Памятка для педагогов "Творческое рассказывание по сюжетной картине"
методическая разработка по логопедии на тему
В памятки рассмотрены виды творческого рассказывания и этапы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka.docx | 16.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Черлакский детский сад № 2 комбинированного вида»
Памятка на тему:
«ТВОРЧЕСКОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ».
Выполнила: учитель-логопед
Заякина О. А.
Черлак - 2014
ПАМЯТКА
Творческое рассказывание по сюжетной картине.
Использование сюжетных картин в качестве наглядной опоры предполагает работу по 10 видам творческого рассказывания (перечислены в порядке возрастания сложности):
- Составление рассказа с добавлением последующих событий.
- Составление рассказа с заменой объекта.
- Составление рассказа с заменой действующего лица.
- Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.
- Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.
- Составление рассказа с добавлением объекта.
- Составление рассказа с добавлением действующего лица.
- Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.
- Составление рассказа с изменением результата действия.
- Составление рассказа со сменой времени действия.
Работа по обучению каждому виду творческого рассказывания по сюжетной картине состоит из 6 этапов:
- Анализ содержания картины
Начальный этап работы по картине включает в себя установление:
- места действия;
- времени действия;
- свойств объектов и предметов;
- целей действия каждого персонажа;
- причинно-следственных связей между объектами и явлениями и пр.
- Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания.
Большое значение для воспитания навыков творческого рассказывания имеет подготовка психологической базы, а именно развитие:
- интереса;
- внимания;
- памяти;
- инициативности;
- воображения;
- мышления (в том числе критического) и др.
- Составление исходного рассказа по картине.
На данном этапе необходимо выработать, закрепить либо улучшить у ребенка навык составления связного рассказа, чтобы затем перенести этот навык на творческий рассказ.
- Планирование творческого рассказа.
Эта работа заключается:
- в трансформации сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания, обсуждении замысла;
- выборе зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории);
- составлении «предикативной цепочки» (перечень глаголов, соответствующих последовательно разворачиваемым действиям и называемых ребенком с целью составления программы, плана развернутого высказывания);
- построении плана изложения (можно в графическом варианте);
- установлении объекта для прямой речи;
- придумывании заголовка к рассказу.
- Составление творческого рассказа с учетом всех необходимых языковых средств.
Качество речи при составлении творческого рассказа определяется наличием
- точных слов;
- образных сравнений;
- грамотных, четких предложений;
- связей предложений и частей рассказа;
- выразительности;
- интонирования;
- акцентирования наиболее значимых слов;
- плавности речи;
- фонетической четкости каждой фразы.
- Анализ и оценка творческого рассказа.
Рассказ анализируется и оценивается взрослым в соответствии с требованиями, указанными в предыдущих пяти этапах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приёмы применяемые в обучении детей с тяжёлыми нарушениями речи рассказыванию по сюжетной картине
В представленном материале можно ознакомиться с последовательностью работы по обучению детей с ТНР рассказыванию по сюжетной картине. Методы и приёмы, приведённые в данном материале помогут учителю-пе...
Опыт работы на тему «Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным. Особую актуа...
Обучение дошкольников с ОНР творческому рассказыванию по сюжетной картине.
В презентации предложена система работы над связной речью детей с ОНР по картине-трансформеру (по Т.А. Ткаченко) с элементами технологии ТРИЗ. Процесс увлекательный как для педагога, так и для д...
Конспект НОД в подготовительной группе «Рассказывание по сюжетной картине «Зимние забавы» с элементами ТРИЗ» с использованием ИКТ
Цель: Учить составлять связный рассказ по картине.Задачи: Образовательная область «Речевое развитие» - Активизировать в речи детей употребление прилагательных, глаголов.- Активизировать слов...
НОД в подготовительной группе «Рассказывание по сюжетной картине «Зимние забавы» с элементами ТРИЗ» с использованием ИКТ
Цель: Учить составлять связный рассказ по картине.Задачи:Образовательная область «Речевое развитие»- Активизировать в речи детей употребление прилагательных, глаголов.- Активизировать словарный запас ...
Развитие навыков связной речи у старших дошкольников путем обучения рассказыванию по сюжетным картинам и картинкам.
Развитие навыков связной речи у старших дошкольников путем обучения рассказыванию по сюжетным картинам и картинкам.Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в с...
Рассказывание по сюжетным картинам «Ежи»
Развитие речи в подготовительной группе....