Составление рассказа по сюжетной картине Тема: «Мы строим дом» с использованием технологии ТРИЗ.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Занятие по развитию речи для детей 4-5 лет. Материал будет полезен для педагогов, которые только начинают применять в своей практике технологию ТРИЗ для работы с сюжетной картиной. В конспекте содержатся новые методические приёмы ТРИЗ, которые можно применять не только на занятиях по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_dlya_publikatsii.docx | 354.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Золотая рыбка»
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ.
Группа общеразвивающей направленности
от 4 до 5 лет.
Составление рассказа по сюжетной картине
Тема: «Мы строим дом»
Воспитатель: Лебедева Л И.
г. о. Краснознаменск
2023 год
Программное содержание:
- Познакомить детей с алгоритмом работы над картиной по технологии ТРИЗ.
- Формировать связную речь, учить правильно согласовывать слова в предложении.
- Развивать концентрацию внимания, наблюдательность, связную речь.
- Обогащать словарный запас детей.
- Воспитывать умение выполнять коллективные действия.
- Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь, организованность.
Оборудование:
Картина «Строим дом» (серия демонстрационных картин «Наш детский сад», автор-составитель Н. В. Нищева, художник О. Р. Гофман)
Магнитная доска
Мольберт
Схематическое изображение алгоритма составления описательного рассказа по картине
Предметные картинки с изображением объектов картины.
Методические приёмы:
Игровая мотивация «Волшебная картина»
Игра «Подзорная труба»
Игра «Фотографирование»
Игра «Вхождение в картину»
Физкультминутка
Игра «Превращение в объект на картине»
Вводный этап
Цель: Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Организационный момент
Цель: Создание положительной атмосферы в группе, сосредоточение внимания детей на работу, проверка рабочего места.
Упражнение «Добрый день» (Упражнение выполняется в кругу)
Я скажу слова: «Добрый день!» и назову кого-то из вас. Те, кого я
назову, похлопает в знак приветствия всем участникам занятия.
Попробуем?
Добрый день всем девочкам!
Добрый день всем мальчикам!
Добрый день всем тем, кто сегодня чистил зубы!
Добрый день тем, кто сегодня проснулся с хорошим настроением!
Добрый день всем, кто любит животных!
А теперь все вместе скажем друг другу: «Добрый день»
Посмотрите на эти предметные картинки. (бинокль, картина, рот) и скажите, чем мы сегодня будем заниматься на занятии. Дети рассматривают картинки и делают свои предположения:
Будем рассматривать картину и рассказывать о том, что на картине.
Беремся за руки и друг за другом проходим на стульчики.
(Стульчики стоят полукругом, на мольберте перед детьми закрытая
белым листом сюжетная картина).
Сегодня к нам в гости пришла «Картина». Давайте совершим путешествие по картине. Вы готовы? (Появляется картина)
Игра «Подзорная труба»
Картина называется «Строим дом»
А для этого у нас есть «волшебная подзорная труба». (Наши ручки). Дети с помощью рук делают трубу, наводят её на картину и начинают находить объекты и называть.
Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?
(девочка, бантик, мальчик, мишка, кубики, грузовик, подъёмный кран, картина с клоуном, цветок, шторы, окно, шкаф, коробки с играми)
3 Основной
Цель: Создание условий для усвоения обобщенной модели составления рассказов по сюжетной картине.
Игра «Фотографирование»
Сколько разных объектов увидели, а давайте, чтобы ничего не пропустить и не забыть, схематично зарисуем на доске все предметы, как будто сфотографируем их.
- Назовите предметы, которые вы увидели?
- Где они расположены на картине?
Вспомним, у картины есть пол (внизу), потолок (вверху), объекты могут располагаться справа, слева, по середине.
- Давайте внимательно посмотрим, все ли объекты мы обозначили, на том ли месте мы их изобразили?
Проверьте своей подзорной трубой.
Дети называют объекты, уточняют особенность у каждого и место его положения на картине.
мальчик в синем комбинезоне в левом нижнем углу
- грузовик с жёлтой кабиной - перед мальчиком в синем комбинезоне
домик из лего - в центре картины
- девочка-за домиком
- мишка- над домиком
- мальчик в полосатых шортах-справа от домика
- кран-перед мальчиком в полосатых шортах
- мальчик в красном комбинезоне-за мальчиком в полосатых шортах
- грузовик с чёрной кабиной перед мальчиком в красном комбинезоне
- окно - в правом верхнем углу
- цветок - на окне, шторы-на окне
- картина с клоуном в глубине картины на дальней стене.
Да, молодцы, ничего не пропустили! Были внимательны (быстро перечислить все названное, начиная с главного)
- Ребята, что мы сейчас делали? (называли объекты на картине).
