Рабочая программа работы кружка по обучению башкирскому языку с детьми 5-6 лет.
рабочая программа по развитию речи
Наша Республика Башкортостан является одним из многонациональных регионов нашей огромной страны. В нашем детском саду образовательный процесс ведется на русском языке, по желанию многих родителей ввели кружок башкирского языка,где по согласию родителей начали заниматься и дети других национальностей. Провозглашение башкирского языка, наряду с русским, государственным языком республики, в рамках реализации закона “О языках народов в Республике Башкортостан”,значительно повысило его статус, что дало возможность обучать детей башкирскому языку как родному,так и как государственному языку республики, начиная с дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_po_bash.yazyku.doc | 248 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад “Золотой ключик» с.Бала Четырман
Муниципального района Федоровский район
Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ Детский сад
“Золотой ключик “
с.Бала Четырман
__________ Т.Е.Салихова
Приказ № _20/1
от «15»марта 2021 г.
Рабочая программа кружковой работы
по обучению
башкирскому языку
с детьми 5-6 лет.
Воспитатель: Салишева З.Н.
2021г.
Содержание программы
1 | Целевой раздел. | 3 |
1.1 | Пояснительная записка. | 3 |
1.2 | Актуальность. | 4 |
1.3 | Цели и задачи реализации Программы. | 5 |
1.4 | Планируемые результаты освоения программы. | 6 |
2 | Содержательный раздел. | 7 |
2.1 | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка. | 7 |
2.2 | Учебно-методичский план | 8 |
3 | Организационный раздел | 35 |
3.1 | Сведения о сроках реализации программы. | 35 |
3.2 | Литература | 38 |
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ .
1.1. Пояснительная
Наша Республика Башкортостан является одним из многонациональных регионов нашей огромной страны. В нашем детском саду образовательный процесс ведется на русском языке, по желанию многих родителей ввели кружок башкирского языка,где по согласию родителей начали заниматься и дети других национальностей. Провозглашение башкирского языка, наряду с русским, государственным языком республики, в рамках реализации закона “О языках народов в Республике Башкортостан”,значительно повысило его статус, что дало возможность обучать детей башкирскому языку как родному,так и как государственному языку республики, начиная с дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование личности ребенка, воспитываются чувства уважения к людям других национальностей, любви к родному краю и отечеству посредством обучения на родном языке. Изучение языков в дошкольном возрасте имеет большие преимущества, такие как :
-развитие познавательной сферы;
-эмоциональное и социальное развитие;
-способность воспринимать новые понятия;
--понимание различных культур.По мнению Л.С.Выготского,А.А.Леонтьева,Р.И.Аванесова,Я.Л.Коломинского ,пятилетний возраст психологически и физиологически наиболее благоприятен для начала учебной деятельности и изучения второго языка.Таким образом ,осуществление целенаправленного обучения старших дошкольников башкирскому языку является более эффективнымс пяти лет для их коммуникативно-речевого развития,где они овладевают устной формой общения, т.е. учатся правильно произносить характерные звуки башкирского языка,понимать башкирскую речь со слуха и соответственно на нее реагировать.Языковой материал прост и доступен для детей, отражает события ,явления из повседневной жизни и преподносится с опорой на русский язык.
1.2. Актуальность программы.
Актуальность программы — необходимость знания второго языка является неотьемлимым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языку уже в дошкольном возрасте.
Одна из актуальных проблем в системе образования – это вопрос об овладении вторым языком, об изучении башкирского языка , как государственного языка РБ, повышение статуса башкирского языка.Наши дети воспитываются и развиваются в многонациональном обществе,общаясь на едином русском языке, тем самым забывая свой, башкирский язык.К сожалению даже в сельской местности не тОлько дети ,но имногие родители не знают своего родного языка,не общаются на нем.В связи с этим в обществе созревает необходимость изучения башкирского языка. . Учеными доказано, что освоение звуковой стороны второго языка положительно влияет на развитие не только речевого, но и на уровень общего интеллектуального развития ребенка. Поэтому при составлении данной программы учитывались психологические особенности развития детей – огромное их желание к познанию нового в окружающем.
Программа направлена на развитие устойчивого интереса к башкирскому языку, на развитие речевой активности детей. Содержание обучения составляет в первую очередь конкретный языковой материал, которым должны овладевать дети.
Среди детей старшего дошкольного возраста наблюдаются весьма значительные индивидуальные различия в психологическом развитии (эмоционально-волевой сферы, памяти, внимания, мышления и др.), которое определяется различным опытом их жизни и деятельности в семье и в детском саду. При обучении башкирскому языку необходимо учитывать эти факторы как при организации групповой, так и индивидуальной работы с детьми. Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана в соответствии ФГОС ДО.
1.3 Цели и задачи реализации программы
Цели:
- развитие лингвистических способностей дошкольников;
- приобщение детей к культуре башкирского народа, его истокам, познание быта, традиций предков.
Задачи:
а) развитие навыков аудирования (понимание речи на слух);
б) развитие разговорных навыков (т.е. формирования у детей представления о башкирском языке как средстве общения);
в) накопление и обогащение словарного запаса и активное его использование;
г) формирование элементарных навыков общения,умения достигать коммуникативных целей при ограниченности владения вторым языком;
д)подготовка к дальнейшему ,более сознательному изучению башкирского языка в начальной школе.
1.4.Планируемые результаты освоения программы.
При разработке программы кружка учитываются основные принципы изучения башкирскому языку для детей дошкольного возраста:
. комплексной реализации образовательных и практических целей;
. доступности (от простого к сложному);
. коммуникативной направленности, создание условий для речемыслительной активности детей в каждый момент обучения, осознанного владения башкирским языком;
. наглядности.
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка.
Форма обучения : индивидуальная, групповая. Форма обучения: индивидуально – групповая.
Ожидаемые результаты:
формирование у детей знаний о башкирском языке;
усвоение детьми типичных грамматических конструкций и словосочетаний;
формирование у детей умений различать башкирские звуки и правильно их произносить;
развитие связной речи на башкирском языке.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Для контроля знаний учащихся и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия:
выставки творческих работ;
проведение праздников;
проведение открытых уроков для родителей;
проведения конкурсов чтецов;
мониторинг- контроль и учёт знаний и умений проводится два раза в год: I полугодие- сентябрь, II-полугодие -3-4 неделя мая с целью выявления динамики речевого развития детей. Учитываются следующие показатели усвоения детьми программы: правильное звукопроизношение;
• автоматизация звуков в речи;
• словарный запас детей;
• усвоение типичных грамматических конструкций и словосочетаний;
• развитие связной речи детей.
Методы исследования предполагает следующее:
- наблюдение педагога;
- выполнение диагностических заданий;
- анализ результатов деятельности ребенка.
Структура организации дополнительной образовательной деятельности:
1 этап – психологическое вхождение в образовательную деятельность;
2 этап – познавательный или знакомство с неизвестным (новым): игры, релаксации, работа с наглядным материалом, презентации и т.д.;
3 этап – практический или работа в материале;
4 этап – завершающий или психофизическая разгрузка: рефлексия.
Сведения о сроках реализации программы:
Программа предусматривает изучение башкирского языка как государственного языка в течение двух лет, начинаем со старшей группы, а заканчиваем в подготовительной группе. Занятия идут в неделю два раза.
В старшей группе 20- 25 минут, в подготовительной 25 -30 минут. Программа состоит из четырех блоков: I блок - «Дом, в котором я живу», II блок - «Мастер на все руки», III блок- «Родимый край – золотая моя колыбель», IV блок – «Моя родина- Башкортостан».
2.2 Учебно-тематический план. Первый год обучения.
Сентябрь, первая неделя октября мониторинг знаний.
Время проведения | № | Тема | Кол-во часов | Цели и задачи | Методичекие приемы | Словарная работа.Звуковая культура речи. |
Октябрь 2 неделя | 1 | Әйҙә , таныш булайыҡ. | 2 | Познакомить с местоимениями я, ты, он, она, мы, вы на башкирском языке. Закрепить умение понимать, различать вопросительные предложения со словами «что?», «кто?» и уметь отвечать на них; развивать фонематический слух и восприятие, воспитать в детях доброжелательное отношение друг к другу. | Беседа о детском саде, о воспитателях, об игрушках, о тематических уголках. Чтение стихотворений о детском саде. | Һ-өнө өҫтөндә эш. Был- мин. Һин,беҙ. Әйҙә ,таныш булайыҡ. Һаумыһығыҙ! Һау булығыҙ! |
3 неделя | 2 | Беҙҙең уйын бүлмәһе.(Уйын – сәйәхәт) Наша игровая комната. (Игра – путешествие). Наш детский сад. Беҙҙең балалар баҡсаһы. | 2 | Дать общее понятие о детском саде.,знакомство с игровыми и развивающими уголками группы.Развивать пам'ять,воспитывать любовь к детскому саду, интерес к башкирскому языку.Упражнять в правильном произношении башкирских звуков. | Беседа о детском саде, о воспитателях, об игрушках, о тематических уголках. Чтение стихотворений о детском саде. Беседа о семье, картинки на тему “Семья”. Бармаҡ уйыны «Был бармаҡ олатай...» -Был бармаҡ олатай, Был бармаҡ оласәй. Был бармаҡ атайым, Был бармаҡ әсәйем. Был бармаҡ –мин. | Ү-Ә- өнө өҫтөндә эш. Беҙҙең бүлмә,уйынсыҡ(тар),ҡурсаҡ. Әйҙә, уйнап алайыҡ. |
4 неделя | 3 | Осень.Осенний урожай. Көҙ. Көҙгө уңыш. | 2 | Прдолжать знакомить с характерными особенностями осени.Учить называть овощи на башкирском языке,узнавать и находить их. | Знакомство с названиями овощей на башкирском языке.Дид.уйын “Тылсымлы тоҡсай”. | Ҙ-Ҡ өнө. Көҙ килде.Көҙгө уңыш. Был нимә? -Был ҡыяр(һуған,кишер,алма). |
