Консультация для педагогов: "Составление рассказа по картине"
консультация по развитию речи
В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_rasskaza_po_kartine.docx | 60.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению детей №43 «Журавушка» города Лесосибирска»
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ
Составитель:
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Супруненко О.М.
Лесосибирск, 2019
«Дайте ребенку картину и он заговорит»
К.Д. Ушинский
Развитие связной речи является важнейшей задачей в овладении ребенком родным языком.
Во-первых, в связной речи реализуется основная функция речи – коммуникативная (общение).
Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка.
В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование грамматического строя речи, словаря, фонетической стороны.
Проблема развития речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.
Дети испытывают значительные затруднения при составлении рассказа по серии сюжетных картин, по картине.
Отмечается нарушение связности и последовательности рассказа, нарушение логико-временных и причинно-следственных связей в тексте.
Все эти особенности сопряжены с низкой степенью самостоятельной активности ребенка при составлении рассказа, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними.
Известны два основных вида речи:
- диалогическая;
- монологическая.
Диалог – беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них. Для диалога важны умения формулировать и задавать вопрос, в соответствии с вопросом собеседника строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.
Монолог – характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования.
Объяснение, пересказ, рассказ требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи.
Детям 3-х лет доступна простая форма диалога: ответы на вопросы.
Детей 4-х лет можно начинать обучать составлению небольших рассказов по картине, их словарный запас растет.
У детей 5 – 6 лет монолог достигает достаточно высокого уровня, но и в этом возрасте дети нуждаются в образце педагога, так как у них, в большинстве, отсутствует умение в монологе выразить свое эмоциональное отношение к составлению рассказа.
Одним из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства является картина.
Общие требования к организации работы с картиной:
- Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-ой младшей группы детского сада.
- При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
- После первой игры картина остается в группе (на все время занятий) и находится в поле зрения детей.
- Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
- Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
- Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
Рассказ может быть:
- повествовательным (отображение событий в динамике; ребенку требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события);
- описательным (характеристика предмета, явления);
- объяснительным (какой предмет? Что с ним делать, почему?).
Во 2 младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказывания по картине. Дети еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами.
В средней группе детей лишь подводят к описанию демонстрационных картин. На картинах немного персонажей и мало окружающих предметов. Воспитатель в первой части занятия организует совместные действия – начинает описание одного предмета, а ребенок заканчивает двумя – тремя предложениями.
В старших группах при описании картин также уместен частичный образец рассказа по одному из эпизодов. На последующих занятиях составлению рассказов помогает план. Детям старшего возраста предлагают внимательно всматриваться в изображение, рассказывать подробнее.
В подготовительной группе педагог приучает детей самим обдумывать план рассказа при самостоятельном рассматривании картины.
В этом возрасте очень важно учить детей видеть не только то, что изображено на картине, но и воображать «додумывать» предыдущие или последующие события.
Какие цели, задачи и приемы мы используем при обучении составления рассказа по картине:
Цели и задачи взяты в соответствии с методикой развития речи детей А.Б. Бородич:
- Учить детей правильно понимать содержание картины;
- Воспитывать чувства (в зависимости от сюжета картины): любовь к природе, уважение к данной профессии и т.д.
- Учить составлять связный рассказ.
- Активизировать и расширять словарный запас, развивать грамматический строй речи.
- Развивать внимание, память, инициативность, мышление.
Приемы обучения:
- Образец рассказа воспитателя.
- Частичный образец.
- Разбор образца рассказа.
- План рассказа
- Воспроизведение плана рассказа
- Коллективный разбор плана
- Составление рассказа по частям (картина)
- Окончание рассказа, начатого воспитателем.
Развитие связной речи является одной из главных задач речевого воспитания детей: научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для педагогов «Составление описательных рассказов».
консультация для воспитателей и учителей – логопедов«Развитие монологической речи у детей с ОНР»....
Мастер - класс для педагогов "Составление образных рассказов с использованием натюрморта"
Мастер - класс для педагогов "Составление образных рассказов с использованием натюрморта"...
Консультация для педагогов «Составление творческих рассказов с опорой на схему»
Консультация для педагогов «Составление творческих рассказов с опорой на схему»...
Мастер-класс для педагогов "Составление творческих рассказов по сюжетной картинке с использованием ТРИЗ-технологии"
ТРИЗ - это практика решения изобретательных задач, основанная Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.ТРИЗ для дошкольников – увлекательные занятия, на которых ребенок может фантазиров...
Рекомендации для родителей и педагогов "Составление описательных рассказов об игрушках при помощи мнемотаблицы"
Эффективным методом по обучению детей составлению описательных рассказов, является рассказ с опорой на мнемотаблицу. Использование планов-схем способствует развитию связной речи и помогает обучению де...
Консультация для педагогов "Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине"
Применение технологии ТРИЗ...
Консультация на тему" Составление рассказов по картине"
В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмо...