Познавательно - речевое развитие на музыкальных занятиях"
консультация
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБДОУ д/с «Золотой ключик» с Бала- Четырман
Выступление на педагогическом совете
на тему:
«Познавательно- речевое развитие
на музыкальных занятиях»
Музыкальный руководитель:
Давлетбердина Айгуль Закиевна
2021 год
Дошкольное детство – уникальный период в жизни каждого человека. Именно в нем происходит становление личности и индивидуальности ребенка. Также, максимально благоприятен дошкольный возраст для активного усвоения ребенком речи, развития и становления всех четырех ее сторон: связной, фонетической, лексической и грамматической. Своевременное овладение правильной речью является одной из главных составляющих полноценной личности. Для речевого развития очень важным является интеграция речевой и музыкальной деятельности. Речь и музыка имеют общие основы
Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов.
От степени сформированности речевых умений в детском возрасте во многом зависит уровень общей подготовленности ребёнка к школьному обучению.
.Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха.
Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.
Четкое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук, произносятся осмысленно, с искренним отношением. Чем четче произносят, тем лучше двигаются дети. Такая методика помогает постигать речевую культуру, способствует координации.
Музыкальная и разговорная речь имеют определённые черты сходства:
-и речь, и музыка являются средствами общения между людьми;
-и речь, и музыка имеют определённое содержание (образ);
-как речь без всякого содержания не есть речь, так и музыка, лишённая содержания, не есть музыка.
Музыка и речь неразделимы. Знакомя детей с песнями, играми, музыкальными сценками, во время бесед о музыке, композиторах, при подготовке к праздничным утренникам, досугам, при разучивании стихотворных перекличек и т.д. мы постоянно работаем над такими компонентами языка и речи, как:
-развитие словаря;
-обучение рассказыванию и чтению стихов;
-формирование диалогической речи;
-ознакомление с литературой и поэзией (как русской, так и башкирской);
-воспитание культуры речевого общения;
-развитие дыхания.
Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах музыкальной деятельности. И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов развивает речь детей. А такие понятия как темп, ритм, тембр, динамика присущи как речи, так и музыке.
Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, пальчиковая гимнастика) используются в работе над развитием речи.
Слушание музыки:
является ведущим видом музыкальной деятельности. Ребёнок не выучит песню, если перед этим он ни разу её не послушал, не понял её содержания, не запомнил мелодию. В основе разучивания танца и игры также лежит восприятие музыки. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом.
Одним из важнейших видов музыкальной деятельности детей является –
Пение:
В таком музыкальном виде деятельности, как пение работа над речью дошкольников проходит наиболее продуктивно. Полезно пение как для детей с нарушением речи, так и без них. В нем активно развивается дыхание, пение формирует чувство ритма и темпа речи, развивает слух и голос, а так же улучшается дикция. Пение помогает корректировать недостатки в речи, например, такие как невнятное произношение, проглатывание окончания слов. Пропевая песни с короткими, удобными для дыхания фразами, пение развивает у ребёнка силу воздушной струи, тем самым способствует правильному речевому дыханию. Для речевого развития необходимо создать эмоционально-положительную среду, основой, которой, может служить музыкальное сопровождение. Развитие координации слуха и голоса способствуют развитию артикуляционного аппарата, гласные звуки пропеваются на хорошем дыхании, с правильным звукообразованием, построенным на умении ребёнка расслаблять голосовые связки. Пропевание, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти. Кроме того, стихотворный материал с музыкальным сопровождением оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребёнка: вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, снижает эмоциональное напряжение, содействует возрастанию общей активности. В процессе обучения пению решаются речевые задачи: -совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника; - культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность; - формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи; -развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям Пение давно используется как одно из средств реабилитации при различных нарушениях речи. Развитие музыкального слуха и певческого голоса требует чистоты интонации, что также способствует формированию интонационной выразительности речи.
У детей с нарушением речи встречаются следующие проблемы:
-дети не поют, а говорят;
-не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука;
-плохо запоминают тексты песен, их названия;
-недостаточно согласованные движения с музыкой, пением, словом;
-затрудняются в передаче ритмического рисунка.
