СИСТЕМА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Аннотация: в статье описана система работы по использованию разнообразных традиционных и нетрадиционных пальчиковых упражнений и игр с целью развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста, так как очень важно с малых лет развивать мелкую моторику рук и давать специальную дополнительную нагрузку на кости и мускулы кистей рук. А развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка и тесно связано с развитием речи.
Ключевые слова: мелкая моторика, развитие мелкой моторики, пальчиковые упражнения, пальчиковые игры, массаж, игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Мелкая моторика — это тонкие движения кистей и пальцев рук. И эти движения нужно развивать целенаправленно с самого раннего возраста. Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. От уровня развития мелкой моторики зависит развитие речи ребёнка, мышления, воображения, двигательной и зрительной памяти, наблюдательности, координации движений, внимания и т. д. Уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Чтобы у ребенка мелкая моторика развивалась в соответствии с возрастом, и он не испытывал затруднения при застегивании пуговиц, рисовании, письме и т.д., нужно давать специальную дополнительную нагрузку на мелкие кости и мускулы кистей рук, то есть систематически и целенаправленно готовить детскую руку к сложным и тонким операциям с помощью специальных пальчиковых упражнений и игр. Вот некоторые из них:
1. Пальчиковые упражнения - массаж кистей и пальцев рук: сжимание и разжимание кулачков, поглаживание, надавливание, пощипывание пальцами. Упражнения: «Покажи ручки», «Хорошие ручки», «Прячем руки», «Покрасим забор», «Гусаки» и др.
Цель: способствовать активизации и синхронизации речевых центров мозга.
Пример. Игра «Гусаки»
Идут леском гусак за гусаком.
Ой, выщиплет бока гусак у гусака. (пощипывание кончиков пальцев)
2. Пальчиковые упражнения - массаж пальчиков с использованием разных предметов: карандаш, палочки, массажный мячик Су Джок, грецкий орех, шишки, зубная щетка, резиновая игрушка и др.
Цель: способствовать стимуляции биологически активных точек, развитию координации движений, ловкости, точности рук. Пример.
- Шла большая черепаха
И кусала всех от страха, (дети катают Су Джок между ладоней)
Кусь, кусь, кусь, кусь, (надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).
Никого я не боюсь (дети катают Су Джок между ладоней).
3. Пальчиковые игры без слов.
Цель: способствовать развитию мелкой моторики рук, формированию доброжелательных взаимоотношений между ребенком и взрослым.
Упражнения: «Пальчики на рояле», «Очки», «Пальчики здороваются», «Лодочка», «Мишка», «Коза», «Зайчик», «Деревья», «Птички летят», «Цветок», «Миска».
4. Пальчиковые игры со словами.
Цель: способствовать развитию мелкой моторики и психических процессов.
Пальчиковые игры: «Зайка», «Ворона», «Машинка», «Кораблик», «Самолеты», «Кошки-мышки», «Дом и ворота», «Паровоз», «Горох», «Зима».
Пример. «Дом и ворота».
На поляне дом стоит (делаем крышу),
Ну а к дому путь закрыт (делаем ворота ладонями перед лицом).
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),
В этот домик приглашаем (делаем крышу).
5. Пальчиковый театр по сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» и др. и использование фигурок пальчикового театра в потешках и стихах.
Цель: способствовать развитию мелкой моторики, внимания, памяти, снятию психоэмоционального напряжения.
Театр для пальцев делают из различных материалов, и его можно приобрести или сделать самостоятельно: бумага, ткань, бросовый и природный материал, с помощью различных стаканчиков, ниток, пуговиц, пластиковых ложек и вилочек и так далее. Также можно связать игрушки на пальчики, свалять из шерсти, приобрести пальчиковые игрушки из резины, пластики и из дерева.
Пример. Использование фигурки пальчикового театра - петушка - в потешке про золотой петушок. Ребенок одевает персонажа себе на пальчик и играет:
Петушок, петушок, (крутит пальчик с кистью туда-сюда)
Золотой гребешок,
Что так рано встаешь, (грозит указательным пальцем другой руки)
Деткам спать не даешь? (и петушок «прячется» - ребенок наклоняет палец с петушком вперед)
6. Игры с макаронными изделиями, фасолью, пробками, камешками, пуговицами и другими мелкими предметами.
Цель: способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук, речи, памяти.
Пример. Насыпать макароны в посуду, можно разных видов, и предлагать ребёнку, просто помешать их руками, закопать руки, переложить в другую посуду, рассортировать, выбрать нужной формы.
7. Дидактические игры: «Пирамидка», «Собери картинку», «Мозаика», «Шнуровка», «Разноцветные бусы», «Волшебные палочки», игры с прищепками.
Цель: способствовать развитию мелкой моторики и знаний и умений в различных образовательных областях.
Пример. Дидактическая игра «Ловкие прищепки» - предложить детям доделать недостающие детали изображениям (например: солнышку-лучи, осьминогу-ножки, золотой рыбке-хвост, тучке-дождик, цветочку-лепестки, ёжику-иголки, котику-усики, зайчику-ушки и т. д.)
8. Продуктивная деятельность.
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, воображение, пространственное мышление, используя пластилин, соленое тесто, бумагу (обрывание, скомкивание), салфетки (скручивание), разный конструктор и др.
Пример. Пластилин или соленое тесто - раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладошками, сплющивание, оттягивание, надавливание.
9. Песочная терапия.
Цель: способствовать развитию мелкой моторики, восприятия, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии; психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития.
Пример. «Песочный дождик» - ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Список использованной литературы
1.Бардышева, Т. Ю. Здравствуй, как живешь? Развитие мелкой моторики / Т.Ю. Бардышева, В.А. Шипунова. - М.: Карапуз, 2022. - 150 c. – ил.
2.Бычкова, Е.Н. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики / Е.Н. Бычкова. - М.: Литера, 2018. - 420 c. – ил.
3.Гаврина, С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет / С.Е. Гаврина. - М.: АКАДЕМ.РАЗВИТИЯ Яро, 2020. - 176 c. – ил.
4.Нищева, Н. В. Весёлая пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития мелкой моторики и координации речи с движением / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 226 c. -ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая площадка «Современный консультативный пункт» «Кроха» «Развитие мелкой моторики и координации движений детей младшего дошкольного возраста»
Цель работы творческой площадки: способствовать росту профессионального мастерства, развитию творческого потенциала руководителей и педагогов ДОУ Куйбышевского района при организации...
« Развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования крупой»
Проект направлен на развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования. Использование нетрадиционных спо...
Презентация"Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста"
В презентации собран материал по мелкой маторике...
«Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста»
Актуальность работы по развитию мелкоймоторики детей раннего возраста обусловлена ивозрастными психологическими ифизиологическими особенностями детей.Развитие мелкой моторики (гибкости иточности...
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста
Мелкая моторика рук – это единство согласованных манипуляций, которыенаправлены на выполнение мелких точных движений кистями и пальцами. Ещенесколько десятилетий назад у родителей не было пробле...
План работы по самообразованию на тему: «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет»
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Задачи:1. Улучшить координацию и точность движений рук, гиб...
Буклет для родителей "Использование камешков "Марблс" для развития мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста"
Буклет для родителей в помощь при играх с детьми с нетрадиционным материалом - камешки "Марблс"...