Рабочая программа работы кружка по обучению башкирскому языку с детьми 5-6 лет.
рабочая программа по развитию речи

Салишева Зульфира Нурулловна

Наша Республика Башкортостан является одним из многонациональных регионов нашей огромной страны. В нашем детском саду образовательный процесс ведется на русском языке, по желанию многих родителей ввели кружок башкирского языка,где по согласию родителей начали заниматься и дети других национальностей.  Провозглашение башкирского языка, наряду с русским, государственным языком республики, в рамках реализации закона “О языках народов в Республике Башкортостан”,значительно повысило его статус, что дало возможность обучать детей башкирскому языку как родному,так  и как государственному языку республики, начиная с дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka_po_bash.yazyku.doc248 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

Детский сад “Золотой ключик» с.Бала Четырман

Муниципального района Федоровский район

Республики Башкортостан

                                                                              УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                     Заведующий МБДОУ                                            Детский сад

“Золотой ключик “

с.Бала Четырман  

                                                                                                                                             

                                                                                                                         __________  Т.Е.Салихова

                                                  Приказ № _20/1

                                                                                                                    от «15»марта 2021 г.

Рабочая  программа кружковой работы

 по обучению

башкирскому языку

с детьми 5-6 лет.

                                                                                                                                                Воспитатель: Салишева З.Н.

2021г.

Содержание  программы

1

Целевой раздел.

3

1.1

Пояснительная записка.

3

1.2

 Актуальность.

4

1.3  

  Цели и задачи реализации Программы.

5

1.4

 Планируемые результаты освоения программы.

6

2

Содержательный  раздел.

7

2.1

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка.

7

2.2

Учебно-методичский план

8

3

Организационный раздел

35

3.1                      

Сведения о сроках реализации программы.

35

3.2

Литература

38

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ .

   1.1.  Пояснительная

   Наша Республика Башкортостан является одним из многонациональных регионов нашей огромной страны. В нашем детском саду образовательный процесс ведется на русском языке, по желанию многих родителей ввели кружок башкирского языка,где по согласию родителей начали заниматься и дети других национальностей.  Провозглашение башкирского языка, наряду с русским, государственным языком республики, в рамках реализации закона “О языках народов в Республике Башкортостан”,значительно повысило его статус, что дало возможность обучать детей башкирскому языку как родному,так  и как государственному языку республики, начиная с дошкольного возраста. Именно в дошкольном  возрасте происходит формирование личности ребенка, воспитываются чувства уважения к  людям других национальностей, любви к родному краю и отечеству посредством обучения на родном языке. Изучение языков в дошкольном возрасте имеет большие преимущества, такие как :

-развитие познавательной сферы;

-эмоциональное и социальное развитие;

-способность воспринимать новые понятия;

--понимание различных культур.По мнению Л.С.Выготского,А.А.Леонтьева,Р.И.Аванесова,Я.Л.Коломинского ,пятилетний возраст психологически и физиологически наиболее благоприятен для начала учебной деятельности и изучения второго языка.Таким образом ,осуществление целенаправленного обучения старших дошкольников башкирскому языку является более эффективнымс пяти лет для их коммуникативно-речевого развития,где они овладевают устной формой общения, т.е. учатся правильно произносить характерные звуки башкирского языка,понимать башкирскую речь со слуха и соответственно на нее реагировать.Языковой материал прост и доступен для детей, отражает события ,явления из повседневной жизни  и преподносится с опорой на русский язык.

   

1.2. Актуальность программы. 

Актуальность программы — необходимость знания второго языка является неотьемлимым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языку уже в дошкольном возрасте.

Одна из актуальных проблем в системе образования – это  вопрос об овладении вторым языком, об изучении башкирского языка , как государственного языка РБ, повышение статуса башкирского языка.Наши дети воспитываются и развиваются в многонациональном обществе,общаясь на едином русском языке, тем самым забывая свой, башкирский язык.К сожалению даже в сельской местности не тОлько дети ,но имногие родители не знают своего родного языка,не общаются на нем.В связи с этим в обществе созревает необходимость изучения башкирского языка. . Учеными доказано, что освоение звуковой стороны второго языка положительно влияет на развитие не только речевого, но и на уровень общего интеллектуального развития ребенка. Поэтому при составлении данной программы учитывались психологические особенности развития детей – огромное их желание к познанию нового в окружающем.

Программа направлена на развитие устойчивого интереса к башкирскому языку, на развитие речевой активности детей. Содержание обучения составляет в первую очередь конкретный языковой материал, которым должны овладевать дети.

Среди детей старшего дошкольного возраста наблюдаются весьма значительные индивидуальные различия в психологическом развитии (эмоционально-волевой сферы, памяти, внимания, мышления и др.), которое определяется различным опытом их жизни и деятельности в семье и в детском саду. При обучении башкирскому языку необходимо учитывать эти факторы как при организации групповой, так и индивидуальной работы с детьми. Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана в соответствии ФГОС ДО. 

 1.3 Цели и задачи реализации программы

 Цели:

-  развитие лингвистических способностей дошкольников;

-  приобщение детей к культуре башкирского народа, его истокам, познание быта, традиций предков.

Задачи:

а) развитие навыков аудирования (понимание речи на слух);

б) развитие разговорных навыков  (т.е. формирования у детей представления о башкирском языке как средстве общения);

в) накопление и обогащение словарного запаса и активное его использование;

г) формирование элементарных навыков общения,умения достигать коммуникативных целей при ограниченности владения вторым языком;

д)подготовка к дальнейшему ,более сознательному изучению башкирского языка в начальной школе.

   

    1.4.Планируемые результаты освоения программы.

При разработке программы кружка учитываются основные принципы изучения башкирскому языку для детей дошкольного возраста:

. комплексной реализации образовательных и практических целей;

. доступности (от простого к сложному);

. коммуникативной направленности, создание условий для речемыслительной активности детей в каждый момент обучения, осознанного владения башкирским языком;

. наглядности.

2. Содержательный раздел

    2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка.

Форма обучения : индивидуальная, групповая. Форма обучения: индивидуально – групповая.

Ожидаемые результаты:

 формирование у детей знаний о башкирском языке;

 усвоение детьми типичных грамматических конструкций и словосочетаний;

 формирование у детей умений различать башкирские звуки и правильно их произносить;

 развитие связной речи на башкирском языке.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Для контроля знаний учащихся и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия:

 выставки творческих работ;

 проведение праздников;

 проведение открытых уроков для родителей;

 проведения конкурсов чтецов;

 мониторинг- контроль и учёт знаний и умений проводится два раза в год: I полугодие- сентябрь, II-полугодие -3-4 неделя мая с целью выявления динамики речевого развития детей. Учитываются следующие показатели усвоения детьми программы: правильное звукопроизношение;

• автоматизация звуков в речи;

• словарный запас детей;

• усвоение типичных грамматических конструкций и словосочетаний;

• развитие связной речи детей.

Методы исследования предполагает следующее:

- наблюдение педагога;

- выполнение диагностических заданий;

- анализ результатов деятельности ребенка.

Структура организации дополнительной образовательной деятельности:

1 этап – психологическое вхождение в образовательную деятельность;

2 этап – познавательный или знакомство с неизвестным (новым): игры, релаксации, работа с наглядным материалом, презентации и т.д.;

3 этап – практический или работа в материале;

4 этап – завершающий или психофизическая разгрузка:  рефлексия.

Сведения о сроках реализации программы:

Программа предусматривает изучение башкирского языка как государственного языка в течение двух лет, начинаем со старшей группы, а заканчиваем в подготовительной группе. Занятия идут в неделю два раза.

В старшей группе 20- 25 минут, в подготовительной 25 -30 минут. Программа состоит из четырех блоков: I блок - «Дом, в котором я живу», II блок - «Мастер на все руки», III блок- «Родимый край – золотая моя колыбель», IV блок – «Моя родина- Башкортостан».

2.2 Учебно-тематический план. Первый год обучения.

Сентябрь, первая неделя октября мониторинг знаний.

Время проведения

Тема

Кол-во часов

 Цели и задачи

Методичекие приемы

Словарная работа.Звуковая культура речи.

Октябрь

2 неделя

1

Әйҙә , таныш булайыҡ.

2

Познакомить с местоимениями я, ты, он, она, мы, вы на башкирском языке. Закрепить умение понимать, различать вопросительные предложения со словами «что?», «кто?» и уметь отвечать на них; развивать фонематический слух и восприятие, воспитать в детях доброжелательное  отношение друг к другу.

Беседа о детском саде, о воспитателях, об игрушках, о тематических уголках. Чтение стихотворений о детском саде.

 Һ-өнө өҫтөндә эш.

 Был- мин. Һин,беҙ.

Әйҙә ,таныш булайыҡ.

Һаумыһығыҙ!

Һау булығыҙ!

3 неделя

2

Беҙҙең уйын бүлмәһе.(Уйын – сәйәхәт)

Наша игровая комната. (Игра – путешествие). Наш детский сад.

Беҙҙең балалар баҡсаһы.

2

Дать общее понятие о детском саде.,знакомство с игровыми и развивающими уголками группы.Развивать пам'ять,воспитывать любовь к детскому саду, интерес к башкирскому языку.Упражнять в правильном произношении башкирских звуков.

Беседа о детском саде, о воспитателях, об игрушках, о тематических уголках. Чтение стихотворений о детском саде.

Беседа о семье,  картинки на тему “Семья”.

Бармаҡ уйыны «Был бармаҡ олатай...»

-Был бармаҡ олатай,

Был бармаҡ оласәй.

Был бармаҡ атайым,

Был бармаҡ әсәйем.

Был бармаҡ –мин.

Ү-Ә- өнө өҫтөндә эш.

Беҙҙең бүлмә,уйынсыҡ(тар),ҡурсаҡ.

Әйҙә, уйнап алайыҡ.

4 неделя

3

Осень.Осенний урожай.

Көҙ. Көҙгө уңыш.

2

  Прдолжать знакомить с характерными особенностями осени.Учить называть овощи на башкирском языке,узнавать и находить их.

Знакомство с названиями овощей на башкирском языке.Дид.уйын “Тылсымлы тоҡсай”.

Ҙ-Ҡ өнө.

Көҙ килде.Көҙгө уңыш.

Был нимә?

-Был ҡыяр(һуған,кишер,алма).

Ноябрь

1 неделя

4

Единство, Россия-Башкортостан.

Берҙәмлек, Рәсәй-Башҡортостан.

2

 Рассматривание символов  России и Республики Башкортостан, показ  территорий на карте. Развивать память и мышление.Воспитать любовь к Родине

Прослушивание гимна, просмотр картин – символы РБ и РФ. Чтение стихотворения М.Карима “Башкортостан”.

Ә-өнө.

Республика, Башҡортостан, Рәсәй, берҙәмлек,дуҫлыҡ.

Мин – башҡорт.Мин-урыҫ.

Мин – татар.

Беҙ дуҫтар.

5

Минең ғаиләм.

Моя семья.


2

Разучивание новых слов.Закрепление пройденных слов. Работа над произношением башкирских звуков.Упражняться в использовании связной речи.

 Беседа о семье,  картинки на тему “Семья”.

Бармаҡ уйыны «Был бармаҡ олатай...»

-Был бармаҡ олатай,

Был бармаҡ оласәй.

Был бармаҡ атайым,

Был бармаҡ әсәйем.

Был бармаҡ –мин.

Ү-ғ.

Был мин.

Был әсәй.

Был атай.

Был минең ғаиләм.

3-4 неделя

6

Беҙ башҡортса һөйләшәбеҙ.

Мы говорим по башкирски.

2

Формирование умений и навыков детей здороваться и прощаться, правильно называть свое имя; введение новых лексических единиц

(здравствуй,привет, до свидания, пока, да, нет, спасибо, хорошо, мальчик, девочка); выработка умений понимать вопросы: Кто это? Что это? Как тебя зовут?  Воспитывать в детях вежливость, любовь и уважение к сверстникам, к старшим

Словесная игра – Давай ,познакомимся. “Я – Марат.А ты кто?”.

Ауыҙ тел уйыны: “Әйҙә танышайыҡ” ( “Мин Марат, ә һин кем?”).

Ҡурсаҡ театры ҡарау; “Беҙҙә ҡунаҡта Айгөл”.

Һ-өнө.

Һаумыһығыҙ! Һау булығыҙ! Рәхмәт.Был малай(ҡыҙыҡай).Мин малай(ҡыҙыҡай).

Был кем? Һин кем?

 Исемең нисек?

Минең исемем…

Декабрь

1-2 неделя

7

Игрушки

Уйынсыҡтар

3

Обогащение словарного запаса детей за счет названий игрушек. Развивать память, мышление.Воспитать бережное отношения к игрушкам.

Слушание песен “Ҡурсағым”,

“Бесәй”.

Ятлау:-Бесәй,бесәй,бесәй шул,

Бесәй әле кескәй  шул

Үҙе мырлай ҙа,мырлай.

Әллә ул шулай йырлай.

Ә-Ғөнө.

Уйынсыҡ, ҡурсаҡ, машина,бир миңә, бергә уйнайыҡ.

3 неделя

8

Скоро Новый год! Зима.

Яңы йыл килә беҙгә.Ҡыш.

2

Беседа о временах года, о зиме, о празднике! Учить детей отвечать «Да», «Нет». Воспитать трепетное чувство к праздникам.

Просмотр картин. Рисование – «Моя елочка».

Йыр тыңлау “Шыршы ҡупшы кейенгән”.

Ҡ-өнө.

Ҡыш миҙгеле, Яңы йыл байрамы,шыршы, шыршы уйынсыҡтары Эйе\юҡ, Ҡыш бабай, Ҡарһылыу,

4 неделя декабря, 3 неделя января

9

Детский фольклор. Считалки.

Балалар фольклоры.

2

Разучивание считалок. Объяснение сути данного жанра детского фольклора. Воспитать интерес любовь к детскому фольклору.

Башҡорт халыҡ хәрәкәтле уйындары “Аҡ тирәк,күк тирәк”, “Йәшерәм яулыҡ”.

Һынашмаҡтар ҡулланыу.

Балалар фольклоры, һанамыштар,бармаҡ уйындары.

4 неделя января,  1 неделя февраля

10

Өләсәйҙә ҡунаҡта.

Домашние животные и птицы.

3

Знакомство с домашними  животными и птицами. Развивать речь, память, мышление. Воспитать бережное отношения к животным

Просматривание картинок, слайдов. Развивающая игра – «Найди половинку картины».

Ҡ-өнө.

Хайуан, йәнлек, йорт хайуандары, ҡоштар.

-Был нимә? Был һыйыр,ат,кәзә,һарыҡ,өйрәк, ҡаҙ,тауыҡ,әтәс.

- Был нимә?Нисек ҡысҡыра?

2 неделя

11

Урман –ҡырҙар буйлап сәйәхәт.

Путешествие по лесам и полям.

2

Дать информацию о животных  птицах, которые живут в наших краях.Развивать любознательность, память детей. Воспитать бережное отношения  к природе родного края. Учить называть животных и птиц на башкирском языке.

Просматривание картин о диких животных и птицах. Лепка – Воробей.

Хәрәкәтле уйын “Айыу-бүре юҡ икән”

Ү-өнө.

Йәнлектәр. Айыу,ҡуян,бүре,төлкө.Ҡош, ҡышлаусы ҡоштар, йылы яҡ, турғай, күгәрсен,сәпсек.

Кем нисек ҡысҡыра?

3 неделя

12

Праздник День Защитников Отечества. Ағайым һалдат.

1

Информация о празднике. Беседа о Защитниках Родины. Развивать умственные способности,связную речь.Воспитать любовь к героям Родины

Просматривание картин. Байрам , атайҙарға арналған. Шиғырҙар тыңлау, ятлау,йырҙар тыңлау.

Һ-Ҡөнө.

Байрам, Ватан,

Ватанды һаҡлаусылар көнө, һаҡсы,һалдат.

4 неделя, 1 неделя марта

13

Башкирские  сказки

3

Понятие о народных сказках. Чтение сказка о хитром работнике и глупом бае. Развивать усидчивость, внимание, мышление.Воспитать любовь к народным сказкам

Чтение сказок «Бай и нищий». Беседа по  содержанию сказки.

Әкиәт, халыҡ әкиәте, бай, ярлы.

2 неделя

14

Праздник мам и бабушек.Весна.

Әсәйҙәр,оләсәйҙәр  байрамы.Яҙ.

1

Беседа о празднике.

Дать информацию о празднике 8 марта. Развить память и мышление, творческое воображение. Воспитать любовь и уважение к мамам и бабушкам.

Изготовление открытки для мам и бабушек вместе с девочкой с Луны Зухра-кыз Шиғырҙар тыңлау, ятлау, йырҙар тыңлау. Байрамға әҙерлек.

Яҙ килде,әсәй, өләсәй, байрам, ҡотлау открыткаһы.

Әсәйемде яратам.

3 неделя

15

Салват Юлаев-башкирский народный герой.

2

Беседа о Салавате Юлаеве.. Развивать связную речь, впечатлительность, мышление.

Воспитывать чувство восхищения смелостью,героизмом башкирского батыра.

Карта республики Башкортостан,цветные фоторепродукции, открытки,рассматривание альбома,книги про Салавата Юлаева.Чтение стихотворений С.Юлаева .

Ҫ–өнө.

Батыр,карта, Башҡортостан Республикаһы,Салауат Юлаев

4 неделя,

 1 недея апреля

16

Наши земляки.

3

Воспитыват интерес к жизни и творчеству известных земляков. Салишев Л.М.- заслуженный агроном РФ., Г.Г.Юсупова- заслуженный журналист РБ,поэтесса.

Рассматривание альбома “Наши-земляки”.

Презентация “Наше село”.

Чтение стихотворений Г.Г.Юсуповой.

Билдәле шәхес, шиғыр яҙа-шағирә,агроном – иген сәсә.

Беҙҙең ауыл кешеләре.

1-2 неделя апреля

17

Обрядовый фольклор башкирского народа


3

Сведения об обрядовом фольклоре башкирского народа. Ознакомление с календарными праздниками «Кәкүк сәйе”. Развивать творческие способности, речь детей. Воспитать любовь к народному фольклору

Прослушивание народных мелодий, связанных с этими праздниками.

Башҡорт халыҡ уйындары,хәрәкәтле уйындар, бармаҡ уйындары.

Фольклор, йола, көй,уйын.

Уйнап алайыҡ әле.

3 неделя апреля

18

Из истории письменности.

Яҙма тарихынан.

2

Письменность башкир в прошлом. Понятие об арабской графике, тюркской письменности, которыми пользовались башкиры. Сведения о медресе, школах, гимназиях, университетах. Развивать речь детей, внимание, память. Воспитать интерес к письменности, к грамотности, к учебе

Рассматривание башкирского и русского алфавита.

Дид.игра “Сложи букву”, “Покажи башкирскую букву”

Яҙыу, яҙма,мәҙрәсә, мәктәп,хәреф,уҡытыусы.

4 неделя,

 1 неделя мая

19

Посуда и продукты питания.

Һауыт-һаба, аҙыҡ-түлек.

3

Беседа о продуктах питания. Ознакомить с названиями посуды. Отвечать на вопрос «Что это?» Развивать память и мышление, связную речь детей. Воспитать бережное отношение к труду взрослых

Тематичекие папки и плакат.Ҡурсаҡтарға сәй эсерәбеҙ.

Һауыт - һаба, ҡалаҡ, тәрилкә, сынаяҡ, сәйнүк,сәй эсәбеҙ.

Был нимә?

2 неделя

20

Славные сыны Башкортостана

2

Сообщение о героях башкирского народа. Беседа о ВОВ, о параде, о Победе.

Просмотр тематических папок с фотографиями ветеранов ВОВ.

Герой, батыр, Салауат Юлаев

3 неделя

21

Башкирские народные блюда

1

Информация о башкирских народных блюдах. Развивать память, творческие способности, воображение. Воспитать интерес к башкирским блюдам.

Һүрәттәр ҡарау.Әүәләү “Сәк-сәк”.

Ә-Ү.

Аш-һыу, сәксәк, ҡорот, ҡаҙы, тултырма,тәмле,бауырһаҡ.

22

Одежда и обувь.

Кейем –һалым, аяҡ кейеме.

1

Расширение словарного запаса детей за счет названий одежды, обуви; закрепление умений вести мини-диалоги, развитие логического мышления, внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Тематичкеские папки с картинками.”Одежда”.

Дид.уйын “Ҡурсаҡты кейендерәйек”.

Ял минуты “Кейенәм”.

Һ-Ҫ.

Кейем-һалым, баш кейеме, аяҡ кейеме, кейәм., мин кейәм,мин кейенәм.

-Был нимә?

4 неделя

23

Башкирский народный костюм.

Башҡорт халыҡ кейеме.

1

Информация о том, что одевали башкиры  раньше. Понятие о народной одежде, о народном костюме. Развивать речь и мышление. Воспитать интерес к народным костюмам

Просматривание картин, тематических папок. Наглядный пример: кукла в башкирском наряде.Пальчиковое рисование “Башҡорт халыҡ кейемен биҙәйбеҙ”

Башҡорт халыҡ кейеме, камзул, елән, бүрек, ситек.

4 неделя

24

Волшебные слова

1

Беседа о волшебных словах. Дать понятие о волшебных словах. Развивать речь, мышление, память, самостоятельность. Воспитать в детях уважительное отношение к сверстникам

Подвижная игра «Скажи волшебное слово»

Ҙ-Ҫ.

Зинһар, зинһар өсөн, ғафү ит, рәхмәт!ҙур үҫ

Второй год  обучения башкирскому языку.

Сроки проведения

Тема

Кол-во часов

Цели и задачи

Методические приемы

Словарная работа

Сентябрь

 1 неделя

1

Здравствуй, детский сад!

Һаумы балалар баҡсаһы!

1

Рассказ воспитателя о детском саде. Ознакомить с названием детского сада, групп. Развивать память, мышление, любознательность. Воспитать любовь к родному детскому саду

Чтение стихотворений о детском саде. Знакомство с тематическими уголками, с игрушками

Балалар баҡсаһы, уйынсыҡтар, Һаумыһығыҙ!Һау булығыҙ!ҡурсаҡ, тематик мөйөш

2 неделя

2

Родной детский сад!Экскурсия по детскому саду.Балалар баҡсаһы буйлап сәйәхәт.

2

Закрепить знания детей о детском саде. Повторить название детского сада, название группы, имена своих сверстников. Развивать память детей. Воспитать любовь и уважение к детскому саду, к воспитателям, к сверстникам.

Просмотр фотографий из жизни детского сада.

Музыкаль хәрәкәтле уйын “Тирмә”.

Беҙ күңелле шат балалар,

Уйнайбыҙҙа,көләбеҙ.

Ҙур түңәрәктә йөрөйбөҙ,

Матур тирмә төҙөйбөҙ.

Балалар баҡсаһы,балалар,беҙҙең төркөм, “исемең нисек?”,тирмә.Беҙ шат балалар.

3 неделя

3

Золотая осень.

Алтын көҙ

1

Беседа об осенней природе. Повторить времена года. Развивать память и мышление. Воспитать любовь к временам года, к осени.

Чтение стихотворений об осени. Вспомнить песни об осени. Прослушивание песни «Осень»

Көҙ, миҙгел, һары япраҡ, көҙгө баҡса

3 -4 неделя

4

Родной дом, родное село.

Тыуған йортом, тыуған ауылым.

2

Беседа о родном селе. Знакомство с достопримечательностями города. Дать понятие о малой Родине. Развивать воображение, память, связную речь. Воспитать любовь к малой Родине.

Экскурсия по интересным местам села.

 Просматривание картин, открыток.

Беҙҙең ауыл,урам, һәйкәл,үҙәк, майҙан.

Октябрь

1 неделя

5

Башкортостан - родная республика.

2

Ознакомление  с названием Республики Башкортостан. Понятие о большой Родине. Ознакомить с картой Башкортостана. Беседа о столице – Уфе. Дать понятие о гербе и флаге. Развивать речь, память и мышление. Воспитать любовь к Родине.

Чтение стихотворений о республике Башкортостан на русском ибашкирском языке.Прослушивание гимна РБ

Өфө, Башҡортостан, баш ҡала,тыуған ил. Башҡортостан флагы- зәңгәр,аҡ,йәшел төҫтә.

2 неделя

6

Россия – наша родина.Беҙҙең ил –Рәсәй.

2

Понятие о родине. Ознакомление с название Российская Федерация. Показать на карте  Российскую Федерация. Дать понятие о символах РФ. Беседа о Москве – столице РФ. Развивать память у детей. Воспитать чувство патриотизма

Прослушивание гимна РФ, символы РФ

Рәсәй, баш ҡала, Мәскәү, Ҡыҙыл майҙан, РФ символдары.Рәсәй флагы-аҡ,зәңгәр,ҡыҙыл төҫтә.

3 неделя

7

Дни недели.Аҙна көндәре.

2

Разучить новые слова,обозначающие дни недели.Развивать память ,внимание,желание научиться новым словам на башкирском языке.

Беседа о днях недели,повтоить на русском языке. Построить схему недели используя цветок курая и цифры.

Аҙна көндәре.Дүшәмбе,шишәмбе,шаршамбы,кесаҙна,йома,шәмбе,йәкшәмбе.Бер,ике,өс,дүрт,биш,алты,ете.

4 неделя

8

Наша семья. Имя, фамилия.

Минең ғаиләм.

2

Дать понятие о значение моего имени. Отвечать на вопрос «Как тебя зовут?» Научить детей давать полный ответ. Развивать связную речь, память. Воспитать любовь и уважение к семье, к членам семьи.

Просматривание открыток. Беседа о членах семьи, о профессии родителей, о родственниках, о соседях.

Минең ғаиләм, Минең исем-шәрифем, тыуғандар, күршеләр.

Исемең кем?

Ноябрь

1 неделя

9

Загадки и пословицы.

Йомаҡтар,мәҡәлдәр.

2

Понятие о народном творчестве, жанрах: пословицы, поговорки, сказки, стихи, песни, загадки. Развивать речь детей, память. Воспитать интерес к народному творчеству

Отгадывать загадки, прослушивание сказки на башкирском языке – «Мой клубочек».

Әкиәт, мәҡәл, әйтем, йыр, халыҡ ижады,йомаҡ,йомро йомғаҡ.

2 неделя

10

Сказки.

Әкиәттәр.

2

Ознакомить со  сказками о животных, сказки-загадки, сказки о людях, поучительные сказки. Развивать внимание, речь, мышление. Воспитать интерес к сказкам.

Беседа о начале и конце сказки. Прослушивание сказки «Волк и семеро козлят” на башкирском языке

Халыҡ әкиәте, әкиәт, бүре, кәзә, кәзә бәрәстәре,борон-борон заманда.

3 неделя

11

Башкирский орнамент.

Башҡорт халыҡ биҙәге.

1

Дать понятие «орнамент». Знакомство с  башкирскими орнаментами. Развивать память, творческие способности, воображение. Воспитать  интерес к башкирским орнаментам

Просматривание картин, слайдов. Рисование -  башкирский орнамент.

Орнамент, биҙәк, биҙәк төрҙәре, йәшел,һары,ҡыҙыл, ҡара төҫ.

3 неделя

12

Мустай Карим - народный поэт Башкортостана.

1

Ознакомить с краткой биографией писателя. Развивать память, мышление, связную речь. Воспитать интерес к биографии писателя.

Выставка книг. Чтение произведений для детей

Шиғыр, күргәҙмә, китап, яҙыусы, шағир,китапхана.

4 неделя

13

Наше счастье - в труде.

Хеҙмәттә –бәхет.

2

Беседа о ежедневном труде в детском саду и дома, о трудовой деятельности взрослых (на примере профессий родителей). Ответы на вопрос «где?» Развивать память детей. Воспитать уважительное отношение к профессии взрослых.

Беседа о профессии родителей. Картинки на тему “Профессия”.Дид.игра “Кому что надо?”.

Хеҙмәт, һөнәр, Кем булып эшләй? Ҡайҙа?Нимә эшләй?

5 неделя

14

Зима.

Ҡыш.

1

Беседа об основных приметах зимы.  Развивать память и мышление. Воспитать интерес к народным приметам.

Просмотр картин, слайдов.

Чтение стихотворений.Йәбештерү “Ҡар бабай”.

Миҙгел, ҡыш, һыуыҡ, буран,ҡар яуа,ҡар бабай.

Декабрь

15

Верхняя одежда.

Өҫ кейемдәре.

1

Познакомить с новыми словами,обозначающими верхнюю одежду.Развивать внимание,память ,желание говорить на башкирском языке.

Дид.игра “Что лишнее?”.

Физминутка “Өҫкә кейәм тунды,бына быныһы булды.

Аяғыма быйманы,

Быймаһыҙ һуң буламы?.

Ҡулымда бейәләйҙәр,беҙҙә матур бәйләйҙәр…”

Тун,салбар,күлдәк,кейенәбеҙ,башлыҡ,бейәләй,быйма.

1 неделя

16

В мире танца.

2

Рассказ  о башкирских народных танцах. Виды танцев.. Ответ на вопрос «Что делает?» Развивать связную речь у детей. Воспитать любовь к танцам.

Просмотр видео народного танца.Музыкаль хәрәкәтле уйын “Күрһәт әле дуҫҡайым...”

Бейеү, бейеүсе, халыҡ бейеүе, бейеү өйрәтеүсе

Ни эшләй?

2 неделя

17

Части тела.

Тән өлөштәре.

2

Знакомсто с новыми словами.Закрепление звуковой культуры речи.Упражнять в связной разговорной речи.

Игровая ситуация “Зайка упал и повредил ногу и руки”.Хәрәкәтле уйын “Күрһәт әле дуҫҡайым,ҡайҙа һинең ҡулдарың?”

Ҡул,аяҡ,баш.Тән өлөштәре.Был аяҡ(тар),ҡул(дар)…

Бына минең ҡулдарым.

3 неделя

18

Славные сыны Башкортостана.Наши земляки.

2

Рассказать о героях Башкортостана. Знакомство по фотографии. Развивать интерес к героям Родины. Воспитать уважительное отношение к героям Родины.

Просмотр фотографий,альбома “Беҙҙең ауыл кешеләре”.

Герой, батыр,батырлыҡ, мәңгелек.

4 неделя

19

Детский фольклор.

2

Сообщение о детском фольклоре: Колыбельные, забавки, припевки, потешки, считалки и т.д. Развивать речь детей. Воспитать интерес к детскому фольклору

Прослушивание колыбельной.

Бишек йыры тыңлау.Дид.уйын “Айһылыуға бишек йыры”.

Балалар фольклоры, һанамыштар, һамаҡ, һамаҡлау,бишек йыры,тыныс йоҡо.

5 неделя

20

Новый год!

Яңы йыл.

2

Беседа о празднике, о новогодней елке, о новогоднем чуде- исполнение желаний. Развивать связную речь детей, творческие способности. Воспитать любовь к праздникам

Изготовление новогодней игрушки - аппликация

Байрам,Яңы йыл байрамы, шыршы, шыршы уйынсыҡтары, Ҡыш бабай, Ҡарһылыу.

Январь

2 неделя

21

Башкирские богатырские сказки

2

Дать сведения о богатырских сказках. Развивать мышление, память. Воспитать чувство восхищения поступкам богатырей.

Чтение отрывка сказок о богатырях. Выставка книг.

Әкиәт,батыр, күргәҙмә, китап.

3

неделя

22

Башҡорт халыҡ музыка ҡоралы ҡурай.

Познакомить с башкирским народным музыкальным инструментом курай.Воспитывать любовь к мелодии кураяРазвивать речь,мышление,память.

Хәрәкәтле уйын “Ҡурай”.

Һүрәтләү “Ҡурай сәскәһе”.

Ҡурай, ҡурайсы, ҡурай үләне, ҡурай моңо.

4 неделя

23

В нашем доме гость.

Беҙҙә ҡунаҡ.

2

Рассказ  о традициях и обычаях башкирского народа, связанных с гостеприимством. Развивать речь детей, память и мышление. Воспитать культурное поведение.

Пальчиковая игра «Гости».

Йола, ҡунаҡ, ҡунаҡсыл, табын,рәхим итегеҙ,һаумыһығыҙ.

Февраль

1 неделя

24

Народные песни.

Халыҡ йырҙары.

2

Сведения о башкирских народных песнях. Развивать музыкальные способности у детей. Воспитать любовь к музыке.

Прослушивание отрывка народных песен.

Йыр, халыҡ йыры, көй,моң.

2 неделя

25

Башкирские народные промыслы

Башҡорт һунарсы.

2

Работа по картине  К.Давлеткильдеева «Башкир-охотник». Ознакомить с картиной, с творчеством писателя. Развивать речь детей, память и мышление. Воспитать бережное отношение к творчеству художника. Знакомство с народными промыслами башкирского народа.

Беседа об охотничестве, об охоте по картине.

Һүрәт, рәссам, башҡорт, һунарсы

3 неделя

26

Салават Юлаев-легендарный герой башкирского народа и поэт-импровизатор

2

Рассказ об участии башкир в Крестьянской войне под предводительством Е. Пугачева. Развивать связную речь детей. Воспитать уважительное отношения к историческим героям.

Просмотр фотографий. Прослушивание песни о Салавате Юлаеве.

Салаут Юлаев, батыр, шағир, ҡурайсы

4 неделя

27

Защитники Отечества.

Ватан һаҡсылары.

2

Беседа о Дне защитников Отечества, вооруженных силах страны. Развивать мышление, память. Воспитать чувство патриотизма.

Тематическая папка, картины, плакат.

Байрам, Ватан, Ватанды һаҡлаусылар көнө.

Март

1 неделя

28

Драматизация сказки “Теремок”.

“Тирмәкәй” әкиәтен сәхнәләштереү

1

Закрепление пройденных слов и фраз.Учить детей выразительно исполнять роли .Развивать внимание детей,учить отгадывать загадки.

Йомаҡтар сисеү,әкиәтте сәхнәләштереү.

Дид.уйын “Нимә артыҡ?”.

Хайуандарҙы ҙанау.

Айыу,буре,ҡуян, төлкө,сысҡан,баҡа.

Нимә артыҡ? Бер,ике,өс,дүрт,биш,алты.

1-2 неделя

29

Праздник мам  и бабушек.

Әсәйҙәр һәм өләсәйҙәр байрамы.

2

Информация о Празднике 8 Марта, который ежегодно отмечается ,как праздник матерей, бабушек и сестер. Развивать мышление, речь детей, творческие способности, воображение. Воспитать любовь и уважение к близким.

Поделка поздравительной открытки.

Байрам, ҡотлау, әсәйҙәр һәм өләсәйҙәр байрамы,әсәйем, байрам менән ҡотлайым.

2 неделя

30

Весна

1

Беседа с учащимися о весенней природе. Развивать связную речь детей, память и мышление. Воспитать любовь к временам года.

Просматривание картин, плаката “Времена года”.

Дүрт миҙгел, яҙ, ҡар ирей, йырғанаҡ,ҡояш,йылы.

3 неделя

31

Дикие животные

2

Знакомство с дикими животными. Информация о том как зимуют дикие животные.. Ответ на вопрос «как? где?какой?» Развивать связную речь детей. Воспитать интерес к жизни диких животных

Просмотр тематических картин

Ҡырағай йәнлектәр, бүре, айыу, ҡуян, тейен, терпе.

Был нимә? Ҡайҙа йәшәй?

4 неделя

32

Животноводство у башкир. Разведение лошадей. Малсылыҡ,йылҡысылыҡ.

2

Беседа о животноводстве башкир. Беседа о лошадях. Развивать речь, память, мышление. Воспитать любовь к лошадям

Просматривание картин. Рисование – рисунок лошади.Хәрәкәтле уйын-ярыш “Ат сабышы”.

Мал, малсылыҡ, ат, йылҡы малы, йылҡысылыҡ,сабыш

Апрель

1 неделя

33

Транспорт

2

Дать понятие о транспорте, о видах транспорта, ознакомить с названиями транспорта. Развивать речь детей, память, воображение. Воспитать любовь к родному селу.

Беседа о нашем городе и о транспорте в нем. Прогулка по городу.

Минең ауылым, тыуған ауыл, урам, юл,йорт.

2 неделя

34

Детские народные игры

2

Информация о народных  детских играх. Развивать речь детей. Воспитать интерес к народным играм.

Организации игры “Аҡ тирәк, күк тирәк”.

Балалар уйындары, уйын

3 неделя

35

Башкирская кухня.

Башҡорт ашы.

Сообщение о башкирской кухни. Развивать творческие способности, мелкую моторику пальцев рук. Воспитать любовь к башкирской кухне

Просматривание картин. Лепка “Бауырһаҡ”.

Башҡорт аштары, аш-һыу, сәксәк,бауырһаҡ, ҡымыҙ, айран, эремсек

4 неделя

36

Башкирская народная одежда.

Башҡорт халыҡ кейеме.

2

Информация о башкирской народной одежде. Развивать память детей, любознательность, самостоятельность. Воспитать любовь и интерес к народной одежде.

Просматривание картин, тематических папок. Наглядность – башкирский народный костюм, кукла в башкирском костюме

Башҡорт халыҡ кейеме, ситек, бүрек, камзул, күлдәк, ҡашмау.

