Методическая разработка "Синквейн в речевом развитии дошкольников"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Кунгурова Марина Семеновна

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ и воспитания детей, так как от уровня владения речью зависит успешность обучения в школе, умение обращаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Метод "Синквейн" является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, в основе которых лежит креативность, а также направленность речевой деятельности дошкольников на результат

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая записка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Боханский детский сад №1»

Кунгурова Марина Семеновна, воспитатель

Номинация № 2 «Лучшая методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности»

(Наименование номинации)

Методическая разработка «Синквейн в речевом развитии дошкольников».

(Название методической разработки)

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня владения речью зависит успешность обучения в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

По результатам мониторинга, по наблюдениямочевидно,что речь детей старшего дошкольного возраста является сухой, односложной, лишенной образности и яркости, недостаточно богат словарный запас.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

  • существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
  • снижение уровня речевой культуры в обществе;
  • дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

В связи с этим становится очевидной необходимость корректировки традиционных методов речевого развития ребенка, как по форме, так и по содержанию.

Считаю, что определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий и методов, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми.

При выборе методов и технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:

  • ориентация технологии и методов направлена не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей;
  • воспитание культуры общения и речи;
  • технология должна носить здоровьесберегающий характер;
  • реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
  • организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Работая с детьми, пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников.

Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна.

Изучив новые программы и педагогические технологии, ознакомившись с передовой практикой дошкольных учреждений, опыта работы ДОУ в сети Интернет, решила попробовать использовать этот метод в своей работе, разработать и реализовать проект «Синквейн в речевом развитии дошкольников».

Данный метод является самым эффективным методом в речевом развитии детей и актуальным в современном образовании. Один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, способствует формированию познавательно-речевой деятельности. А также делает образовательную систему ДОУоткрытой для активного участия родителей. Поэтому и тема моей работы является «Синквейн в речевом развитии дошкольников»

Инновационность данного метода состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Что такое Синквейн?

Синквейн – это методический прием по речевому развитию, который учит детей составлять предложения по определенным правилам.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);

2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства.

слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом.

Предмет (тема) – одно слово-существительное.

Два прилагательных по теме.

Три глагола по теме.

Предложение по теме.

Ассоциация по теме: одно слово-предмет.

Условные обозначения:

слова-предметы (существительные)

слова-признаки (прилагательные)

слова-действия (глаголы)

слова-предметы (существительные)

Работа велась по трем направлениям:

Первое направление - это обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

Второе направление - работа с родителями.

Третье направление - работа с детьми.

Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности.

Самый важный и главный в рамках работы по данному направлению развития детей – это созданный речевой центр «Говорушки». Накоплен и систематизирован совместно с родителями разнообразный практический материал по лексическим темам: различные пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, картотеки дидактических игр, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики. Например, такие пособия: грамматика в картинках: «Многозначные слова», «Один-много», беседы в картинках: пословицы и поговорки, беседы по картинкам «Развитие речи детей 5-6 лет», «Картинки половинки» и другие.

Анализ анкетирования: «Вовлечение родителей в реализацию проекта» выявил психолого-педагогическую некомпетентность семей воспитанников в методике речевого развития детей старшеговозраста.

На основании этого был разработан ряд мероприятий, консультаций, бесед по проблеме.«Роль родителей в развитии речи детей»,мастер- класс"Синквейн в работе по развитию речи, где знакомила родителей с с приемами и способами составления синквейнов, знакомила с разными видами работы над синквейнами, оформляла буклеты, памятки, мини- журналы.

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна проводилась поэтапно, так как детям необходимо было иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями: слово- предмет, слово- признак, слово- действие. Поэтому работа начиналась с уточнения, расширения и самоусовершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовили платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Начинали с простых понятий, знакомой темы.

Что делает корова – стоит, щиплет траву, жует.

Слон топает, хлопает ушами, льет воду

Что изображено на картинке: машина едет, собака бежит.

Подбирали несколько признаков к одному предмету – пушистый, ласковый, игривый (котик)

Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически, а также с помощью картинок-ассоциаций или предметов. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.

На основном этапе дети знакомились с алгоритмом составления синквейна.

Для успешного овладения данной технологией на начальном этапе использовались разные способы работы с синквейном: "Синквейн- загадки", "Нарисуй предмет- отгадку", "Составь синквейн по образцу", " Найди ошибки в стихотворении", "Чужое слово", "Один начинает- другой продолжает".

На практическом этапе перешли к самостоятельному составлению синквейнов. Были использованы следующие игровые приемы: "Чей синквейн лучше?", "Увлекательный шар", "Дружок", "Отгадай загадку и на отгадку составь синквейн"

На третьем заключительном этапе провела рефлексию и итоговое мероприятие по реализации проекта.

Интересно прошел конкурс среди родителей на изготовление сборника синквейнов. Каждый ребенок с гордостью представил свой сборник. Родители творчески и ответственно подошли к изготовлению этих пособий. Они соответствовали всем требованиям и положению конкурса, были оригинально и красиво оформлены. В завершении конкурса дети и родители были награждены дипломами.

Таким образом, метод Синквейн является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, в основе которой лежит креативность, а также направленность речевой деятельности дошкольников на результат.

Проведенная педагогическая диагностика показала положительные результаты в речевом развитии детей от 72% до 81%. Таким образом, в процессе работы над проблемой по развитию речи произошел существенный рост в речевой активности воспитанников. У детей значительно обогатился словарный запас, связная речь, они стали правильно использовать в речи обобщающие слова и понятия.

Включение родителей 91% в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.
Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, помогли в решении задач проекта.

Реализация проекта по теме: «Синквейн в речевом развитии дошкольников» позволила:

  • преобразовать развивающую предметно-пространственную среду, создающую ребёнку свободу выбора и обеспечивающую успех в развитии речевых и творческих способностей;
  • активно использовать игровое исследование, как во время организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей;
  • эффективно организовать индивидуальную работу.
  • осуществлять деятельностный подход к речевому развитию ребенка.

Опыт работы был обобщен и распространен на уровне ДОУ, в рамках преемственности со школой, на портале педагогического Интернет сообщества:

  • педагогический совет по теме: «Речевое развитие дошкольников: перспективы, проблемы и пути их решения»,
  • семинар - практикум «Речевое развитие дошкольников посредством интеграции воспитателя родителей и специалистов».



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Боханский детский сад №1»

Методическая разработка

Проект

«Синквейн в речевом развитии дошкольников»

Подготовила на муниципальный

конкурс «На лучшую методическую

разработку», номинация №2: «Лучшая

методическая разработка, реализуемая

в рамках проектной деятельности»

воспитатель: Кунгурова М.С.

п. Бохан, 2022 г.

Речь – удивительное сильное средство,

но нужно иметь много ума,

чтобы пользоваться им”

Г. Гегель

Актуальность

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие и закладываются основы успешного обучения в школе.

Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Цель проекта: создать условия для развития речи детей, обогащения словарного запаса через игровую деятельность, посредством стимулирования и развития у дошкольников умений к речевому творчеству. Развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна. Обогащение и активизация словаря.

Задачи проекта:

  • создание условий для организации речевого развития детей в группе;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи в процессе образовательной деятельности;
  • поддерживать речевую инициативу и творчество детей в общении;
  • познакомить детей среднего дошкольного возраста с алгоритмом составления синквейна;
  • формировать первоначальное умение составлять синквейн (с помощью педагога);
  • обогащение словарного запаса детей 4 лет по изучаемым лексическим темам;
  • развивать творческое воображение, логическое мышление, память;
  • воспитывать навыки сотрудничества и самостоятельности;
  • оценить результативность реализации проекта;
  • подготовить на основе полученных материалов методические рекомендации для педагогов дошкольного образовательного учреждения;
  • популяризировать инновационный опыт.

Новизна

Комплексный подход для эффективного взаимодействия педагогов, детей и их родителей. Привлечение творческого потенциала родителей в развитии речи дошкольников. Данный проект можно использовать в интеграции с другими специалистами дошкольного учреждения. Создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

В работе с родителями - активное включение родителей в образовательный процесс.

Участники проекта: дети старшей группы МБДОУ «Боханский детский сад №1» родители воспитанников, воспитатель.

Тип проекта: познавательный, игровой, творческий.

Срок реализации: сентябрь – май.

Методы проекта: наглядные, словесные, практические.

Проблема: недостаточно активный словарный запас детей.

Гипотеза: в результате работы у детей повысится словарный запас, обогатится связная речь. Дети научатся сочинять небольшие стихотворения, составлять рассказы, придумывать сказки, научатся анализировать и выделять главную мысль и самостоятельно составлять синквейны.

Преимущества метода синквейн:

  • данная технология является методом развивающего обучения;
  • развивает самостоятельность и инициативу детей;
  • развивает их коммуникативные и творческие способности, «ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей» (Веракса Н. В);
  • активное включение родителей в образовательный процесс;
  • дает новый толчок в отношениях «родитель - ребенок – детский сад».

Метод синквейн компенсирует проблему дефицита общения и является эффективным средством речевого развития дошкольников.

Этапы реализации проекта:

1 этап – организационный

1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

2. Подбор методической литературы для реализации проекта.

3. Работа с родителями (активное вовлечение родителей в реализацию проекта, индивидуальное и групповое консультирование по проблеме).

4. Организация развивающей среды в группе.

2 этап - основной

#1042;ключение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков.

2. Реализация плана мероприятий.

3 этап – заключительный

1 Период осмысления собственных результатов. Диагностика детей.

2. Подведение итогов реализации проекта.

3. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе применения метода Синквейн

4. Составление сборника по синквейну

Формы работы с родителями:

  • Консультации;
  • Анкетирование;
  • Семинар-практикум;
  • Конкурсы;
  • Практические советы и рекомендации.

