Итоговое активное занятие «Добрые друзья»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тема осваиваемой духовно-нравственной категории - «Любовь»

Тема итогового занятия«Добрые друзья», ведущая образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Интеграция образовательных областейсоциально-коммуникативное развитие,

познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: первоначальное знакомство с духовно – нравственной категорией «Любовь».

Задачи.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- дать детям представление о дружбе и добрых друзьях (помочь им осознать, что друзьями могут быть и взрослые, и сверстники, и животные);

- помочь детям глубже осознать понятие «добрые друзья»;

- вызвать желание иметь друзей, делать для них добрые дела;

- создать условия для активного взаимодействия детей и родителей;

- формировать умение понятно вести диалог с педагогом и сверстниками;

- создать условия для усвоения детьми моральных и нравственных ценностей (любовь, доброта, верность, доверие, уважение, искренность, умение уступать, прощать и жить в согласии).

РАЗВИВАЮЩИЕ:

-создать условия для развития диалогической и монологической форм речи детей; речевых умений (отвечать на вопрос педагога, говорить самостоятельно в ресурсном круге, понятно формулировать свои мысли и др.);

- развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, желание помочь своему другу;

- развивать коммуникативные способности детей (готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; интерес к рассказыванию о впечатлениях из личного опыта; обогащение содержания общения детей со взрослым и сверстниками на тему дружбы и верных друзей);

-развивать адекватную самооценку детей.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- воспитывать доброжелательное, заботливое, уважительное отношение к сверстникам и близким людям;

- содействовать воспитанию дружного коллектива детей дошкольной группы;

- создать условия для воспитания уважительного, внимательного, доброжелательного отношения к родителям;

-воспитание в детях доверие опыту старших.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование

Ханты-Мансийского автономного округа –Югры

городской округ город Ханты-Мансийск

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида №14 "Березка"

МБДОУ «Детский сад №14 «Березка»

                               Итоговое занятие

                      «Добрые друзья» по программе

          «Социокультурные истоки» в старшей группе

                                                                                     Воспитатель: Темирханова Д.Б.

                                             г. Ханты-Мансийск 2022г.

Возрастная дошкольная группа : старшая

Месяц проведения - февраль

Тема осваиваемой духовно-нравственной категории - «Любовь»

Тема итогового занятия«Добрые друзья», ведущая образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Интеграция образовательных областейсоциально-коммуникативное развитие,

познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: первоначальное знакомство с духовно – нравственной категорией «Любовь».

Задачи.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- дать детям представление о дружбе и добрых друзьях (помочь им осознать, что друзьями могут быть и взрослые, и сверстники, и животные);

- помочь детям глубже осознать понятие «добрые друзья»;

- вызвать желание иметь друзей, делать для них добрые дела;

- создать условия для активного взаимодействия детей и родителей;

- формировать умение понятно вести диалог с педагогом и сверстниками;

- создать условия для усвоения детьми моральных и нравственных ценностей (любовь, доброта, верность, доверие, уважение, искренность, умение уступать, прощать и жить в согласии).

РАЗВИВАЮЩИЕ:

-создать условия для развития диалогической и монологической форм речи детей; речевых умений (отвечать на вопрос педагога, говорить самостоятельно в ресурсном круге, понятно формулировать свои мысли и др.);

- развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, желание помочь своему другу;

- развивать коммуникативные способности детей (готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; интерес к рассказыванию о впечатлениях из личного опыта; обогащение содержания общения детей со взрослым и сверстниками на тему дружбы и верных друзей);

-развивать адекватную самооценку детей.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- воспитывать доброжелательное, заботливое, уважительное отношение к сверстникам и близким людям;

- содействовать воспитанию дружного коллектива детей дошкольной группы;

- создать условия для воспитания уважительного, внимательного, доброжелательного отношения к родителям;

-воспитание в детях доверие опыту старших.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, речевая, игровая, музыкальная, двигательная деятельность; восприятие художественной литературы и фольклора.

Формы организацииподгрупповая деятельность (10 человек); совместная и самостоятельная деятельность детей; сотрудничество с родителями.

Формы реализации детских видов деятельности: коллективная декламация стихотворения; диалог с педагогом и родителями; беседа о дружбе и друзьях; рассказы из личного опыта; отгадывание загадок; восприятие фрагмента литературного текста из сказки и поэтического текста; восприятие видео эпизодов сказки; игра «Дом дружбы», оформление страницы Альбома «Добрые друзья» совместно с родителями; размышления над содержанием пословиц и поговорок.

Оборудование или материал к ННОД: книги для развития детей 5-6 лет «Добрые друзья», иллюстрации к сказкам о дружбе и друзьях, музыкальное сопровождение, мультимедийный экран, ноутбук, музыкальный центр, фонограмма песни «Настоящий друг», крупные мягкие модули, солнышки, вырезанные из плотной бумаги.

Предварительная работа по плану интеграции:

- чтение художественной литературы о друзьях и дружбе, взаимоотношениях детей;

- обсуждение различных ситуаций о дружбе;

- прослушивание песен по теме дружбы;

- знакомство с пословицами о друзьях и дружбе, работа над смыслом пословиц;

- чтение русских народных сказок «Сивка-бурка»«Зимовье»;

- речевая игра «Скажи соседу комплимент»«Угадай, кто это»;

- беседа с детьми по русским народным сказкам о дружбе и друзьях;

- проведение в семье активного занятия «Добрые друзья».

Место проведения: музыкальный зал

Ход НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                   (В ФОРМЕ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ)

Играет тихая музыка про друзей, дети заходят в зал и встают в полукруг. Родители сидят на внешнем полукруге.

Воспитатель:

 - Доброе утро, дети! Доброе утро, уважаемые гости и дорогие родители! Дети, сегодня на нашем занятии присутствуют  гости.

Давайте поздороваемся и поприветствуем всех присутствующих.

Дети приветствуют хором:

Рады гостям,

Как добрым вестям!

Всех привечаем,

Душевно встречаем!

Дети стоят в кругу

В. : Ребята, вы слышали песню, когда заходили в зал, а теперь послушайте фрагмент этой песни ещё раз.

Дети вместе с педагогом слушают отрывок из песни «Настоящий друг».

Присоединение к теме занятия.

Воспитатель (В.) : Дети, о ком поется в этой песне? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами разговаривать? (Ответы детей).

В. : Да, вы совершенно правильно решили, мы будем сегодня говорить с вами о дружбе и добрых друзьях.

Звучит мелодия к телепередаче «В гостях у сказки».

В. :

Мы без сказки жить не можем

Сказка в гости к нам пришла.

Своих сказочных героев

Нам с собою привела.

Я прочту строки из русской народной сказки, а вы постарайтесь вспомнить ее название. «В самую полночь прискакал в пшеницу конь – одна шерстинка серебряная, другая – золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. И стал, тот конь пшеницу есть. Не столько ест, сколько копытами топчет».

-Ребята, вы догадались, как называется эта сказка? (Ответы детей)

-Кто главные герои этой сказки? (Ответы детей)

-1.Почему отец попросил своих сыновей стеречь пщеницу?

(Посеял старик пщеницу. Добрая  уродилась пщеница, да только повадился кто-то ту пщеницу мять да топтать)

2.Что сказал отец своим сыновьям

(Милые дети мои! Стерегите пшеницу каждую ночь по очереди».)

3.Послушались ли сыновья своего батюшку ?

(Старший и средний сын не  послушались и проспали на сеновале до утра, а Иванушка послушался.)

4.Что увидел Иванушка ночью?

( «В самую полночь прискакал в пшеницу конь –одна шерстинка серебряная ,другая –золотая.

И стал тот конь пшеницу есть. Не столько ест, сколько копытами топчет».)

5. Как Иванушка поймал коня?

«Подкрался Иванушка к коню и накинул ему на шею аркан «.)

6.О чём стал конь просить Иванушку ?

( «Отпусти ты меня, Иванушка ,на волю! Я тебе за это великую службу сослужу».)

7.Что ответил Иванушка?

(«Хорошо, отпущу ,да как я тебя потом найду !»)

8.Что он услышал от коня?

(« А ты выйди в чистое поле, в широкое раздолье, свистни три раза молодецким посвистом ,крикни богатырским покриком  : «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!». –я тут и буду».)

9.Отпустил ли Иванушка коня?

(Отпустил и взял с него обещание пшеницы больше не есть и не топтать .)

10.Выполнил Сивка-бурка своё обещание?

 (Выполнил и стал верным другом Иванушке.)

11.Что помогло Иванушке обрести верного друга ?

( Послушание ,честность и доброта.)

-Добрые, истинные друзья любят, доверяют, помогают и уважают друг друга -).

В сказке «Сивка-бурка» мы видим истинную дружбу между Иванушкой и Сивкой-буркой. Они помогали и доверяли друг другу, всё это помогло Иванушке обрести свое счастье.

А сейчас я вам буду загадывать загадки, а если вы правильно отгадаете, то герои сказки будут появляться в оконцах дома.

Шубка в завитых колечках.              

Две дуги его рога.

Воду пьёт в студёных речках

И пасётся на лугах.

Если вдруг его ты встретишь,

То идёт он на таран.

Он упрямей всех на свете,

Потому что он -(Баран)

Верховодит в стаде он,

Меж коров гуляет,

Коль увидит вдруг врага,

Тут же забодает! (Бык)

У меня есть к вам вопрос –

Кто испачкал рот и нос?

Кто в луже целый день сидит?

Хрюкая, на вас глядит.

Подскажите мне друзья –

Как зовут её – (свинья).

Ходит в перьях, не спешит,

часто на людей шипит.

Я немножко его боюсь. Угадали? Это. - (гусь)

Кто кричит во дворе,

Будит нас на заре?

У него есть перья - пух!

И зовут его.! (петух)

В. :-Ребята, вы догадались из какой сказки все эти герои? (Ответы детей)

-Почему домашние животные оказались в лесу? (Ответы детей)

-Как вы думаете, что помогло домашним животным дать отпор волку, лисе и медведю? (Ответы детей)

-Можно ли назвать героев сказки «Зимовье зверей» добрыми друзьями? Почему? (Ответы детей)

-Добрые друзья живут в согласии, умеют прощать и могут сообща дать отпор любому врагу.

О дружбе много пословиц сложил наш народ. Давайте с вами вспомним некоторые из них. Я помню вот такую пословицу:

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Дети вспоминают свои пословицы:

1. Человек без друга, что земля без воды.

2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Один за всех и все за одного.

4. Дружба – самое дорогое сокровище.

5. Дружба дороже денег.

6. Без друга в жизни туго.

7. Друг познается в беде.

8. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

9. Старый друг лучше новых двух.

10. Дружба не гриб, в лесу не растёт.

- Как много пословиц мы вспомнили про дружбу и верных друзей! Как много важного дали они нам!

В. : Уважаемые родители, дорогие дети! Я предлагаю теперь Вам потрудиться вместе, дружно и из мягких модулей построить «Дом дружбы». Для его строительства потребуются кирпичики. Предлагаю Вам использовать для строительства лишь те кирпичики, на которых написаны слова, характеризующие добрых друзей. Родителям предлагаю прочитать для детей слова, характеризующие настоящих верных друзей, а детям – из этих кирпичей построить «Дом дружбы». (Верность, зависть, согласие, честность, взаимопомощь, радость, любовь, понимание, счастье)

(Дети и родители трудятся над созданием дома).

В. : Молодцы и родители, и дети, построили замечательный «Дом дружбы», а теперь я попрошу родителей еще раз прочитать детям слова, характеризующие настоящих друзей.

Педагог предлагает детям встать в круг и прочтем стихотворение про друзей

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Ресурсный круг «Кого можно назвать настоящим другом?»

Этапы работы:

1. Подготовительный этап.

Педагог предлагает детям сесть в круг: «А теперь посидим рядком, да поговорим ладком, вместе порассуждаем о дружбе и верных друзьях».

