Из опыта работы "Речевое развитие на музыкальных занятиях"
опыты и эксперименты по развитию речи

Динеева Елена Александровна

Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах музыкальной деятельности.

И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов развивает речь детей. А такие понятия как  темп, ритм, тембр, динамика  присущи как речи, так и музыке.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевое развитие на музыкальных занятиях Из опыта работы музыкального руководителя МДОБУ детский сад №14 Динеевой Елены Александровны 2023г.

Слайд 2

Основные задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; развитие восприятия музыки; реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Слайд 3

Целевые ориентиры в музыкальном развитии ребенка: проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах музыкальной деятельности; обладает установкой положительного отношения к миру; обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах музыкальной деятельности; использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими и др.

Слайд 4

Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах музыкальной деятельности. И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов развивает речь детей. А такие понятия как темп, ритм, тембр, динамика присущи как речи, так и музыке.

Слайд 5

ВОСПРИЯТИЕ и РЕЧЬ При прослушивании музыкальных произведений у детей расширяется кругозор, идет активное обогащение словарного запаса: дети узнают, запоминают и произносят названия музыкальных произведений, песен, игр, музыкальных инструментов, имена композиторов, характеристику музыки (прилагательные: чарующая, лиричная, тревожная, торжественная, игривая, резкая, отрывистая, плавная, громкая, тихая и т. д.) и форму музыкального произведения и его жанр.

Слайд 6

ПЕНИЕ и РЕЧЬ При постановке певческого голоса дошкольника, решаются такие речевые задачи: совершенствование голосового аппарата для пения (одновременно совершенствуется и речь дошкольника); культура выразительного исполнения (также необходима в пении, формирует речевую выразительность); формирование навыка сольного пения (закладывает основу монологической речи); развитие ладового чувства, музыкальной интонации (открывает способность к речевым интонациям). Развитие музыкального слуха и певческого голоса требует чистоты интонации, что также способствует формированию интонационной выразительности речи.

Слайд 7

Как правило, обучение пению проходит с трех сторон, это: работа над дыханием работа над дикцией постановка голоса

Слайд 8

В работе над дыханием важно сформировать представление о правильном вдохе и выдохе. Для этого я использую игры и упражнения, которые применяю в качестве 1-2-х минутной разминки перед пением и во время пения. Выполняя дыхательные упражнения в игровой форме, у ребенка происходит положительный эмоциональный настрой, снимается напряжение. В результате повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развитие певческих способностей детей.

Слайд 9

Речевые игры позволяют овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом и речью. Применение речевых игр эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. В речевых играх текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. В работе над дикцией мы с детьми проговариваем текст не только в слух, а иногда и только губами, начиная с медленного темпа, постепенно ускоряясь. Это упражнение помогает детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни.

Слайд 10

Музыкально-дидактическая игра «Ритмический паровозик» Дидактическая игра «Веселые ритмы» Картотека упражнений по ритмодекламации

Слайд 11

Детям очень нравятся развивающие игры с голосом . Это подражающие игры со звуками мира (кашель, чихание, голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины). В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. В таких упражнениях развивается интонационный и фонематический звук. Например, при прослушивании произведений о весне, пробуждении природы, можно использовать такое упражнение:

Слайд 12

Ленивый жук. Я немного пожужжу – жж ……………………….. На ромашке полежу – жж ………………………. Муха в воздухе летает – вз ……………………… Я на муху погляжу - жж ………………………….. Поглядел и есть пора – жж ням жж ням ням жж ням жж На обед у нас кора – ням ням ням ням ням ням Пожую, спою жужжалку жу жу жу жу жу жу жу жу жу И улягусь до утра… Потому, что спать пора – тс-с-с-с .

Слайд 13

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ и РЕЧЬ С пособствуют развитию речи ребенка, двигательных качеств, повышают координационные способности пальцев рук (готовят к письму); сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Применяю во время слушания, пения или как подвижную игру. Например упражнение «Пальчик мой», «Ладушки», «Пирожки» и другие.

Слайд 14

ТАНЕЦ и РЕЧЬ При разучивании танцевальных движений я часто сопровождаю их ритмическими словами. Например: упражнение «Пружинка» разучиваю со словами под музыку: « Попружиним наши ножки и попрыгаем немножко», «Топ, топ, топ, сапожки, побежали наши ножки» или «Покружились, покружились и гостям всем поклонились» и так далее. Четкое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Чем четче произносить текст, тем лучше двигаются дети. Такой прием помогает постигать речевую культуру, способствует координации.

Слайд 15

ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ и РЕЧЬ Детские музыкальные инструменты включаю и в другие виды деятельности, как практический метод, помогающий осознанному восприятию музыки или метод, позволяющий закрепить знания о характере музыкального произведения (метр, метрическая пульсация, ритмический рисунок). Ритмические упражнения и импровизации с использованием ударно-шумовых инструментов совершенствуют чувство ритма, тембровый слух. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию у дошкольников мелодического слуха, чувства ритма и музыкальной памяти. Дети начинают подбирать мелодии на слух, что активизирует их речь, так как речевой слух составляет основы слуха музыкального.

Слайд 16

На каждый сезонный праздник я стараюсь включать песенные инсценировки, роли некоторых персонажей в утренниках обязательно исполняют дети. Это также способствует развитию речи детей, ее эмоциональной выразительности, закреплению навыков правильного звукопроизношения.

Слайд 17

Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию , формирует познавательный интерес детей , способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение слова , его эстетическую сущность . А использование системы специальных упражнений , различных игр , индивидуальная и кружковая работа - все это помогает нам добиваться положительных результатов в развитии речи ребенка .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Консультация для музыкальных руководителей в работе с детьми с задержкой психического развития...

Речевое развитие на музыкальных занятиях (игры с элементами упражнений - распевок)

Сообщение из опыта работы музыкального руководителя МДОУ № 77 г.Энгельса 2018г....

Консультация для родителей. Речевое развитие на музыкальных занятиях

Консультация для родителей. Речевое развитие на музыкальных занятиях....

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию детей. Музыкальное занятие "Путешествие на осеннюю полянку"

Занятие для детей младшего дошкольного возраста, построено в виде путешествия....