Методическая разработка образовательного мероприятия в подготовительной к школе группе на тему "Царица Книга в гостях у детей"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Методическая разработка на тему "Царица Книга в гостях у детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsaritsa_kniga_v_gostyah_u_rebyat.docx | 77.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида
детский сад № 40 Кировского района Санкт-Петербурга
«Царица Книга в гостях у ребят»
для детей подготовительной группы
Составила воспитатель
Кузина Т. Н.
Санкт – Петербург
2023г
«Царица Книга в гостях у ребят»
Цель: Приобщение детей к книгам.
Задачи:
- Познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги, дать детям знания о том, как преобразовывалась книга под влиянием творчества человека.
- Формировать у детей понимание того, что книга – основной источник знаний.
- Обогатить знания детей об истории возникновения книги.
- Расширять представления детей о профессиях людей.
- Развивать коммуникативные умения детей.
- Развивать познавательные, творческие способности у детей через умение вести диалог, выразительно рассказывать.
- Воспитывать интерес, любовь к книге как источнику знаний и бережное отношение к ним.
Материал: разнообразные предметы из дерева, книги, кукла для роли Царицы Книги, мультимедийное оборудование для просмотра презентации, таблички с надписями «Лес», «Первые книги», «Писатель, художник», «Бумажная фабрика», «Библиотека», «Книжный магазин», портреты писателей и художников, конверт.
Ход:
Воспитатель.
Ребята, я сегодня получила письмо, которое мне прислала Царица Книга. Она узнала, что в нашем детском саду дети любят рисовать, читать и много знают о книгах. Она просит вас рассказать обо всем, что вы знаете, поделиться знаниями.
Пригласим Царицу Книгу в гости?
Дети. Да.
Под музыку появляется Царица Книга (кукла).
Царица Книга. Здравствуйте, ребята! Наконец сбылась моя мечта – вы пригласили меня в детский сад! Надеюсь, вы меня узнали? Конечно, я Царица Книга. Я знаю, что в вашем детском саду дети любят читать, рисовать, путешествовать и очень много знают о том, как появились книги и для чего они нужны. Вы на самом деле такие любознательные? Хотите поделиться своими знаниями? (ответы детей).
Царица Книга. Дети, мне подарили набор предметов. Здесь написано, сделано из дерева. Посмотрим, что лежит внутри? Дети рассматривают предметы в коробке.
Игра «Какой, какая, какое, какие»
ложка, какая? (деревянная)
солдатик, какой? (деревянный)
матрёшка, какая? (деревянная)
яйцо, какое? (деревянное)
кубики, какие? (деревянные)
- А как же книга оказалась среди этих предметов?
Дети. Их делают из дерева.
Воспитатель. Правильно. Дети, я предлагаю нам вместе с Царицей Книгой отправиться в путешествие, в котором вы будете экскурсоводами и расскажите Царице Книге об истории появлении книги, как сейчас изготавливается книги, как книги попадают на книжные полки магазинов, библиотек и к нам, читателям.
Царица Книга. - Скажите, кто такой – экскурсовод?
Дети. Это человек, который проводит экскурсии.
Воспитатель: Книгу в руки я взяла
И спросила книгу:
-Ты откуда к нам пришла?
Для чего ты всем нужна?
Кто тебя придумал, сделал?
Очень, очень знать хочу.
Знаю я, что много знаний
От тебя я получу. (Т. Фофалова)
- Ну что, отправляемся?
Мы с вами будем путешествовать от одной станции к другой, где вы будете рассказывать Царице Книге разные интересные факты.
Станция: «Первые книги»
(Слайд 2)
Воспитатель. Ребята, прежде всего, давайте вспомним и расскажем Царице Книге, как на земле зародилась письменность.
Дети (рассказывает один ребенок, другие слушают, дополняя ответ). Много - много лет тому назад не было ни чернил, ни бумаги, ни тем более книг. Поэтому люди придумали рисовать картинки, которые помогали им запомнить. На мягкой глине острой палочкой выдавливали знаки и картинки. Глину обжигали в печах. Получались глиняные таблички, очень прочные. Еще писали острой палочкой на белой бересте, на папирусе, на пальмовых листьях; на дощечках, покрытых воском. Записывали разные история, стихи, законы, мысли ученых. Теперь по этим записям мы узнаем, как жили люди много лет тому назад.
Царица Книга. Очень интересно, спасибо. А расскажите мне, как в наши дни начинается жизнь книги?
Воспитатель. Да, мы знаем и сейчас расскажем.
Станция: «Лес»
(Слайд 3)
Дети. Жизнь любой книги начинается в лесу. Лесорубы выпиливают участки леса. Деревья валятся один за другим.
Царица книга. Как же из дерева сделать книгу?
Воспитатель. Не торопись, Царица. От дерева до книги еще длинный путь.
(Слайд 4)
Дети. Лесорубы обрубают ветки, крепко связывают и стягивают стволы деревьев железными канатами. Вездеход цепляет эту связку и оттаскивает к реке или к лесовозу. Срубленные деревья доставляют на бумажную фабрику.
Станция: «Бумажная фабрика»
(Слайд 5)
Воспитатель. На бумажной фабрике бревна поступают из цеха в цех. Деревья там распиливают, измельчают в опилки и даже варят, чтобы получить массу, похожую на жидкое тесто.
Царица Книга. Тесто? А что с ним делать?
(Слайд 6)
Дети. То же самое, что и с любым тестом на кухне: месят, разливают по формам. Специальные машины разливают, раскатывают бумажное тесто в длинные широкие полосы, а потом из полос получается бумага. Бумага выползает из машины и складывается в огромные рулоны и завертывается в трубы для хранения.
(Слайд 7)
Воспитатель. Ребята, первую бумагу сделали древние китайцы. Секрет изготовления бумаги им подсказали осы и шершни, которые разжевывали древесные крошки и строили из этой клейкой массы свои гнезда.
Царица Книга. А как из рулона книгу сделать?
Станция: «Писатель, художник»
(Слайд 8)
Дети. До книги еще далеко. Ведь ее надо написать. А написать хорошую книгу совсем не просто. Прежде всего для этого нужны способности, талант, нужно много ездить и много видеть.
Воспитатель. Скажите, пожалуйста, кто пишет книги?
Дети. Писатели и поэты.
Воспитатель. Назовите писателей и поэтов, которых вы знаете?
(Ответы детей)
Воспитатель. А чтобы книга была интересна, что еще необходимо?
Дети. В книге надо нарисовать иллюстрации.
Воспитатель: правильно, молодцы, скажите, каких вы знаете известных художников? (Ответы детей)
Царица Книга. Да, молодцы, ребята, все так интересно.
Воспитатель. Да, Царица Книга, наши ребята уже многому научились!
И очень любят играть в разные игры. Давайте поиграем с вами в игру «Лишнее слово».
(Слайды 9, 10, 11)
Назови лишнее слово и объясни почему:
Книга, тетрадь, блокнот, компьютер.
Карандаш, кисть, ручка, вилка.
Контейнер, портфель, рюкзак, чемодан.
Царица Книга. Да, молодцы, ребята, много вы уже знаете. Итак, книга готова.
Ребенок. Еще нет.
Царица Книга. А как же так? Писатель написал, художник нарисовал.
Станция: «Типография»
(Слайд 12)
Дети. Но пока книга одна – единственная, а её хотят прочитать многие. Поэтому книги печатают в типографии.
Типография – это книжная фабрика. Там много цехов, в одном цехе готовят бумагу, в другом - краску. В печатную машину попадает чистая бумага, а выходит с текстом и разноцветными рисунками.
Царица Книга. Ну, теперь книга готова? А куда она попадает после типографии?
Станция: «Книжный магазин»
(Слайд 12)
Ребенок. Чтобы знать нам все о книге,
Мы ходили в магазин,
Назывался он непросто,
Назывался «Книжный магазин».
Царица Книга. А где еще можно взять книгу?
Станция: «Библиотека»
(Слайд 12)
Дети. В библиотеке. Библиотека - это книжное хранилище. Книг в библиотеке очень много. Их можно взять домой, прочитать и вернуть обратно. Выдает книги библиотекарь. В библиотеки встречаются разные книги: научные, учебные, художественные, а еще много книг для детей, разных сказок.
Царица Книга. Значит, вы любите сказки? Хочу загадать вам загадки, а вы узнайте, из какой сказки герой.
(Слайд 13)
Игра «Отгадай загадку»
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три поросёнка)
В этой книжке именины,
Много в ней гостей.
А на этих именинах,
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть ее не погубил.
Но коварному злодею
Рыцарь голову срубил.
(«Муха – Цокотуха»)
Едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется…
(«По щучьему велению»).
Укатился он из дома
По дороге незнакомой…
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный,
Говорливый, простодушный
И румяный…(Колобок).
(Слайд 14)
Царица Книга. Молодцы, сразу видно, что вы любите читать.
А знаете ли вы, ребята, правила, как надо обращаться с книгами?
Дети.
- Не брать книгу грязными руками!
- Не перегибать переплет!
- Всегда пользоваться закладкой, не загибать страницу!
- Защищать от воды!
- Не вырывать страницы!
- Не рисовать на страницах!
Воспитатель. Дети, давайте посмотрим, что бывает с книгами, если эти правила не выполнять.
Опытно – эксперементальная деятельность:
Цель опыта: формирование у детей представления о необходимости соблюдать аккуратность при работе с книгами.
Задачи опыта: показать, какие действия человека приводят к порче книг, развивать психические процессы (внимание, память, мышление), формировать интерес к книгам, бережное к ним отношение.
Материал:
Стопка чистой бумаги, простой и цветной карандаши, фломастеры, салфетка для вытирания рук, резинка для стирания, чайная ложка, стаканчик с водой, стаканчик с темной гуашью розетка со свеклой, обильно заправленная растительном маслом, емкость для использованной бумаги.
Ход опыта:
(Дети садятся за столы)
Воспитатель предлагает взять лист бумаги, раскрасить его карандашом и фломастером, а потом стереть нарисованное резинкой.
- Удалось вам очистить лист? Можно ли рисовать в книге?
- Опустите кончики пальцев в стаканчик с гуашью. Это грязь. А теперь возьмите этими же пальчиками лист бумаги из стопки. Что вы увидели? Вымойте руки. Теперь возьмите лист чистыми руками. Остается на ней какие-нибудь следы? Как же надо работать с книгой?
Дети с помощью чайной ложки оставляют на листе бумаги следы от свекольного салата.
- Как надо обращаться с книгой, чтобы на ней не осталось пятен от еды? Сомните, скомкайте лист бумаги. Что у вас получилось? Как надо обращаться с книгой?
Царица Книга. А вот у меня есть порванная книга, что с ней надо делать?
Дети показывают, как отремонтировать книгу.
Царица Книга. Мне очень понравился ваш рассказ. А вам понравилось узнавать новое? А как вы думаете, без книг можно прожить.
Ответы детей.
Дети. Царица Книга, а мы сами умеем делать книги. Вот посмотри, какие мы книги сделали вместе с родителями.
Царица Книга. Какие вы молодцы! Мне очень понравилось у вас! За то, что вы мне так интересно все рассказали, я для вас приготовила подарок. Приглашаю его посмотреть.
(Слайд 15) Просмотр видеоклипа на песню «Возьмите в руки книгу, дети»
Царица Книга. К сожалению, мне пора возвращаться, а вам возвращаться в детский сад. Но я к вам обязательно вернусь, вы мне расскажите еще много нового. До свидания!
Воспитатель. Ребята, спасибо вам, вы молодцы! Скажите, понравилось вам путешествовать и быть экскурсоводами? Что понравилось вам в нашем путешествии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия с детьми подготовительной к школе группы по развитию игровой деятельности (строительно-режиссерская игра разработана на основе Программы и Технологии «Дом радости» Н.М. Крыловой) Тема: «В гостях у сказок»
Методическая разработка занятия с детьми подготовительной к школе группы по развитию игровой деятельности(строительно-режиссерская игра разработана на основе Программы и Технологии «Дом радости» Н.М. ...
Методическая разработка родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему: "Скоро в школу"
Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в с...
Методическая разработка: Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: "Зимние чудеса". Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие".
Цель данного занятия - формирование эстетического отношения к окружающему миру....
Методическая разработка образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Математическое королевство».
Письмо Почемучки.Дорогие ребята!В нашем математическом королевстве случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства. Все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические формы за...
Методическая разработка - родительское собрание в подготовительной к школе группе «Трудности адаптации ребенка в школе»
В методической разработке представлен материал по работе с родителями подготовительной к школе группы на тему "Трудности адаптации ребенка в школе". Показана нетрадиционная...
Методическая разработка родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему «Скоро в школу» с использованием Qr кода.
Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в с...
Методическая разработка "Образовательный проект в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»."
Основные цели и задачи проекта:1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.2. Способствовать развитию творческих способностей, познавательной мотивации, интеллектуальных кач...