Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Л.С.Выготский
Правильность нашей речи, точность языка, умелое использование слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц, поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, богатство индивидуального словаря повышают эффективность общения, усиливают действенность устного народного слова.
На современном этапе развития общества речь все чаще выполняет деловую и информативную функции, что ведет к потере индивидуальности речи, утрате ее образности, эмоциональности и выразительности. Малые фольклорные формы выступают прекрасным средством формирования образности речи: у детей развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, давать ему яркую характеристику за счет развития понимания роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов) в художественном тексте.Работа с фразеологизмами привлекает внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание общественного смысла фольклорных форм (зарубить на носу – запомнить навсегда, повесить голову – загрустить). Однако в настоящее время имеется проблема отсутствия должной системы и последовательности работы педагогов в этом направлении: в практике работы ДОО развитие образности речи не выступает, как специальная задача. Детей не систематически знакомят с доступным им средствами образности (сравнение, эпитеты, метафора). Эта работа проводится эпизодично, при ознакомлении старших дошкольников с малыми фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обобщенный педагогический опыт
«Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров».
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №101»
Кузнецова Галина Павловна
Дзержинск 2016 год
1 слайд Визитная карточка
Разрешите представиться, Кузнецова Галина Павловна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №101».
2 слайд «Тема презентации»
«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Л.С.Выготский
Правильность нашей речи, точность языка, умелое использование слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц, поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, богатство индивидуального словаря повышают эффективность общения, усиливают действенность устного народного слова.
3 слайд «Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования»
В жизни дети слышат синонимы, антонимы, крылатые выражения, фразеологические обороты, но они не всегда понимают их значение, а значит, не используют их в своей речи. А ведь наш язык так богат. (А. Г. Арушанов, А. Н. Корнев, А.Н. Гвоздев, Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова и др.).
Считается, что при низком уровне развития образной речи наиболее эффективными оказываются стимулирующие методы. Это обуславливает необходимость поиска новых эффективных подходов в развитии и понимании образной стороны речи.
Ознакомившись с публикациями интернет - ресурсов, с педагогическим опытом коллег, я сделала вывод о том, что, эффективным стимулирующим средством является использование малых форм фольклора, который в полной мере поможет сформировать умение детей использовать в своей речи доступные им образные средства родного языка.
Учитывая данные обстоятельства, мной была начата работа по обобщению моего педагогического опыта: «Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм», проведена работа по самообразованию, направленная на повышение уровня знаний, умений и навыков использования произведений фольклора в речевом развитии дошкольников.
Со своим опытом по данной теме я выступала на педагогическом совете ДОУ.
4 слайд «Актуальность личного вклада педагога в развитие образования»
На современном этапе развития общества речь все чаще выполняет деловую и информативную функции, что ведет к потере индивидуальности речи, утрате ее образности, эмоциональности и выразительности.
Малые фольклорные формы выступают прекрасным средством формирования образности речи: у детей развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, давать ему яркую характеристику за счет развития понимания роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов) в художественном тексте. Работа с фразеологизмами привлекает внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание общественного смысла фольклорных форм (зарубить на носу – запомнить навсегда, повесить голову – загрустить).
Однако в настоящее время имеется проблема отсутствия должной системы и последовательности работы педагогов в этом направлении: в практике работы ДОО развитие образности речи не выступает, как специальная задача. Детей не систематически знакомят с доступным им средствами образности (сравнение, эпитеты, метафора). Эта работа проводится эпизодично, при ознакомлении старших дошкольников с малыми фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности.
5 слайд «Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования»
Для теоретического обоснования проблемы развития образной речи детей старшего дошкольного возраста на основе анализа психолого-педагогической литературы, мы уточнили трактовку некоторых понятий. Их определение представлено на слайде.
Образная речь - это одно из составляющих развития речи ребенка, это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи.
Широк диапазон исследований по проблемам воспитания и образования, посвященных устному народному творчеству.
В методике развития речи детей дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию малых форм фольклора в развитии речи детей: Буняковой М.Г., Водовозовой В.М., Гавриш Н.В., Кургановой М.Г., Струниной Е.М., Ушаковой О.С.и многих других.
6 слайд «Цель и задачи педагогической деятельности»
На основании всего вышесказанного я определила цель своей работы:
Цель: Развитие образной речи старших дошкольников на основе развития всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической) во взаимосвязи с ознакомлением с выразительными средствами малых фольклорных жанров
Задачи представлены на слайде (не читать):
1. Развивать способность к целостному восприятию произведений фольклора.
2.Формировать представление о средствах выразительности образной речи и умения выделять и замечать средства выразительности и средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения), прививать чуткость к поэтическому слову;
3.Развивать умение понимать смысл образных выражений и многозначных слов.
4.Стимулировать детей к использованию образных средств в активной речи развивать осознание необходимости и места использования образных средств речи в соответствии с коммуникативными целями и речевой ситуацией.
5.Воспитывать интерес к русской народной культуре, к фольклорным произведениям, ценностное отношение к чтению, к традициям народа.
7 слайд «Ведущая педагогическая идея»
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в обогащении речи детей образно-выразительными средствами: сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и антонимами на материале фольклорных произведений.
8 слайд -11 слайд «Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»
8 слайд
Работа по реализации поставленной цели прохолида в несколько этапов. Их содержание представлено на слайде. (читать не нужно)
1. этап – аналитический.
- Определение методологической основы и теоретической базы,
- Формулирование цели, задач;
- Выявление уровня развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста;
- Изучение готовности родителей к активному сотрудничеству по вопросу;
- Выделение направлений и этапов работы по формированию образной речи;
- Определение содержания этапов формирования образной речи средствами малых фольклорных жанров.
2 этап – формирующий
- Апробация комплекса занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с пословицами, поговорками, загадками;
3 этап – итоговый
- Выявление динамики сформированности образной речи у детей старшего дошкольного возраста в результате проведенного комплекса занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с пословицами, поговорками, загадками;
9 слайд
На первом этапе для выявления уровня развития образной речи детей мы использовали методику обследования Гавриш Н.В.
У большинства детей уровень развития образной речи находится на низком уровне. Для детей характерно: отсутствие представлений о средствах выразительности, они не понимают выразительность речи, не выделяют и не замечают средства выразительности, средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения), дети не понимают многозначные слова.
Так же мы провели анкетирование родителей, где нас интересовало, используются ли малые формы фольклора в работе с детьми дома, с какой целью и какие. В результате выяснилось, что родители практически не используют с детьми старшего дошкольного возраста малые формы фольклора, практически не знают ни одной колыбельной песни ("Раньше пели, а сейчас мы уже большие"), кроме "Баю – баюшки-баю, не ложися на краю…" и то не до конца.
10 слайд
Развитие образной речи детей осуществляется как в организованной образовательной деятельности, причем, основная работа по формированию происходит в НОД при ознакомлении с художественной литературой, т.к. внимание детей фиксируется на содержании и художественной форме произведения, обращается их внимание на образные слова и выражения, характеристику, настроение и диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев, включает творческие задания. В совместной и самостоятельной деятельности особое внимание уделяется развитию умений выстраивать самостоятельные сочинения в логической последовательности, с использованием разнообразных образных слов и выражений.
11 слайд
Формирующий этап проходил поэтапно.
Первый этап предусматривает расширение представлений детей о малых жанрах словесного фольклора, понимание обобщенного значения образных слов и словосочетаний, пословиц.
На данном этапе в ходе организованной образовательной деятельности у дошкольников формировали познавательный интерес к различным формам фольклора: знакомили с эмоциональной направленностью фольклора (частушки, потешки, прибаутки), его практической соотнесенностью с миром (заклички, считалки, приговорки, скороговорки) и иносказательностью народной речи (загадки, пословицы, поговорки).
12 слайд
На первом этапе мы применяли методы и приемы Г. Клименко. Она рекомендует завести альбом и записать туда уже известные детям выражения народной мудрости.
Альбом – передвижку сделали по пословицам и поговоркам. Дети с удовольствием рисовали рисунки к этим формам фольклора и поясняли, что они означают и в каких случаях их употребляют. Родители тоже заинтересовались данным вопросом, и сами, если узнавали какие-то новые пословицы и поговорки, просили альбом домой и вместе со своими детьми записывали их. В своей работе, следуя этой системе, в первый альбом записали не только пословицы и поговорки, но и все малые формы фольклора, которые дети знали.
13 слайд
На втором этапе формировали навык использовать образные слова и выражения при составлении высказываний, анализировать оттенки значений и особенности употребления слов в тексте, чувствовать образность языка произведений малых фольклорных форм. Предоставляли возможность осмысления детьми слов и сочетаний, а также понятий, которые они обозначают.
Для развития лексической восприимчивости предлагали упражнения этимологического и стилистического характера: «Что означает слово?»", «Подбери слова», «Сочетания слов».
В работе с пословицами и поговорками использовали игровые упражнения:
- «Я начну, а ты продолжи»,
- «Распутай пословицу»,
- «Какая пословица здесь спряталась?» (с игрушками, картинками, схемами по содержанию произведения)
- «Ответь на вопрос пословицей», например: «Без чего не вытащишь рыбку из пруда?», «Маленький труд лучше чего?», «За какой головой, как за каменной стеной?».
- Игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц»;
С детьми проводили упражнения на загадывание и отгадывание загадок, где дети не только пытались правильно отгадать, но и объясняли как они отгадали загадку, выделяли признаки и сходства:
- «Отгадай и сравни загадки о животных»;
- «Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах»;
- «Отгадай и сравни загадки о транспорте»;
- «Отгадай и сравни загадки о «двух братцах»,
14 слайд
В своей работе с фразеологизмами способствовали развитию понимания детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице или ситуации из жизни ребенка, используя наглядность прямого и переносного значения фразеологического оборота, выход в практическую деятельность (обыгрывание пословиц).
- д/и «Угадай необычное выражение».
- д/и «Что бы это значило?»
- «Я скажу, а ты продолжи»
Эти задания помогали детям задуматься над тем, что обозначают эти слова в другом образном выражении, как необычно и красиво это звучит в речи, где уместно их использовать.
15 слайд
В группе оборудован театральный уголок, где представлены разные виды театров, театральные куклы, маски, маски – шляпы, подобраны мягкие игрушки – прототипы сказочных персонажей – отражающие их характерные особенности, используемые детьми в инсценировании, импровизации, диалогах.
Изготовили дидактические игрушки: «Солнечные лучики», подушка «Мирилка, дразнилка, считалка».
Сделана подборка фольклорного материала:
- по сезонам;
- «Чудесный короб» - считалки, мирилки, дразнилки, колыбельные, потешки, заклички о птицах, кошечках и кисках;
- «В морозный денек да за сказочку» - зачины, стихотворные тексты для сказочных персонажей, для входа и выхода из игры или сказочного действа;
-«Сундучок бабушки Забавы» - с подборкой русских народных игр и хороводов;
Создана библиотечка с подбором книг по теме, сказок с аудиокассетами. Приобретен демонстрационный материал из цикла
- «Беседы по картине»
- «В мире мудрых пословиц»;
Приобретены дидактические игры:
- «Антонимы»,
- «Синонимы»,
- «В гостях у сказки»,
- «Сказочный герой».
16 слайд
Параллельно с детьми мы помогали родителям освоиться в этой непростой теме через родительский уголок и совместное творчество с детьми.
Подготовили ряд консультации:
- «Пословицы и поговорки – источник воспитания нравственных качеств мальчиков и девочек»
- «Баю-баюшки баю» - роль колыбельных песен в жизни ребёнка
- Беседа «Фольклор в семье»
В родительском уголке появилась рубрика «Словом душа растет», где помещали мудрые слова известных людей, пословицы и поговорки и рубрика «Из бабушкиного сундука», где предлагались народные игры и игры со словом. А так же оформили литературный материал по сезонам (игры, стихи, фольклорные произведения).
Возникла обратная связь. Родители пополняли наши «сундучки - кладези народной мудрости» своими находками из интернета и библиотеки, помогали детям в пополнении их словарного багажа, словотворчества, сочинении рассказов, сказок.
17 слайд «Педагогические условия эффективного развития»
В ходе работы была реализована совокупность педагогических условий, способствующих эффективности процесса развития образной речи детей старшего дошкольного возраста, средствами малых форм фольклора:
- создание положительного эмоционального фона и обогащения чувственного опыта детей. Необходимо вызвать у детей интерес к выразительным средствам языка и изобразительной деятельности, эмоциональный отклик, ассоциирование с собственным опытом, чувствами и представлениями.
- создание культурно-эстетической среды, стимулирующей использование дошкольниками малых форм фольклора.
- погружение детей в реальные и игровые диалоги с применением малых форм фольклора, в активную речевую практику, сопутствующие игровой деятельности предполагало проведение разнообразных форм работы: свободная самостоятельная и совместная с воспитателем игровая, творческая и художественно-продуктивная деятельности.
- использование наглядного материала, способствующего освоению содержание иллюстрации);
18 слайд «Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны»
Несомненно, что новизна моего педагогического опыта состоит
- в разработке авторских планов и конспектов непосредственно образовательной деятельности, картотеки творческих игр с пословицами и поговорками, направленных на развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста.
- в подборе и систематизации активных методов, приемов для развития образной речи детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров
- в обосновании педагогических условий, способствующих эффективности процесса развития образной речи детей
- в привлечении внимания родителей к вопросу развития словаря детей средствами дидактических игр и упражнений.
19 слайд «Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты»
На итоговом этапе мы провели заключительную диагностику с целью выявления уровня сформированности образной речи у детей старшего дошкольного возраста, на диаграмме результаты позволяют сделать вывод о том, что
- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх - потешки, самостоятельно организовывают народные игры - забавы с помощью считалок.
- используют в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.
- дети понимают образный смысл образных выражений и многозначных слов,
- активно используют выразительные средства: эпитеты, сравнения, обобщения в активной речи в соответствии с коммуникативной ситуацией;
- в речи детей сократилось количество пауз и повторов. Речь их стала более плавной, ясной и доступной слушателям.
20 слайд «Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника»
Свой педагогический опыт я представила на локальном уровне
- участием в педагогических советах, мастер-классах, педагогических мастерских, смотрах-конкурсах в рамках методической работы в ДОУ
- участием в родительских конференциях «Пусть ребенок растет здоровым», «Вопросы семейного воспитания»
На общероссийском уровне
- на личном сайте, расположенном на портале социальных работников образования.
21 слайд «Литература»
Используемая литература представлена на слайде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/08/picture-560267-1420723850.jpg)
Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста
Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи.Именно в русской народной сказке имеется нали...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/03/picture-679662-1480795465.jpg)
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья из опыта работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Методы, приёмы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/20/picture-740272-1453286385.jpg)
Программа саморазвития педагога 2014-2015 год в межаттестационный период по теме «Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров».
Пояснительная записка Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетнции педагога в вопросах воспитания и обучения дошкольников с у...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/21/picture-1145201-1558419519.jpg)
"Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста"
Статья "Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/10/picture-271586-1384104587.jpg)
Опыт работы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров»
2017год...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990537-1514476491.jpg)
Презентация. Логопедический проект: "Развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/09/picture-1114770-1549728439.jpg)
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя на тему: «Средства развития образной речи детей старшего дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад 53 комбинированного вида Индивидуальный план профессионального развития воспитателя на тему: «Сре...