Конспект НОД "В гостях у Федоры" Технология ТРИЗ "Системный оператор"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Занятие по развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по развитию речи

Технология ТРИЗ «Системный оператор»

Тема: «В гостях у Федоры»

Коррекционные образовательные цели: Уточнение и расширение представлений о посуде, её назначении, деталях и частях, из которых она состоит, материалов, из которых она сделана; уточнение понятий – чайная, столовая, кухонная.

Коррекционные развивающие цели: Развивать связную речь через составление описательного рассказа по схеме. Развивать словарь, закреплять в речи детей слова существительные, прилагательные, образованные от существительных, глаголы. Развивать зрительное внимание, фонематическое восприятие, речевое дыхание. Упражнять в выполнении звукового анализа слов и делении слов на слоги.

Коррекционные воспитательные цели: Формирование навыков самостоятельности, умение замечать недостатки в произношении, исправлять. Учить, внимательно выслушивать поставленную задачу и выполнять её до конца.

Материалы. Картинки с посудой, карточки, схемы. Схема для составления рассказа, круги-блюдца, листы с посудой, сундучок с сюрпризом, диск со звуками.

Ход

1. Организационный момент

Даётся прослушивание звуков разбитой посуды.

- В какой сказке мы могли бы услышать все эти звуки?

- Совершенно верно! К. Чуковского «Федорино горе»

А сейчас:

Руки вверх, руки вниз,

Ждет на занятии сюрприз, (сундучок)

В страну «Знаний» попадет лишь тот,

Кто посуду назовет.

(Дети поочередно называют посуду, садятся на свои места.)

2. - Ребята, не так-то просто попасть в страну «Знаний» и открыть сундучок. Сначала мы с вами должны оказать помощь, так как у бабушки Федоры беда. После того как к ней вернулась вся посуда, Федора просто сбилась с ног, никак не может расставить её по местам. Поможем?

(На доске вся посуда в разброс).

-Слушайте внимательно.

- На верхнюю полку, пожалуйста, выберете посуду, которая понадобиться для чаепития.

- На среднюю полку, посуду и предметы посуды, которая нам понадобится для обеда.

- На нижнюю, посуду для приготовления пищи.

(После того как дети расставят посуду правильно, дать обобщенное название.)

- Чайная, столовая, кухонная (Дети повторяют по одному).

3.- Ребята, давайте напомним Федоре, как нужно правильно ухаживать и пользоваться посудой. (Подбор слов-действий)

- Что можно делать со сковородой?

-С кастрюлей? С салатником? И т.д.

 - А ещё нужно аккуратно ею пользоваться, чтобы она долго служила.

- А от чего одна посуда разбивается от падения, а другая нет? (Ответы детей.)

- Правильно, потому что она сделана из разных материалов.

4. Игра с мячом.

- А сейчас я буду называть вам предмет посуды и материал, из которого он сделан, и бросать вам мяч, а вы должны поймать мяч, вернуть его мне, называя какой это предмет. (Упражнение на образование прилагательных).

- Стакан из стекла – стакан стеклянный. И т. д.

Физминутка «Чайник»

Вот большой стеклянный – чайник, (Изображаем посуду)

Очень важный как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие бедняжки,

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукнуться и бьются,

Вот серебряные ложки,

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес.

5. – Расскажем о чайнике. Технология ТРИЗ.

Надсистема

Посуда

Кухонная посуда

Посуда

Кухонная посуда

Посуда

Кухонная посуда

Система

Чайник

Чайник

Чайник

Подсистема

Раньше были самовары.

Есть стенки, носик, ручка, дно, крышка. Сделан из железа.

Есть стенки, носик, ручка, дно, крышка. Сделан из железа. Появились чайники электрические, с проводом и подставкой.

Электрический чайник, керамический, стеклянный.

Чайник-термос.

6. – Поиграем в игру «Сосчитай до пяти». (Образование числительных)

1 тарелка                 1 блюдце

2 тарелки                 2 блюдца

3 тарелки                 3 блюдца

4 тарелки                 4 блюдца

5 тарелок                 5 блюдец    и т. д.

7. - Накупила Федора в супермаркете продукты и затрудняется разложить их. Поможете? (Образование существительных).

- У вас на столах карточки, у кого подойдёт для ответа, тот поднимает и называет предмет. Слушайте задания:

-во что положим сахар? – в сахарницу;

-во что положим масло? – в маслёнку и т. д.

8. Составление описательного рассказа о посуде по схеме.

- Вспомните всё, о чём мы свами говорили сегодня, это поможет вам в составлении описательного рассказа о посуде. 2-3 рассказа.

9. Упражнение на развитие дыхания «Закипание воды»

(Детям предлагаются прозрачные чашки с водой и соломка для коктейля).

Указание: дуем вначале медленно, затем всё сильнее, при этом вдох через нос, выдох через рот, не надувая щёк.

10. Пальчиковая гимнастика «Десять пальцев встали в ряд»

11. Работа в тетрадях.

- Не всю ещё посуду отыскала Федора, посмотрите, у вас на листе зашифрованная посуда. Нужно отыскать и назвать её. (Находим и называем).

12. - Ребята, спасибо вам от Федоры, вы ей очень помогли, но она надеется, что вы поможете ещё. Она так старалась отмыть посуду, что смыла все рисунки на блюдцах. Посмотрите. Дети подходят к столам с вырезанными кругами-блюдцами, подготовленными синими красками, кистями и водой. Предлагается вспомнить элементы Гжельской росписи и украсить блюдца.

Итог. Открывается сундучок, всем детям вручаются медальки «Молодец».

Работы оформляются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "В гости к Мишутке"

Занятие по развитию речи с использованием СОТ - мнемотаблиц. Предназначен для  старшей группы...

Конспект. В гостях у самовара "За чаем не скучаем""

Развлечение на день открытых дверей в гостях у самовара "За чаем не скучаем"...

Конспект "В гостях у бабушки Тани"

В непосредственно образовательной деятельности с детьми вспомнить малые фольклорные жанры совместно с музыкальным руководителем. Для того, чтобы легче запоминались потешки мы с детьми их обыгрываем....

конспект «В гостях у друзей»

Аутотренинг «Загадочное животное»...

Конспект НОДв области «Речевое развитие» для детей старшего возраста моторная сказка - «Зайкина избушка»

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие ...

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...

Конспект НОДв средней группе: "Мы здоровью скажем: "Да!"

Тема: «Мы здоровью скажем «Да!» Цель: Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.   Программные задачи:Образовательные:  Расширять представление д...