Конспект ООД по развитию речи Тема: Составление описательного рассказа по сюжетным картинам «Заяц и снеговик» с использование игр ТРИЗ (Сам.обр)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель:Учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картин.
Задачи: Уточнять расширять и активизировать словарь по теме «Весна»; продолжить работу по обучению составлению рассказа о конкретном объекте; развивать логическое мышление, внимание, память, воображение; воспитывать умение сопереживать герою картины.
Оборудование и материалы: серия сюжетных картинок «Заяц и снеговик»; картинки для составления цепочки снежных комков, схема рассказа.
Словарная работа: пригрело, ласковое, липкий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavleie_rasskaza_zima_i_zayats.docx | 17.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по развитию речи
Тема: Составление описательного рассказа по сюжетным картинам «Заяц и снеговик» с использование игр ТРИЗ
Цель:Учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картин.
Задачи: Уточнять расширять и активизировать словарь по теме «Весна»; продолжить работу по обучению составлению рассказа о конкретном объекте; развивать логическое мышление, внимание, память, воображение; воспитывать умение сопереживать герою картины.
Оборудование и материалы: серия сюжетных картинок «Заяц и снеговик»; картинки для составления цепочки снежных комков, схема рассказа.
Словарная работа: пригрело, ласковое, липкий.
Ход ООД
- Орг.момент.
Игра ТРИЗ «Наоборот»
– Ребята, я предлагаю вам разбиться на группы. Я буду называть слова, а вам предлагаю подобрать слова с противоположным значением. Кто ответит, тот занимает свое место.
Например: Исчезает – появляется.
Опускать – поднимать
Грустить – радоваться
Ссориться – мириться
Смеяться – плакать
Кричать – молчать
Бросать – ловить
Закрывать – открывать
Заснуть – проснуться
Прибежать – убежать
Высокий – низкий
Мокрый – сухой
Длинный – короткий
- Основная часть.
Чтение стихотворения о весне.
Прислушайтесь.
Кто это так тихо прошагал за окном?
Кто пришел так тихо- тихо
Ну, конечно не слониха,
И, конечно бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит
Тише всех пришла…
Игра ТРИЗ «Черное - белое»
Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. Воспитатель говорит – что хорошее в весне? Что плохого в весне?
– Ребята, у меня в сундучке что – то лежит. Чтобы узнать, что это, отгадайте загадку:
Человечек не простой,
Появляется зимой,
А весною исчезает,
Потому что быстро тает.
- Из чего сделан снеговик? (из снега)
- А чтобы построить снеговика, какой должен быть снег? (липкий, мокрый, покладистый, послушный).
- Из каких частей состоит снеговик? (из круглых комков)
- Как вы думаете, наш снеговик знает, как его слепили?
- Чтобы слепить снеговика, что нужно сделать со снежными комками? (соединить их между собой).
- Мы покажем нашему снеговику, как соединять снежные комки.
Игра ТРИЗ «Снежный ком»
Цель: уметь подбирать предметы похожие между собой по признаку свойству качеству.
У каждой группы есть комочки с изображением разных предметов. Необходимо соединить комки так, чтобы предметы были чем – то похожи между собой, по какому – то признаку или свойству, или качеству.
(Соединяют предметы – картинки между собой, по признаку, свойству, качеству.)
Физминутка.
(произносится с показом движений и постепенным увеличением темпа)
Давай дружок, смелей дружок
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла!
Но солнце припечёт слегка-
Увы!- и нет снеговика.
Физкультминутка «сосулька».
Вниз головой висит сосулька.
От солнца насморк у нее,то от тепла она заплачет,
То платьице ушьет свое.
Придет мороз и закалеет,
Немного за ночь подрастет,
Окрепнет телом,потолстеет,
Тяжелой станет,упадет.
(Руки вниз.
Показывают на нос.
Кулачками трут глаза.
Руки в замок перед грудью, вытянуться,руки вверх,руки на пояс,приседают на корточки.)
- Ребята, а в какое время года снег становится липкий и мокрый? (весной)
- А по каким еще признакам мы определяем, что наступила весна? (капель, солнце греет, снег тает).
- А наш снеговик знает, что такое весна?
- Что с ним произойдет весной?
- Я предлагаю составить рассказ о снеговике.
- Но прежде давайте вспомним. Что такое рассказ? (повествование какой – то истории, сюжета).
- Из каких частей состоит рассказ? (начало, середина, конец) – схема
Перед вами серия картинок. Выложите их в правильной последовательности так, чтобы получился рассказ. Подумайте, что случилось в начале, что потом, а что в самом конце. (Ребенок у доски) Сравните.
- С какой картинки начнется ваш рассказ?
1. Кого вы видите на картинке?
- Откуда появился снеговик во дворе?
- Какой стоит снеговик?
- Откуда прискакал заяц?
- Что захотелось зайке? (достать морковку)
- Каким был заяц? (голодным).
- Как вы думаете, что сказал заяц? (Какая длинная, вкусная морковка).
- Что он сделал? (Подпрыгнул)
- Удалось ли зайке достать морковку? (Нет, потому что снеговик большой, а заяц маленький).
2. – Что принес заяц? (Лестницу).
- Откуда он ее принес?
- Что он сделал? (Подставил к снеговику).
- Как заяц доставал морковку (Заяц залез на лестницу и стал тянуться лапкой)
- Помогла ли лестница зайцу? (Нет, т. к. она была короткой)
- Как изменилась погода? (Выглянуло солнце).
3. – Почему зайка сел на лесенку? (Решил подождать, когда растает снег).
- Какой зайка? (Умный, хитрый, догадливый).
- Как светит солнце? (Ярко).
- Что случилось со снеговиком?
- Расскажите, как таял снеговик? (Снеговик стал меньше ростом и нос – морковка у него опустился. Снеговик стал грустный.)
4. – Почему растаял снеговик?
- Во что превратился снеговик?
- Что от него осталось?
- Что сделал заяц?
- Какая была морковка?
- Ребята, расскажите эту историю от начала до конца. Кто – то начнет, а кто – то продолжит, будьте внимательны. Какими словами можно начать рассказ?
Дети составляют рассказ по картинкам.
Заяц и морковка.
Однажды, дети слепили снеговика во дворе. Он получился веселым, красивым, высоким. Дети ушли домой, а в это время из леса прибежал заяц. Он был очень голодный. Заяцувидел морковку и сказал: «Какая длинная морковка». Заяц подпрыгнул, но достать не смог – снеговик был высоким, а заяц маленьким.
Около дома заяц увидел лестницу, принес ее и подставил к снеговику. Он залез на лестницу и стал лапкой тянуться за морковкой. Заяц и теперь не достал морковку, т. к. лестница была короткой.
В это время появилось солнце. Заяц был умный и догадливый. Он сел на лестницу и стал ждать, когда снеговик растает. Солнце светило все ярче. Снеговик стал таять, стал меньше ростом, руки и нос у него опустились и снеговик стал грустным. Превратился в воду. Остались на земле только лесенка, ведро, веточки и морковка. Заяц сел и стал грызть морковку. Она была сочной и вкусной.
- Итог.
Воспитатель:
- О ком составили рассказ?
- Какой же заяц в этом рассказе?
- Что помогло зайцу добраться до морковки?
- Какое солнце?
- Как можно озаглавить рассказ?
- Как вы думаете, нашему снеговику понравился рассказ?
- К сожалению, что ждет снеговика весной?
Вы показали себя такими же умными и догадливыми как заяц. Я хочу, чтобы вы были такими же добрыми и яркими как солнце. Поэтому дарю вам солнышко – наклейки, которые вы можете поместить на ромашки достижений.
Проводит рефлексивный круг «Копилка новостей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима».
Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима»....
Образовательная деятельность в старшей группе по развитию речи Тема «Составление описательного рассказа по картине Весна»
Создать условия для успешного составления рассказа по сюжетной картине «Весна»...
Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема. Составление описательного рассказа о предметах посуды.
Тема. Составление описательного рассказа о предметах посуды.Форма организации: речевая ситуацияЦель: продолжать формировать умение составлять описательный рассказ....
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Развитие речи. Тема. Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине «Лиса с лисятами».
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Развитие речи.Тема. Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине «Лиса с лисятами». Форма организац...
КОНСПЕКТ К ЗАНЯТИЮ: "СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ "САША И СНЕГОВИК""
Образовательные задачи:Активизировать и систематизировать словарь детей по теме «Зима», через образование прилагательных;Обогащать словарь детей через введение новых сложных слов (красноще...
Конспект НОД по теме «Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Не уходи от нас, котик!» для детей младшего дошкольного возраста
Тема: «Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Не уходи от нас, котик!»Программное содержание:Учить рассматривать картину, формировать умение отвечать на вопросы (по ...