Развитие речи
план-конспект занятия по развитию речи

Глушкова Тамара Борисовна

Конспекты занятий по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы

Тема:   Составление повествовательного рассказа «Приключение Маши в лесу»

Цель:

  • Формировать умение составлять совместный повествовательный рассказ с помощью заданной воспитателем схемы высказывания.
  • Формировать умение придерживаться сюжетной линии при составлении рассказа.
  • Упражнять в подборе признаков к животному, подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
  • Развивать чувство юмора.

Материал: Изображение зайца, два дерева, зарисованные «приключения Маши», рисунок для раскрашивания, цветные восковые мелки, кукла Маша.

Ход занятия:

1. Загадка, беседа о лесе.

 

Мы будем придумывать историю о девочке Маше. Но сначала послушайте мою загадку: «Здесь много деревьев, кустарников, цветов. Это дом для диких зверей. Летом здесь поспевает много ягод, а после осенних дождей полным-полно грибов».

О чем я рассказала? (Ответы детей).

Правильно, это лес.

Ребята, я вам уже рассказала, что мы будем придумывать историю о девочке Маше, а точнее о приключениях Маши в лесу.

-Скажите, зачем вообще ходят в лес? (За грибами, за ягодами, цветами, дровами; отдохнуть, погулять).

-Что могло случиться с Машей в лесу? (Заблудилась, встретила кого-то, нашла что-нибудь).

2. Упражнение «Подбери слова к картинке». Закаливающая гимнастика с использованием художественного слова.

Дети идут по массажным дорожкам и «кочкам» со словами:

Зашагали наши ножки
Прямо по дорожке,
К зайкиной избушке
На лесной опушке.

Поскакали по дорожке,
Меняя часто ножки.

Представьте себе, что Маша встретила в лесу вот такого зайца (показ картинки).

-Какой он? (Пушистый, белый, смешной, длинноухий, трусливый и т.д.)

-Что умеет делать заяц? (Прыгать, бегать, грызть кору, менять шубу, веселиться, бояться, прятаться и т.д.)

Ещё дети, заяц любит гулять у ручья, давайте и мы подойдем к ручью.

Слова, сопровождаемые движениями:

Ой, лады, лады, лады,
Много в ручейке воды.
Даже заяц прибежал
И водицы здесь набрал.

-Как вы думаете, а может заяц играть? (Да, может).

Давайте поиграем с ним.

Пальчиковая игра: (показ)

Жили-были зайчики
На лесной опушке,
Жили-были зайчики
В беленькой избушке.

Мыли свои ушки,
Мыли свои лапочки,
Наряжались зайчики,
Надевали тапочки.

-Заяц мог понравиться Маше? Почему? (Ответы детей).

3. Придумывание рассказа совместно с воспитателем.

Сейчас мы будем придумывать рассказ про девочку Машу и зайца. Я буду начинать предложения, а вы их заканчивать. (Показ картинок).

Как-то раз пошла Маша в лес за… (грибами). Набрала … (полную корзину грибов). Вдруг из-за кустов выбежал длинноухий … (заяц). Он был не один, с ним была целая… (заячья семья). Все они играли в прятки и Машу стали звать… (Маша, поиграй с нами). У старшего зайчика были самые длинные… (уши). Он спрятался за… (куст). Уши выглядывали из-за куста, поэтому его сразу… (нашли). Всем было… (очень весело).

4. Самостоятельный пересказ по вопросам. Игра – драматизация.

-Вам понравился наш рассказ?

-Как начинался наш рассказ?

-Что она делала в лесу?

-Что случилось после того, как Маша набрала полную корзину грибов?

- Что делали зайцы?

- Как они приглашали её в игру?

- Чем отличался от остальных зайцев самый старший заяц? Почему его нашли?

А теперь, чтобы лучше запомнить наш рассказ, я предлагаю его обыграть.

(Выбираются Маша, заяц и два рассказчика).

5. Коллективное раскрашивание рисунка.

Ребята, Маше очень хотелось бы, чтобы вы ей подарили весёлую картинку о её путешествии. (Дети под музыку леса раскрашивают рисунок).

Пусть этот рисунок напоминает ей историю, которая называется… «Приключения Маши в лесу»).

Какая красивая картина у нас получилась. Вы все молодцы.



