Методическая разработка по теме: "Формирование культуры речи в системе социально-коммуникативного и речевого развития дошкольника".
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность.
Благодаря развитию культуры речи у дошкольников ДОУ реализует задачи ФГОС :
-помогаем им усвоить нормы и ценности , принятые в обществе, включая моральные и нравственные .
- учит владеть речью как средством общения и культуры;
-развивает у них связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речи;
-развивает речевое творчество .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_rekomendatsii.docx | 26.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 11 комбинированного вида
Красносельского района Санкт – Петербурга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
По теме: Формирование культуры речи в системе социально-коммуникативного и речевого развития дошкольника.
Составила
_______________ Буклагина Т.Г.
Воспитатель
Санкт-Петербург
2015
- Вводная часть. Актуальность и необходимость формирования культуры речи у дошкольников.
- Основная часть. План-конспект занятия по культуре речи в подготовительной группе.
- Выводы.
- Вводная часть.
На современном этапе развития общество нуждается в образованной и воспитанной личности. В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой и упадок общей культуры.
На данном этапе остро встает проблема овладения детьми дошкольного возраста речью правильной, логичной, точной, выразительной. Поэтому введение элементов культуры речи в общую систему воспитания будет оказывать безусловное влияние на духовный мир ребенка и способствовать решению коммуникативных задач в детском коллективе.
Общение дошкольников – сложный многогранный процесс, которые может выступать одновременно и как процесс взаимодействия личностей и как процесс сопереживания и взаимоотношения. Оно представляет собой нечто внешнее: серию речевых и неречевых действий, а также внутреннее: потребности, мотивы, интересы, чувства – все то, что толкает человека к общению.
Общение со взрослыми:
- называют ли воспитателя, помощника воспитателя по имени-отчеству; может ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу; как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое; употребляет ли вежливые слова, какие, в каких ситуациях;
- умеет ли разговаривать со взрослым спокойно, глядя ему в лицо; слушать взрослого, не перебивая, дожидаться своей очереди;
- насколько внимателен ребенок ко взрослому, как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручения; проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению ко взрослому.
Общение со сверстниками:
- насколько приветлив со сверстниками; сформирована ли привычка здороваться и прощаться; называет ли сверстника по имени; употребляет ли слова, какие и в каких ситуациях;
- внимателен ли к сверстнику: замечает его настроение; старается помочь; умеет не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать; считается с его мнением или действует только в собственных интересах;
- как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их разрешает, как себя ведет в конфликтных ситуациях (уступает или кричит и дерется, обзывается), обращается за помощью к взрослому;
- какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные, доброжелательные по отношению ко всем детям; равнодушные.
Речь человека – это показатель его интеллекта и культуры. В связи с этим, задача детского образовательного учреждения предусматривает ознакомление детей с основными формами речевой культуры как одного из важных элементов общей культуры.
Необходимо учить и упражнять детей в употреблении форм вежливого обращения. Это является неотъемлемой потребностью занятий в области РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, которые не только формируют у детей навыки грамотного письма, обогащение словарного запаса, правильное произношение, словоупотребление и интонирование речи, но и раскрывают нужные для каждого человека нормы общения людей в современном обществе.
Занятия с детьми должны быть направлены на то, чтобы ребенок всегда вел себя по правилам не только в детском саду и дома, но и в любой обстановке, не только на глазах взрослых, под контролем, но и по собственному побуждению.
Так как развитие культуры речи довольно сложное, то в детском образовательном учреждении можно использовать самые простые и употребительные ее формы:
- разные формы приветствия;
- вежливые формы просьбы об одолжении;
- вежливые формы извинений за причиненные неудобства;
- благодарность за услугу или подарок.
Желая вызвать у детей интерес и усилить смысловое значение выражений, рекомендуется использовать на занятиях сказки, игровые задания с куклами.
- Основная часть.
Задача занятия: научить детей употреблять различные словесные формы обращений с просьбой, выражения извинения, слова благодарности.
Занятие рекомендуется разделить на три части.
Цель первой части:
1) анализ форм обращения с просьбой на примере стихотворения К.И. Чуковского «Телефон» (в форме диалога «воспитатель-ребенок»);
2) разыгрывание ситуаций (в форме диалога «воспитатель-ребенок», «ребенок-ребенок»).
1. Как правило, дети знакомы со стихотворением «Телефон». Вместе с детьми вспоминаем:
- кто звонил автору?
- как звери обращались с просьбой?
- чья просьба прозвучала вежливее? Почему?
Ответы детей подтверждаем цитатами из текста.
Какие еще вежливые слова знакомы детям? Какие из этих слов можно использовать при обращении с просьбой?
2. Разыгрывание ситуаций:
а) Обратиться к соседу по парте с просьбой дать игрушку или книжку. Рассмотреть, как ребенок обращался к соседу с просьбой? Как он называл его? Как ему ответили?
Прослушать стихотворение «Как его зовут?» (авторы В.Масс и М. Червинский) и определить – вежлив ли его герой:
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык,
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Не скажет он друзьям по школе:
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только
Алешка, Петька, Ванька, Толька.
б) Как обратиться к незнакомому человеку и узнать у него сколько времени?
в) Как обратиться к маме с просьбой купить понравившуюся игрушку?
г) Представьте, что вы едете в автобусе. Как обратиться к пассажиру с просьбой пропустить вас к выходу?
д) Представьте, что вы в магазине. Как узнать у продавца есть ли яблочный сок?
Цель второй части:
3) определить путь прекращения ссоры на примере стихотворения А. Кузнецовой «Поссорились»;
4) анализ ситуации на примере стихотворений А.Л. Барто и Н. Юсупова.
3. Воспитатель читает первую половину стихотворения «Поссорились» и предлагает детям придумать, как могут помириться подруги:
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала «Не отдам!»
Дети предлагают, как девочки могут помириться и воспитатель читает вторую часть стихотворения:
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
Какими вежливыми словами девочка может извиниться? (Извини(те); прости(те); извините, пожалуйста; простите, пожалуйста).
В каких случаях мы используем эти слова?
4. Анализ ситуации.
«Попал я в дедушку мячом
И закричал: - А я причем?
Но, досчитав до тридцати,
Сказал: - Ну, дедушка, прости.
Выслушать мнение детей – вежливо ли мальчик извинился перед дедушкой. Как бы извинились дети?
Как можно оценить поступок мальчика в следующем стихотворении? Можно ли его извинения считать искренними?
Пошел я гулять и в саду по привычке
Я дернул девчонку за обе косички.
На крик прибежала девчонкина мать,
Меня изловчилась за ухо поймать…
Попробовать, что ли? В сторонку куда-то
«Простите меня», - я шепнул виновато.
- Ступай, - улыбнулась, - прощаю пока, -
И ухо мое отпустила рука.
«Простите»… Ура!
Убедился я снова, какое оно интересное слово.
Цель третьей части:
5) анализ речевых ситуаций;
6) рассказы детей о случаях, когда им приходилось использовать вежливые слова;
7) закрепление изученного о словах вежливости.
5. Какие слова благодарности знают дети? (Спасибо, большое спасибо, благодарю).
В каких ситуациях необходимо применять эти слова?
Как следует поблагодарить маму за вкусный обед?
Разберем такой случай: на одном дне рождения имениннику подарили две одинаковые машинки. Что вы посоветуете мальчику:
- поблагодарить гостей за подарки, но заметить, что две одинаковые машинки не нужны (Спасибо, но у меня уже есть такая машинка. Что мне делать со второй?);
- поблагодарить гостей за подарки – ведь они оба хотели сделать мальчику приятное (Спасибо! Теперь у меня будут две отличные машинки! Мы сможем вместе с ними играть!).
6. Обсудить с детьми их рассказы о случаях, когда они использовали различные вежливые слова, и о том, каким тоном они это произносили. Кроме этого необходимо проговаривать с детьми, какие действия, поступки совершались ими после употребления вежливых слов. При разговоре необходимо обратить внимание детей, на то, что вежливые слова всегда идут в паре с хорошими поступками.
7. Для закрепления пройденного можно проанализировать стихотворение Капутикян С. «Слушайте хорошенько», в котором говорится об использовании различных вежливых слов.
Слушай хорошенько, - кукле я сказала. –
Полно наряжаться! Это баловство.
Ты уже большою девочкою стала,
А еще не знаешь ровно ничего.
«Здравствуйте» при встрече взрослым говорят.
За подарки, помощь всех благодарят.
Старикам в трамвае место уступают.
Вежливые дети все так поступают.
Будь и ты такою, и тебя тотчас
Попрошу зачислить в первый класс.
Только ли со взрослыми надо здороваться? Каким еще вежливым словам приветствия и благодарности можно научить куклу?
А вот еще одна мудрая сказка Берестова В.Д. «Аист и соловей». Как вы поняли, почему соловей стал лучшим певцом в мире, а аист научился только стучать?
...Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной далёкой стране живёт старый, мудрый человек, который учит музыке. Тогда птицы послали к нему Аиста и Соловья проверить, так ли это.
Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первым в мире музыкантом.
Он так спешил, что вбежал к мудрецу и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком, и изо всех сил крикнул ему прямо в ухо:
— Эй, старикан! Ну-ка, научи меня музыке!
Но мудрец решил сначала поучить его вежливости. Он вывел Аиста за порог, постучал в дверь и сказал:
— Надо делать вот так.
— Всё ясно! — обрадовался Аист. — Это и есть музыка? — и улетел, чтобы поскорее удивить мир своим искусством.
Соловей на своих маленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучался в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке.
Мудрецу понравилась приветливая птица. И он обучил соловья всему, что знал сам.
С тех пор скромный Соловей стал лучшим в мире певцом.
А чудак Аист умеет только стучать клювом. Да ещё хвалится и учит других птиц:
— Эй, слышите? Надо делать вот так, вот так! Это и есть настоящая музыка! Если не верите, спросите старого мудреца.
Какие вежливые слова приветствия и извинения использовал соловей?
В заключение занятия можно разыграть сценку из этой сказки.
- Выводы.
Все наши слова и поступки взаимосвязаны. Зная вежливые слова и как их использовать, дети будут применять их в повседневной жизни и соответственно «подтягивать» свое поведение к сказанным словам: в гостях, в кинотеатре, в транспорте, на улице, спускаясь или поднимаясь по лестнице и т.д. Для того чтобы дети привыкали к употреблению слов вежливости, рекомендую устраивать периодически «Дни вежливости» в масштабе группы у младших детей, в масштабе нескольких групп у старших детей (объединенных, как правило, одним местом для прогулок).
Особое значение имеет привлечение родителей и родственников к мягкой корректировке поведения детей вне детского сада. Поскольку большую часть времени ребенок проводит в семье, крайне важно, чтобы взрослые показывали положительный пример в поступках и употреблении слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»
В консультации раскрывается основное значение звуковой культуры речи как составной части общей речевой культуры, что входит в понятие "ЗКР", описаны основные этапы усвоения ребёнком ...
Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе индивидуальной деятельности»
Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе индивидуальной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...
Конспект логопедической НОД в старшей группе на тему "Формирование звуковой культуры речи" (лексическая тема "Домашние животные")
Фронтальная логопедическая НОД в старшей группе.Лексическая тема "Домашние животные".Тема "Формирование звуковой культуры речи"...
Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»
Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»...
Педсовет Тема: «Формирование звуковой культуры речи дошкольников в процессе совместной деятельности детей и взрослых»
Педсовет Тема: «Формирование звуковой культуры речи дошкольников в процессе совместной деятельности детей и взрослых»...
Консультация по теме "Формирование звуковой культуры речи у дошкольников"
Открытое мероприятие...
Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности»
Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе совместной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...