Консультация на тему" Составление рассказов по картине"
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

Афанасьева Инна Владимировна

В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ковдорского района детский сад №29 «Сказка» Консультация на тему «Составление рассказа по картинам » Выполнила : Воспитатель Афанасьева Инна Владимировна

Слайд 2

Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им( Г. Гегель) В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

Слайд 3

Значение картины как дидактического средства образования дошкольников

Слайд 4

СЕРИИ КАРТИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕТСКОМ САДУ: предметные картины - на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» - автор С. А Веретенникова, художник А. Комаров). сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.

Слайд 5

репродукции картин мастеров искусства: - пейзажные картины: А Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Золотая осень» и др.; натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П.Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».

Слайд 6

ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН: содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.

Слайд 7

Общие требования к организации работы с картиной: Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада. 2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине. 3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей. 4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной. 5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема. 6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Слайд 8

Виды рассказывания по картине Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ .

Слайд 9

Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. Описание пейзажной картины и натюрморта. Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

Слайд 10

Этапы обучения рассказыванию по картине: Младший дошкольный возраст О существляется подготовительный этап, цель его - обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию. Проводятся дидактические игры с предметными картинками: малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают. В работе с малышами используются предметные и сюжетные картины, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Наша Таня». Основной вид занятия по картине - беседа. Дети учатся рассказывать с помощью вопросов воспитателя. Воспитатель задает схему, а дети дополняют:«Кошка Мурка лежит на ... (коврике), у нее маленькие ... (котята)». Используются авторские рассказы по теме, загадки, короткие стихи, потешки .

Слайд 11

Средний дошкольный возраст Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу. Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети . Структура занятия: 1. дети молча рассматривают картину, 2. проводится беседа, уточняющая содержание и детали, 3. дается образец (короткий, живой, эмоциональный), 4. дети воспроизводят образец, 5. рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество

Слайд 12

Детей подводят к рассказыванию рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех). Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми.

Слайд 13

С тарший дошкольный возраст: Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины. Задачи обучения усложняются: дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции. Основное требование - большая самостоятельность в рассказах по картинам. В старшей группе рекомендуются картины: «Шар улетел», «Новенькая», «У пристани», «Лошадь с жеребенком», «Ежи», «Белки» и др. Детей обучают следующим типам высказываний: - описанию и сравнению предметных картин; - описанию сюжетных картин; повествованию по серии сюжетных картин.

Слайд 14

П одготовительная к школе группа: Дети самостоятельно составляют описания и повествования по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использованием образной речи. Используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве речевого образца часто используется художественное произведение: короткие рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е.Чарушина , В. Бианки.

Слайд 16

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...

Консультация для педагогов: "Составление рассказа по картине"

В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмо...

Консультация для воспитателей по теме "Методика обучения составления рассказа по картине "Картинка без запинки".

ФГОС нацеливает нас на создание благоприятных условий для развития речи дошкольников: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, разв...

Консультация: «Наглядное моделирование при обучении дошкольников составлению рассказа по картине».

Моделирование - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.  Доступность метода моделирования детям дошкольного возраста определяетс...

Консультация для родителей. "Обучение детей составлению творческих рассказов по картине"

Технология обучения детей составлению двух типов рассказов по картине...

Консультация для воспитателей по теме "Методика обучения составления рассказа по картине "Картинка без запинки".

ГОС нацеливает нас на создание благоприятных условий для развития речи дошкольников: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, разви...

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин»

   Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, ведь это всего первые 7 лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стр...