Правильно, запомните правила:
Запомним!!!
«Смотрю на картину и называю объекты».
(На доску вывешивается схематическое изображение этого правила).
Запомним!!!
«У каждого объекта есть своё место»
Игра «Ищу друзей».
Второе правило нашей игры: «Один предмет связан с другим, потому что» (На доску вывешивается схематическое изображение этого правила).
или
Все объекты на картине дружат между собой, давайте подумаем и скажем:
Кто кому друг?
Кто кому недруг? – соединяю стрелками два предмета на доске, затем дают объяснение взаимосвязям объектов. Дети объясняют, какие объекты дружат, используя слова утверждения, доказательной речи и подтверждения (вывод).
Молодцы! Все справились с заданием.
А, что мы сейчас делали? Дети отвечают, что говорили о том, как объекты связаны между собой.
А вот
Игра «Вхождение в картину»
- Вам нравится эта картина?
- А вы хотели бы войти в эту картину?
Тогда, закроем глаза и представим себе, что мы перенеслись в картину. Откройте глаза, ребята, вот мы и в картине, как хорошо ребята играют, дружно строят дом, помогают друг другу.
А давайте и мы с вами поиграем. Дети играют.
Физкультминутка «Строим дом»
Целый день тук да тук-
Раздаётся звонкий стук. (Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам)
Молоточки стучат, (Стучать кулаком о кулак)
Строим домик для ребят. (Пальцы соединить, показать «крышу»)
Вот какой хороший дом, (Сжимать-разжимать пальцы.)
Как мы славно заживём. (Вращать кисти
Игра «Превращение в объект на картине» Каждый ребёнок выбирает себе
объект, изображённый на картине (одушевлённый или неодушевлённый) и
рассказывает о себе в рамках выбранного образа.
Ребята, а теперь подумайте и расскажите нам каждый о себе:
• Кто ты или что ты?
• Что делаешь на картине?
• Какое у тебя настроение?
• с кем ты дружишь на картине?
Я девочка с кудрявыми волосами.
Я играю с мишкой.
У меня веселое настроение.
Я дружу со всеми ребятами.
Молодцы вы так интересно о себе рассказывали.
Запомним!!!
Правило игры:
«Я превращаюсь в героя, изображенного на картине, и у меня...»
(На доску вывешивается схематическое изображение этого правила).
«Вокруг себя мы покружились и в ребят мы превратились».
- С какой картиной мы сегодня с вами играли?
- Что нам помогло лучше рассмотреть картину?
- Какие правила вы запомнили?
Дети дают ответы:
- Мы играли с картиной про детский сад, где дети строили дом из лего и кубиков.
- Рассмотреть картину нам помогла волшебная подзорная труба.
- Запомнили правила:
Смотрю на картину и называю объекты.
У каждого объекта есть своё место.
Предметы на картине дружат друг с другом.
Я превращаюсь в героя, изображенного на картине, и у меня.
3 Заключительный. Рефлексия настроения, подведение итога.
Молодцы! Вы все сегодня порадовали меня, придумывали, фантазировали, интересно рассказывали об объектах. А всему этому нас научила «волшебная» картина.
А вы хотите, чтобы она ещё погостила у нас? (ответы детей).
Картине тоже очень понравилось с вами играть, и она решила ещё погостить у нас. А в следующий раз для нашей картины, мы постараемся составить большой интересный рассказ.
«Волшебная картина благодарит вас и принесла вам «маленькие волшебные картинки», которые вы рассмотрите с помощью своей «волшебной подзорной трубы»
Литература:
Программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы 2015г.
С. И. Грин «Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений» Минск, 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ»
«Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Рассматривание картины и составление рассказов по сюжетной картине «Счастливого плаванья», с использованием элементов ТРИЗ». Приоритетная область: коммуникация
Программное содержаниеОбразовательная задача:Продолжать учить детей с помощью системного анализа рассматривать картину и понимать ее содержание....
Составление творческого рассказа по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ
Рекомендации по работе с сюжетной картиной, применяя технологии ТРИЗ....
«Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ»
В консультации даны рекомендации по составлению с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ....
Конспект ООД по развитию речи Тема: Составление описательного рассказа по сюжетным картинам «Заяц и снеговик» с использование игр ТРИЗ (Сам.обр)
Цель:Учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картин.Задачи: Уточнять расширять и активизировать словарь по теме «Весна»; продолжить работу по обучению составлен...
Обучение детей составлению творческих рассказов по сюжетным картине с использованием технологии ТРИЗ.
Опыт работы...
Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине «Вот так покатался!» с использованием методов ТРИЗ-технологии».
Обучение детей составлению творческих рассказов по картине «Вот так покатался!» методами ТРИЗ. Формирование в уме детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизир...