НОД в подготовительной группе «Рассказывание по сюжетной картине «Зимние забавы» с элементами ТРИЗ» с использованием ИКТ
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Цель: Учить составлять связный рассказ по картине.
Задачи:
Образовательная область «Речевое развитие»
- Активизировать в речи детей употребление прилагательных, глаголов.
- Активизировать словарный запас детей, определяющий трехмерное пространство (близко – далеко, впереди – сзади, около, между, за, перед).
- Упражнять в подборе слов на заданный звук
- Упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине
- Развивать умение детей строить предложения на основе установленных взаимосвязей.
- Учить детей описывать воспринимаемое через различные органы чувств.
- Учить рассказывать об объектах на картине, представляя их прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.
- Вырабатывать чёткие координированные движения во взаимосвязи с речью.
- Упражнять в умении подбирать название картины, отражающее ее смысл.
- Развивать артикуляционный аппарат детей
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Закреплять представления о характерных особенностях зимы
- Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине
- Развивать внимание, память, мышление, воображение
- Упражнять в пространственной ориентировке на картине
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Учить соблюдать правила
- Развивать умение слушать ответы сверстников
- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, эмоциональную отзывчивость, желание и готовность помочь другим в сложной ситуации.
Оборудование и материл: мультимедийное оборудование; «подзорная труба», снежки, схематические изображения объектов картины, органов чувств, рамка картины, фон картины, изображения персонажей, часы и детская игрушка машинка, коробка с лентами.
Предварительная работа: знакомство с волшебниками, с их родом деятельности: волшебник «Дели-Объединяйка» может разделить и объединить все на свете, волшебник «Оживления» может оживлять картины; волшебник «Времени» - может перенести в прошлое или будущее
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 259 городского округа Самара
443063, г. Самара, Балхашский проезд, дом 36, тел. (846) 951-23-27
Конспект НОД в подготовительной группе
«Рассказывание по сюжетной картине
«Зимние забавы» с элементами ТРИЗ»
с использованием ИКТ
Подготовила и провела
в подготовительной группе
МБДОУ №259 г.о.Самара
воспитатель Гуляева Е.А.
11.12.2014г.
Цель: Учить составлять связный рассказ по картине.
Задачи:
Образовательная область «Речевое развитие»
- Активизировать в речи детей употребление прилагательных, глаголов.
- Активизировать словарный запас детей, определяющий трехмерное пространство (близко – далеко, впереди – сзади, около, между, за, перед).
- Упражнять в подборе слов на заданный звук
- Упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине
- Развивать умение детей строить предложения на основе установленных взаимосвязей.
- Учить детей описывать воспринимаемое через различные органы чувств.
- Учить рассказывать об объектах на картине, представляя их прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.
- Вырабатывать чёткие координированные движения во взаимосвязи с речью.
- Упражнять в умении подбирать название картины, отражающее ее смысл.
- Развивать артикуляционный аппарат детей
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Закреплять представления о характерных особенностях зимы
- Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине
- Развивать внимание, память, мышление, воображение
- Упражнять в пространственной ориентировке на картине
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Учить соблюдать правила
- Развивать умение слушать ответы сверстников
- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, эмоциональную отзывчивость, желание и готовность помочь другим в сложной ситуации.
Оборудование и материл: мультимедийное оборудование; «подзорная труба», снежки, схематические изображения объектов картины, органов чувств, рамка картины, фон картины, изображения персонажей, часы и детская игрушка машинка, коробка с лентами.
Предварительная работа: знакомство с волшебниками, с их родом деятельности: волшебник «Дели-Объединяйка» может разделить и объединить все на свете, волшебник «Оживления» может оживлять картины; волшебник «Времени» - может перенести в прошлое или будущее
Ход деятельности
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада нашей встрече.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
2. Введение в тему
- Ребята, помните мальчика Кая из сказки «Снежная королева»? С ним снова приключилось несчастье. Играя на улице в снежки Кай случайно попал в Снежную Королеву и она лишила его смеха и радости
Видео фрагмент. Задание Снежной Королевы
-Давайте вернем Каю радость и смех. А помогут нам в этом мои друзья Волшебники: «Волшебник Дели – Объединяйка», «Волшебник Оживления», «Волшебник Времени» и эта картина.
3. Основная часть.
-Ой, снова проделки Снежной Королевы, картину нашу снегом замела. Мои друзья волшебники подсказывают, что открыть часть картины можно выполнив три задания.
Задание1. Расскажите, какая бывает зима?
- Если зимой много снега, то зима какая? (___)
- Если зимой мороз, то зима какая? (___)
- Если зимой часто бывают вьюги, то зима какая? (___)
- Если зима наступает рано, то зима какая? (___)
Задание2. Назовите зимние слова, которые начинаются на звук С.
Задание3. Расскажите, что делает снег зимой?
Во время выполнения детьми заданий открываются 3 фрагмента картины
-Ребята, как вы думаете, что может быть спрятано под цифрами?
«Определение состава картины»
Давайте рассмотрим картину подробнее с помощью «подзорной трубы», которую подарил нам «Дели – Давайка». Правило: называть нужно только один объект и не повторять.
-Ребята, сейчас мы увидели в «подзорную трубу» катание детей на лыжах, на санках, на коньках, игры в снежки, лепка снеговика. Как все это назвать, одним словом? (детские игры, зимние игры, зимние забавы)
-Правильно, в одну из них мы сейчас поиграем. Возьмите каждый по одному снежку, встаньте в круг. Играть мы будем только глазами, не поворачивая головы.
Зрительная гимнастика
В руки вы снежок возьмите,
На него вы посмотрите
Вверх снежок вы поднимите
Глазками за ним следите.
Вниз снежок вы опустите,
Снова на него взгляните.
Снежок вправо,
Снежок влево.
«Нарисуйте» круг умело.
Снежок близко, вот вдали,
Ты внимательно смотри.
Вот такой у нас снежок,
Улыбнись ему, дружок.
Быстро, быстро вы моргайте,
А теперь в игру вступайте.
«Установление взаимосвязей между объектами на картине»
-Посмотрите, сколько всего мы увидели на картине. Всю картину на части разобрали, а обратно собрать забыли. Нужно наводить порядок, соединить все части в одно целое. Выберите картинки-схемы из нашей картины, которые дружат между собой.
«Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств»
-Картину рассмотреть нам помогли наши…. (глаза) А еще нам могут помочь: уши, нос, руки. Но для этого нужно попасть в картину. А поможет нам «Волшебник Оживления»
Палочкой волшебной в воздухе взмахну,
В чудесную картину вас перенесу.
-Вот мы и оказались прямо в картине.
- Прислушайтесь, что вы слышите?
- Дотроньтесь рукой до всего, что вам встретилось на пути. Что вы почувствовали теперь? …
- А теперь глубоко вдохните. Какие запахи вы чувствуете? ….
-Вот сколько всего мы почувствовали, но нам пора возвращаться из картины в группу
Палочкой волшебной в воздухе взмахнем,
Волшебство появится, в группу попадем.
«Описание местонахождения объектов на картине».
-Ой, ребята, посмотрите, картина снова исчезает. Это Снежная Королева снова проказничает. Неужели нам не удастся помочь Каю, и он навсегда останется в царстве злой колдуньи? А давайте вспомним, что мы с вами видели на картине, и заново её создадим. Ребята, разместите героев на картине. Расскажите кто, где находится. Чтобы было интереснее придумайте им имена.
Дети размещают персонажей картины
-Посмотрите, наша картина открылась, значит, мы правильно расположили героев на картине.
«Преобразование объектов во времени»
-Ребята, посмотрите на эти предметы (машина, часы). А что может получиться, если эти два предмета объединить. (Машина времени) .
-Я предлагаю совершить маленькое путешествие с «Волшебником Времени» Подумайте, куда вы хотите отправиться: в прошлое (красная стрелка) или будущее (синяя стрелка). Выбирайте!
Волшебство сейчас начнется!
Стоит палочкой взмахнуть.
Детям ярко улыбнется,
Позовет в далекий путь
-Пофантазируйте и скажите, что было с детьми ДО того, как они вышли гулять? (ответы детей)
-А что будет ПОТОМ? (ответы детей)
Динамическая пауза с элементами массажа
«Лепим мы снеговика»
Раз рука, два рука,
Лепим мы снеговика.
Три, четыре, три, четыре –
Нарисуем рот пошире.
Пять – найдем морковь для носа,
Угольки найдем для глаз.
Шесть – наденем шляпу косо,
Пусть смеется он у нас.
Семь и восемь, семь и восемь –
Мы плясать его попросим.
«Смысловая характеристика картины».
-А теперь давайте составим красивый рассказ, чтобы Кай смог снова стать счастливым. Только вот мне совсем не нравится, что мы все время говорим «картина, да картина». У каждого человека есть имя, пусть оно будет и у нашей картины. Выбрать его нам помогут пословицы о зиме и зимних играх. Может кто-то из вас знает такие пословицы? Дети предлагают пословицы.
-А какая, больше всего подходит к нашей картине?) Почему вы так думаете? Давайте так и назовем нашу картину- …
Чтобы рассказ получился красивым, нужно четко произносить все слова.
Чистоговорка
Ма-ма-ма, вот пришла зима (хлопки по плечам)
Озы-озы-озы, ой, трещат морозы! (хлопки по рукам)
Ег-ег-ег, выпал белый снег(хлопки по бедрам)
Ра-ра-ра-ра, как рада детвора! (хлопки по коленям)
Ой - ой – ой, как хорошо зимой! (хлопки в ладоши)
-Ребята, перед тем как составить свой рассказ, вспомните, какая была погода, в какие игры играли дети, как их зовут, где каждый из них находится, и т. д. Кто хочет начать рассказ по картине «… »?
Дети составляют рассказ
-Молодцы, мне нравится ваш рассказ. А вот понравился ли он Снежной Королеве?
Видео фрагмент с Каем
Итог
-Пришла нам пора прощаться. Вам понравилась наша встреча? (Ответы детей) Подойдите к моей волшебной коробке, скажите, чем именно понравилось заниматься, чей рассказ вам понравился, а потом потяните на себя ленточку (высказывается каждый ребенок)
-Ребята, что у нас получилось? (Солнце)
-Я желаю, чтобы вам всегда улыбалось солнце! Но на этом наша встреча не заканчивается. Дело в том, что в благодарность за свое спасение Кай передал для вас подарки – этих веселых снеговиков. Скоро Новый год и вы сможете украсить ими свою новогоднюю елку. А еще в группе вы можете пофантазировать и рассказать, как будет встречать Новый год Кай.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 2 3 С
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по формированию связной речи у детей с ОНР (подготовительная группа). Тема: Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы".
Проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи является одной из главных задач учителя- логопеда. Предложенное занятие рекомендуется для прове...
Конспект НОД в подготовительной группе «Рассказывание по сюжетной картине «Зимние забавы» с элементами ТРИЗ» с использованием ИКТ
Цель: Учить составлять связный рассказ по картине.Задачи: Образовательная область «Речевое развитие» - Активизировать в речи детей употребление прилагательных, глаголов.- Активизировать слов...
Конспект НОД в подготовительной группе «Рассказывание по сюжетной картине «Зимние забавы» с элементами технологии читательского воображения» с использованием ИКТ
Конспект НОД в подготовительной группе«Рассказывание по сюжетной картине«Зимние забавы» с элементами технологии читательского воображения»с использованием ИКТ...
НОД по ОНР в подготовительной группе составление рассказа по картине «Зимние забавы»
конспект занятия...
Конспект открытого занятия по обучению составления описательного рассказа по картине «Зимние забавы» с элементами ТРИЗ. Подготовительная группа.
Учить составлять связный рассказ по картине. Мероприятие проходит в виде диалогически проблемной игры, расширяет знания воспитанников о зимних изменениях в природе, активизирует речь, мышление....
План-конспект НОД (с элементами ТРИЗ) в подготовительной группе «Рассказывание по сюжетной картине «Зимние забавы»
Этот конспект будет полезен не только специалистам,занимающимся внедрением технологии ТРИЗ, но и широкому кругу педагогов...
«Рассказывание по сюжетной картине «Зимние забавы»» с использованием ИКТ
Научить детей рассказывать об объектах на картине, представляя их прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты, а также вырабатывать чёткие координированные движения во взаимосвязи с реч...