ПРОЕКТ « Развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования крупой» 2-ая младшая группа (среднесрочный)
Тема: «Волшебные картинки».
Составители проекта: воспитатели Самигулова А.С.
Участники проекта: воспитатели, дети второй младшей группы, родители. Сроки реализации проекта: среднесрочный (ноябрь 2014 – апрель 2015гг.). Вид проекта: исследовательско – творческий.
Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей, младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования. Задачи проекта: Развивающая: - развивать творческий потенциал; - развивать мелкую моторику рук; - развивать коммуникативные умения – способность понимать речь взрослого, отвечать на вопросы. - развитие интереса к различным крупам, различным средствам представления. - развитие тактильной чувствительности и зрительно-двигательной координации; - профилактика и преодоление стрессовых состояний, содействие снижению эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста, используя игры с различными видами круп. Образовательная: - знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования различными крупами; - учить рисовать линии, точки и круги на манной крупе указательным пальцем; - учить обводить контур рисунка разными крупами; - расширить словарный запас (сыпучая, липкая, легкая, тяжелая, белая, разноцветная, твердая, мягкая, крупная, мелкая). - научить ребенка вступать в общение с взрослыми и детьми, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности. Воспитывающая: - воспитывать у детей интерес к сотрудничеству с воспитателем и другими детьми; - вызвать у детей интерес к нетрадиционной технике рисования. - воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия. Методы проведения проекта: - наглядный: показ и демонстрация; - словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения, стихи, музыка, использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки); - игровой: физкультминутка, пальчиковая игра, подвижные игры, дидактические игры. Оборудование: поднос на каждого ребенка, лист контурного изображения рисунка, крупы: манная (белая, цветная), гречневая, рисовая, кукурузная, гороховая; клей ПВА, кисточки, демонстрационные предметные и сюжетные картинки, трафареты геометрических фигур, цветов, цветной гуашь, клеёнчатые салфетки и бумажные салфетки, цветные мелки. Ожидаемые результаты реализации проекта. В результате реализации проекта будет достигнуто: 1. Формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционном способе рисования – рисование на крупе и рисование крупой. 2. Умение детей самостоятельно применять технику рисования крупой. 3. Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей посредством рисования нетрадиционной техникой. 4. Формирование активной позиции родителей по отношению к нетрадиционному способу рисования различными крупами. 5.Взаимоотношение детей и родителей действовать в тесном контакте.
Актуальность: формирование творческой личности – одна из важных задач педагогов на сегодняшний день. Наиболее эффективным средством ее решения является изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности и памяти детей. Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далекими от реальности. И, вследствие этого, у многих исчезает желание рисовать. Использование нетрадиционных способов рисования позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к этому виду деятельности. Этот метод используем в работе с детьми от двух лет и старше, со следующим спектром проблем: - сложности, связанные с адаптационным периодом - различные формы нарушений поведения - психосоматические заболевания - повышенная тревожность, страхи - неврозы. Игры с различными крупами создают дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, а с другой — более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Развитие мелкой моторики пальцев рук является мощным стимулом речевого и интеллектуального развития ребенка. Чем лучше малыш управляет пальчиками, тем быстрее он начинает говорить. И в этом нет ничего удивительного – ведь нервные окончания пальцев рук связаны с теми участками головного мозга, которые отвечают за речь малыша. Рисование крупами используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней: ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными. Этапы реализации проекта: 1 этап – подготовительный – ноябрь 2014. - Изучение методической литературы, интернет ресурсов по данной теме, подготовка наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
- Разработка содержания проекта: «Нетрадиционные способы рисования для малышей».
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
2 этап – основной – декабрь 2014 – апрель2015гг. - Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы.
- Формирование навыков художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.
3 этап – завершающий – апрель2015г. - 1. Презентация проекта на заключительном родительском собрании.
- Презентация проекта на педагогическом совете.
Этапы реализации проекта Периоды | Содержание работы | Методы и приемы | Задачи | Ноябрь | I, II неделя | Изучение и анализ научно- методической литературы, интернет ресурсов по данной теме | Чтение и просмотр сайтов на данную тему. | Повысить компетентность педагогов | IIIнеделя | Разработка содержания проекта «Развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования крупой». | Составление содержания проекта. | Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты | IVнеделя | Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Анкетирование родителей. «Любит ли ваш ребенок рисовать?»
|
Анкетирование родителей, индивидуальные беседы по теме. | Определить объем и содержание работы по проекту.
Ознакомление с условиями и материалами, использующиеся для изобразительной деятельности детей в домашних условиях. | Декабрь. Рисование на крупе манке | Iнеделя | Совместная деятельность педагога и детей. «Летят снежинки» ( ознакомление с крупой манкой, техника выдувания воздуха через трубочку для коктейля). | Рассматривание, отгадывание загадки, рассказ, развивающая игра «Скажи, какими бывают снежинки»,дыхательное упражнение, чтение стихотворения, музыка «Снег – снежок».
| Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования – крупой. | II неделя | Памятка для родителей « Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей» | Беседы, консультации, индивидуальная работа по запросам родителей. | Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности. | IIIнеделя | Совместная деятельность педагога и детей. Рисование « Дорисуй узор» (ознакомление с манной крупой, как средством для рисования нетрадиционным способом).
| Рассматривание, беседа, рассказ, музыка, дидактическая игра «Найди свой домик», физкультминутка, «Солнышко», Чтение стихотворения «Я построил дом с трубою» С.Козлова,
| Развивать творческое воображение, память мелкую моторику пальцев рук. | IVнеделя | Совместная деятельность педагога и детей. «Дорога к домику ежика» (рисование на манной крупе и составление сказки вместе с воспитателем). | Рассказ, демонстрация, подвижная игра «Зайцы и лиса», «Снежки»,чтение стихотворения «Мы – веселые зайчата», пальчиковая гимнастика «Жил-был зайчик».
| Развивать воображение, речь, память, мелкую моторику.
| Январь. Рисование «насыпью»манной крупой. | II неделя | Консультация для родителей «Рисование нетрадиционным способом» в папках передвижках. | Консультация. | Продолжать знакомить родителей с основами рисования нетрадиционным способом. | IIIнеделя | Совместная деятельность педагога и детей. Рисование «Разноцветные шары» (нарисованные шары покрываются клеем ПВА, на клей насыпают разноцветную манную крупу). | Дидактическая игра «Веселые шары», отгадывание загадки, беседа, рассматривание, рисование | Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику, цветовосприятие. | IVнеделя | Совместная деятельность педагога и детей. Рисование «Кошкин дом» (работа с трафаретами геометрических фигур, насыпание манной крупы на контур фигуры). | Дидактическая игра «Найди кошку», отгадывание загадки, беседа, рисование, рассматривание | Закреплять технику рисования на манной крупе, активизировать словарь детей. | Февраль. Рисование разными крупами | I неделя | Консультация для родителей «Развивайте творчество детей». | Консультация, беседы по вопросам родителей. | Продолжать знакомить родителей с основами изобразительной деятельности нетрадиционным способом. | II неделя | Памятка для родителей « Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей». | Беседы, консультации, индивидуальная работа по запросам родителей. | Продолжать поддерживать интерес родителей к изобразительной деятельности детей, вызвать у них желание заниматься дома с детьми. | IIIнеделя
| По замыслу ребенка.
| Беседа, рассматривание, дидактическая игра «Придумай пейзаж».
| Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с различными видами круп, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.
| IV неделя | Рисование «Следы неведомых зверей» (составление сказки посредством рисования на манной крупе). | Рассматривание, беседа, рисование, подвижные игры «У медведя во бору», «Волк и зайцы». | Продолжать развивать мелкую моторику рук, воспитывать любознательность, интерес к творчеству. | Март. Рисуем разными крупами. | I неделя | «Подарок маме» (цветы – разные виды круп рассыпать по рисунку с уже нанесенным клеем). | Рисование крупами, рассматривание, беседа, дидактическая игра «Кто у нас хороший?». | Продолжать развивать творчество детей, эстетический вкус. Воспитывать у детей любовь, уважение к маме, желание сделать ей приятное. | II неделя | «Машинка» (нанесение клея ПВА кисточкой на шаблон рисунка, поверх клея насыпать крупы. Окна машины –насыпать манной крупой, саму машину- рисом, колеса- гречкой.) | Рисование крупами, рассматривание, беседа, демонстрация, подвижная игра «Веселые старты». | Продолжать развивать мелкую моторику, знакомить с цветом; развивать эстетический вкус; развивать речь. | III неделя | Совместная деятельность педагога и детей, рисование крупами «Кораблики» - (цветная манная крупа, рис, гречка, пшено). | Беседа, демонстрация, рисование крупами, военно-патриотическая игра «Моряки на корабле». | Закрепить умение правильно держать кисть, продолжать поддерживать интерес к рисованию крупой, развивать мелкую моторику. | IV неделя | Д/и «Грибная полянка» (нанесение клея, насыпание разной крупы по контуру рисунка. (2 вида грибов- лисичка, подберезовик). | Беседа, демонстрация, рисование крупами, подвижная игра « У медведя во бору». | Совершенствовать работу пальцев рук, расширять знания об окружающем мире, о грибах. Убеждать детей в том, что их ручки необыкновенные. | Апрель. Рисование разными крупами. | I неделя | Совместная деятельность педагога и детей, рисование «Божьи коровки» ( нанесение клея по контуру рисунка, насыпание цветной манной крупы на рисунок). | Беседа, демонстрация, рисование цветной манной крупой, отгадывание загадки, подвижная игра «Божьи коровки». | Закрепить умение равномерно наносить клей кисточкой, продолжать вырабатывать навыки насыпания крупы на клей. | II неделя | Совместная деятельность педагога и детей, рисование «Моя лошадка» (работа с контурным изображением лошадки. Нанесение клея на уже выделенные элементы кисточкой и присыпание крупами: пшено, гречка, горох) | Беседа, демонстрация, рисование крупами, рассказ, отгадывание загадки. | Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, речь. | III неделя | Совместная деятельность педагога и детей, рисование «Милый медвежонок» диагностическое занятие ( работа с шаблоном рисунка по определенной схеме, «раскраска» разными крупами рисунка) | Демонстрация, рассказ, беседа, подвижная игра «У медведя во бору», рисование крупами. | Закрепить знания и представления о цвете, продолжать развивать инициативу, интерес к творчеству. | IV неделя | Совместная деятельность педагога и детей, рисование «Цветочная полянка» (шаблоны цветов, нанесение клея ПВА, крупы – рис, гречка, кукурузная крупа, манная крупа) | Рассказ, демонстрация, беседа, прослушивание музыки природы(пение птиц, шум дождя, журчание воды…), рисование крупами. | Закрепить умение украшать крупами простые по форме предметы; навыки коллективной деятельности. |
| Презентация | Демонстрация, беседа. |
|
|