Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)

Кузяева Зульфия Наильевна
Мелкая моторика рук – это единство согласованных манипуляций, которые
направлены на выполнение мелких точных движений кистями и пальцами. Еще
несколько десятилетий назад у родителей не было проблем с состоянием моторики
их детей. Ведь очень многое детки делали своими руками: помогали чистить
овощи, лепить пироги, стирать, перебирать крупы, завязывали шнурки и
застегивали пуговицы. Сегодня большую часть этих занятий делают либо
взрослые, предоставляя детям возможность играть, либо специализированные
машины. Даже обувь на липучках и одежда на молниях лишают ребенка
возможности потренировать тонкие движения своих пальцев. А между тем о
важности мелкой моторики говорит многое. Дети со слабой мотор икой
оказываются не готовыми к письму, часто отстают в речевом развитии. Все это
сказывается на успеваемости в школе и приводит к повышенным нагрузкам на
нервную систему ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motorika_paltsev.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшей группы

Мелкая моторика рук – это единство согласованных манипуляций, которые

направлены на выполнение мелких точных движений кистями и пальцами. Еще

несколько десятилетий назад у родителей не было проблем с состоянием моторики

их детей. Ведь очень многое детки делали своими руками: помогали чистить

овощи, лепить пироги, стирать, перебирать крупы, завязывали шнурки и

застегивали пуговицы. Сегодня большую часть этих занятий делают либо

взрослые, предоставляя детям возможность играть, либо специализированные

машины. Даже обувь на липучках и одежда на молниях лишают ребенка

возможности потренировать тонкие движения своих пальцев. А между тем о

важности мелкой моторики говорит многое. Дети со слабой мотор икой

оказываются не готовыми к письму, часто отстают в речевом развитии. Все это

сказывается на успеваемости в школе и приводит к повышенным нагрузкам на

нервную систему ребенка.

Кроме прочего, состояние мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие у

ребенка: навыков самообслуживания; усидчивости; мышления; внимания;

воображения; словарного запаса; памяти. Ведь центры коры мозга, ответственные

за тонкую моторику, соседствуют и тесно взаимосвязаны с центрами,

отвечающими за развитие этих сфер. Активируя зону мелкой моторики, мы

естественным путем влияем и на соседние.

Что должны уметь дети этого возраста в плане развития мелкой моторики? Для

удержания предметов они все активнее используют пальцы, а не ладонь, как было

раньше. Умеют держать карандаш. Могут рисовать линии, круги, многогранники,

перерисовывать крестики, квадраты. Могут снимать и надевать одежду и обувь.

Берут мелкие предметы или детали большим и указательным пальцем. Строят

башню минимум из 3 кубиков. Рисуют человечка, состоящего как минимум из 3

элементов (голова, туловище, конечности). Вытаскивают мелкие предметы из

прозрачной емкости. Откручивают крышки. Нанизывают бусины на проволоку.

Могут рисовать пальцами. Набирают крупу в ложку из одной емкости, чтобы

перенести в другую. Обводят контур по пунктирной линии. Лепят простые

элементы из пластилина. Застегивают и расстегивают молнии, замочки, кнопки,

пуговицы. Разворачивают фантики и обертки. Движения рук происходят при

координации зрением. Все эти навыки необходимо развивать и совершенствовать,

подготавливая маленькие ручки ко все более сложным и точным манипуляциям.

ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ЛОВКОСТИ РУК?

Существует много способов сделать маленькие пальчики более умелыми. Мелкую моторику рук у детишек 3 х лет прекрасно развивают следующие игры и занятия: застегивание пуговиц, кнопок, шнуровки; откручивание крышек на баночках и бутылках; перекатывание в ладошках карандашей, орехов, катушек; лепка из пластилина или теста;

сортировка круп (гороха, фасоли, гречки, риса); рисование пальцами на песке,

манной или гречневой крупе; рисование пальчиковыми красками или

карандашами; игры с мелкими деталями (конструктор, мозаика, пазлы);

нанизывание крупных бусин на леску или проволоку; ощупывание поверхностей из

разнообразных материалов и фактур; массаж с помощью шипованных мячиков.

Когда ваш малыш будет рисовать пальчиковыми красками, наденьте на него вещи,

которые не жалко испортить красками, а стол застелите защитной клеенкой, чтобы

облегчить последующую уборку.

Большинство этих занятий увлекают малышей 3 х лет, особенно если родители

придают им форму занимательной игры. Например, предлагают не просто

перебрать крупы, а помочь Золушке отправиться на бал, не просто трогать разные

поверхности, а представить себя слепым Кротом из сказки про Дюймовочку, и

угадывать, к чему прикоснулся.

ИГРАЮТ ПАЛЬЧИКИ

Однако наиболее интересным занятием для детишек являются пальчиковые игры: всевозможные стишки, скороговорки, потешки, мини-представления, которые разыгрываются только при помощи пальчиков.

Занимайтесь с ребенком регулярно, включайте в программу занятий массаж рук,

игры с мелкими деталями, творческие занятия, пальчиковые упражнения.

Пальчиковая гимнастика должна длиться от 5 до 15 минут, не более, иначе малыш

утомится и переключит внимание на что-то другое. Перед началом упражнений

необходимо разогреть ладошки, активно растирая их одна о другую. Помните, что

сейчас деткам сложно выполнять движения сразу двумя руками, поэтому

начинайте с одной, затем повторяйте другой, и только после этого пробуйте

синхронизировать ручки. Имейте в виду, что с первого раза ребенок может не

запомнить все движения или слова игры, это нормально в их возрасте. Все

получится постепенно. Соотносить слова с движениями малыш тоже научится в

процессе занятий, если сразу у него не получается – подбодрите его и помогите

выполнить действие. Двигайтесь от простого к сложному. Если ребенку

предложить упражнение, которое ему не под силу, в следующий раз он просто

откажется играть.

 Старайтесь заинтересовать ребенка, организуя игры с его

любимыми персонажами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая площадка «Современный консультативный пункт» «Кроха» «Развитие мелкой моторики и координации движений детей младшего дошкольного возраста»

Цель работы творческой площадки:   способствовать росту профессионального мастерства, развитию творческого потенциала руководителей и педагогов ДОУ Куйбышевского района при организации...

« Развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования крупой»

Проект направлен на развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования. Использование нетрадиционных спо...

«Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста»

Актуальность работы по развитию мелкоймоторики детей  раннего возраста обусловлена ивозрастными психологическими ифизиологическими особенностями детей.Развитие мелкой моторики (гибкости иточности...

План работы по самообразованию на тему: «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет»

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Задачи:1. Улучшить координацию и точность движений рук, гиб...

Буклет для родителей "Использование камешков "Марблс" для развития мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста"

Буклет для родителей в помощь при играх с детьми с нетрадиционным материалом - камешки "Марблс"...

СИСТЕМА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье описана система работы по использованию разнообразных традиционных и нетрадиционных пальчиковых упражнений и игр с целью развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошколь...