

-  способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям: воспитывать уважение и терпимость независимо от -социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия.

-  создавать возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге.

-  способствовать развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело.

-  способствовать развитию у детей социальных навыков: помогать осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты

-  помогать детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих – радость, горе, страх.

К основным принципам организации процесса социального воспитания относятся:

-  индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций;

-  воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

-  развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с

ним;

-  становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Процесс социально - личностного развития дошкольников в детском образовательном учреждении включает различные виды деятельности:

- Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

- Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

- Изобразительная деятельность - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

- Предметная деятельность – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

- Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

- Коммуникативная деятельность (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

- Проектная деятельность – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

- Конструктивная деятельность – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-личностного развития дошкольников.  

Каждому педагогу необходимо выработать уважительное отношение к традициям семейного воспитания детей и признать приоритет родительского права в вопросах воспитания ребенка.

Работа с родителями должна включать как индивидуальное взаимодействие, так и массовое их привлечение к сотрудничеству с ДОУ.

Для улучшения взаимодействия с родителями используют как традиционные, так и нетрадиционные формы, такие как:

- Фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников;

- Групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных;

- Организация «Дня открытых дверей» (родители могут сами увидеть, как проводится воспитательно-образовательная работа в ДОУ);

- Целевые и спонтанные беседы - встречи с членами семей воспитанников;

- Театрализованные представления для детей с участием родителей;

- Сезонные благотворительные ярмарки;

- Педагогическое просвещение родителей (Эта работа проводится по всем направлениям воспитательной и образовательной работы с детьми);

- Родительские собрания тематические и традиционные, с показом презентаций.

- Удовлетворение индивидуальных запросов родителей - творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе.

- Различные конкурсы, выставки;

- Презентация группы на сайте ДОУ;

- Создание газеты «Страна детства»; (в 2015 году мы решили внедрить в практику новую форму работы с родителями, в этих газетах вниманию родителей предлагается познавательный материал, посвященный жизни детского сада, а также консультации по интересующим их вопросам. Сейчас все пользуются ИКТ и нами была создана страница в Контакте для того, чтобы продолжать знакомить родителей с жизнью детского сада. На странице есть различные темы для обсуждения, а также обратная связь, чтобы родители могли задавать интересующие их вопросы).

 Социальное развитие представляет собой многоаспектный процесс, в результате которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному».

-  дошкольный возраст является сенситивным периодом в социальном развитии человека.

-  социально-личностное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.

Формирование социально-личностного развития дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

- Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;

- Обучение умению слушать и слышать другого;

- Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;

- Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

- Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;

- Формирование чувства симпатии между участниками общения;

- Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;

- Обучение умению детей владеть собой;

- Развитие умения анализировать ситуацию;

- Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.

Для реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной  компетентности, ведь  процесс  социального  воспитания ребёнка в ДОУ требует от педагога освоения специальных профессиональных установок  и  понимания  своеобразия  авторских  программ  дошкольного образования

Для работы по социально-личностному развитию детей можно использовать парциальные программы.

По данному направлению к ним можно отнести программы:

"Открой себя" (Е.В.Рылеева),

"Я  -  человек" (С.А.Козлова),

"Основы  безопасности  детей  дошкольного  возраста"  (Р.Б.Стеркина,

О.Л.Князева,  Н.Н.Авдеева),  

"Я,  ты,  мы"  (О.А.Князева,  Р.Б.Стеркина),

"Дошкольник и  экономика"  (А.Д.Шатова),  

"Родник"  (О.П.Гаврилушкина, Л.Б.Баряева и др.),

"Моральное воспитание" (С.Якобсон и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете: Результативность работы по методу проектов в ДОУ.

В выступлении отмечается роль метода проектов для развития интегративных качеств воспитанников, повышение педагогического мастерства педагогов через участие в творческой группе "Метод проектов в ДОУ"....

Выступление на родительском собрании:Работа над чистоговорками

Консультация для родителей о автоматизации звуков с помощью чистоговорок....

Выступление на семинаре "Система работы по экологическому воспитанию"

Система работы по экологическому воспитанию в ДОУ...

Тема: «Тема безопасности» Выступление из педагогического опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии в детском саду, как самому улучшить зрение»

Ребенок значительную часть времени проводит в детском саду, который призван растить здоровое поколение. Необходимо делать все от нас зависящее, чтобы обеспечить физическое развитие и психическое здоро...

Выступление на итоговом педсовете «Работа с детьми II младшей группы по духовно-нравственному воспитанию»

Выступление на итоговом педсовете«Работа с детьми II младшей группы по духовно-нравственному воспитанию»(из опыта работы)Уважаемые коллеги, мы с вами живем во время высоких технологий в различных обла...

Выступление на педсовете. Тема:"Работа с детьми младшей группы по духовно-нравственному воспитанию" (из опыта работы)

Уважаемые коллеги, мы с вами живем во время высоких технологий в различных областях: медицине, науке, технике и т.д., когда, к сожалению, утрачиваются духовные, нравственные ценности человека, на перв...