Русские народные прибаутки, попевки, скороговорки, пропевание на выдохе слогов: «да-да-да», «та-та-та», «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» и т.д. – лучшие упражнения для артикуляционного аппарата, способствующие автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Исполняя разнообразные попевки, дети развивают фонематический слух.
Пропевание, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти, формированию воздушной струи
Пальчиковые игры:
Развитие мелкой моторики активизирует у детей работу мозга, способствует развитию речи и помогает дошкольникам подготовить руку к письму»
Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность. Пальчиковая гимнастика применяется в качестве физминуток во время слушания или пения. Она способствует развитию речи ребенка и повышению координации способности пальцев.
Музыкальные игры имеют большое значение не только в музыкальном развитии детей, но и в развитии речи. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом задачи. В музыкальном воспитании чаще всего используют игры инструментальные (сюжетные и несюжетные), с пением, словом, а также музыкально-дидактические. Игры помогают развивать творческое мышление, память, двигательную выразительность.
Музыкально – дидактические игры, дидактические задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетика – фонематического слуха. Особо необходимо развивать у детей слуховое внимание и слуховую память
Все мы знаем, что развитие мелкой моторики рук непосредственно связано с совершенствованием координации движений, тренировкой зрения, памяти и что самое важное развитием речи. Так занимаясь с этим удивительным массажером, мы можем решить несколько задач одновременно:
• Воздействовать на биологически активные точки организма.
• Стимулировать речевые зоны коры головного мозга;
• Лечение внутренних органов, нормализация работы организма в целом.
• Развивать мелкую моторику рук;
• Автоматизировать звуки;
• Развивать память, внимание;
• Развивать связную речь;
Праздники в детском саду являются неотъемлемой частью работы и имеют огромное воспитательное значение для решения задач формирования эмоциональной отзывчивости у детей, создания радостного настроения. Поэтому в подготовке музыкального сопровождения использовала разнообразный музыкальный материал: классическую музыку, русскую народную, детскую..
Воздействие музыки на речь детей выражается в пассивном или активном ее восприятии. Пассивное восприятие, которое имеет активизирующий эффект, находит себя в музыкальном оформлении игр, в сопровождении образовательной деятельности, также музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы дошкольников. Активное восприятие выражается в беседе о музыкальном произведении. В такой беседе, детям предлагается охарактеризовать эмоционально-образное содержание произведения, что позволяет расширить и обогатить словарный запас дошкольников. Такая беседа очень важна. Она «просит» понять свои чувства по поводу услышанного музыкального произведения, а затем рассказать о них. При многократном прослушивании произведений дети узнают их, и отвечают на вопросы: весёлая или грустная песня; нравится ли или нет. Таким образом, музыка способствует речевому развитию ребёнка.
Музыкально-ритмические движения: танцы с пением, хороводы так же полезны для развития речи.
Движение под музыку оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память ориентировку в пространстве, координацию движений. К музыкально – ритмическим движениям относятся танцы: парные, с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные. Особенно положительно влияют на развитие речи детей танцы с пением и хороводы, поскольку помогают детям координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться не только на занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по теме «Эстетическое воспитание старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность» Направление «художественно-эстетическое развитие, коммуникативно-личностное развитие, познавательно-речевое развитие»
В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического воспитания, как к важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Для эстетического воспитания, наиб...
Познавательно-речевое развитие дошкольников. Конспект занятия в подготовительной группе "Поможем Карлсону" с использованием интерактивной технологии «Корзина идей» и ИКТ
Познакомить с новой буквой и звуком «Ц,ц»....
Речевое развитие на музыкальных занятиях (игры с элементами упражнений - распевок)
Сообщение из опыта работы музыкального руководителя МДОУ № 77 г.Энгельса 2018г....
Консультация для родителей. Речевое развитие на музыкальных занятиях
Консультация для родителей. Речевое развитие на музыкальных занятиях....
Познавательно-речевое развитие детей на музыкальных занятиях
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ...
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. .Познавательно речевое развитие на музыкальных занятиях по средствам малых фольклорных форм: потешки, прибаутки, песенки, считалки.
ДОКЛАД С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ....
Из опыта работы "Речевое развитие на музыкальных занятиях"
Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах...