«Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста посредством пословиц и поговорок»
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Развитие речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста посредством пословиц и поговорок»

  Воспитатель: Воронина В.А.                                                                                    

Русские пословицы и поговорки богаты по содержанию,

современны по форме, лаконичны и живописны,

они внушают ребенку «такт русского языка»

                                                                        (К.Ушинский)

Дошкольное детство - ответственный период психического развития ребёнка. Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Развитие речи ребенка старшего дошкольного возраста является одним из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием представляет собой способ введения ребенка в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. 

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и так далее.

Эмоциональность речи достигается благодаря её образности, которая рассматривается как осознанное усвоение выразительно-изобразительных средств речи и уместное их использование в собственных высказываниях в процессе общения. Следовательно, образность является одним из качеств культуры речи. Образная речь предполагает богатство используемых языковых средств (лексических, грамматических, фонетических), точность в отборе языкового средства, наилучшим образом передающего содержание высказывания, уместного в данной ситуации, стилистически оправданного; выразительность (отбор вербальных и невербальных средств с учетом условий и задач общения). Ничто так не обогащает словарный запас и образную сторону речи детей, как пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие. 

В методике развития речи детей дошкольного возраста имеется немало исследований, посвящённых использованию малых форм фольклора: В.М. Водовозовой, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, М.Г. Буняковой, М.Г.Кургановой, Н.В. Гавриш, О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной. Все они свидетельствуют о возможности использования пословиц и поговорок для развития образной речи детей.

Таким образом, актуальность этой темы определяется той огромной ролью, которую играет пословица и поговорка в развитии речи ребёнка. Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где словарный запас и образная речь являются необходимым условием успешной учёбы. Поэтому использование пословиц и поговорок в работе по развитию словаря и образной речи детей старшего дошкольного возраста должно стать одним из направлений работы по развитию речи старших дошкольников.

Цель:

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста путем систематического использовании пословиц и поговорок

Задачи:

  1. Формировать представление о средствах выразительности образной речи;
  2. Обогатить и активизировать словарный запас детей;
  3. Определить методы и приемы использованию пословиц и поговорок  для развития словаря;
  4. Формировать у детей умение применять полученные знания в речевом общении со сверстниками и взрослыми;
  5. Воспитывать интерес к художественному слову, развивать чувство "языка"

Народные пословицы и поговорки имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как педагогических средств. Пословицы и поговорки прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной.

При построении работы по использованию пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи старших дошкольников я руководствовалась следующими принципами:

Принцип интеграции работы на основе использования пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи детей в разных видах деятельности позволяет в системе решать задачи из разных образовательных областей;

Принцип активности и самостоятельности. Этот принцип предполагает, что при организации различных видов деятельности создаются все условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослыми и сверстниками, педагог вызывает у ребёнка желание использовать пословицы и поговорки в свободном общении.

Принцип индивидуального подхода к детям, учета их уровня речевого развития, индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми; на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, подборе материала;

Принцип познавательной активности - один из важнейших принципов использования пословиц и поговорок. Достигнуть его можно эмоциональностью и выразительностью. Именно с помощью эмоционального изложения пословиц и поговорок педагог поддерживает внимание детей к смыслу пословиц и поговорок. Например, когда дети отвлекаются от работы разговорами. Педагог с сожалением восклицает: « Ой, ребята, у вас дела на вершок, а слов – мешок!» И жестом показывает, как мало дела и как много слов. Выразительные интонации и жесты также помогают осмыслить суть пословицы, расширить кругозор детей;

Принцип поэтапности рассчитан на постепенное освоение смыслового содержания пословиц и поговорок.

Принцип вариативности поможет воспитателю закрепить и расширить использование пословиц и поговорок в различных видах деятельности – свободном общении, применении пословиц и поговорок при объяснении поступков своих и товарищей, использование пословиц и поговорок для раскрытия содержания художественного произведения, развитие детского художественного творчества.

         Принцип наглядности не менее важен. Предполагает использование наглядных средств, с помощью которых создаётся понимание смысла пословиц и поговорок.

Для закрепления материала созданы необходимые условия для самостоятельной деятельности детей. Так, например, я разместила в центре познавательной активности и развития речи альбомы с подборками пословиц и поговорок с иллюстрациями по теме недели, мнемотаблицы пословиц и поговорок, различные дидактические игры, а в центре художественной литературы подборку пословиц и поговорок по художественным произведениям, в центре художественного творчества недорисованные иллюстрации по знакомым детям пословицам и поговоркам. Дети могут использовать предложенный материал индивидуально и коллективно. Это позволяет естественным образом организовать взаимное обучение и самообучение.

Способов и методов применения пословиц и поговорок очень много. Но даже применение некоторые из них, показывает, как меняется речь детей, становится ярче, эмоциональнее, образнее. 