Ноябрь 1 неделя | 4 | Единство, Россия-Башкортостан. Берҙәмлек, Рәсәй-Башҡортостан. | 2 | Рассматривание символов России и Республики Башкортостан, показ территорий на карте. Развивать память и мышление.Воспитать любовь к Родине | Прослушивание гимна, просмотр картин – символы РБ и РФ. Чтение стихотворения М.Карима “Башкортостан”. | Ә-өнө. Республика, Башҡортостан, Рәсәй, берҙәмлек,дуҫлыҡ. Мин – башҡорт.Мин-урыҫ. Мин – татар. Беҙ дуҫтар. |
5 | Минең ғаиләм. Моя семья. | 2 | Разучивание новых слов.Закрепление пройденных слов. Работа над произношением башкирских звуков.Упражняться в использовании связной речи. | Беседа о семье, картинки на тему “Семья”. Бармаҡ уйыны «Был бармаҡ олатай...» -Был бармаҡ олатай, Был бармаҡ оласәй. Был бармаҡ атайым, Был бармаҡ әсәйем. Был бармаҡ –мин. | Ү-ғ. Был мин. Был әсәй. Был атай. Был минең ғаиләм. | |
3-4 неделя | 6 | Беҙ башҡортса һөйләшәбеҙ. Мы говорим по башкирски. | 2 | Формирование умений и навыков детей здороваться и прощаться, правильно называть свое имя; введение новых лексических единиц (здравствуй,привет, до свидания, пока, да, нет, спасибо, хорошо, мальчик, девочка); выработка умений понимать вопросы: Кто это? Что это? Как тебя зовут? Воспитывать в детях вежливость, любовь и уважение к сверстникам, к старшим | Словесная игра – Давай ,познакомимся. “Я – Марат.А ты кто?”. Ауыҙ тел уйыны: “Әйҙә танышайыҡ” ( “Мин Марат, ә һин кем?”). Ҡурсаҡ театры ҡарау; “Беҙҙә ҡунаҡта Айгөл”. | Һ-өнө. Һаумыһығыҙ! Һау булығыҙ! Рәхмәт.Был малай(ҡыҙыҡай).Мин малай(ҡыҙыҡай). Был кем? Һин кем? Исемең нисек? Минең исемем… |
Декабрь 1-2 неделя | 7 | Игрушки Уйынсыҡтар | 3 | Обогащение словарного запаса детей за счет названий игрушек. Развивать память, мышление.Воспитать бережное отношения к игрушкам. | Слушание песен “Ҡурсағым”, “Бесәй”. Ятлау:-Бесәй,бесәй,бесәй шул, Бесәй әле кескәй шул Үҙе мырлай ҙа,мырлай. Әллә ул шулай йырлай. | Ә-Ғөнө. Уйынсыҡ, ҡурсаҡ, машина,бир миңә, бергә уйнайыҡ. |
3 неделя | 8 | Скоро Новый год! Зима. Яңы йыл килә беҙгә.Ҡыш. | 2 | Беседа о временах года, о зиме, о празднике! Учить детей отвечать «Да», «Нет». Воспитать трепетное чувство к праздникам. | Просмотр картин. Рисование – «Моя елочка». Йыр тыңлау “Шыршы ҡупшы кейенгән”. | Ҡ-өнө. Ҡыш миҙгеле, Яңы йыл байрамы,шыршы, шыршы уйынсыҡтары Эйе\юҡ, Ҡыш бабай, Ҡарһылыу, |
4 неделя декабря, 3 неделя января | 9 | Детский фольклор. Считалки. Балалар фольклоры. | 2 | Разучивание считалок. Объяснение сути данного жанра детского фольклора. Воспитать интерес любовь к детскому фольклору. | Башҡорт халыҡ хәрәкәтле уйындары “Аҡ тирәк,күк тирәк”, “Йәшерәм яулыҡ”. Һынашмаҡтар ҡулланыу. | Балалар фольклоры, һанамыштар,бармаҡ уйындары. |
4 неделя января, 1 неделя февраля | 10 | Өләсәйҙә ҡунаҡта. Домашние животные и птицы. | 3 | Знакомство с домашними животными и птицами. Развивать речь, память, мышление. Воспитать бережное отношения к животным | Просматривание картинок, слайдов. Развивающая игра – «Найди половинку картины». | Ҡ-өнө. Хайуан, йәнлек, йорт хайуандары, ҡоштар. -Был нимә? Был һыйыр,ат,кәзә,һарыҡ,өйрәк, ҡаҙ,тауыҡ,әтәс. - Был нимә?Нисек ҡысҡыра? |
2 неделя | 11 | Урман –ҡырҙар буйлап сәйәхәт. Путешествие по лесам и полям. | 2 | Дать информацию о животных птицах, которые живут в наших краях.Развивать любознательность, память детей. Воспитать бережное отношения к природе родного края. Учить называть животных и птиц на башкирском языке. | Просматривание картин о диких животных и птицах. Лепка – Воробей. Хәрәкәтле уйын “Айыу-бүре юҡ икән” | Ү-өнө. Йәнлектәр. Айыу,ҡуян,бүре,төлкө.Ҡош, ҡышлаусы ҡоштар, йылы яҡ, турғай, күгәрсен,сәпсек. Кем нисек ҡысҡыра? |
3 неделя | 12 | Праздник День Защитников Отечества. Ағайым һалдат. | 1 | Информация о празднике. Беседа о Защитниках Родины. Развивать умственные способности,связную речь.Воспитать любовь к героям Родины | Просматривание картин. Байрам , атайҙарға арналған. Шиғырҙар тыңлау, ятлау,йырҙар тыңлау. | Һ-Ҡөнө. Байрам, Ватан, Ватанды һаҡлаусылар көнө, һаҡсы,һалдат. |
4 неделя, 1 неделя марта | 13 | Башкирские сказки | 3 | Понятие о народных сказках. Чтение сказка о хитром работнике и глупом бае. Развивать усидчивость, внимание, мышление.Воспитать любовь к народным сказкам | Чтение сказок «Бай и нищий». Беседа по содержанию сказки. | Әкиәт, халыҡ әкиәте, бай, ярлы. |