Предварительный просмотр:

                Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема «Повествование»

Цель: Знакомить детей с главной  темой и структурой последовательных монологов, закреплять представления детей о правилах построения последовательного высказывания(сказки) посредством анализа известных сказок, развивать речь детей.

Задачи:

1. Обучающая

Продолжить учить детей определять границы структурных частей произведений, помочь детям понять, как получить логический и последовательный рассказ. Активизировать речь детей.

2. Развивающая.

Развивать связную речь: продолжить обучать построению связных монологических высказываний. Совершенствовать диалогическую речь. Формировать грамматически правильную речь; учить употреблять разные конструкции простых и сложных предложений.

3.Оборудование. Большие  модули в форме геометрических фигур-прямоугольник, квадрат, треугольник. Картинки с изображением героев сказки «Курочка Ряба»

 Ход Занятия.

1.ОРГ. МОМЕНТ

1В-ль:Ребята давайте закроем глазки и успокоимся. Спинки расправили. Ножки поставили удобно. Кто готов  заниматься, тот может открыть глазки

 2.Артикуляционная гимнастика

В-ль: Ребята, чтобы утром весь день был бодрым и веселым, что мы делаем ?

Наши язычки тоже хотят быть бодрыми и веселыми, и целый день не уставать, давайте сделаем гимнастику «Веселый язычок».

1. Представьте, что вам пришлось сочинять сказку.

-С чего бы вы начали составлять сказку или рассказ? (Ответы детей).

Главная тема повествования (т.е. о чем или о ком вы собираетесь рассказывать, главная тема может быть отражена в названии произведения)

Я назову сказку, которую вы, возможно, не знаете, но по ее названию вы сможете определить о ком пойдет речь и что произойдет с этим героем «Как осел разучился петь» О ком эта сказка? О чем в ней пойдет речь? (ответы детей)

Назовите ваши любимые сказки и скажите о чем они рассказывают?

Итак, вы уже узнали: что в любой сказке должна быть главная мысль(идея),чтобы найти главную мысль(определить её) необходимо ответить на вопрос о чём эта сказка? Главная мысль часто совпадает  с названием произведения.

Физминутка

   "Сказка".

Мы по сказке походили, все в ней круто изменили.

Мы ногами топали, мы в ладоши хлопали.

Будут в сказке помнить нас, наклонялись мы на раз.

На два поднимались, всем поулыбались.

И опять потопали, и ручками похлопали.

Вот какие молодцы. Вот какие удальцы!

(движения по тексту).

 2. Да ребята сочинить сказку это все равно, что построить дом. А знаете ли вы как строят дома? (ответы предположения детей)

Воспитатель берет модули  и показывает. Сначала нужно поставить фундамент, на фундамент поставить стены и в конце положить крышу. (один из детей строит дом из  модулей). Если дом построен правильно, по правилам ,то он будет крепким и надежным, а если нарушить правила строительства дома, как вы думаете что произойдет? Дом разрушиться.

С детьми проводится пальчиковая гимнастика.

  «Дом»

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики -   "бутончик тюльпана")

Воспитатель.При строительстве дома надо действовать по правилам  не нарушая последовательности. Так же и при сочинении сказок  нужно соблюдать последовательность. Что же это за последовательность. В любой сказке есть начало(это как фундамент ) ,середина (это как  стены в нашем доме) и конец (это как крыша нашего дома).Начало это такая часть сказки, в которой называются главные герой и рассказывается  о событии, с которого все начинается, средняя часть эта часть сказки в которой развиваются главные события И конец сказки  это заключительная часть в которой говорится о том, чем завершилось событие или приключение.

Воспитатель: Ребята, назовите свою любимую сказку

- О чем говорится в начале? (Начало – это та часть рассказа, в котором называются главные герои, и рассказывается о событии, с которого все начиналось).

- В средней части разные события сменяют друг друга.

- В конце говорится о том, чем завершилось событие. Все части сказки подчиняются главной теме. Без каждой части сказку просто невозможно сочинить.

 Вот представьте, если бы в известной сказке про Курочку Рябу  не было бы начала, или конца, то что бы мы узнали? (проводится последующее обсуждение).

В заключении воспитатель вместе с детьми повторяют основные правила составления сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...