Формы работыс детьми:

  • Речевые тренинги;
  • Беседы;
  • Чтение художественной литературы;
  • Дидактические игры;
  • Театрализованные игры, игры-драматизации;
  • Сюжетно-ролевые игры.

Перспективный план мероприятий

Этапы

Содержание работы

Срок

1 этап – организационный

Анкетирование родителей «Выявление уровня знаний родителей о методе Синквейн и его применении».

Консультация "Синквейн - что это?"

Семинар – практикум "Использование техники Синквейн в развитии речи дошкольников"

Индивидуальные беседы с родителями

Изготовление папки-передвижки для родителей «Синквейн и речь вашего ребенка».

Составление памятки для родителей по составлению Синквейна.

Организация предметно – развивающей речевой среды в группе. Создание центров: «Учимся говорить правильно!», центр «Сюжетно – ролевых игр», «Театральный уголок - «В гостях у сказки», центр «Творческая мастерская» и др.

Подготовка дидактического материала по теме.

Дидактические игры на обогащение словарного запаса детей

«Кто больше подберет слов к существительному (признаки предмета или живого существа, действия предмета или живого существа)»,

«Подбери слово» (синоним),

«Выбери подходящее слово» (синоним из предложенных, признаки, действия),

Сентябрь-октябрь

2 этап - основной

Дидактические игры и упражнения:

«Придумай загадку» (подбор признаков предмета, действий предмета),

«Закончи предложение»,

С\ ролевая игра «Магазин» (чтобы купить предмет, надо его описать),

«Допиши синквейн» (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части и совершенствование готового синквейна),

« Исправь ошибку», «Поправь меня» (коррекция готового синквейна),

«Определи тему готового синквейна».

Чтение русских народных сказок, подвижные игры.

Ноябрь

Дидактические игры «Отгадай загадку» (назвать несколько признаков предмета и предложить угадать, что это; то же самое с действиями предмета)

Игра-соревнование между командами «Кто больше придумает синквейнов».

Беседы "Времена года", "Какое время года"

"Угадай время года по описанию"

Декабрь

1. Использование готовых наглядных графических моделей («Елочка», «Девочка и лесенка», «Пирамида»).

2. Рисование детьми графических моделей синквейна.

Д\ игры "Закончи предложения", "Кому угощение?", "Назови три слова", "Кто кем хочет стать", "Зоопарк", "Сравни предметы", "Кто кем был или что чем было", "Назови как можно больше предметов"

Январь

КВН - Составление синквейнов по группам на заданную тему.

Дидактические игры

"Подбери рифму", Назови части предмета", "Кто рассказчик?", "Настроения"

Февраль

Рисование детьми графических моделей синквейна.

Игра-соревнование между командами «Кто больше придумает синквейнов».

Составление синквейнов по группам на заданную тему.

Привлечение родителей к составлению синквейнов в семье.

Март

Использование ИКТ технологии.

Рисование иллюстраций к синквейнам.

Составление загадок- синквейнов

Рисование иллюстраций к синквейнам.

Дидактические игры и упражнения:

- «Кто больше подберет слов к существительному (признаки предмета или живого существа, действия предмета или живого существа)»,

- «Подбери слово» (синоним),

- «Выбери подходящее слово» (синоним из предложенных, признаки, действия),

- «Отгадай загадку» (назвать несколько признаков предмета и предложить угадать, что это; то же самое с действиями предмета),

Апрель

3 этап – заключительный

Проведение диагностики

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе проектной деятельности.

Изготовление творческого продукта – сборника синквейнов, иллюстрированного детьми.

Май

Вывод.

Составление синквейнов похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко. Это увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением - творцом

Метод Синквейн очень эффективен и актуален на сегодняшний день. Он дает возможность ребенку систематизировать полученные знания. А также имеет огромный потенциал в развитии творческих способностей и коммуникативных навыков детей. Таким образом, в процессе работы над проблемой по развитию речи происходит существенный рост в развитии речевой активности воспитанников. У детей значительно обогатился словарный запас, связная речь. Они стали использовать в речи обобщающие слова и понятия.

Я считаю, речевое общение – это высшая форма сотрудничества педагога, родителей и ребенка.

При условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных технологий, а также умело организованной развивающей предметно - пространственной средой, речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Формирование культуры речи в системе социально-коммуникативного и речевого развития дошкольника".

В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность.Благодаря развитию культуры речи у дошкольников ДОУ реализует задачи ФГОС :-помогаем  им  усвоить  нормы  и ц...

Мастер – класс " Перспективы методического сопровождения педагогов ДОУ по реализации речевого развития дошкольников"

Презентация посвещена  организации образовательной еятельности пеагогами дошкольного учреждения по реализации речевого развития дошкольников...

Методическая работа с педагогами детского сада по познавательно-речевому развитию дошкольников

опыт работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста...

Методическая консультация для воспитателей «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая...

Методические рекомендации по речевому развитию дошкольников.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педаг...

Методическая разработка «Технологии речевого развития дошкольников».

Семинар – практикум для педагогов«Технологии речевого развития дошкольников»....

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...