Составление рассказа по сюжетной картине Тема: «Мы строим дом» с использованием технологии ТРИЗ.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Лебедева Любовь Ивановна

Занятие по развитию речи для детей 4-5 лет. Материал будет полезен для педагогов, которые только начинают применять в своей практике технологию ТРИЗ для работы с сюжетной картиной. В конспекте содержатся новые методические приёмы ТРИЗ, которые можно применять не только на занятиях по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_dlya_publikatsii.docx354.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Золотая рыбка»

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ.

Группа общеразвивающей направленности

 от 4 до 5 лет.

Составление рассказа по сюжетной картине

Тема: «Мы строим дом»

https://rused.ru/irk-mdou183/wp-content/uploads/sites/18/2021/07/e2ffe9e28ec91a91dd32b362a8462943.jpg

Воспитатель: Лебедева Л И.

г. о. Краснознаменск

2023 год

Программное содержание:

  • Познакомить детей с алгоритмом работы над картиной по технологии ТРИЗ.
  • Формировать связную речь, учить правильно согласовывать слова в предложении. 
  • Развивать концентрацию внимания, наблюдательность, связную речь.
  • Обогащать словарный запас детей.
  • Воспитывать умение выполнять коллективные действия.
  • Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь, организованность.

Оборудование:

Картина «Строим дом» (серия демонстрационных картин «Наш детский сад», автор-составитель Н. В. Нищева, художник О. Р. Гофман)

Магнитная доска

Мольберт

Схематическое изображение алгоритма составления описательного рассказа по картине

Предметные картинки с изображением объектов картины.

Методические приёмы:

Игровая мотивация «Волшебная картина»

Игра «Подзорная труба»

Игра «Фотографирование»

Игра «Вхождение в картину»

Физкультминутка

Игра «Превращение в объект на картине»

Вводный этап

Цель: Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Организационный момент

Цель: Создание положительной атмосферы в группе, сосредоточение внимания детей на работу, проверка рабочего места.

Упражнение «Добрый день» (Упражнение выполняется в кругу)

Я скажу слова: «Добрый день!» и назову кого-то из вас. Те, кого я

назову, похлопает в знак приветствия всем участникам занятия.

Попробуем?

Добрый день всем девочкам!

Добрый день всем мальчикам!

Добрый день всем тем, кто сегодня чистил зубы!

Добрый день тем, кто сегодня проснулся с хорошим настроением!

Добрый день всем, кто любит животных!

А теперь все вместе скажем друг другу: «Добрый день»

Посмотрите на эти предметные картинки. (бинокль, картина, рот) и скажите, чем мы сегодня будем заниматься на занятии. Дети рассматривают картинки и делают свои предположения:

Будем рассматривать картину и рассказывать о том, что на картине.

Беремся за руки и друг за другом проходим на стульчики.

(Стульчики стоят полукругом, на мольберте перед детьми закрытая

белым листом сюжетная картина).

Сегодня к нам в гости пришла «Картина». Давайте совершим путешествие по картине. Вы готовы? (Появляется картина)

Игра «Подзорная труба» 

Картина называется «Строим дом»

А для этого у нас есть «волшебная подзорная труба». (Наши ручки). Дети с помощью рук делают трубу, наводят её на картину и начинают находить объекты и называть.

Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?

(девочка, бантик, мальчик, мишка, кубики, грузовик, подъёмный кран, картина с клоуном, цветок, шторы, окно, шкаф, коробки с играми)

3 Основной

Цель: Создание условий для усвоения обобщенной модели составления рассказов по сюжетной картине.

Игра «Фотографирование»

Сколько разных объектов увидели, а давайте, чтобы ничего не пропустить и не забыть, схематично зарисуем на доске все предметы, как будто сфотографируем их.

  • Назовите предметы, которые вы увидели?
  • Где они расположены на картине?

Вспомним, у картины есть пол (внизу), потолок (вверху), объекты могут располагаться справа, слева, по середине.

  • Давайте внимательно посмотрим, все ли объекты мы обозначили, на том ли месте мы их изобразили?

Проверьте своей подзорной трубой.

Дети называют объекты, уточняют особенность у каждого и место его положения на картине.

мальчик в синем комбинезоне в левом нижнем углу

  • грузовик с жёлтой кабиной - перед мальчиком в синем комбинезоне

домик из лего - в центре картины

  • девочка-за домиком
  • мишка- над домиком
  • мальчик в полосатых шортах-справа от домика
  • кран-перед мальчиком в полосатых шортах
  • мальчик в красном комбинезоне-за мальчиком в полосатых шортах
  • грузовик с чёрной кабиной перед мальчиком в красном комбинезоне
  • окно - в правом верхнем углу
  • цветок - на окне, шторы-на окне
  • картина с клоуном в глубине картины на дальней стене.

Да, молодцы, ничего не пропустили! Были внимательны (быстро перечислить все названное, начиная с главного)

  • Ребята, что мы сейчас делали? (называли объекты на картине).

Правильно, запомните правила:

Запомним!!!

«Смотрю на картину и называю объекты».

(На доску вывешивается схематическое изображение этого правила).

C:\Users\Lubka\AppData\Local\Packages\Microsoft.Windows.Photos_8wekyb3d8bbwe\TempState\ShareServiceTempFolder\Picture.jpeg

Запомним!!!

«У каждого объекта есть своё место»

Игра «Ищу друзей».

Второе правило нашей игры: «Один предмет связан с другим, потому что» (На доску вывешивается схематическое изображение этого правила).

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/01/15/s_61e2e4240d5eb/phpbQjCD9_Sostavlenie-logicheskih-rasskazov-po-serii-kartinok-Kormushka_html_49dd75d2e2aac2c7.png               или                 C:\Users\Lubka\AppData\Local\Packages\Microsoft.Windows.Photos_8wekyb3d8bbwe\TempState\ShareServiceTempFolder\Picture (1).jpeg

Все объекты на картине дружат между собой, давайте подумаем и скажем:

Кто кому друг?

Кто кому недруг? – соединяю стрелками два предмета на доске, затем дают объяснение взаимосвязям объектов. Дети объясняют, какие объекты дружат, используя слова утверждения, доказательной речи и подтверждения (вывод).

Молодцы! Все справились с заданием.

А, что мы сейчас делали? Дети отвечают, что говорили о том, как объекты связаны между собой.

А вот

Игра «Вхождение в картину»

  • Вам нравится эта картина?
  • А вы хотели бы войти в эту картину?

Тогда, закроем глаза и представим себе, что мы перенеслись в картину. Откройте глаза, ребята, вот мы и в картине, как хорошо ребята играют, дружно строят дом, помогают друг другу.

А давайте и мы с вами поиграем. Дети играют.

Физкультминутка «Строим дом»

Целый день тук да тук-

Раздаётся звонкий стук. (Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам)

Молоточки стучат, (Стучать кулаком о кулак)

Строим домик для ребят. (Пальцы соединить, показать «крышу»)

Вот какой хороший дом, (Сжимать-разжимать пальцы.)

Как мы славно заживём. (Вращать кисти

Игра «Превращение в объект на картине» Каждый ребёнок выбирает себе

объект, изображённый на картине (одушевлённый или неодушевлённый) и

рассказывает о себе в рамках выбранного образа.

Ребята, а теперь подумайте и расскажите нам каждый о себе:

• Кто ты или что ты?

• Что делаешь на картине?

• Какое у тебя настроение?

• с кем ты дружишь на картине?

Я девочка с кудрявыми волосами.

Я играю с мишкой.

У меня веселое настроение.

Я дружу со всеми ребятами.

Молодцы вы так интересно о себе рассказывали.

Запомним!!!

Правило игры:

«Я превращаюсь в героя, изображенного на картине, и у меня...»

(На доску вывешивается схематическое изображение этого правила).

https://xn----7sbeb3bupph.xn--p1ai/800/600/http/praleska-red.by/wp-content/uploads/2017/09/%D0%97%D0%90%D0%9C%D0%A0%D0%98.jpg

«Вокруг себя мы покружились и в ребят мы превратились».

  • С какой картиной мы сегодня с вами играли?
  • Что нам помогло лучше рассмотреть картину?
  • Какие правила вы запомнили?

Дети дают ответы:

  • Мы играли с картиной про детский сад, где дети строили дом из лего и кубиков. 
  • Рассмотреть картину нам помогла волшебная подзорная труба.
  • Запомнили правила:

Смотрю на картину и называю объекты.

У каждого объекта есть своё место.

Предметы на картине дружат друг с другом.

Я превращаюсь в героя, изображенного на картине, и у меня.

3 Заключительный. Рефлексия настроения, подведение итога.

Молодцы! Вы все сегодня порадовали меня, придумывали, фантазировали, интересно рассказывали об объектах. А всему этому нас научила «волшебная» картина.

А вы хотите, чтобы она ещё погостила у нас? (ответы детей).

Картине тоже очень понравилось с вами играть, и она решила ещё погостить у нас. А в следующий раз для нашей картины, мы постараемся составить большой интересный рассказ.

«Волшебная картина благодарит вас и принесла вам «маленькие волшебные картинки», которые вы рассмотрите с помощью своей «волшебной подзорной трубы»

Литература:

Программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы 2015г.

С. И. Грин «Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений» Минск, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ»

«Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ»...

Составление творческого рассказа по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ

Рекомендации по работе с сюжетной картиной,  применяя технологии ТРИЗ....

«Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ»

В консультации даны рекомендации по составлению с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ....

Конспект ООД по развитию речи Тема: Составление описательного рассказа по сюжетным картинам «Заяц и снеговик» с использование игр ТРИЗ (Сам.обр)

Цель:Учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картин.Задачи: Уточнять расширять и активизировать словарь по теме «Весна»; продолжить работу по обучению составлен...

Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине «Вот так покатался!» с использованием методов ТРИЗ-технологии».

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине «Вот так покатался!» методами ТРИЗ.  Формирование в уме детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизир...