Программа саморазвития педагога 2014-2015 год в межаттестационный период по теме «Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров».
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа) на тему
Пояснительная записка
Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетнции педагога в вопросах воспитания и обучения дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Актуальность
Проблема развития образности речи детей дошкольного возраста в наше время является достаточно актуальной среди вопросов дошкольного образования. Проблема развития речи в широком понимании относится к проблеме становления словесного творчества детей, что является значимым для решения важнейшей педагогической задачи – развитие гармоничной всесторонне развитой личности, а ещё в более широком понимании она относится к проблеме формирования общих художественных и творческих способностей детей. Важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры человека является культура речи.
Интеллигентный человека должен быть образованным, уметь говорить красиво, правильно, то есть он должен владеть литературным языком и постоянно стремиться к совершенствованию навыков речевой культуры. Он должен владеть умением передавать свои мысли словами в соответствии с назначением и целью высказывания, грамматически правильно, логично, точно, выразительно. Это умение необходимо начинать развивать с детства, когда закладываются основы личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_samoobrzovaniyu_na_2014-2015_god_kuznetsova.docx | 613.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято на Совете педагогов МБДОУ «Детский сад №101» от 31.08.2014 г. протокол № 1 | Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад №101» _______________ Шорохова Н.А. |
Программа саморазвития педагога
Кузнецовой Галины Павловны на 2014-2015 год
в межаттестационный период
Тема:
«Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров».
Пояснительная записка
Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетнции педагога в вопросах воспитания и обучения дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Актуальность
Проблема развития образности речи детей дошкольного возраста в наше время является достаточно актуальной среди вопросов дошкольного образования. Проблема развития речи в широком понимании относится к проблеме становления словесного творчества детей, что является значимым для решения важнейшей педагогической задачи – развитие гармоничной всесторонне развитой личности, а ещё в более широком понимании она относится к проблеме формирования общих художественных и творческих способностей детей.
Важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры человека является культура речи. Интеллигентный человека должен быть образованным, уметь говорить красиво, правильно, то есть он должен владеть литературным языком и постоянно стремиться к совершенствованию навыков речевой культуры. Он должен владеть умением передавать свои мысли словами в соответствии с назначением и целью высказывания, грамматически правильно, логично, точно, выразительно. Это умение необходимо начинать развивать с детства, когда закладываются основы личности ребенка.
В наше время можно наблюдать небрежное отношение к языку, его искажение или насыщение штампами и казенными словами. Это может привести к грамматической неупорядоченности, потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности. А ведь язык является великим достоянием народа, его важнейшей ценностью. Недопустимы подобные искажения, так как они нарушат красочность, образность, красоту речи.
На протяжении всей истории шло накопление народного опыта, народной мудрости в произведениях фольклора. Эта кладовая славиться яркими, меткими изречениями, живыми, образными словами и словосочетаниями, мудрыми пословицами и задорными поговорками, интересными и своеобразными фразеологизмами, за которыми скрывается словесное мастерство народа.
Если эти языковые средства присутствуют в речи человека, можно смело говорить о том, что его речь выразительна, она звучит ярко и живо, интересно общаться с таким человеком, так как у него есть возможность во всех тонкостях донести до собеседника свои мысли и отношение к теме разговора. Однако добиться этого можно только при условии, если воспитывать интерес к языковому богатству, развивать умение использовать в своей речи разнообразные выразительные средства с первых лет жизни.
Дошкольное детство является периодом становления и развития речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны). В этот промежуток жизни у ребенка развиваются важные качества речи: правильность, точность словоупотребления, выразительность и образность языка.
Одним из важнейших источников развития выразительности речи является устное народное творчество, в том числе малые фольклорные жанры (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки). Используя их в образовательной деятельности, можно развивать у детей осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, а впоследствии использовать их целенаправленно в своей речевой деятельности.
Исследователи отмечают вопиющие факты: дети способны тонко воспринимать образный строй литературных и фольклорных произведений, но они совершенно не умеют образно выражать свои мысли, впечатления, переживания в собственных сочинениях. Это ведёт к замедлению всестороннего развития, невозможности ребенка выражать свой внутренний мир в речевой деятельность. Вопросами развития образности речи занимались многие ученые (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Л.И. Тимофеев, И.М. Шанский, Б.Н. Головин, А.А. Леонтьев, Г.А. Золотова, О.М. Дьяченко и т.д.), но, несмотря на это, данная проблема ещё остаётся открытой, поскольку в дошкольных учреждениях работа над образностью речи проводится в недостаточной мере. Исследования показали, что уровень овладения образностью речи у большинства детей старшего дошкольного возраста очень низок. Практически 85% детей, принимавших участие в исследовании, не понимали переносного смысла (в загадках, фразеологизмах), в их самостоятельных сочинениях во многих местах отсутствовала связность, логичность.
Поиск путей формирования образности связной речи – одна из важнейших задач развития речи детей дошкольного возраста. Её реализация может осуществляться на основе использования материалов фольклора, малых фольклорных жанров.
Поэтический язык пословиц и поговорок, загадок и скороговорок прост, точен, выразителен, насыщен синонимами, антонимами, сравнениями, в основе многих жанров лежит метафора. Все это делает малые фольклорные жанры ценнейшим языковым материалом с большими развивающими резервами.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод: проблема формирования образности речи детей старшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров является актуальной. При удачной реализации разработанной системы мероприятий и занятий можно добиться отличных результатов. Ведь потенциал развития ребенка очень велик, также как развивающий потенциал фольклора.
Цель профессионально – личностной программы
1.Повышение своего уровня компетентности и профессионализма в изучении влияния малых фольклорных жанров на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста.
2.Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса
Задачи программы профессионально – личностного саморазвития
1.Определить дефицит компетентности, диагностика профессиональных барьеров.
2.Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.
3.Осмыслить и проанализировать системные основания, обеспечивающие современную профессионально-педагогическую деятельность, разработка инновационных подходов к решению задач речевого развития детей в ДОУ:
- Выделить направления и этапы работы по формированию образной речи;
- Отобрать пословицы, поговорки и загадки для работы с детьми;
- Определить содержание этапов формирования образной речи средствами малых фольклорных жанров;
- Разработать и апробировать систему игр по использованию пословиц, поговорок и загадок.
4.Поиск способов расширения форм участия в деятельности дошкольного учреждения, учреждений культуры, общественных организаций, средств массовой информации, других социальных институтов.
5.Обосновать опытно-экспериментальным путем включение в образовательный процесс МФФ, разработать и методически обосновать содержание форм и методов развития образной речи средствами МФФ.
6.Обобщить педагогический опыт работы по теме «Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров».
Направления саморазвития
1.Изучение нормативно – правовых документов
2.Изучение методической литературы
3.Знакомство с передовым педагогическим опытом
4.Участие в системе методической работы(педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды)
5.Работа с детьми
6.Повышение квалификации
7.Работа с семьей, социумом
8.Обогащение развивающей предметно – пространственной среды
9.Аттестация
Ожидаемые результаты:
- Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы)
- Совершенствование педагогического мастерства, повышение профессиональной активности
- Развитие адаптивной способности в контексте современных тенденций развития образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста
Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи.Именно в русской народной сказке имеется нали...
Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров
«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зав...
Опыт работы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров»
2017год...
Статья на тему :Природоведческая литература как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается понятие развития образной речи детей старшего дошкольного возраста; рассматривается влияние природоведческой литературы на образную речь....
Консультация на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора»
Консультация на тему:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора»...
Презентация. Логопедический проект: "Развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответ...
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя на тему: «Средства развития образной речи детей старшего дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад 53 комбинированного вида Индивидуальный план профессионального развития воспитателя на тему: «Сре...
Комментарии
Благодарность
Спасибо за интересный материал к аттестаци