Май

1 неделя

37

День победы!

Еңеү көнө.

2

Информация о Великой Отечественной войне, об участие башкир, о параде Победы, о памятниках Победы. Развивать связную речь детей, память. Воспитать уважительное отношение к героизму наших прадедов.

Просматривание картин. Прослушивание песни «День Победы».

Һуғыш, Ватан һуғышы, Еңеү,Еңеү көнө, парад,ветеран.

2 неделя

38

Башкирские праздники. Һабантуй.

2

Информация о башкирских народных праздниках, о Сабантуе. Развивать самостоятельную речь детей, творческие способности. Воспитать любовь к народным праздникам.

Чтение стихотворения «Праздник плуга».

Ярыш уйындары .

Халыҡ байрамы, Һабантуй, уйындар, ат сабышы,йола.

3 неделя

39

До свидания, детский сад!

1

Беседа о том, что пришло время прощаться с детским садом, с воспитателями, с друзьями. Развивать речь детей, мышление, память.

Просмотр альбома с фотографиями из жизни группы.

Һау бул, баҡса!Тәрбиәсе, төркөм, дуҫтар.

3 неделя

40

Скоро в школу!

Тиҙҙән мәктәпкә.

1

Информация о школе. Развивать связную речь детей, память и мышление. Воспитать уважительное отношение к труду воспитателей и учителей.

Беседа о школе.  Просматривание картин – слайдов.Дид.игра “Собери портфель”.

Һаумы, мәктәп! уҡытыусы, уҡыусы,  класташ, мәктәп, класс, баһа.

4 неделя

41

Лето

2

Повторить времена года, организовать беседу о лете, о летнем отдыхе. Развивать речь детей, память, мышление, любознательность. Воспитать любовь к лету, к летнему отдыху.

Беседа о временах года, о лете. Просматривание картин. Чтение наизусть четверостишья о лете. Ответ на вопрос «Что делаем?»

Миҙгел, йәй, һыу төшөү, ҡояш.

3. Организационный раздел

                              3.1.  Сведения о сроках реализации программы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

Для контроля знаний воспитанников и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия:

  • выставки творческих работ;
  • проведение праздников;
  • проведения конкурсов чтецов;
  • концерты, совместные мероприятия дтей и родителей.

мониторинг проводится два раза в год — сентябрь, май с целью выявления динамики речевого развития детей. Учитываются следущие показатели усвоения детьми программы:

. правильное звукопроизношение;

. автоматизация звуков в речи;

. словарный запас детей;

. усвоение типичных грамматических конструкций и словосочетаний;

. развитие связной речи детей.

Методы исследования предполагает следующее:

.наблюдение педагога

.анализ результатов деятельности ребенка.

Структура организации дополнительной образовательной деятельности:

1 этап — психологическое вхождение в образовательную деятельность;

2 этап — познавательный или знакомство с неизвестны: игры, релаксации, работа с наглядным материалом, презентации т. д.

3 этап — практический или работа в материале;

4 этап — завершающий  : аудиотренинги, рефлексия.

Программа предусматривает изучение башкирского языка в течении одного года, начиная в старшей группе.

Длительность  занятия 25 минут.

Программа состоит из четырех блоков: 1 блок - «Дом , в котором я живу», 2 блок - «Мастер на все руки», 3 блок - «Родимый край — золотая моя колыбель», 4 блок - «Моя родина — Башкортостан».

 

 3.2.  Литература

Р.Л. Агишева . Фольклор и литература Башкортостана. - Уфа: Китап, 2011.

Ф.Г. Азнабаева , З.Г. Нафикова . Волшебные звуки.- Уфа: Китап, 2004.

Р.Х. Гасанова . Земля отцов . - Уфа: БИРО, 2004

З.Г. Нафикова ,  Растем , играя. - Уфа: Китап, 2010

З.Г. Нафикова Ф.Г. Азнабаева . Оскон. - Уфа : БИРО, - 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотопрезентация работы кружка русской народной куклы с детьми старшего дошкольного возраста

Фотопрезентация содержит фотографии детей на занятиях кружка....

План работы кружка "Умелые ручки" с детьми старшего дошкольного возраста

Данный материал может быть использован педагогами ДОУ....

Перспективный план работы кружка «Удивительное рядом» с детьми подготовительной к школе группе м ДОУ д/с №2 «Солнышко» г. Пласт на 2011-2012 учебный год

Познавательная деятельность захватывает дошкольников тогда, когда они могут не только осмотреть  и потрогать предмет, но и преобразовать его, измерить, разобрать с целью познания его свойств, вну...

План работы вокального кружка «Золотая нотка» с детьми подготовительной к школе группы

Я предлагаю свой опыт по целенаправленному процессу работы над вокальными импровизациями дошкольников, развитию музыкальных и творческих способностей, формированию устойчивых певческих умени...

Отчет о работе кружка «Умелые ручки» с детьми старшего дошкольного возраста за 2014 – 2015 учебный год

Развитие мелкой моторики рук – одна из актуальных проблем. Решить эту проблему можно с помощью моделирования полосок из бумаги – квиллинга. Это простой вид рукоделия, не требующий больших затрат...

Перспективный план работы кружка « Умелые ручки»» с детьми старшего возраста.

Аннотация.На  программу  кружка « Умелые ручки» (руководитель Семьянова Г.А.) Кружок « Умелые ручки».  Помогает ребёнку проявить свои художественные творческие способност...