Рассказывание по сюжетной картине "В родной семье"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Подготовительная группа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi._v_rodnoy_seme.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

Образовательная область (по ФГОС ДО): речевое развитие

Тема: рассказывание по сюжетной картине «В родной семье»

Цель: составления небольшого рассказа творческого характера,  отображающих содержание сюжетной линии на примере картины « Моя семья»  по плану, предложенному воспитателем

Задачи:

  • Обучающие: Упражнять в подборе слов со сходным значением.

Правильно строить предложения, понимать содержание картины

  • Развивающие: уметь отвечать на вопросы полным аргументированным ответом
  • Воспитательные: проявлять уважительное отношение к окружающим, скромность, умения с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

Планируемый результат:

Пространственно-временной ресурс: 30 минут

Материалы и оборудование: сюжетные картинки, книги, фишки разного цвета.

Содержание

Этап

Цель, задачи этапа

Деятельность

педагога

(прямая речь!!!)

Деятельность

детей

(действия детей)

Методы, приемы

Результат

1 этап Вводно- организационный

Для педагога: создание интереса к предстоящей деятельности

Для детей:  помочь Буратино справиться с заданием

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Улыбнемся и гостям.

Мы вам рады, здравствуйте!

Забегает Буратино.

Воспитатель:   Здравствуй, Буратино? Куда ты так торопишься?

БУРАТИНО: Привет, всем! Ребята, я прогулял урок и теперь не могу справиться с заданием.

 Воспитатель:   С каким заданием ты не можешь справиться?

БУРАТИНО: Нужно составить рассказ по картине.  

Воспитатель:  Ребята, а как мы можем помочь Буратино? Буратино, покажи, пожалуйста, нам картину, по которой нужно составить рассказ.

БУРАТИНО: Картина на флешке.

 

Дети предлагают варианты, как можно помочь Буратино справиться с заданием.

Сюрпризный момент (Буратино), вопросы

У детей сформировался  интерес к предстоящей деятельности.

2 этап

Основной

Для педагога: предупреждение утомляемости и смена вида деятельности.

Для детей: составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок

Воспитатель: Дети, посмотрите на экран. Буратино, вначале нам надо рассмотреть картину. 

1.     Ребята, а как вы думаете, кто изображен на картине? 

2.     Где собралась семья?

3.     В какой комнате?

4.     Чем они занимаются?

5.     Что можно сказать об этой семье? (какая она?) 

Воспитатель:   Проводится физкультминутка

Раз, два, три, четыре.

Кто живет у нас в квартире? (воспитатель вместе с детьми,  указывая считают всех членов семьи, которые изображены на картине)

Раз, два, три, четыре, пять. (указывать пальцем как - будто считают)

Всех могу пересчитать:  (сгибаем поочередно пальцы)

Папа, мама, брат, сестра,  (шагаем врассыпную)

Кошка Мурка, два котенка,  (наклоны в право, влево)

Мой сверчок, щегол и я –  (повороты туловища )

Вот и вся моя семья!   (хлопать в ладошки)

Воспитатель:  Ребята, присаживайтесь на стульчики. Мы с вами рассмотрели картину, теперь нам нужно составить рассказ. Буратино, для того, чтобы рассказ получился интересным, последовательным можно использовать карточки-помощники. Посмотрите на мольберт. Ребята, нам эти карточки уже знакомы. Вспомним, что они обозначают. (карточки выставляются на мольберт). 

1. Кто изображен?

2. Где находятся?

3.Что делают?

4. Какая семья?

Воспитатель: Дети, послушайте: какой рассказ придумала я. Слушайте внимательно, потом будете рассказывать вы.  Ты тоже, Буратино, слушай внимательно.

Воскресным утром дружная семья собралась в большом, уютном зале. Папа с сыном конструируют самолет, мама с дочкой решили почистить аквариум, бабушка присела за круглый стол, и читает интересную книгу. Каждый в семье занят своим любимым делом.

Кто желает рассказать? (воспитатель после каждого рассказа ребенка его оценивает)

Буратино, а теперь мы и тебя хотим послушать. Воспитатель: Молодец, Буратино! Ты справился со своим заданием. Ты рассказал подробно о каждом. Твой рассказ получился интересным, последовательным.

БУРАТИНО: Теперь я понял, как нужно составлять рассказ. Большое вам спасибо. Я побежал! Пока!

Дети стоят перед экраном

Дети в течении 10 секунд рассматривают картину

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Дети повторяют движения и текст физкультминутки за воспитателем

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Дети слушают рассказ воспитателя

Дети составляют свои рассказы по картине

Образец рассказа, анализ образца рассказа, план рассказа, коллективное составление рассказа, оценка детских монологов, вопросы, беседа, худ.слово (физкультминутка)

Предупредила  утомляемость и сменила вид деятельности.

Дети составили рассказа с опорой на серию сюжетных картинок

3 этап

Заключительный

Для педагога: подведение итога, оценка речевой деятельности детей

Для детей: подведение итогов, проведение самооценки

Воспитатель: Ребята, попрощаемся с Буратино. До свидания!

Воспитатель: Ребята, какое доброе дело мы с вами сделали? Чей рассказ получился самым интересным? Чем он тебе запомнился? (Почему?) А, почему не понравился рассказ? Как бы ты поступил?

Мне тоже понравились ваши рассказы. Ребята мои, я горжусь вами, что вы смогли научить Буратино составлять рассказ.  МОЛОДЦЫ.

Дети прощаются с Буратино.

Встают со стульчиков, воспитатель предлагает присесть на коврик

Подведение итогов, оценка детских монологов, самооценка

Подвела итог, и осуществила оценку речевой деятельности детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы применяемые в обучении детей с тяжёлыми нарушениями речи рассказыванию по сюжетной картине

В представленном материале можно ознакомиться с последовательностью работы по обучению детей с ТНР рассказыванию по сюжетной картине. Методы и приёмы, приведённые в данном материале помогут учителю-пе...

Опыт работы на тему «Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным. Особую актуа...

Обучение дошкольников с ОНР творческому рассказыванию по сюжетной картине.

В презентации предложена система  работы над связной речью детей с ОНР по картине-трансформеру (по Т.А. Ткаченко) с элементами технологии ТРИЗ. Процесс увлекательный как для педагога, так и для д...

Конспект НОД в подготовительной группе «Рассказывание по сюжетной картине «Зимние забавы» с элементами ТРИЗ» с использованием ИКТ

Цель: Учить составлять связный рассказ по картине.Задачи: Образовательная область «Речевое развитие» - Активизировать в речи детей употребление прилагательных, глаголов.- Активизировать слов...

НОД в подготовительной группе «Рассказывание по сюжетной картине «Зимние забавы» с элементами ТРИЗ» с использованием ИКТ

Цель: Учить составлять связный рассказ по картине.Задачи:Образовательная область «Речевое развитие»- Активизировать в речи детей употребление прилагательных, глаголов.- Активизировать словарный запас ...

Развитие навыков связной речи у старших дошкольников путем обучения рассказыванию по сюжетным картинам и картинкам.

Развитие навыков связной речи у старших дошкольников путем обучения рассказыванию по сюжетным картинам и картинкам.Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в с...

Памятка для педагогов "Творческое рассказывание по сюжетной картине"

В памятки рассмотрены виды творческого рассказывания и этапы работы....