         Использование разнообразных приёмов в работе над пословицами и поговорками, позволяет сделать эту работу интересной и наиболее эффективной для формирования нравственных качеств каждого ребёнка.

В своей работе я использую разнообразные методы и приемы.

Сначала надо знакомить детей с пословицами на более лёгкие темы, а затем давать более сложные, «от пословиц о явлениях природы, временах года, о человеке, его наружности, уме переходить к семейным отношениям». 

Например: Мороз не велик, а стоять не велик.

Сделай дело, гуляй смело.

Друг познается в беде.

К каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям, обязательно показать иллюстрацию к пословице или поговорке.

Много полезных советов о том, как применять пословицы и поговорки содержится в работах  педагогов по дошкольному воспитанию– А.М. Леушиной, А.П.Усовой и других  учёных. А.М. Леушина  совершено справедливо считала пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи.

Развивая интерес к занятию, предоставляю детям, как можно больше самостоятельности, помогаю в выполнении поставленных задач.

Д/ игра «Назови пословицу» (Предлагаю слушателям по сюжетной картинке назвать подходящую пословицу или поговорку)

В совместной деятельности планирую игровые и проблемные ситуации, разъяснения, беседы, рассматривание иллюстраций, изготовление книжек – малышек, дидактические игры, наблюдения в быту, конкурсы рисунков по пословицам и поговоркам, чтение художественной литературы с последующим обсуждением прочитанного с использованием пословиц и поговорок для раскрытия содержания прочитанного.

Чтобы создать у детей интерес к различным видам деятельности используется образное, меткое и мудрое народное слово, постепенно оно становится постоянным спутником ребенка. 

Режим пребывания в детском саду – это определенная последовательность организованного взаимодействия с детьми.

В связи с этим большое внимание необходимо уделять работе с детьми по развитию речи не только во время занятий, но и во время совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, в процессе проведения режимных моментов – это прием детей, утренняя гимнастика, прием пищи, сон, подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки, игры.

Например, когда дети собираются на прогулку или пришли с прогулки используются пословицы и поговорки о дружбе, о доброте, об аккуратности, о поведении: Друг познается в беде.

 Кто аккуратен, тот и людям приятен.

 Поспешишь- людей насмешишь и т.д.

В самостоятельной игровой деятельности  детей я тоже часто использую пословицы  и поговорки.

С помощью  пословиц и поговорок у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому, повторить его действия. Повторяя вместе с воспитателем поговоркипословицы, у детей развивается воображение, обогащаются речь и эмоции, развивается мелкая моторика.

Работа по использованию пословиц и поговорок в развитии речи детей старшего дошкольного возраста будет более эффективной, если правильно  организовать взаимодействие с родителями.

Привлечь взрослых для освоения, понимания и овладению умением использовать пословицы и поговорки в разговорной речи. Здесь нужно заинтересовать взрослых в использовании пословиц и поговорок в общении с детьми.

Формы и виды работы с родителями по использованию пословиц и поговорок:

  • Творческое задание «Придумайте свою историю по одной из пословиц»;
  • Консультации
  • Тест «Пословицы и поговорки на все случаи жизни»;
  • Беседы, папки- передвижки;
  • Выставки совместных рисунков к пословицам и поговоркам детей и родителей;
  • Копилка родительских идей «Подбери пословицу к конкретной ситуации».

       Приводимая работа доказала, что арсенал способов и методов применения пословиц и поговорок в детском саду поистине огромен. Несмотря на краткость, эти жанры фольклора пробуждают у детей интерес к окружающему, заставляют думать, осмысливать обстановку, помогают углубить нравственный опыт детей.

 Конечно,   некоторые дети понимают пословицы в буквальном смысле и не всегда могут выразить обобщающий смысл, заложенный в пословице. Трудности у детей вызывает установление причинно-следственных связей, непонимание отдельных слов.

Я буду и дальше  продолжать работу по использованию пословиц и поговорок в образовательной деятельности и  в повседневной речи с детьми, приобщая детей к золотому фонду народной культуры буду решать  не только проблемы обогащения речи детей, но и совершенствовать их внутренний мир, делая его более духовным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи.Именно в русской народной сказке имеется нали...

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья из опыта работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Методы, приёмы....

К проблеме развития образной речи детей старшего дошкольного возраста на материале произведений изобразительного искусства

Проблема развития культуры речи приобретает на современном этапе всё большее значение, она является важнейшей частью воспитания дошкольников. Речевая культура характеризуется специалистами как совокуп...

Программа саморазвития педагога 2014-2015 год в межаттестационный период по теме «Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров».

Пояснительная записка Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетнции педагога в вопросах воспитания и обучения дошкольников с у...

Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров

«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зав...

Дидактические игры и упражнения на развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста

В картотеке представлены дидактические игры и упражнения, направленные на развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя на тему: «Средства развития образной речи детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад 53 комбинированного вида   Индивидуальный план профессионального развития воспитателя  на тему: «Сре...