2 неделя | 14 | Праздник мам и бабушек.Весна. Әсәйҙәр,оләсәйҙәр байрамы.Яҙ. | 1 | Беседа о празднике. Дать информацию о празднике 8 марта. Развить память и мышление, творческое воображение. Воспитать любовь и уважение к мамам и бабушкам. | Изготовление открытки для мам и бабушек вместе с девочкой с Луны Зухра-кыз Шиғырҙар тыңлау, ятлау, йырҙар тыңлау. Байрамға әҙерлек. | Яҙ килде,әсәй, өләсәй, байрам, ҡотлау открыткаһы. Әсәйемде яратам. |
3 неделя | 15 | Салват Юлаев-башкирский народный герой. | 2 | Беседа о Салавате Юлаеве.. Развивать связную речь, впечатлительность, мышление. Воспитывать чувство восхищения смелостью,героизмом башкирского батыра. | Карта республики Башкортостан,цветные фоторепродукции, открытки,рассматривание альбома,книги про Салавата Юлаева.Чтение стихотворений С.Юлаева . | Ҫ–өнө. Батыр,карта, Башҡортостан Республикаһы,Салауат Юлаев |
4 неделя, 1 недея апреля | 16 | Наши земляки. | 3 | Воспитыват интерес к жизни и творчеству известных земляков. Салишев Л.М.- заслуженный агроном РФ., Г.Г.Юсупова- заслуженный журналист РБ,поэтесса. | Рассматривание альбома “Наши-земляки”. Презентация “Наше село”. Чтение стихотворений Г.Г.Юсуповой. | Билдәле шәхес, шиғыр яҙа-шағирә,агроном – иген сәсә. Беҙҙең ауыл кешеләре. |
1-2 неделя апреля | 17 | Обрядовый фольклор башкирского народа | 3 | Сведения об обрядовом фольклоре башкирского народа. Ознакомление с календарными праздниками «Кәкүк сәйе”. Развивать творческие способности, речь детей. Воспитать любовь к народному фольклору | Прослушивание народных мелодий, связанных с этими праздниками. Башҡорт халыҡ уйындары,хәрәкәтле уйындар, бармаҡ уйындары. | Фольклор, йола, көй,уйын. Уйнап алайыҡ әле. |
3 неделя апреля | 18 | Из истории письменности. Яҙма тарихынан. | 2 | Письменность башкир в прошлом. Понятие об арабской графике, тюркской письменности, которыми пользовались башкиры. Сведения о медресе, школах, гимназиях, университетах. Развивать речь детей, внимание, память. Воспитать интерес к письменности, к грамотности, к учебе | Рассматривание башкирского и русского алфавита. Дид.игра “Сложи букву”, “Покажи башкирскую букву” | Яҙыу, яҙма,мәҙрәсә, мәктәп,хәреф,уҡытыусы. |
4 неделя, 1 неделя мая | 19 | Посуда и продукты питания. Һауыт-һаба, аҙыҡ-түлек. | 3 | Беседа о продуктах питания. Ознакомить с названиями посуды. Отвечать на вопрос «Что это?» Развивать память и мышление, связную речь детей. Воспитать бережное отношение к труду взрослых | Тематичекие папки и плакат.Ҡурсаҡтарға сәй эсерәбеҙ. | Һауыт - һаба, ҡалаҡ, тәрилкә, сынаяҡ, сәйнүк,сәй эсәбеҙ. Был нимә? |
2 неделя | 20 | Славные сыны Башкортостана | 2 | Сообщение о героях башкирского народа. Беседа о ВОВ, о параде, о Победе. | Просмотр тематических папок с фотографиями ветеранов ВОВ. | Герой, батыр, Салауат Юлаев |
3 неделя | 21 | Башкирские народные блюда | 1 | Информация о башкирских народных блюдах. Развивать память, творческие способности, воображение. Воспитать интерес к башкирским блюдам. | Һүрәттәр ҡарау.Әүәләү “Сәк-сәк”. | Ә-Ү. Аш-һыу, сәксәк, ҡорот, ҡаҙы, тултырма,тәмле,бауырһаҡ. |
22 | Одежда и обувь. Кейем –һалым, аяҡ кейеме. | 1 | Расширение словарного запаса детей за счет названий одежды, обуви; закрепление умений вести мини-диалоги, развитие логического мышления, внимания, памяти, мелкой моторики рук. | Тематичкеские папки с картинками.”Одежда”. Дид.уйын “Ҡурсаҡты кейендерәйек”. Ял минуты “Кейенәм”. | Һ-Ҫ. Кейем-һалым, баш кейеме, аяҡ кейеме, кейәм., мин кейәм,мин кейенәм. -Был нимә? | |
4 неделя | 23 | Башкирский народный костюм. Башҡорт халыҡ кейеме. | 1 | Информация о том, что одевали башкиры раньше. Понятие о народной одежде, о народном костюме. Развивать речь и мышление. Воспитать интерес к народным костюмам | Просматривание картин, тематических папок. Наглядный пример: кукла в башкирском наряде.Пальчиковое рисование “Башҡорт халыҡ кейемен биҙәйбеҙ” | Башҡорт халыҡ кейеме, камзул, елән, бүрек, ситек. |
4 неделя | 24 | Волшебные слова | 1 | Беседа о волшебных словах. Дать понятие о волшебных словах. Развивать речь, мышление, память, самостоятельность. Воспитать в детях уважительное отношение к сверстникам | Подвижная игра «Скажи волшебное слово» | Ҙ-Ҫ. Зинһар, зинһар өсөн, ғафү ит, рәхмәт!ҙур үҫ |
Второй год обучения башкирскому языку.
Сроки проведения | № | Тема | Кол-во часов | Цели и задачи | Методические приемы | Словарная работа |
Сентябрь 1 неделя | 1 | Здравствуй, детский сад! Һаумы балалар баҡсаһы! | 1 | Рассказ воспитателя о детском саде. Ознакомить с названием детского сада, групп. Развивать память, мышление, любознательность. Воспитать любовь к родному детскому саду | Чтение стихотворений о детском саде. Знакомство с тематическими уголками, с игрушками | Балалар баҡсаһы, уйынсыҡтар, Һаумыһығыҙ!Һау булығыҙ!ҡурсаҡ, тематик мөйөш |
2 неделя | 2 | Родной детский сад!Экскурсия по детскому саду.Балалар баҡсаһы буйлап сәйәхәт. | 2 | Закрепить знания детей о детском саде. Повторить название детского сада, название группы, имена своих сверстников. Развивать память детей. Воспитать любовь и уважение к детскому саду, к воспитателям, к сверстникам. | Просмотр фотографий из жизни детского сада. Музыкаль хәрәкәтле уйын “Тирмә”. Беҙ күңелле шат балалар, Уйнайбыҙҙа,көләбеҙ. Ҙур түңәрәктә йөрөйбөҙ, Матур тирмә төҙөйбөҙ. | Балалар баҡсаһы,балалар,беҙҙең төркөм, “исемең нисек?”,тирмә.Беҙ шат балалар. |
3 неделя | 3 | Золотая осень. Алтын көҙ | 1 | Беседа об осенней природе. Повторить времена года. Развивать память и мышление. Воспитать любовь к временам года, к осени. | Чтение стихотворений об осени. Вспомнить песни об осени. Прослушивание песни «Осень» | Көҙ, миҙгел, һары япраҡ, көҙгө баҡса |
3 -4 неделя | 4 | Родной дом, родное село. Тыуған йортом, тыуған ауылым. | 2 | Беседа о родном селе. Знакомство с достопримечательностями города. Дать понятие о малой Родине. Развивать воображение, память, связную речь. Воспитать любовь к малой Родине. | Экскурсия по интересным местам села. Просматривание картин, открыток. | Беҙҙең ауыл,урам, һәйкәл,үҙәк, майҙан. |
Октябрь 1 неделя | 5 | Башкортостан - родная республика. | 2 | Ознакомление с названием Республики Башкортостан. Понятие о большой Родине. Ознакомить с картой Башкортостана. Беседа о столице – Уфе. Дать понятие о гербе и флаге. Развивать речь, память и мышление. Воспитать любовь к Родине. | Чтение стихотворений о республике Башкортостан на русском ибашкирском языке.Прослушивание гимна РБ | Өфө, Башҡортостан, баш ҡала,тыуған ил. Башҡортостан флагы- зәңгәр,аҡ,йәшел төҫтә. |
2 неделя | 6 | Россия – наша родина.Беҙҙең ил –Рәсәй. | 2 | Понятие о родине. Ознакомление с название Российская Федерация. Показать на карте Российскую Федерация. Дать понятие о символах РФ. Беседа о Москве – столице РФ. Развивать память у детей. Воспитать чувство патриотизма | Прослушивание гимна РФ, символы РФ | Рәсәй, баш ҡала, Мәскәү, Ҡыҙыл майҙан, РФ символдары.Рәсәй флагы-аҡ,зәңгәр,ҡыҙыл төҫтә. |
3 неделя | 7 | Дни недели.Аҙна көндәре. | 2 | Разучить новые слова,обозначающие дни недели.Развивать память ,внимание,желание научиться новым словам на башкирском языке. | Беседа о днях недели,повтоить на русском языке. Построить схему недели используя цветок курая и цифры. | Аҙна көндәре.Дүшәмбе,шишәмбе,шаршамбы,кесаҙна,йома,шәмбе,йәкшәмбе.Бер,ике,өс,дүрт,биш,алты,ете. |
4 неделя | 8 | Наша семья. Имя, фамилия. Минең ғаиләм. | 2 | Дать понятие о значение моего имени. Отвечать на вопрос «Как тебя зовут?» Научить детей давать полный ответ. Развивать связную речь, память. Воспитать любовь и уважение к семье, к членам семьи. | Просматривание открыток. Беседа о членах семьи, о профессии родителей, о родственниках, о соседях. | Минең ғаиләм, Минең исем-шәрифем, тыуғандар, күршеләр. Исемең кем? |
Ноябрь 1 неделя | 9 | Загадки и пословицы. Йомаҡтар,мәҡәлдәр. | 2 | Понятие о народном творчестве, жанрах: пословицы, поговорки, сказки, стихи, песни, загадки. Развивать речь детей, память. Воспитать интерес к народному творчеству | Отгадывать загадки, прослушивание сказки на башкирском языке – «Мой клубочек». | Әкиәт, мәҡәл, әйтем, йыр, халыҡ ижады,йомаҡ,йомро йомғаҡ. |
2 неделя | 10 | Сказки. Әкиәттәр. | 2 | Ознакомить со сказками о животных, сказки-загадки, сказки о людях, поучительные сказки. Развивать внимание, речь, мышление. Воспитать интерес к сказкам. | Беседа о начале и конце сказки. Прослушивание сказки «Волк и семеро козлят” на башкирском языке | Халыҡ әкиәте, әкиәт, бүре, кәзә, кәзә бәрәстәре,борон-борон заманда. |
3 неделя | 11 | Башкирский орнамент. Башҡорт халыҡ биҙәге. | 1 | Дать понятие «орнамент». Знакомство с башкирскими орнаментами. Развивать память, творческие способности, воображение. Воспитать интерес к башкирским орнаментам | Просматривание картин, слайдов. Рисование - башкирский орнамент. | Орнамент, биҙәк, биҙәк төрҙәре, йәшел,һары,ҡыҙыл, ҡара төҫ. |