В. : Ребята, конечно, каждому человеку необходим верный надежный друг. Для дружбы мы выбираем человека, которого любим и которому доверяем. А вы хотите узнать про мою подругу? (Рассказ педагога о своей подруге). У меня есть замечательная подруга, мы дружим с ней уже много лет, её зовут Ирина, иногда я называю её ласково Ириша. Мне интересно с ней смотреть и обсуждать фильмы, рассказывать друг другу разные истории из своей жизни. Вместе мы готовим с ней по выходным и праздникам вкусные пироги и печенье, выращиваем красивые цветы. Вместе мы радуемся успехам друг друга и помогаем в беде. Я доверяю своей подруге, могу поделиться с ней своими секретами и знаю, что она никому не расскажет о них. Мы часто встречаемся и интересно проводим время. Если мы не можем встретиться, то просто разговариваем по телефону. Дружба с Ириной у меня началась ещё в детском саду, когда я была маленькой, такой же, как вы сейчас, именно там я с ней и познакомилась.

Ребята, а у вас есть друзья? Кто хочет рассказать о своем друге или подруге?

Расскажите, как его зовут. Где с ним познакомились. Почему вы считаете его (её) своим добрым, хорошим другом (подругой? Когда он вел себя как настоящий друг (чем поделился, помог, защитил тебя?

(Рассказы детей о своих друзьях).

В. : Многие из вас рассказали правильно о своих друзьях и как нужно дружить. Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах и старается сделать им что-нибудь хорошее.

А может ли быть другом взрослый человек? (папа, бабушка, мама, сестрёнка, брат). Конечно, могут, ведь они нас очень любят, заботятся о нас, учат доброму и только хорошему.

Давайте ребята попросим родителей рассказать истории из своего детства о своих друзьях и подругах.

(Рассказы двух родителей).

Я благодарю и детей, и родителей за рассказы о своих друзьях.

Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить других детей дружить.

2. Основной этап.

В. : Ребята, я предлагаю вам ответить на вопрос«Кого можно назвать настоящим другом?»

Первым отвечает ребенок, сидящий слева от воспитателя, затем передает слово дальше по кругу, дотрагиваясь до соседнего плеча.

В. : Я от всей души благодарю вас за ваши высказывания. Я согласна, что настоящий друг всегда поможет, научит, защитит, старается сделать что-нибудь хорошее, и он добр ко всем остальным.

3. Заключительный этап.

В. : Сегодня мы много говорили о друзьях и дружбеи я хочу вас спросить«Считаете ли вы себя настоящим другом? Почему?»

Я уверена, что вы будете дружными добрыми друзьями. Дружба – самое ценное качество человека. Настоящая дружба основывается на взаимном доверии, честности, умении уступать, прощать, жить в согласии, проявлять внимание и заботу.

Рефлексия для взрослых.

В. : С какими чувствами вы пойдете домой? (Высказывание родителей). Дома я предлагаю вам, ребята, вместе с родителями оформить рисунок к русской народной сказке «Сивка-бурка» на странице Альбома «Добрые друзья». Я хочу подарить и детям, и взрослым солнышки, на которых напечатаны пословицы о дружбе. Дома взрослые вместе с детьми поразмышляйте о смысле тех пословиц, которые напечатаны на солнышках. На другой стороне солнышка можно будет добавить еще пословицы и поговорки о дружбе и друзьях.

В. : Наше занятие подходит к концу. Спасибо вам всем – и детям, и родителям за ваш труд души! Спасибо за ваше доброжелательное отношение и помощь! Спасибо за наш теплый и важный разговор!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое активное занятие с детьми и родителями на тему «Добрая книга»

Цель:  продолжать работу по накоплению социокультурной категории «Образ», ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей. Убедить родителей в важности семейног...

Итоговое активное занятие с детьми и родителями на тему "Доброе слово"

Цель: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Слово»Задачи: -Учить запоминать, называть  добрые слова.- Развивать  умение понимать смысл слов, их значимость.-Восп...

Активное занятие «Добрые друзья»

Активное занятие «Добрые друзья»...

Конспект активного занятия «Добрые друзья».

Конспект активного занятия «Добрые друзья»....