3 неделя | 12 | Мустай Карим - народный поэт Башкортостана. | 1 | Ознакомить с краткой биографией писателя. Развивать память, мышление, связную речь. Воспитать интерес к биографии писателя. | Выставка книг. Чтение произведений для детей | Шиғыр, күргәҙмә, китап, яҙыусы, шағир,китапхана. |
4 неделя | 13 | Наше счастье - в труде. Хеҙмәттә –бәхет. | 2 | Беседа о ежедневном труде в детском саду и дома, о трудовой деятельности взрослых (на примере профессий родителей). Ответы на вопрос «где?» Развивать память детей. Воспитать уважительное отношение к профессии взрослых. | Беседа о профессии родителей. Картинки на тему “Профессия”.Дид.игра “Кому что надо?”. | Хеҙмәт, һөнәр, Кем булып эшләй? Ҡайҙа?Нимә эшләй? |
5 неделя | 14 | Зима. Ҡыш. | 1 | Беседа об основных приметах зимы. Развивать память и мышление. Воспитать интерес к народным приметам. | Просмотр картин, слайдов. Чтение стихотворений.Йәбештерү “Ҡар бабай”. | Миҙгел, ҡыш, һыуыҡ, буран,ҡар яуа,ҡар бабай. |
Декабрь | 15 | Верхняя одежда. Өҫ кейемдәре. | 1 | Познакомить с новыми словами,обозначающими верхнюю одежду.Развивать внимание,память ,желание говорить на башкирском языке. | Дид.игра “Что лишнее?”. Физминутка “Өҫкә кейәм тунды,бына быныһы булды. Аяғыма быйманы, Быймаһыҙ һуң буламы?. Ҡулымда бейәләйҙәр,беҙҙә матур бәйләйҙәр…” | Тун,салбар,күлдәк,кейенәбеҙ,башлыҡ,бейәләй,быйма. |
1 неделя | 16 | В мире танца. | 2 | Рассказ о башкирских народных танцах. Виды танцев.. Ответ на вопрос «Что делает?» Развивать связную речь у детей. Воспитать любовь к танцам. | Просмотр видео народного танца.Музыкаль хәрәкәтле уйын “Күрһәт әле дуҫҡайым...” | Бейеү, бейеүсе, халыҡ бейеүе, бейеү өйрәтеүсе Ни эшләй? |
2 неделя | 17 | Части тела. Тән өлөштәре. | 2 | Знакомсто с новыми словами.Закрепление звуковой культуры речи.Упражнять в связной разговорной речи. | Игровая ситуация “Зайка упал и повредил ногу и руки”.Хәрәкәтле уйын “Күрһәт әле дуҫҡайым,ҡайҙа һинең ҡулдарың?” | Ҡул,аяҡ,баш.Тән өлөштәре.Был аяҡ(тар),ҡул(дар)… Бына минең ҡулдарым. |
3 неделя | 18 | Славные сыны Башкортостана.Наши земляки. | 2 | Рассказать о героях Башкортостана. Знакомство по фотографии. Развивать интерес к героям Родины. Воспитать уважительное отношение к героям Родины. | Просмотр фотографий,альбома “Беҙҙең ауыл кешеләре”. | Герой, батыр,батырлыҡ, мәңгелек. |
4 неделя | 19 | Детский фольклор. | 2 | Сообщение о детском фольклоре: Колыбельные, забавки, припевки, потешки, считалки и т.д. Развивать речь детей. Воспитать интерес к детскому фольклору | Прослушивание колыбельной. Бишек йыры тыңлау.Дид.уйын “Айһылыуға бишек йыры”. | Балалар фольклоры, һанамыштар, һамаҡ, һамаҡлау,бишек йыры,тыныс йоҡо. |
5 неделя | 20 | Новый год! Яңы йыл. | 2 | Беседа о празднике, о новогодней елке, о новогоднем чуде- исполнение желаний. Развивать связную речь детей, творческие способности. Воспитать любовь к праздникам | Изготовление новогодней игрушки - аппликация | Байрам,Яңы йыл байрамы, шыршы, шыршы уйынсыҡтары, Ҡыш бабай, Ҡарһылыу. |
Январь 2 неделя | 21 | Башкирские богатырские сказки | 2 | Дать сведения о богатырских сказках. Развивать мышление, память. Воспитать чувство восхищения поступкам богатырей. | Чтение отрывка сказок о богатырях. Выставка книг. | Әкиәт,батыр, күргәҙмә, китап. |
3 неделя | 22 | Башҡорт халыҡ музыка ҡоралы ҡурай. | Познакомить с башкирским народным музыкальным инструментом курай.Воспитывать любовь к мелодии кураяРазвивать речь,мышление,память. | Хәрәкәтле уйын “Ҡурай”. Һүрәтләү “Ҡурай сәскәһе”. | Ҡурай, ҡурайсы, ҡурай үләне, ҡурай моңо. | |
4 неделя | 23 | В нашем доме гость. Беҙҙә ҡунаҡ. | 2 | Рассказ о традициях и обычаях башкирского народа, связанных с гостеприимством. Развивать речь детей, память и мышление. Воспитать культурное поведение. | Пальчиковая игра «Гости». | Йола, ҡунаҡ, ҡунаҡсыл, табын,рәхим итегеҙ,һаумыһығыҙ. |
Февраль 1 неделя | 24 | Народные песни. Халыҡ йырҙары. | 2 | Сведения о башкирских народных песнях. Развивать музыкальные способности у детей. Воспитать любовь к музыке. | Прослушивание отрывка народных песен. | Йыр, халыҡ йыры, көй,моң. |
2 неделя | 25 | Башкирские народные промыслы Башҡорт һунарсы. | 2 | Работа по картине К.Давлеткильдеева «Башкир-охотник». Ознакомить с картиной, с творчеством писателя. Развивать речь детей, память и мышление. Воспитать бережное отношение к творчеству художника. Знакомство с народными промыслами башкирского народа. | Беседа об охотничестве, об охоте по картине. | Һүрәт, рәссам, башҡорт, һунарсы |
3 неделя | 26 | Салават Юлаев-легендарный герой башкирского народа и поэт-импровизатор | 2 | Рассказ об участии башкир в Крестьянской войне под предводительством Е. Пугачева. Развивать связную речь детей. Воспитать уважительное отношения к историческим героям. | Просмотр фотографий. Прослушивание песни о Салавате Юлаеве. | Салаут Юлаев, батыр, шағир, ҡурайсы |
4 неделя | 27 | Защитники Отечества. Ватан һаҡсылары. | 2 | Беседа о Дне защитников Отечества, вооруженных силах страны. Развивать мышление, память. Воспитать чувство патриотизма. | Тематическая папка, картины, плакат. | Байрам, Ватан, Ватанды һаҡлаусылар көнө. |
Март 1 неделя | 28 | Драматизация сказки “Теремок”. “Тирмәкәй” әкиәтен сәхнәләштереү | 1 | Закрепление пройденных слов и фраз.Учить детей выразительно исполнять роли .Развивать внимание детей,учить отгадывать загадки. | Йомаҡтар сисеү,әкиәтте сәхнәләштереү. Дид.уйын “Нимә артыҡ?”. Хайуандарҙы ҙанау. | Айыу,буре,ҡуян, төлкө,сысҡан,баҡа. Нимә артыҡ? Бер,ике,өс,дүрт,биш,алты. |
1-2 неделя | 29 | Праздник мам и бабушек. Әсәйҙәр һәм өләсәйҙәр байрамы. | 2 | Информация о Празднике 8 Марта, который ежегодно отмечается ,как праздник матерей, бабушек и сестер. Развивать мышление, речь детей, творческие способности, воображение. Воспитать любовь и уважение к близким. | Поделка поздравительной открытки. | Байрам, ҡотлау, әсәйҙәр һәм өләсәйҙәр байрамы,әсәйем, байрам менән ҡотлайым. |
2 неделя | 30 | Весна | 1 | Беседа с учащимися о весенней природе. Развивать связную речь детей, память и мышление. Воспитать любовь к временам года. | Просматривание картин, плаката “Времена года”. | Дүрт миҙгел, яҙ, ҡар ирей, йырғанаҡ,ҡояш,йылы. |
3 неделя | 31 | Дикие животные | 2 | Знакомство с дикими животными. Информация о том как зимуют дикие животные.. Ответ на вопрос «как? где?какой?» Развивать связную речь детей. Воспитать интерес к жизни диких животных | Просмотр тематических картин | Ҡырағай йәнлектәр, бүре, айыу, ҡуян, тейен, терпе. Был нимә? Ҡайҙа йәшәй? |
4 неделя | 32 | Животноводство у башкир. Разведение лошадей. Малсылыҡ,йылҡысылыҡ. | 2 | Беседа о животноводстве башкир. Беседа о лошадях. Развивать речь, память, мышление. Воспитать любовь к лошадям | Просматривание картин. Рисование – рисунок лошади.Хәрәкәтле уйын-ярыш “Ат сабышы”. | Мал, малсылыҡ, ат, йылҡы малы, йылҡысылыҡ,сабыш |
Апрель 1 неделя | 33 | Транспорт | 2 | Дать понятие о транспорте, о видах транспорта, ознакомить с названиями транспорта. Развивать речь детей, память, воображение. Воспитать любовь к родному селу. | Беседа о нашем городе и о транспорте в нем. Прогулка по городу. | Минең ауылым, тыуған ауыл, урам, юл,йорт. |
2 неделя | 34 | Детские народные игры | 2 | Информация о народных детских играх. Развивать речь детей. Воспитать интерес к народным играм. | Организации игры “Аҡ тирәк, күк тирәк”. | Балалар уйындары, уйын |
3 неделя | 35 | Башкирская кухня. Башҡорт ашы. | Сообщение о башкирской кухни. Развивать творческие способности, мелкую моторику пальцев рук. Воспитать любовь к башкирской кухне | Просматривание картин. Лепка “Бауырһаҡ”. | Башҡорт аштары, аш-һыу, сәксәк,бауырһаҡ, ҡымыҙ, айран, эремсек | |
4 неделя | 36 | Башкирская народная одежда. Башҡорт халыҡ кейеме. | 2 | Информация о башкирской народной одежде. Развивать память детей, любознательность, самостоятельность. Воспитать любовь и интерес к народной одежде. | Просматривание картин, тематических папок. Наглядность – башкирский народный костюм, кукла в башкирском костюме | Башҡорт халыҡ кейеме, ситек, бүрек, камзул, күлдәк, ҡашмау. |
Май 1 неделя | 37 | День победы! Еңеү көнө. | 2 | Информация о Великой Отечественной войне, об участие башкир, о параде Победы, о памятниках Победы. Развивать связную речь детей, память. Воспитать уважительное отношение к героизму наших прадедов. | Просматривание картин. Прослушивание песни «День Победы». | Һуғыш, Ватан һуғышы, Еңеү,Еңеү көнө, парад,ветеран. |
2 неделя | 38 | Башкирские праздники. Һабантуй. | 2 | Информация о башкирских народных праздниках, о Сабантуе. Развивать самостоятельную речь детей, творческие способности. Воспитать любовь к народным праздникам. | Чтение стихотворения «Праздник плуга». Ярыш уйындары . | Халыҡ байрамы, Һабантуй, уйындар, ат сабышы,йола. |
3 неделя | 39 | До свидания, детский сад! | 1 | Беседа о том, что пришло время прощаться с детским садом, с воспитателями, с друзьями. Развивать речь детей, мышление, память. | Просмотр альбома с фотографиями из жизни группы. | Һау бул, баҡса!Тәрбиәсе, төркөм, дуҫтар. |
3 неделя | 40 | Скоро в школу! Тиҙҙән мәктәпкә. | 1 | Информация о школе. Развивать связную речь детей, память и мышление. Воспитать уважительное отношение к труду воспитателей и учителей. | Беседа о школе. Просматривание картин – слайдов.Дид.игра “Собери портфель”. | Һаумы, мәктәп! уҡытыусы, уҡыусы, класташ, мәктәп, класс, баһа. |
4 неделя | 41 | Лето | 2 | Повторить времена года, организовать беседу о лете, о летнем отдыхе. Развивать речь детей, память, мышление, любознательность. Воспитать любовь к лету, к летнему отдыху. | Беседа о временах года, о лете. Просматривание картин. Чтение наизусть четверостишья о лете. Ответ на вопрос «Что делаем?» | Миҙгел, йәй, һыу төшөү, ҡояш. |
3. Организационный раздел
3.1. Сведения о сроках реализации программы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Для контроля знаний воспитанников и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия:
- выставки творческих работ;
- проведение праздников;
- проведения конкурсов чтецов;
- концерты, совместные мероприятия дтей и родителей.
мониторинг проводится два раза в год — сентябрь, май с целью выявления динамики речевого развития детей. Учитываются следущие показатели усвоения детьми программы:
. правильное звукопроизношение;
. автоматизация звуков в речи;
. словарный запас детей;
. усвоение типичных грамматических конструкций и словосочетаний;
. развитие связной речи детей.
Методы исследования предполагает следующее:
.наблюдение педагога
.анализ результатов деятельности ребенка.
Структура организации дополнительной образовательной деятельности:
1 этап — психологическое вхождение в образовательную деятельность;
2 этап — познавательный или знакомство с неизвестны: игры, релаксации, работа с наглядным материалом, презентации т. д.
3 этап — практический или работа в материале;
4 этап — завершающий : аудиотренинги, рефлексия.
Программа предусматривает изучение башкирского языка в течении одного года, начиная в старшей группе.
Длительность занятия 25 минут.
Программа состоит из четырех блоков: 1 блок - «Дом , в котором я живу», 2 блок - «Мастер на все руки», 3 блок - «Родимый край — золотая моя колыбель», 4 блок - «Моя родина — Башкортостан».
3.2. Литература
Р.Л. Агишева . Фольклор и литература Башкортостана. - Уфа: Китап, 2011.
Ф.Г. Азнабаева , З.Г. Нафикова . Волшебные звуки.- Уфа: Китап, 2004.
Р.Х. Гасанова . Земля отцов . - Уфа: БИРО, 2004
З.Г. Нафикова , Растем , играя. - Уфа: Китап, 2010
З.Г. Нафикова Ф.Г. Азнабаева . Оскон. - Уфа : БИРО, - 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фотопрезентация работы кружка русской народной куклы с детьми старшего дошкольного возраста
Фотопрезентация содержит фотографии детей на занятиях кружка....
План работы кружка "Умелые ручки" с детьми старшего дошкольного возраста
Данный материал может быть использован педагогами ДОУ....
Перспективный план работы кружка «Удивительное рядом» с детьми подготовительной к школе группе м ДОУ д/с №2 «Солнышко» г. Пласт на 2011-2012 учебный год
Познавательная деятельность захватывает дошкольников тогда, когда они могут не только осмотреть и потрогать предмет, но и преобразовать его, измерить, разобрать с целью познания его свойств, вну...
План работы вокального кружка «Золотая нотка» с детьми подготовительной к школе группы
Я предлагаю свой опыт по целенаправленному процессу работы над вокальными импровизациями дошкольников, развитию музыкальных и творческих способностей, формированию устойчивых певческих умени...
Отчет о работе кружка «Умелые ручки» с детьми старшего дошкольного возраста за 2014 – 2015 учебный год
Развитие мелкой моторики рук – одна из актуальных проблем. Решить эту проблему можно с помощью моделирования полосок из бумаги – квиллинга. Это простой вид рукоделия, не требующий больших затрат...
Перспективный план работы кружка « Умелые ручки»» с детьми старшего возраста.
Аннотация.На программу кружка « Умелые ручки» (руководитель Семьянова Г.А.) Кружок « Умелые ручки». Помогает ребёнку проявить свои художественные творческие способност...
Перспективный план работы кружка "Школа дыхания" с детьми 4-7 лет по системе Стрельниковой. Воспитатель Ясонова Э.Е.
Перспективный план на год....